Дискуссионный клуб: Профобразование - инвестиции в будущее

3125
Образовательные учреждения уверенно смотрят в будущее. Спрос на образователльные услуги остается стабильным, хотя кризис, естественно, внес в развитие отрасли свои коррективы. Второй диплом и МВА становятся все более привлекательными в глазах работодателей, а зачастую и необходимым условием успешной карьеры. При этом мало кто из работодателей оплачивает обучение, решение учится дальше становится личным выбором человека, что обуславливает его высокую мотивацию и служит дополнительным плюсом для хедхантеров.

О ситуации с получением второго высшего образования и МВА,особенностях и перспективах дополнительного обучения рассказывают представители ведущих российских образовательных учреждений.

Дискуссионный клуб: Профобразование - инвестиции в будущее
Ольга Бодрова,
канд. экон. наук, руководитель
программы «MBA – Управление,
человеческими ресурсами» Московской
международной высшей школы бизнеса
«МИРБИС»
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС создана в 1988 году.Программы обучения: довузовская подготовка,бакалавриат, второе высшее, магистратура, аспирантура,программы MBA, EMBA, корпоративные программы. МИРБИС – это более 5000 студентов, аудиторная площадь около 10 000 кв. м. Среди партнеров МИРБИС 189 школ, 16 вузов России и СНГ, 87 зарубежных вузов, 400 предприятий, банков, корпораций. МИРБИС – член 46 ассоциаций!Сергей Зуев,
профессор, декан ФГУ, член,
общественных советов
Минрегионразвития России и Росатома,
эксперт Совета Европы
Факультет государственного управления АНХ при Правительстве РФ – 30 лет в сфере дополнительного профессионального образования для руководителей и специалистов бизнес-структур, некоммерческих организаций и госслужащих. Направление деятельности – довузовская подготовка абитуриентов, высшее образование, магистратура, дополнительное профессиональное образование, элитная программа подготовки национального кадрового резерва Master of Public AdministrationАрдальон Кибанов,
доктор экон. наук, профессор, директор
Учебного центра управления персоналом
Высшей школы бизнеса Государственного
университета управления

В 2008 году ряд наиболее успешных программ бизнес-образования Государственного университета управления был объединен под единым брендом «Высшая Школа Бизнеса ГУУ». В школе реализуются как универсальные программы MBA, так и ряд специализированных программ,среднесрочные и краткосрочные программы бизнесобразования, а также программы для корпоративных заказчиков.

Редакция :

Какие тенденции в получении второго высшего образования и МВА в последние годы Вы можете отметить?

Сергей Зуев: В последние 15-20 лет стали чрезвычайно востребованными образовательные форматы,позволяющие человеку качественно менять профориентацию в течение всей жизни. Причем востребованы они самыми активными и «подвижными» людьми:относительно молодыми, имеющими хорошее базовое образование, не привязанными к одному месту работы ни географически, ни профессионально. Таких людей, так называемых «свободных агентов»,в современном постиндустриальном мире становится все больше.Ольга Бодрова: По нашему опыту, второе высшее образование получают сотрудники, желающие повысить свою ценность как специалиста, дополнить знания или получить квалификацию в определенной области. На программы МВА приходят работники, занимающие средние дженералистские позиции,или уже сложившиеся специалисты с намерением повысить свою ценность как руководителя. Такие слушатели осознали, что им не хватает именно системных знаний обо всех аспектах бизнеса, которые как раз и дает бизнес-образование. Целью бизнес-образования является подготовка прежде всего руководителей. Такой подход реализуется и в России, и за рубежом.

Ардальон Кибанов: На Западе каждый второй, получивший высшее образование, получает ещё и бизнес-образование, то есть МВА. Для России сейчас это удел наиболее способных, а значит, высокооплачиваемых менеджеров. В будущем, надеюсь, бизнес-образование и у нас станет нормой для тех, кто собирается делать административную карьеру. Второе высшее образование, как правило, интересно тем, кто планирует получить системные знания именно в своей профессии или только ещё планирует ей заниматься.

Редакция :

Как в целом сказывается получение второго высшего образования на дальнейшей карьере человека?

Ольга Бодрова: Я не встречала людей, которые в той или иной степени не продвинулись бы по карьерной лестнице после получения дополнительного или бизнес-образования. Это вполне естественно – люди имеют цель и идут учиться осознанно, высока их мотивация не только к обучению, но к карьерному продвижению. Поэтому неудивительно, что они добиваются успеха – по-другому просто не бывает!

Ардальон Кибанов: На сегодняшний день большинство руководителей и специалистов, которые успешно работают в области управления человеческими ресурсами, не имеют специализированного образования. У многих из них созрело понимание необходимости в получении профессиональной квалификации. Обычные программы профессиональной переподготовки уже не для них. Это взрослые сложившиеся специалисты со своим взглядом на профессию и огромным опытом успешной деятельности в ней. Именно им предназначена программа МВА-HR. Слушателям предоставляется уникальная возможность переосмысления личного опыта на новом теоретическом уровне, систематизация имеющихся знаний, обогащение опытом друг друга. Эти люди − основная наша аудитория. Наши выпускники после окончания программы в большинстве случаев испытывают чувство удовлетворения, успешно адаптируются в бурных реалиях российского бизнеса. Среди них есть руководители собственного бизнеса, директора по персоналу и консультанты. После окончания обучения многие из них сменили работу, оказались востребованы на более высоких и ответственных должностях.

Сергей Зуев: В условиях достаточно архаичной системы российского образования зачастую люди, уже имеющие все необходимые им профессиональные компетенции, получают второе высшее только для того, чтобы официально подтвердить свой профессиональный статус. Второе высшее и дополнительное профессиональное образование к тому же создает веер выборов на каждом шаге профессиональной карьеры. И чем больше будет таких выборов, тем лучше.

Редакция :

Как повлиял экономический кризис на желание и возможности людей получить дополнительное образование и на стоимость обучения?

Ардальон Кибанов:Кризис, безусловно, повлиял на активность тех, кто желает развиваться в своей области, однако общей тенденции он не изменил. Стоимость обучения ежегодно растет, как правило, на 10-15 процентов. Я думаю, эта тенденция сохранится несмотря на кризис. Бизнес-образование не может быть дешевым, иначе неизбежно упадет его качество: невозможно будет организовать современный и эффективный процесс обучения и, что также важно, на обучение может быть привлечен контингент недостаточно высокого уровня. Бизнес-образование, кроме всего прочего, отличает еще и сильнейший синергетический эффект, который создается за счет совместного обучения близких по уровню людей.Сергей Зуев: Одним из заметных, но, очевидно,временных следствий кризиса стало снижение спроса на дорогие образовательные программы, такие как MBA. Многие слушатели обучались за корпоративный счет: сейчас таких возможностей стало меньше.
Что касается в целом MBA и MPA (аналогичной элитной программы подготовки национального кадрового резерва в области общественно-государственного управления – «Master of Public Administration»), то здесь наметившийся из-за кризиса спад едва ли будет долгим. Временное сокращение спроса приведет к улучшению качества, а это, в свою очередь, увеличит интерес к таким программам среди тех самых активных и мобильных людей. Для них важно получение не просто диплома, а реальных и требующихся им компетенций.
Ольга Бодрова: В большинстве вузов и бизнес-школ набор на 2009-2010, конечно, сократился. Однако спрос на качественное бизнес-образование не уменьшился, Мы, к примеру, часто проводим Дни открытых дверей для желающих больше узнать о программах МБА, и в эти дни к нам приходит масса народа. Кроме того, в бизнес-школе МИРБИС практикуется приглашение участников Дней на бесплатные занятия, чтобы они воочию могли убедиться, в соответствии программы их ожиданиям. Снижение цены – это всегда снижение качества. Думаю, все школы по-своему подходят к этой проблеме. В целом стоимость бизнес-образования не снижается, а за второе высшее не поручусь.

Редакция :

Как относятся работодатели и хедхантеры к получению сотрудниками второго высшего образования и МВА? Помогают ли предприятия учащимся финансово и организационно?Ольга Бодрова: Обычно программы повышения квалификации входят в планы компаний по обучению сотрудников, что для большинства работодателей достаточно – ведь они оплачивают обучение и должны предусматривать использование слушателями полученных знаний. Если встает вопрос о получении сотрудником недешевого второго высшего
образования, то надо понимать, что сегодня довольно проблематично точно рассчитать карьерный путь резервиста, да и стратегия предприятия часто меняется по причине изменений внешней конкурентной среды.
Как правило, только крупные компании и те, где есть программы развития руководителей, осуществляют финансирование обучения своих сотрудников. Но большинство работодателей если и не оплачивают второе или бизнес-образование, то,по крайней мере, не препятствуют этому, отпускают слушателей на занятия и консультации, иногда проводящиеся в рабочее время. Руководители понимают, что отказ в финансировании не является преградой к получению образования для амбициозных сотрудников. К тому же есть примеры, когда сотрудник начинает учиться за свой счет, а компания, видя рост эффективности работника на рабочем месте, соглашается оплачивать обучение на более позднем этапе.
Благожелательный подход к получению второго высшего образования также удерживает работников в компании после получения диплома, ведь выпускник понимает, что в своей компании ему легче будет продвинуться, так как без опыта работы искать новое место всегда труднее. Компания в лице такого сотрудника получает практически готовый кадровый резерв, отделу персонала нужно всего лишь предоставить возможность работнику
проявить себя.Ардальон Кибанов:
Работодатели, как правило, приветствуют получение своими работниками профессионального образования, однако в подавляющем большинстве случаев решение об обучении работники принимают самостоятельно, и все финансовые и организационные проблемы ложатся на их собственные плечи. Оплачивают обучение в основном иностранные компании или очень крупные российские холдинги, такие как Газпром, РЖД, Сбербанк и другие. Когда предприятия проводят целенаправленную
политику в области получения своими сотрудниками второго высшего и МВА, сотрудники не только получают современные знания, у них появляется единая теоретическая платформа для развития, приобретаются практические навыки работы в команде,управления персоналом, руководства инновационными процессами.
Для работодателей и хедхантеров факт получения человеком второго диплома есть свидетельство не только его более высокого профессионализма, этот факт говорит о его работоспособности, целеустремленности, умении управлять самим собой, свои временем, является свидетельством нацеленности человека на карьеру. Все это, конечно, дает ему преимущество и в глазах работодателя и кадровых агентств. Однако не стоит увлекаться: если человек не имеет адекватного опыта работы и занимается только самообразованием − это, как правило, настораживает опытных рекрутеров.

Редакция :

Можно ли сказать, что между программами повышения квалификации и вторым высшим образованием лежит пропасть? Какие форматы образования сегодня наиболее востребованы? Какие возможности для получения бизнес-образования есть у жителей провинции?

Сергей Зуев: Я не думаю, что между повышением квалификации и вторым высшим образованием есть большая пропасть. Просто самоопределение может происходить у разных людей по-разному и в разное время. Решающее значение имеет вопрос: четко ли
люди отдают себе отчет в том, что им нужно? Если да, то они смогут выстроить свою профессиональную траекторию под свои интересы и способности. Остальные в современном мире едва ли смогут добиться успеха.
В наше время, если хочешь быть успешным, нужно профессионально развиваться на протяжении всей жизни. Понимание этого привело к появлению концепции непрерывного образования. Такое образование отличается от классического, в первую очередь,
своим более индивидуальным характером: выстраивание уникальной образовательной траектории под свое собственное видение профессиональной карьеры. Все это вполне в русле нынешней «экономики впечатлений», в которой уход от массовости является
непременным условием успеха.

Ардальон Кибанов: Отдел персонала может иметь отношение к любому виду образования, если это в русле интересов компании. Если для развития стратегических планов компании необходим тот или иной вид обучения, отдел персонала будет им заниматься априори. Просто программы повышения квалификации нужны систематически и большему числу сотрудников, ведь сумма знаний удваивается каждые пять лет, и чтобы идти в ногу с современным уровнем знания в своей профессии, каждый просто обязан систематически проходить курсы повышения квалификации. Получение же второго высшего образования − это более эксклюзивная задача, и она ставится, как правило, перед теми, кто или не имеет
специального образования по профессии, или занимается проблемами на стыке нескольких специальностей. Так, юрист или психолог, занимающийся проблемами управления персоналом, может получать второе высшее образование в области экономики или управления персоналом.
Для проживающих в провинции есть возможность получить второе высшее образование на заочном отделении. Таких людей у нас очень много, они поражают своей целеустремленностью и работоспособностью. Опыта в организации заочного бизнесо-бразования (МВА) у нас пока нет, хотя желающих достаточно, звонки раздаются постоянно, и не только из провинции, но и из ближнего зарубежья. В Москве в ГУУ учиться хотят многие, стандарты обучения у нас высокие. Я думаю, организация модульного обучения для желающих получить МВА − это дело будущего. Нельзя объять необъятное, как говорил Козьма Прутков.
Сегодня мы остановились на форме организации, которая на Западе называется Рart-time MBA, позволяющей обучаться вечером без отрыва от производства. Для большинства слушателей это единственно возможный путь получения бизнес-образования. Вечерняя форма обучения, с одной стороны, удобна, так как позволяет сохранить работу и сделать обучение не столь дорогим. С другой стороны, обучение вечером затрудняет возможность глубоко и всесторонне погрузиться в процесс. Такая форма затрудняет командную работу. Совмещать ответственную работу с обучением 3-4 раза в неделю и напряженной самостоятельной командной работой удается не всем слушателям. Тем не менее вечерняя форма обучения – основная для МВА, а для получения второго высшего − это вечерняя и заочная формы обучения.

Ольга Бодрова: Принципиально разделять программы повышения квалификации и получение второго высшего образования вряд ли правильно. Повышение квалификации может быть как задачей компании, так и желанием сотрудника. Есть компании, у которых стратегии в области управления персоналом предусматривают не только обучение, но и профессиональное развитие сотрудников. Компания может оказать помощь сотруднику в его профессиональном развитии, но делать этого не обязана. К тому же развитие сотрудника невозможно без его на это желания.
Сегодня благодаря развитию сети Интернет и технологии модульного обучения региональных границ для дополнительного образования практически не существует. Интерес к дистанционному образованию неуклонно растет не только в России, но и в мире, так как иногороднему слушателю практически невозможно на два года оторваться от работы и семьи, чтобы поучиться, например, в Москве. Даже москвичи выбирают модульную или дистанционную формы занятий – высокая загрузка на работе не дает возможности учиться даже по вечерам. Популярна форма: вечер пятницы и суббота – полный день.

Редакция :

Сегодня все больше вузов выходят на рынок с предложениями программ второго высшего и дополнительного профессионального образования, бизнес-образования. Как это влияет на рынок образования? Какие наиболее актуальные проблемы существуют у вузов и учащихся?

Ардальон Кибанов: Сейчас многие вузы задумались о создании бизнес-образования для своей категории специалистов. Я думаю, что появившаяся конкуренция очень полезна для развития рынка. Основное преимущество специализированных вузов в том, что они лучше понимают потребности своих слушателей, однако надо понимать, что их главное конкурентное преимущество – пул преподавателей, который нарабатывается годами.
В американских бизнес-школах считается, что на программах МВА должны преподавать специалисты, обладающие университетским образованием, большим практическим опытом (работа не менее чем в трех-пяти компаниях на управленческих должностях) и опытом консалтинговой работы. Людей такого масштаба на образовательном рынке России просто нет и не может быть. Мы приглашаем специалистов с опытом, но это не всегда оказывается
удачным. Российские специалисты, обладающие положительным опытом, далеко не всегда имеют необходимый уровень теоретических знаний. Сочетание глубоких всесторонних знаний, опыта и мастерства в общении с аудиторией − редкий талант. Поэтому проблема с кадрами стоит достаточно остро.
К сожалению, в России ещё не распространены кредиты на образование. Государство могло бы обратиться к банкам с идеей образовательных кредитов на бизнес-образование с отсроченным платежом. Чтобы выпускники начинали возвращать деньги уже после получения образования. Известно, чтобы вырастить что-либо стоящее – надо вложить немало. Существует и другая проблема: нередко, заплатив большие деньги за образование, слушатели не всегда психологически готовы к серьезной работе. Стандарты же образования в бизнес-школах предусматривают большую долю самостоятельной и командной работы.

Ольга Бодрова: Многие вузы стремятся получить лицензии на новые формы образования, однако лидеры рынка уже сформировались, и новым игрокам придется нелегко. Как правило, слушатели предпочитают бизнес-школы «с именем», даже если обучение там дороже. Кроме репутации, для слушателей важен формат обучения.
Я думаю, что качество образования в России будет быстро расти и увеличивать разрыв между вузами, предоставляющими топовое образование, и предлагающими просто возможность получения диплома. Немалое значение будет уделяться гибкости графиков
и форматов обучения, интерактивам, новым формам изложения знаний.
В институте МИРБИС порядка 40% всего преподавательского состава составляют преподаватели-практики, которые подготавливают специалистов, нацеленных на эффективную профессиональную деятельность после переподготовки или повышения квалификации. Они также проводят у нас дополнительные лекции, мастер-классы.
Содержание программ утверждается до начала проведения курса методическим советом, процесс проведения и содержание занятий контролируется руководителем программы, регулярно собираются мнения слушателей об учебном процессе.

Сергей Зуев: Сегодня мы видим своеобразную массовизацию процесса появления разнообразных программ дополнительного профессионального образования. При этом важно понимать, что при переходе на болонскую двухступенчатую систему образования
роль второго высшего образования начинает играть магистратура. Именно в магистратуре на полученную за четыре года основу ложится новый опыт и новые компетенции, которые создают уникального специалиста. По большому счету важно не то, как называется образовательная программа и какая приобретается дополнительная специальность, а то, какиевозможности для профессиональной и социальной мобильности это дает.
В ведущих вузах, которые всегда по развитию на шаг впереди всех остальных, уже реализованы форматы, связанные с идеями непрерывного образования. Сегодня там занимаются реализацией уже других идей и концептов: формируют «интеллектуальные
центры», сотрудничают с органами власти и активно влияют на принятие решений на высоком уровне, становясь реальными игроками большой политики. Другие же вузы стремятся догнать ведущие, наращивая линейку образовательных программ и стараясь подняться на планку непрерывного образования. И это хорошо в том плане, что создает на рынке ситуацию здоровой конкуренции. Конечно, сильнейшие вузы получают сильнейших слушателей, но и те, и другие вузы в результате растут и развиваются.

Редакция :

Какие специальности сейчас являются наиболее востребованными при получении второго высшего образования? Каковы ваши прогнозы на будущее дополнительного образования?

Ольга Бодрова: В основном слушатели выбирают то направление, в котором они уже трудятся, чтобы повысить свою квалификацию. Исключение составляет, пожалуй, специализация по стратегическому менеджменту – ее выбирают руководители компаний
и владельцы бизнеса.
Я руковожу программой МВА «Управление человеческими ресурсами», за все специализации не поручусь, но в течение ряда лет интерес к нашему направлению остается стабильным. Стабилен интерес также к программам: стратегический менеджмент и предпринимательство, финансы, маркетинг, банковский и инвестиционный менеджмент. Как правило, сегодня почти нет кандидатов на ведущие руководящие позиции с одним дипломом – бизнес быстро развивается, требуя все новых компетенций. Естественно, если у сотрудника есть дополнительное образование в любой форме – возможность занять привлекательную вакансию для него увеличивается в разы. Для некоторых должностей диплом МВА просто необходим – без современных знаний о бизнесе кандидат на таком месте не будет успешным.

Сергей Зуев: Приоритетными, как и в 90-е годы, остаются специальности менеджеров, юристов и экономистов. При этом на рынке труда не хватает, например, хороших инженеров и конструкторов.Но парадоксально, что грамотных менеджеров, юристов и экономистов, как и 5-10 лет назад, не хватает, потому что хорошее образование – всегда штучный продукт. Если говорить о первом высшем образовании, то здесь сложилась другая ситуация. В современном мире оно – не окончательный выбор профессии,
а плацдарм, с которого можно получать разные профессии, «затачивать» себя под определенную профессиональную нишу. Для этого существуют программы
MPA, MBA, магистратуры и профессиональной переподготовки. Я бы вообще рассматривал экономику и менеджмент не как профессию, а как способ мышления. Перекос между рынком образования и рынком труда существовал всегда, и это нормально. Только
в плановой системе можно было надеяться – безосновательно, впрочем, – что кто-то где-то может просчитать потребность в неких специалистах на десятки лет вперед. Сейчас ситуация меняется настолько быстро, что таких моделей не существует: специальность,
которую вы стремитесь получить, может исчезнуть с рынка труда, пока вы ее изучаете.
На будущее я смотрю с оптимизмом. В некоторых профессиональных областях, например на государственной службе, второе высшее и дополнительное профессиональное образование являются непременным условием успешного карьерного роста и профессионального развития. Поэтому такие формы образования будут актуальными и востребованными
и впредь.Ардальон Кибанов: Дополнительное образование в России имеет очень большие перспективы, прежде всего потому, что очень многие специалисты не работают по специальности, которую они приобрели, получая первое высшее образование. Поработав некоторое время, они остро ощущают нехватку специальных знаний, и те из них, кто хочет глубже познать свою специальность, идут получать второе высшее образование. Это, как правило, специалисты, занимающиеся развитием тех или иных направлений
деятельности: рекрутеры, делопроизводители, инспекторы отделов персонала. Специалисты, которые планируют делать карьеру и расти, прежде всего
по вертикальной лестнице, достичь уровня топ-менеджеров или организовать свой бизнес, идут получить степень МВА. Они более амбициозны и целеустремленны. Как правило, это руководители отделов и управлений по работе с персоналом, руководители кадровых и консалтинговых агентств.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Актуально


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль