Порядок предоставления дополнительного отпуска в организации

32019
Когда работнику положен дополнительный отпуск? Продолжительность ежегодного отпуска работника установлена трудовым законодательством. Однако в ряде случаев сотрудникам полагается удлиненное время отдыха. Законодательством и локальными актами может быть предусмотрен дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск. В настоящей статье рассмотрим порядок предоставления такого вида отдыха работникам частных и бюджетных организаций. Приведен анализ действующих нормативных актов в данной области. Также уделено внимание спорным практическим ситуациям.

Нормативное право на дополнительный отпуск

На основании ст. 120 ТК РФ дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым временем отдыха. При этом никаких максимальных пределов не установлено.

Наличие у работника права на данный вид отдыха означает, что его предоставление не зависит от желания работодателя. В таких случаях он обязан реализовать право работника в любом случае.

Предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков в рабочем году, как правило, определяется графиком отпусков. При составлении графика работодатель предусматривает это время отдыха, независимо от того, желает ли работник его получить.

Согласно ч. 1 ст. 116 ТК РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам:

  • занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • имеющим особый характер работы;
  • с ненормированным рабочим днем;
  • работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Но могут предусматриваться и другие случаи в иных федеральных законах. На основании п. 6 ст. 28 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований за участие в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций в течение года предоставляется дополнительное время отдыха не более 15 суток. Из расчета один день отдыха за 24 часа работ.

Посмотрите видео по теме:

Согласно ст. 321 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 и 16 календарных дней соответственно.

В соответствии с ч. 2 ст. 34810 ТК РФ спортсменам и тренерам предоставляется дополнительное время отдыха. Его продолжительность определяется коллективными договорами, локальными нормативными актами, трудовыми договорами. Но оно не менее четырех календарных дней.

Прочитайте полезные статьи по теме:

Право на дополнительный отпуск в подзаконных актах

Бывают случаи, когда право на получение данного вида отдыха закреплено на уровне подзаконного нормативного правового акта. Это характерно для периода до введения в действие ТК РФ (до 1 февраля 2002 г.).

Тогда такой нормативный правовой акт в судебной практике на основании ч. 2 ст. 253 ГПК РФ признается противоречащим федеральному закону, имеющему большую юридическую силу. Он может быть признан недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Решением Верховного Суда РФ от 21.05.2002 № ГКПИ2002–353 признан незаконным и недействующим п. 9 постановления ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 12.02.1987 № 194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства». Данным пунктом были установлены в т. ч. дополнительные отпуска работникам за работу в многосменном режиме.

В указанном решении Верховный Суд РФ указал, что ст. 116 ТК РФ не предусматривает предоставления дополнительного отдыха за сменную работу. Также не имеется на этот счет и какого-либо федерального закона. Поэтому содержащееся в оспариваемом пункте положение не может быть признано соответствующим действующему законодательству РФ.

Определением Президиума Верховного Суда РФ от 19.11.2003 № 48пв-03 решение Верховного Суда РФ от 21.05.2002 № ГКПИ2002–353 в указанной части оставлено без изменения.

   

Номер журнала в подарок!

СКАЧАТЬ НОМЕР

Дополнительный отпуск как мера социальной поддержки

В ряде случаев законодателем предусмотрено предоставление дополнительного времени отдыха в качестве меры социальной поддержки граждан.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (далее – Закон от 10.01.2002 № 2-ФЗ) гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), гарантируется получение дополнительного оплачиваемого отпуска родолжительностью 14 календарных дней.

Аналогичная норма в отношении граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, содержится в ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон от 15.05.1991 № 1244-1).

Обратите внимание!

Право работника на дополнительное время отдыха означает, что работодатель обязан не только предоставить его, но и своевременно его оплатить

Согласно ч. 9 ст. 136 ТК РФ его оплата производится не позднее чем за три дня до его начала.

Вместе с тем в отношении названных дополнительных отпусков имеются определенные трудности при реализации вышеуказанного правила. Это объясняется тем, что в соответствии со ст. 5 Закона от 15.05.1991 № 1244-1, ст. 7 Закона от 10.01.2002 № 2-ФЗ меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются расходными обязательствами России. Их порядок финансирования которых устанавливается Правительством РФ.

Обратите внимание!

Постановление Правительства РФ от 03.03.2007 № 136 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г.

Согласно Правилам финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утв. постановлением Правительства РФ от 30.08.2005 № 542, оплата вышеуказанных дополнительных отпусков осуществляется из средств федераль ного бюджета территориальными органами Федерального казначейства.

Прочитайте полезные статьи по теме:

Порядок получения оплаты по дополнительным отпускам

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2007 № 136 утверждены в т. ч. Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее – получатели).

Согласно названным Правилам процедура получения оплаты следующая:

Получатель подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения заявление об оплате времени отдыха (с указанием своего почтового адреса или реквизитов счета, открытого им в кредитной организации).

К заявлению прилагаются следующие документы:

  • копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки;
  • справка о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы (за вычетом налогов в соответствии с законодательством РФ) и периода, за который предоставляется время отдыха. Эти документы должны быть подписаны руководителем организации и главным бухгалтером (с расшифровкой подписей) и заверенная печатью.
  • документ, удостоверяющий личность получателя.

В результате после ряда административных процедур территориальный орган Федерального казначейства перечисляет средства федерального бюджета, в организацию. Это делается федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем в кредитной организации.

Таким образом, установленная процедура получения оплаты рассматриваемого дополнительного отпуска свидетельствует, что в данном случае положения ч. 9 ст. 136 ТК РФ (об оплате отпуска не позднее чем за три дня до его начала) и ч. 2 ст. 124 ТК РФ (об обязанности работодателя по письменному заявлению работника перенести ежегодный оплачиваемый отпуск на другой срок, согласованный с работником, если работнику не была своевременно произведена оплата за время этого отпуска) не применяются.

Прочитайте полезные статьи по теме:

Локальное и отраслевое регулирование дополнительного отпуска

Обратите внимание!

Согласно ч. 1 ст. 9 ТК РФ регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться в т. ч. путем заключения, изменения, дополнения соглашений

В тех случаях, когда законодательством не определено предоставление дополнительного времени отдыха или работодатель хочет его увеличить, то он вправе это сделать. В соответствии с ч. 2 ст. 116 ТК РФ работодатель вправе установить время отдыха самостоятельно, используя свои производственные и финансовые возможности.

Таким образом, данные вопросы могут быть предметом регулирования соглашений, заключаемых на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях социального партнерства. Сложившаяся практика служит тому подтверждением. Значительную роль в этой области играют заключаемые отраслевые соглашения.

В пункте 4.1.19 Федерального отраслевого соглашения по радиоэлектронной промышленности РФ на 2009–2011 гг., п. 4.7 Отраслевого тарифного соглашения по машиностроительному комплексу РФ на 2008–2010 гг. устанавливается, что, помимо дополнительных отпусков, предусмотренных законодательством, работникам организаций в порядке, определяемом в коллективном договоре, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска:

  • не менее трех календарных дней дополнительного отпуска за длительный стаж работы в отрасли;
  • не менее двух календарных дней женщинам с детьми в возрасте до 14 лет;
  • инвалидам: II группы – три календарных дня;
  • III группы – два календарных дня.

Право на получение соответствующих дополнительных отпусков предоставлено работникам тех работодателей, на которых такие соглашения распространяются на основании ст. 48 ТК РФ.

Прочитайте полезные статьи по теме:

Пример предоставления дополнительных отпусков

Наша компания занимается строительством, и некоторые работники, в силу характера их работы, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск. Но какой продолжительности его предоставлять, если в Правилах внутреннего трудового распорядка нет ссылки на то, что такой отпуск предоставляется в соответствии с отраслевым соглашением?

Согласно ч. 4 ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с нормами, установленными соглашениями, не подлежат применению. В таких случаях применяются действующие соглашения.

В отдельных соглашениях только обращается внимание работодателей на возможность установления дополнительного времени отдыха. Например, за сменный режим работы (п. 2.5 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике РФ на 2009–2011 гг.).

Некоторые отраслевые соглашения устанавливают право на дополнительные оплачиваемые отпуска, предоставление которых носит ситуационный характер.

Например, в п. 3.4 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008–2010 гг. отражено, что работникам предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска по следующим основаниям: рождение ребенка; собственная свадьба, свадьба детей; смерть супруга (супруги), членов семьи (детей, родителей, родных братьев и сестер).

Кроме того, матери (отцу) либо другому лицу (опекуну, попечителю), воспитывающему ребенка – учащегося младших классов (1–4 класс), предоставляется дополнительный однодневный оплачиваемый отгул в День знаний (1 сентября). Порядок и условия предоставления такого времени отдыха устанавливаются непосредственно в организациях.

Дополнительный отпуск как поощрение

Такой отдых может выполнять и стимулирующую функцию, ориентируя работника на длительный стаж работы в компании.

В статье 21 Федерального закона от 02.03.2007 № 25‑ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются муниципальному служащему за выслугу лет (продолжительностью не более 15 календарных дней), а также в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъекта РФ.

Порядок и условия его предоставления муниципальному служащему определяются законом субъекта РФ.

Законодательство субъектов РФ весьма разнообразно регулирует порядок и условия предоставления такого времени отдыха.

Примером такого регулирования является ст. 6 Закона Республики Алтай от 18.04.2008 № 26-РЗ «О муниципальной службе в Республике Алтай», ст. 11 Закона Республики Башкортостан от 16.07.2007 № 453-з «О муниципальной службе в Республике Башкортостан».

Согласно ним продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета один день за один год муниципальной службы. Но не более 15 календарных дней.

В статье 22 Кодекса о муниципальной службе Чукотского автономного округа от 07.08.2007 № 74-ОЗ также уделено внимание данного вида отдыха.

Продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска муниципальному служащему за выслугу лет дифференцируется в зависимости от продолжительности стажа муниципальной службы:

  • от 5 до 10 лет – 5 календарных дней;
  • от 10 до 15 лет – 10 календарных дней;
  • свыше 15 лет – 15 календарных дней.
Прочитайте полезные статьи по теме:

Продолжительность дополнительного отпуска в актах субъектов

Некоторые субъекты РФ продолжительность отпуска за выслугу лет определяют в зависимости от классификации должностей муниципальной службы, а также с учетом стажа муниципальной службы.

Так, на основании ст. 17 Закона Республики Адыгея от 08.04.2008 № 166 «О муниципальной службе в Республике Адыгея» муниципальным служащим за выслугу лет предоставляются ежегодное время отдыха следующей продолжительности:

  • высшая муниципальная должность муниципальной службы независимо от стажа муниципальной службы – 15 календарных дней;
  • главная муниципальная должность муниципальной службы при стаже от 1 года до 10 лет – 10 календарных дней, свыше 10 лет – 15 календарных дней;
  • ведущая муниципальная должность муниципальной службы при стаже от 1 года до 5 лет – 3 календарных дня, от 5 до 10 лет – 5 календарных дней, от 10 до 15 лет – 10 календарных дней, свыше 15 лет – 15 календарных дней и т. д.

В отличие от муниципальных служащих, государственным гражданским служащим в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы, но не более 10 календарных дней.

Дополнительный отпуск как гарантия

В ряде случаев предоставление такого вида отдыха носит гарантийный характер. Так, в целях создания условий для совмещения работы с обучением дополнительные отпуска предоставляются работникам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм (ст. 173–177 ТК РФ).

При этом работникам, обучающимся по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения такое время освобождения от работы оплачивается. А обучающимся по дневной форме сотрудникам предоставляется отгул без сохранения среднего заработка (неоплачиваемые).

Отметим, что предоставление такого отдыха гарантируется работникам при получении образования соответствующего уровня впервые (ст. 177 ТК РФ)*.

В соответствии с п. 7 ст. 19 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска по месту работы имеют и аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения. Их продолжительность составляет 30 календарных дней.

Кроме того, к указанному отпуску аспиранта добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места нахождения аспирантуры и обратно с сохранением средней заработной платы.

Поскольку учебные отпуска временем отдыха не являются и предоставляются по справке-вызову, они не могут быть заранее запланированы работодателем и не находят отражение в графике отпусков.

Отпуск за ненорм ированный рабочий день

Согласно ст. 101 ТК РФ ненормированный рабочий день – это особый режим работы. В соответствии с ним работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций. Такое привлечение происходит за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.

При этом перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором. Также может быть установлено соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

Часто бывает, что слесарь, вызванный жильцами для устранения протечки трубы, крана, не успевает закончить начатую работу в течение рабочего дня. По закону получается, что его нужно привлекать к сверхурочной работе и соответствующим образом ее оплачивать. Можно ли, чтобы не оформлять каждый раз бумаги, установить ему ненормированный рабочий день? Допустимо ли устанавливать ненормированный рабочий день рабочим, включив их профессии в перечень должностей и профессий работников с ненормированным рабочим днем, устанавливаемый коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом?

В статье 101 ТК РФ законодатель предусмотрел только перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем. Вместе с тем практика пошла по пути составления перечней, включающих и профессии рабочих.

Так, постановлением Правления ПФР от 01.11.2007 № 274п утвержден Перечень профессий и должностей работников обслуживающего персонала системы Пенсионного фонда Российской Федерации с ненормированным рабочим днем. В него вошли:

  • кассир,
  • машинистка 1-й категории,
  • машинистка 2-й категории,
  • экспедитор,
  • водитель автомобиля.

Работникам с ненормированным рабочим днем на основании ч. 1 ст. 119 ТК РФ предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в качестве компенсации за установленный режим работы. Продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с ненормированным рабочим днем определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, но она не может быть менее трех календарных дней.

В статье 119 ТК РФ не названы критерии, которые могут лежать в основе дифференциации продолжительности устанавливаемого дополнительного отпуска работникам. На практике при определении продолжительности учитывается:

  • сфера деятельности организации,
  • значимость для организации данной должности,
  • объем работы в связи с выполняемой трудовой функцией,
  • отнесение должности к определенной категории,
  • вероятность привлечения работника к выполнению трудовой функции за пределами установленной продолжительности рабочего времени и т. д.
Прочитайте полезные статьи по теме:

Дополнительный отпуск за ненормированный день в государственных организациях

Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в бюджетных организациях имеет свои особенности. Они устанавливаются для организаций, финансируемых из федерального бюджета, Правительством РФ. Для организаций, финансируемых из бюджета субъекта РФ, – органами власти субъекта РФ. А для организаций, финансируемых из местного бюджета, – органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 11.12.2002 № 884 утверждены Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета (далее – Правила).

В пункте 2 Правил определено содержание перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем. В него включаются руководящий, технический и хозяйственный персонал и другие лица, труд которых в течение рабочего дня не поддается точному учету. А также лица, которые распределяют рабочее время по своему усмотрению. Кроме того, лица, рабочее время которых по характеру работы делится на части неопределенной продолжительности.

Продолжительность дополнительного отпуска по соответствующим должностям зависит от объема работы, степени напряженности труда, возможности работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий (п. 3 Правил).

Особенности предоставления дополнительного отпуска за ненормированный день

Организации, не относящиеся к сфере бюджетного финансирования, устанавливают порядок и условия предоставления, продолжительность дополнительного отпуска самостоятельно.

К. работает руководителем канцелярии. Ее должность внесена в перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем. Он утвержден руководителем компании.
Однако в течение 2009 г. К. ни разу на работе не задерживалась (не было такой необходимости). Может ли она требовать предоставления дополнительного отпуска?

Привлечение работника с ненормированным рабочим днем к работе за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени осуществляется по инициативе работодателя. Право работника на отдых за ненормированный рабочий день определяется включением его должности в перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем. Оно возникает независимо от фактической работы в условиях ненормированного рабочего дня (за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени).

Отпуск дополнительный и оплачиваемый

Больше интересных и полезных статей Вы найдете в журнале «Справочник кадровика».

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль