Практика внедрения очных методов обучения в электронные курсы

1352
Стулов Андрей
начальник учебного центра Управления делами, Банк «Возрождение» (ОАО), г. Москва
Сегодня во многих сегментах бизнеса наблюдается очень высокая конкуренция, это обязывает компании поддерживать высокий уровень знаний и навыков своего персонала для того, чтобы можно было совершенствовать технологии обслуживания клиентов, снижать издержки, повышать прибыльность бизнеса и успешно конкурировать, невзирая на различные сложности.

Руководителям подразделений, отвечающим за развитие персонала, приходится постоянно совершенствовать систему обучения. Под совершенствованием понимается внедрение таких форм и методов обучения, которые позволяли бы:

  • охватывать для проведения обучения весь персонал компании в максимально сжатые сроки;
  • как можно быстрее запускать новые учебные программы;
  • реже отрывать сотрудников от выполнения своих прямых обязанностей с целью проведения обучения;
  • в минимально короткие сроки передавать участникам обучения необходимое количество знаний;
  • поддерживать уровень развития персонала на высоком уровне.

Пять-семь лет назад в корпоративном секторе применялась в основном очная форма обучения, а сегодня во многих компаниях широко используются электронные учебные курсы (ЭУК), которые являются основой системы дистанционного электронного обучения (СДЭО). Рассмотрим практику внедрения электронных учебных курсов на примере проекта, реализованного в банке «Возрождение».

В предлагаемой статье основной акцент сделан именно на электронные учебные курсы. Прежде чем описывать, зачем и как целесообразно использовать очные методы обучения при проведении электронных курсов, определимся с терминологией.

Очное обучение - это форма обучения, при которой преподаватель передает знания, формирует навыки при непосредственном контакте со слушателями, находясь вместе с ними в одной аудитории. К ней следует отнести семинары, тренинги, лекционные занятия.

Вебинары - это форма, аналогичная очному обучению, с той лишь разницей, что она использует Интернет или интранет для проведения семинаров и лекционных занятий, то есть преподаватель общается со слушателями удаленно. Он может находиться в учебном классе, а слушатели достаточно далеко от него - в другом городе, другой стране, но при этом они видят и слышат друг друга, могут задавать вопросы и отвечать на них.

Электронные учебные курсы в СДЭО - это система доставки учебного материала (контента)внутри корпоративной информационной системы компании каждому работнику посредством информационных каналов - Интернета, интранета. ЭУК позволяют организовать обучение непосредственно на автоматизированном рабочем месте.

Если компания предъявляет к учебным курсам конкретные требования, то разработка учебного контента, создание учебных курсов, проведение обучения занимает минимум времени и ресурсов. Рассмотрим, какие при этом необходимо иметь нормативные документы.

«Политика организации электронного дистанционного обучения». Чем детальнее будут разработаны процедуры и требования, предъявляемые к данному типу обучения, тем проще будет встроить учебный процесс. Любой работник компании - от рядового сотрудника до руководителя подразделения - должен иметь возможность найти в этом документе ответы на все вопросы, касающиеся дистанционного обучения. Политика непременно должна разъяснять:

  • кто выступает организатором обучения;
  • по чьей инициативе организуются учебные курсы;
  • каким образом организуются учебные курсы для работников(время,сроки, документы);
  • где, как, когда сотрудник будет проходить обучение;
  • каким образом осуществляется контроль над обучением;
  • как, кто, когда, кому направляет отчеты с результатами обучения;
  • каковы зоны ответственности работников разных подразделений в области СДЭО.

«Политика разработки электронных учебных курсов». В этом документе перечисляются все стадии процесса разработки учебного курса и все предъявляемые к нему требования. Политика обязательно должна разъяснять:

  • кто может выступать заказчиком учебных курсов;
  • каким образом заказчик инициирует процедуру их разработки;
  • кто, как, когда формирует рабочую группу;
  • как устанавливаются сроки выполнения работ;
  • кто может выступать разработчиком курсов;
  • что может быть включено (и что не должно быть включено) в учебный материал;
  • как должен оформляться учебный курс;
  • какие существуют методы дистанционного обучения, и как их использовать;
  • как будет тестироваться готовый курс;
  • каким образом курс будет принят в эксплуатацию;
  • как взаимодействовать с внешними провайдерами (в случае привлечения таковых). Между очным обучением и ЭУК имеются определенные различия (табл.).

Практика внедрения очных методов обучения в электронные курсы

Между очным и электронным обучением существуют различия, но это не означает, что данные формы не могут дополнять друг друга. Они могут делать это очень органично.

Очное обучение передает знания, но главное - оно формирует и совершенствует навыки, например навыки продаж, управления коллективом, публичного выступления и др.

В задачу электронных учебных курсов входит передача знаний, и с этим они прекрасно справляются. При проведении курсов есть возможность формировать навыки, но в очень ограниченном сегменте: навык работы с программным обеспечением, с какими-либо механизмами и устройствами (навык работы с банкоматами). Такие учебные курсы называются тренажерами.

Если перед HR-менеджером стоит задача построения целостной системы обучения (например, продажам банковских продуктов), то целесообразно вначале использовать ЭУК - передать обучаемым основные знания (что такое продажи, как они строятся, какие имеются этапы в продажах и т. д.), а затем посвятить закреплению знаний и формированиюустойчивых навыков очное обучение. Такой подход имеет множество нюансов, но построение целостной системы, в которой используются все имеющиеся на текущий момент формы, - это уже тема отдельной статьи.

Электронные учебные курсы могут использоваться в качестве самостоятельного инструмента или входить в единый комплекс системы обучения. В любом случае они призваны решать поставленные задачи - успешно передавать и закреплять необходимые знания, а для этого им нужно быть интерактивными, гибкими, вовлекать и мотивировать обучаемых и контролировать процесс обучения. Таким образом, различия между очным и дистанционным обучением должны быть минимизированы. Методы очного обучения достаточно эффективны, поэтому их можно и нужно использовать при проведении электронных курсов.

Методы обучения

Интерактивность - это уровень обратной связи: «преподаватель - участник обучения», «участник обучения - участник обучения». Преподаватель задает обучаемым вопросы, получает от них ответы, при помощи наводящих вопросов направляет их на обсуждение нужных тем. Для решения задач участники обучения устраивают «мозговые штурмы», объединяясь в малые или большие группы. Таким образом, интерактивность очного обучения весьма высока, в то время как при прохождении электронных курсов обучаемые взаимодействуют только с компьютерной системой.

Как повысить интерактивность электронных учебных курсов. Повышение интерактивности электронных курсов - непростая задача. Условно ее можно разделить на две составляющие: идеи, которые закладываются в учебный контент, и их техническая реализация.

Последнее в данной статье не рассматривается, так как современные компьютерные платформы позволяют воплощать практически любые идеи, возникающие в ходе создания учебного курса.

Справка о компании

В банке «Возрождение» для монтажа электронных учебных курсов используется только программное обеспечение Course- Lab компании WebSoft. Оно в полной мере удовлетворяет всем предъявляемым в банке требованиям.

Участники очного обучения практически всегда что-то делают: выполняют задания, обсуждают разные вопросы, предлагают решения и т. д.

Всем известно, что в действии люди лучше запоминают информацию, быстрее разбираются в текущих вопросах, глубже понимают тему. Соответственно, такой подход нужно использовать и в ЭУК.

1. Действия. Электронный учебный курс необходимо наполнять действиями. Информационные материалы, которыми насыщен учебный курс, могут быть скомпонованы тем или иным образом: объединены в блоки, разделены на подблоки. Для простоты понимания назовем их объектами. Вот с этими объектами обучающий должен выполнять всевозможные действия.

1.1. Перемещение объекта по экрану (графические шкалы, столбцы и т. д.).

1.2. Распределение на экране («правильные» объекты в одну часть, «неправильные» - в другую).

1.3. Сортировка объектов по степени важности.

1.4. Наложение объектов друг на друга (поиск аналогичных объектов).

1.5. Нажатие на кнопки для подтверждения того или иного действия.

1.6. Какие-либо другие действия с объектами, которые только можно придумать.

Пример

В данном фрагменте ЭУК необходимо расположить разделы паспорта гражданина Российской Федерации в правильной последовательности. Выполняя такое действие, участник запоминает информацию намного глубже, чем просто читая ее (рис. 1).

Практика внедрения очных методов обучения в электронные курсы

2. Обратная связь по поводу действий обучаемых. Когда обучаемый выполнит то или иное действие, учебный курс должен дать этому оценку (верно ли оно выполнено). Есть и еще одна разновидность обратной связи по поводу действия обучаемого. Она заключается в том, чтобы задать ему направление мысли (в каком направлении следует мыслить обучаемому, чтобы понять, правильно ли он выполняет задание).

Пример

В одной из тем учебного курса «Правила создания презентации в MS PowerPoint» обучаемым представляют информацию о том, как правильно располагать на слайде картинки, фотографии, иллюстрационные материалы. Вначале дается общая теоретическая информация, затем демонстрируется слайд, на котором есть некая смысловая информация и несколько картинок. Участнику обучения предлагается переместить эти картинки в то место, которое он считает правильным.

Если обучаемый неверно выполнит задание два раза подряд, то ЭУК выдаст простую подсказку: «Вы сделали ошибку. Для правильного выполнения этого задания необходимо...», затем последует краткое пояснение. Если обучаемый ошибется на третий раз, то ЭУК предложит ему вернуться к теоретическому материалу. Если обучаемый в четвертый раз сделает ошибку, ЭУК выдаст более подробную подсказку.

Это важно!

Алгоритм создания обратной связи ЭУК не должен быть простым, с тем чтобы задания не выполнялись машинально.

Вместо прямых подсказок для получения правильного ответа можно предложить обучаемым выполнение простого задания: «Вы получите правильное решение, если ответите на три простых вопроса», и далее предлагаются три вопроса по теме учебного курса. Они достаточно простые, но ответы на них помогут в дальнейшем закрепить материал по другим темам. Смысл такого подхода прост: за знания (подсказки) нужно бороться. Знания, полученные безвозмездно, не ценятся. Борьба за знания повышает успеваемость.

Пример

Обучаемый дважды ответил неверно - появляется подсказка, последующие два раза тоже неверно - снова подсказка. Как показывает практика, обратная связь подобного рода начинает негативно сказываться на обучении. Обучаемый понимает, что если он необдуманно сделает два любых действия, то получит подсказку, и тогда уже нужно будет не думать, а просто что-то делать, причем ему скажут, как именно. Такой подход вредит обучению. Логика обратной связи должна быть непонятна, тогда обучаемый вынужден будет думать самостоятельно, сможет лучше понять материал и продемонстрировать более высокую успеваемость.

Вовлеченность в учебный процесс

Вовлеченность - это эмоциональное и интеллектуальное состояние, которое позволяет сотрудникам выполнять свою работу как можно лучше .

Применительно к учебному процессу вовлеченностью можно считать уровень погружения участника семинара, тренинга или мастер-класса в роль обучаемого, степень активности его участия в обсуждении разных вопросов, обмене опытом, решении поставленных бизнес-задач. Если преподаватель видит, что кто-то выключен из процесса, занимается делами, не относящимися к обучению, то делает все необходимое для того, чтобы вернуть обучаемого в процесс.

В учебный процесс обучаемого вовлекает преподаватель. Чем выше профессионализм учителя, тем выше уровень вовлеченности. Большую помощь в этом преподавателям оказывают специально оборудованные аудитории.

Если рассмотреть вовлеченность в ЭУК, то станет ясно, что здесь вовлекать обучаемых в процесс обучения особенно некому: на текущий момент сам учебный курс не может видеть и анализировать, каков уровень вовлеченности обучающихся (предполагается, что в будущем это будет возможно). Тем не менее повысить уровень вовлеченности в ходе проведения электронных учебных курсов можно. Это обеспечивается за счет:

  • наполнения учебных курсов качественными иллюстрационными материалами, которые должны ассоциироваться у обучаемых с учебной темой, заданиями, бизнес-кейсами. В приведенном скриншоте учебного курса можно увидеть, что после небольшой «перемены» обучаемый приглашается в виртуальный учебный класс, в котором во время обучения будет присутствовать несколько персонажей (рис. 2);

Практика внедрения очных методов обучения в электронные курсы

распределения ролей - создания при выполнении бизнес-кейсов (исходя из целей задания) виртуального учебного класса или виртуальной учебной комнаты, где каждый участник выполняет свою роль. Ведущую роль можно отвести участнику обучения, при этом обращаться к нему лучше персонально; персонального обращения - когда участник обучения открывает учебный электронный курс(при условии, что в компании используется передовое решение в области СДЭО), система запоминает всю персональную информацию о нем (его фамилию, имя, отчество, должность, подразделение, в котором он работает).

Эти данные можно и нужно применять во время электронного обучения: обращаться к обучаемым персонально, передавать их другим участникам обучения и т. д.

Если участник обучения видит, что к нему обращаются персонально, предлагают ответить на тот или иной вопрос, его вовлеченность в процесс обучения значительно возрастает.

Мотивация к обучению

Мотивация к обучению - это набор факторов (эмоциональных, психологических, профессиональных и пр.), который позволяет определить, насколько участнику обучения необходимо усвоение учебной программы, действительно ли он хочет получить заложенные в ней знания. Мотивация - это побуждение к получению знаний. Чем выше мотивация к обучению, тем больше знаний будет усвоено. Если сравнить очные и электронные учебные курсы в то время, когда участники приступают к занятиям, то уровень их мотивации, скорее всего, будет одинаковым. Однако в процессе обучения на первый план выступает преподаватель, который внимательно следит за уровнем мотивации и предпринимает все необходимое для повышения мотивации, если она является недостаточной или снижается. В электронных курсах отслеживать уровень мотивации сложно. Во время проектирования курса необходимо закладывать определенные методы для поддержания мотивации на нужном уровне.

На мотивацию обучаемых влияет то, насколько грамотно продвигается СДЭО в компании. Поскольку всегда найдутся такие обучаемые, которые ни разу не посещали учебный портал, слышали о коллегах, проходивших обучение с его помощью, но считают это пустой тратой времени, или такие, которые полагают, что создать курс можно всего за один день. В связи с этим необходима постоянная работа по продвижению СДЭО, повышению статуса учебного подразделения, завоеванию доверия среди персонала компании. Это следует начать делать еще до запуска системы в промышленную эксплуатацию. Нужно использовать любой, даже незначительный, повод для информирования о том, как работает СДЭО, каковы имеющиеся результаты, что намечено в планах работ по данному направлению. Для этого нужно публиковать в корпоративных СМИ различные отчеты, статьи, комментарии.

Также можно использовать следующие информационные поводы: приказ о начале внедрения СДЭО; календарный план внедрения СДЭО; календарный план разработки учебных курсов; инициацию разработки учебного курса; принятие учебного курса в эксплуатацию; участника обучения, первым завершившего учебный курс; новинки технологии обучения.

Исследования показывают, что чем сильнее мотивация к обучению, тем выше успеваемость обучаемых. Во время обучения мотивацию нужно поддерживать на высоком уровне, что достигается следующим образом.

1. Определение целей и задач учебного курса. Каждый учебный электронный курс должен начинаться с разъяснения его целей; знаний, которые он несет; навыков, формируемых в ходе обучения (если таковые будут отрабатываться); задач, над которыми обучаемые будут работать. Понимание целей и задач повышает мотивацию участников обучения.

2. Опубликование правил курса. Следующий раздел учебного курса должен включать основные правила: как работать с курсом; что можно и чего нельзя делать; какие могут возникнуть сложности при прохождении обучения; к кому следует обращаться в случае возникновения вопросов.

3. Разработка прозрачной и понятной системы оценки выполняемых заданий. При условии, что учебный курс состоит не только из информационных материалов, но и из бизнес-кейсов, практических задач, упражнений, мотивация на обучение будет выше, если участник понимает систему оценивания его достижений.

4. Организация соревнованияСоревнование не только вовлекает в обучение, но и достаточно сильно мотивирует участников. Оно можно проводиться, как пример скорости выполнения задания, количества набранных баллов, количества правильных решений (задачи могут иметь несколько правильных решений). Можно устраивать голосование за лучшую идею или лучшее решение.

Пример

Одна из тем электронного курса «Проведение презентации» была посвящена правилам удержания внимания аудитории. После получения общей теоретической информации для участников обучения проводилась виртуальная игра, которую придумали разработчики курса - работники учебного центра банка «Возрождение». В задачу игры входило удерживать внимание виртуальных участников презентации как можно дольше, используя только определенный набор коммуникативных инструментов. После очередного раунда игры все могли видеть, как много работников прошло его и с каким результатом. Каждому участнику обучения предоставлялась возможность проходить игру неограниченное количество раз. Как потом показала статистика, почти каждый обучаемый проходил ее много раз, пытаясь набрать как можно больше баллов.

5. Демонстрация участникам обучения правильного решения задания. При проектировании практической части учебного курса (заданий, упражнений, бизнес-кейсов) необходимо учитывать, что обучаемый будет решать эту часть самостоятельно. Ему не у кого будет просить подсказки, так как обучение при помощи ЭУК проводится индивидуально. В связи с этим необходимо через определенное количество попыток или при наступлении каких-либо событий сообщать обучаемому правильное решение, а не дожидаться, когда он сможет сделать это самостоятельно (рис. 3).

Практика внедрения очных методов обучения в электронные курсы

6. Использование заданий, напрямую связанных с непосредственной деятельностью участников обучения.

Гибкость учебной программы

Как показывает практика, идеальных учебных программ, скорее всего, не существует. Все они направлены на конкретных людей, непосредственно пришедших на занятия. У каждого из обучаемых свои ожидания от обучения. Порой эти ожидания бывают прямо противоположными. Удовлетворить всех крайне сложно. Из-за этого учебная программа не всегда оправдывает ожидания обучаемых. В начале тренинга, когда происходит выяснение ожиданий участников, преподаватель имеет возможность перестроить учебную программу, скорректировать ее, если в этом есть необходимость. Перестроить уже готовый электронный учебный курс невозможно, так как он имеет не только учебный материал, но и запрограммированную последовательность действий, встроенные шаблоны отображения информации. Для изменения всего этого потребуется много времени.

Контроль за усвоением учебного материала

Во время очных учебных мероприятий опытный преподаватель отводит время на проверку знаний, переданных им участникам обучения. Такая проверка может осуществляться как явно, так и скрытно путем задавания наводящих вопросов, инициирования процедуры подведения итогов обучения, перекрестных опросов и т. д. Подобный подход позволяет понять, правильно ли построена программа, насколько глубоко обучаемые усвоили предлагаемый материал. В электронных учебных курсах проверка знаний проводится достаточно просто - при помощи ответов на контрольные вопросы, решения задач и выполнения упражнений. Зачастую учебные электронные курсы предоставляют более широкий выбор разных инструментов, нежели тренинги и семинары, способствующие осуществлению контроля над успеваемостью.

Электронные учебные курсы, в ходе которых знания передаются исключительно в виде сплошного текста, аналогичны очному обучению - лекциям. Во время лекций преподаватель в течение всего семинара читает текст, дает его обучаемым под запись. Такая форма обучения используется, но она не очень результативна.

Древняя китайская пословица гласит: «Расскажите мне - и я забуду, покажите мне - и я запомню, дайте мне попробовать - и я научусь». Высокая результативность в обучении достигается в делах; комментировании того, что и как было сделано; предоставлении аналогичных вариантов решения и качественной оценки полученных результатов. Для достижения такой результативности нужны новые идеи по поводу того, каким образом можно использовать в электронных учебных курсах перечисленные инструменты. В связи с этим одним из важных качеств специалиста по разработке учебного контента является креативность, без которой сложно создать интересные учебные курсы.

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль