Электронные курсы

2048
Стулов Андрей
начальник учебного центра Управления делами, Банк «Возрождение» (ОАО), г. Москва
Сегодня во многих сегментах бизнеса наблюдается очень высокая конкуренция. Это обязывает поддерживать высокий уровень знаний и навыков персонала. Обучая его, компании совершенствуют технологии обслуживания клиентов, снижают издержки, повышают прибыльность бизнеса и успешно конкурируют друг с другом, невзирая на различные сложности. Все чаще предпочтение отдается дистанционному обучению и электронным курсам. Предлагаем вам ознакомиться с практикой внедрения электронных учебных курсов на примере проекта, реализованного в банке «Возрождение».

Руководителям подразделений, отвечающим за развитие персонала, приходится постоянно совершенствовать систему обучения, т. е. внедрять такие формы и методы обучения, которые позволят:

  • охватывать весь персонал компании;
  • как можно быстрее запускать новые учебные программы;
  • реже отрывать сотрудников от выполнения их прямых обязанностей;
  • в минимально короткие сроки передавать участникам обучения максимум знаний;
  • поддерживать высокий уровень знаний.

Несколько лет назад в корпоративном секторе применялась в основном очная форма обучения. Сегодня во многих компаниях широко используются электронные учебные курсы (ЭУК) - основа системы дистанционного электронного обучения (СДЭО).

Мы остановимся именно на электронных учебных курсах, но для начала определимся с терминологией.

Очное обучение - это форма обучения, при которой преподаватель передает знания, формирует навыки при непосредственном контакте со слушателями, находясь вместе с ними в одной аудитории. К ней следует отнести семинары, тренинги, лекционные занятия.

Вебинары - это форма, аналогичная очному обучению, с той лишь разницей, что для проведения семинаров и лекционных занятий используется Интернет или интранет, т. е. преподаватель общается со слушателями удаленно. Он может находиться в учебном классе, а слушатели - в другом городе, другой стране, но при этом они видят и слышат друг друга, могут задавать вопросы и получать ответы.

Электронные учебные курсы в СДЭО - это система доставки учебного материала (контента) внутри корпоративной информационной системы компании каждому работнику посредством информационных каналов - Интернета, интранета. ЭУК позволяют организовать обучение непосредственно на рабочем месте.

Если компания предъявляет к учебным курсам конкретные требования, то разработка учебного контента, создание учебных курсов, проведение обучения занимает минимум времени и ресурсов. Рассмотрим, какие при этом желательно иметь нормативные документы.

Так, компания может разработать и утвердить Политику организации электронного дистанционного обучения. Чем детальнее будут разработаны процедуры и требования, предъявляемые к данному типу обучения, тем проще будет выстроить учебный процесс. Любой работник компании - от рядового сотрудника до руководителя - должен иметь возможность найти в этом документе ответы на все вопросы, касающиеся дистанционного обучения. Политика должна разъяснять:

  • кто выступает организатором обучения;
  • по чьей инициативе организуются учебные курсы;
  • каким образом организуются учебные курсы для работников (время, сроки, документы);
  • где, как, когда сотрудник будет проходить обучение;
  • каким образом осуществляется контроль;
  • как, кто, когда, кому направляет отчеты с результатами обучения;
  • каковы зоны ответственности работников разных подразделений в области СДЭО.

В таком документе как Политика разработки электронных учебных курсов перечисляются все стадии процесса разработки учебного курса и все предъявляемые к нему требования:

  • кто может выступать заказчиком учебных курсов;
  • каким образом заказчик инициирует процедуру их разработки;
  • кто, как и когда формирует рабочую группу;
  • как устанавливаются сроки выполнения работ;
  • кто может выступать разработчиком курсов;
  • что может быть включено (и что не должно быть включено) в учебный материал;
  • как должен оформляться учебный курс;
  • какие существуют методы дистанционного обучения и как их использовать;
  • как будет тестироваться готовый курс.

Между очным обучением и ЭУК имеются определенные различия (табл.), но это не означает, что данные формы не могут дополнять друг друга.

В процессе очного обучения передаются знания, но главное - формируются и совершенствуются навыки, например навыки продаж, управления коллективом, публичного выступления и др.

В задачу электронных учебных курсов обычно входит передача знаний.

Формирование навыков возможно в очень ограниченном сегменте: навык работы с программным обеспечением, с какими-либо механизмами и устройствами (навык работы с банкоматами). Подобные учебные курсы еще называют тренажерами.

Различия очного обучения и ЭУК

Практика внедрения очных методов обучения в электронные курсы

Если перед HR-менеджером стоит задача построения целостной системы обучения (например, продажам банковских продуктов), то целесообразно вначале использовать ЭУК - передать обучаемым основные знания (что такое продажи, как они строятся, какие имеются этапы в продажах и т. д.), а затем провести очное обучение с целью закрепления знаний и формирования устойчивых навыков.

Электронные учебные курсы могут использоваться в качестве самостоятельного инструмента или входить в единый комплекс системы обучения. В любом случае они призваны решать поставленные задачи - успешно передавать и закреплять необходимые знания, а для этого курсы должны быть интерактивными, гибкими, позволять вовлекать и мотивировать обучаемых и контролировать процесс обучения. И так как методы очного обучения достаточно эффективны, их можно и нужно использовать при проведении электронных курсов.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Интерактивность - это уровень обратной связи: «преподаватель - участник обучения», «участник обучения - участник обучения». Преподаватель задает обучаемым вопросы, получает от них ответы, при помощи наводящих вопросов направляет их на обсуждение нужных тем. Для решения задач участники обучения устраивают «мозговые штурмы», объединяясь в группы. Таким образом, интерактивность очного обучения весьма высока, в то время как при прохождении электронных курсов обучаемые взаимодействуют только с компьютерной системой.

Повышение интерактивности электронных курсов - непростая задача. Условно ее можно разделить на две составляющие: идеи, которые закладываются в учебный контент, и их техническая реализация. В этой статье речь пойдет о контенте.

Прочитайте полезные статьи по теме:

Участники очного обучения практически всегда что-то делают: выполняют задания, обсуждают разные вопросы, предлагают собственные решения и т. д. Как известно, в действии люди лучше запоминают информацию, быстрее разбираются в текущих вопросах, глубже понимают тему. А значит, такой подход нужно использовать и в ЭУК.

1. Действия. Электронный учебный курс необходимо наполнять действиями. Он насыщен информационными материалами, которые могут быть скомпонованы тем или иным образом. Для простоты понимания назовем их объектами. Вот с этими объектами обучающий должен выполнять всевозможные действия.

1.1. Перемещение объекта по экрану (графические шкалы, столбцы и т. д.).

1.2. Распределение на экране («правильные» объекты в одну часть, «неправильные» - в другую).

1.3. Сортировка объектов по степени важности.

1.4. Наложение объектов друг на друга (поиск аналогичных объектов).

1.5. Нажатие на кнопки для подтверждения того или иного действия.

1.6. Другие действия с объектами.

2. Обратная связь по поводу действий обучаемых. Когда обучаемый выполнит то или иное действие, необходимо оценить, верно ли оно выполнено.

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Вовлеченность - это эмоциональное и интеллектуальное состояние, которое позволяет сотрудникам выполнять свою работу как можно лучше.

Применительно к учебному процессу вовлеченностью можно считать уровень погружения участника семинара, тренинга или мастер-класса в роль обучаемого, степень активности его участия в обсуждении разных вопросов, обмене опытом, решении поставленных бизнес-задач. Если преподаватель видит, что кто-то выключен из процесса, занимается делами, не относящимися к обучению, то делает все необходимое для того, чтобы вернуть обучаемого в процесс.

В электронных курсах вовлекать обучаемых в процесс обучения некому, тем не менее повысить уровень вовлеченности в ходе проведения электронных учебных курсов можно. Это обеспечивается за счет:

  • наполнения учебных курсов качественными иллюстрационными материалами, которые должны ассоциироваться с учебной темой, заданиями, бизнес-кейсами;
  • распределения ролей - создания при выполнении бизнес-кейсов (исходя из целей задания) виртуального учебного класса или виртуальной учебной комнаты, где каждый участник выполняет свою роль. Ведущую роль можно отвести участнику обучения;
  • персонального обращения. Когда участник обучения открывает учебный электронный курс, система запоминает всю персональную информацию о нем (его фамилию, имя, отчество, должность, подразделение, в котором он работает). Эти данные можно и нужно применять во время электронного обучения: обращаться к обучаемым персонально.

МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ

Мотивация к обучению - это набор факторов (эмоциональных, психологических, профессиональных и пр.), который позволяет определить, насколько участнику обучения необходимо усвоение учебной программы, действительно ли он хочет получить заложенные в ней знания. Мотивация - это побуждение к получению знаний. Чем выше мотивация к обучению, тем больше знаний будет усвоено. Если сравнить очные и электронные учебные курсы в то время, когда участники приступают к занятиям, то уровень их мотивации, скорее всего, будет одинаковым. Однако в процессе обучения на первый план выступает преподаватель, который внимательно следит за уровнем мотивации и предпринимает все необходимое для повышения мотивации, если она является недостаточной или снижается.

В электронных курсах отслеживать уровень мотивации сложно, поэтому во время проектирования курса необходимо предусмотреть определенные методы для поддержания мотивации на нужном уровне.

На мотивацию обучаемых влияет то, насколько грамотно продвигается СДЭО в компании. Всегда найдутся такие обучаемые, которые ни разу не посещали учебный портал, слышали о коллегах, проходивших обучение с его помощью, но считают это пустой тратой времени, или такие, которые полагают, что создать курс можно всего за один день. В связи с этим необходимо постоянно продвигать СДЭО, повышать статус учебного подразделения, завоевывать доверие среди персонала компании. Это нужно начать делать еще до запуска системы обучения. Следует использовать любой, даже незначительный, повод для информирования о том, как работает СДЭО, каковы имеющиеся результаты, что намечено в планах работ по данному направлению. Для этого нужно публиковать в корпоративных СМИ различные отчеты, статьи, комментарии.

Во время обучения мотивацию надо поддерживать на высоком уровне с помощью следующих инструментов.

3. Определение целей и задач учебного курса. Каждый учебный электронный курс должен начинаться с разъяснения его целей; знаний, которые он несет; навыков, формируемых в ходе обучения (если таковые будут отрабатываться); задач, над которыми обучаемые будут работать. Понимание целей и задач повышает мотивацию участников обучения.

4. Опубликование правил курса. Следующий раздел учебного курса должен включать основные правила: как работать с курсом; что можно и чего нельзя делать; какие могут возникнуть сложности при прохождении обучения; к кому следует обращаться в случае возникновения вопросов.

5. Разработка прозрачной и понятной системы оценки выполняемых заданий. При условии, что учебный курс состоит не только из информационных материалов, но и из бизнес- кейсов, практических задач, упражнений, мотивация на обучение будет выше, если участник понимает систему оценки его достижений.

6. Организация соревнования. Соревнование не только вовлекает в обучение, но и достаточно сильно мотивирует участников. Оно может проводиться, как пример скорости выполнения задания, количества набранных баллов, количества правильных решений (задачи могут иметь несколько правильных решений). Можно устраивать голосование за лучшую идею или лучшее решение.

Одна из тем электронного курса «Проведение презентации» была посвящена правилам удержания внимания аудитории. После получения общей теоретической информации для участников обучения проводилась виртуальная игра, которую придумали разработчики курса. В задачу игры входило удерживать внимание виртуальных участников презентации как можно дольше, используя только определенный набор коммуникативных инструментов. После каждого раунда игры все могли видеть результаты. Каждому участнику обучения предоставлялась возможность проходить игру неограниченное количество раз. Как потом показала статистика, почти каждый обучаемый проходил ее много раз, пытаясь набрать как можно больше баллов.

7. Демонстрация участникам обучения правильного решения задания. При проектировании практической части учебного курса (заданий, упражнений, бизнес-кейсов) необходимо учитывать, что обучаемый будет решать эту часть самостоятельно. Ему не у кого будет просить подсказки, так как обучение при помощи ЭУК проводится индивидуально. В связи с этим следует через определенное количество попыток или при наступлении каких-либо событий сообщать обучаемому правильное решение, а не дожидаться, когда он сможет сделать это самостоятельно.

8. Использование заданий, напрямую связанных с непосредственной деятельностью участников обучения.

ГИБКОСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Как показывает практика, идеальных учебных программ не существует. Все они направлены на конкретных людей, непосредственно пришедших на занятия. У каждого из обучаемых свои ожидания от обучения, порой прямо противоположные, и учебная программа не всегда оправдывает их ожидания. В начале тренинга, когда происходит выяснение ожиданий участников, преподаватель имеет возможность перестроить учебную программу, скорректировать ее, если в этом есть необходимость. Перестроить уже готовый электронный учебный курс невозможно, так как он имеет не только учебный материал, но и запрограммированную последовательность действий, встроенные шаблоны отображения информации.

КОНТРОЛЬ

Во время очных учебных мероприятий опытный преподаватель отводит время на проверку знаний. Это позволяет понять, правильно ли построена программа, насколько глубоко обучаемые усвоили предлагаемый материал. В электронных учебных курсах проверка знаний проводится достаточно просто - при помощи ответов на контрольные вопросы, решения задач и выполнения упражнений. Зачастую учебные электронные курсы предоставляют более широкий выбор разных инструментов, нежели тренинги и семинары.

Электронные учебные курсы, в ходе которых знания передаются исключительно в виде сплошного текста, аналогичны очному обучению - лекциям. Во время лекций преподаватель в течение всего семинара читает текст. Такая форма обучения используется, но она не очень результативна.

Древняя китайская пословица гласит: «Расскажите мне - и я забуду, покажите мне - и я запомню, дайте мне попробовать - и я научусь». Высокая результативность в обучении достигается в делах; комментировании того, что и как было сделано; предоставлении аналогичных вариантов решения и качественной оценки полученных результатов. Для достижения такой результативности нужны новые идеи по поводу того, каким образом можно использовать в электронных учебных курсах перечисленные инструменты. Помните об этом, планируя обучение своих сотрудников и внедряя систему электронного обучения на вашем предприятии.

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль