Конвенции МОТ и полномочия инспектора труда

7035
Одним из основных источников регулирования деятельности государственных инспекторов труда считается Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Однако на сегодняшний день в арсенале инспектора есть и более мощное оружие - ратифицированные нашей страной международные документы. Этими актами трудовые инспекторы не только могут, но и должны руководствоваться при исполнении своих полномочий даже в тех случаях, когда российское законодательство диктует нечто иное. А значит, в этих нормах необходимо ориентироваться и работодателям, чтобы понимать пределы прав и обязанностей инспекторов, проводящих проверки.

НА № 3‘2009

Права, обязанности и ответственность государственных инспекторов труда закреплены в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ). Однако необходимо учитывать, что для регулирования их деятельности применяются и ратифицированные Российской Федерацией международные договоры (конвенции, соглашения, хартии, пакты и др.).

Обратите внимание!
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации входят в состав источников российского права и по юридической силе превосходят законодательные акты

Положения закона или иного нормативного правового акта, противоречащие нормам международного документа, не должны применяться, а за разрешением вопроса, который регулировали эти нелегитимные положения, на самом деле следует обращаться к положениям соответствующего международного документа.

Многие из таких документов, например Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ООН, 1966 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Совет Европы, 1950 г.), Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. и др., не устанавливают каких-либо специальных требований в отношении инспекционных проверок и не предоставляют никаких специальных прав инспекторам труда. Это акты, устанавливающие общие принципы и ценности, признаны современным мировым сообществом. Их практическое применение наиболее эффективно в тех случаях, когда речь идет об обеспечении принципиального соответствия действий или решений требованиям международно-признанных норм о правах человека. При осуществлении своих полномочий инспекторы труда, безусловно, обязаны руководствоваться такими актами. Однако эти акты не устанавливают процедурные вопросы повседневной деятельности трудовых инспекций.

Номер журнала в подарок!

СКАЧАТЬ НОМЕР

Среди международных документов, ратифицированных Российской Федерацией, существует группа актов сугубо практического свойства - это конвенции Международной организации труда (МОТ). Именно этими актами трудовые инспекторы должны руководствоваться при исполнении своих полномочий. Это правило подчеркивается не только на конституционном уровне, но и на уровне актов Роструда.

Так, в п. 1.2. раздела 1 Методических рекомендаций по применению должностными лицами Роструда и его территориальных органов положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при осуществлении надзора и контроля соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. приказом Роструда от 24.01.2011 № 14, Конвенция МОТ № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947) упомянута среди источников правового регулирования деятельности органов Роструда, в том числе включая:

  • права уполномоченных должностных лиц федеральной инспекции труда;
  • требования к осуществлению и порядку проведения инспекционных проверок.

Перечень конвенций МОТ, в которых деятельность инспекций труда урегулирована предметно и подробно, охватывает не только Конвенцию 1947 г. № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле», но и Протокол 1995 г. к ней (оба акта ратифицированы Российской Федерацией в 1998 г. Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 11.04.1998 № 58-ФЗ и вступила в силу на территории РФ 2 июля 1999 г. Протокол к Конвенции ратифицирован Федеральным законом от 11.04.1998 № 58-ФЗ), а также Конвенцию 1969 г. № 129 «Об инспекции труда в сельском хозяйстве» (на сегодняшний день не ратифицирована Российской Федерацией).

Безусловно, для нас интерес представляют конвенции, ратифицированные нашей страной и потому не только обязательные для соблюдения, но и обладающие в качестве международных договоров приоритетом перед федеральными законами с точки зрения иерархии источников правового регулирования в сфере труда. В данной статье мы постараемся ответить на вопрос, в какой мере российское законодательство согласуется с положениями указанных конвенций, и если такое происходит не всегда, то каким образом конвенции меняют юридический контекст деятельности трудовых инспекций.

ОСНОВАНИЯ И ЧАСТОТА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК

Прежде всего отметим, что сфера регулирования Конвенции МОТ № 81 намного шире, чем можно заключить из ее названия. Благодаря упомянутому выше Протоколу 1995 г. действие Конвенции распространено также на «деятельность в неторговой сфере услуг», под которой согласно п. 2 ст. 1 Протокола понимается деятельность на всех категориях рабочих мест, которые не считаются промышленными или торговыми для целей Конвенции № 81.

Таким образом, инспекторы труда уполномочены проверять условия труда на предприятиях любых направлений деятельности, если только в документах о ратификации не сделано оговорок о полном или частичном исключении из сферы их компетенции органов государственного управления, гражданского и военного персонала вооруженных сил, полиции и иных служб общественной безопасности, а также уголовно-исполнительной системы (как сотрудников тюрем, так и работающих заключенных). Российская Федерация таких оговорок при ратификации не делала.

Следующий вопрос, часто возникающий при подготовке и проведении инспекционных проверок, касается конфиденциальности источника информации о нарушениях.

Сравнение норм Конвенции МОТ № 81 и ТК РФ о конфиденциальности источника информации о нарушениях

Конвенции МОТ и полномочия инспектора труда

Согласно ч. 2 ст. 358 ТК РФ инспектор обязан считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы из его сферы компетенции и воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе в том случае, если:

  • проверка проводится в связи с его обращением;
  • заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Конвенция МОТ № 81 поддерживает идею конфиденциальности источника жалобы и дополняет эти указания, предписывая инспектору воздерживаться от сообщения о том, что инспекционное посещение каким-либо образом связано с получением указанной жалобы, не только работодателю, но и его представителю, причем независимо от наличия или отсутствия возражений со стороны жалобщика.

Заметим, что и ТК РФ, и Конвенция МОТ № 81 придают заявителю «абсолютно конфиденциальный статус». Юридический смысл этого конфиденциального статуса в данных актах не определен, но мы можем обратиться для его уяснения к аналогичным нормам федерального законодательства об информации. Используя нормы соответствующих федеральных законов, можно увязать понятие «конфиденциальность источника» с обязанностью сохранять его в тайне, не называть его, не распространять информацию о нем и пр.

См., например, п. 2 ст. 41 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Обратите внимание! Конвенция МОТ № 81 запрещает инспектору называть заявителя даже в тех случаях, когда сам заявитель против этого не возражает

Полагаем, что данный статус определяет недопустимость разглашения инспектором сведений об источнике жалобы даже в том случае, когда сам жалобщик не возражает против такого разглашения (не говоря уже о случаях, когда выяснение мнения заявителя затруднительно или невозможно), так как тем самым инспектор нарушил бы принцип «абсолютной конфиденциальности источника».

При подготовке и проведении проверок инспекция труда и сами инспекторы могут пользоваться и весьма интересным положением Конвенции МОТ № 81 о частоте проверок.

Сравнение норм Конвенции МОТ № 81 и Закона № 294-ФЗ о частоте проведения проверок

Конвенции МОТ и полномочия инспектора труда

Обратите внимание! Согласно ст. 16 Конвенции МОТ № 81 инспектирование может проводиться так часто и так тщательно, как это необходимо для обеспечения эффективного применения соответствующих законодательных положений

Закон № 294-ФЗ ограничивает момент начала, частоту и спектр субъектов как плановых, так и внеплановых проверок. Однако Конвенция МОТ № 81, по сути, блокирует применение этой федеральной нормы к проверкам, проводимым инспекторами труда, устанавливая иной критерий допустимости проверок.

По смыслу положения Конвенции МОТ № 81 инспекторам следует озаботиться лишь доказательством того, что планируемая проверка необходима для указанной цели - обеспечение эффективного применения соответствующих законодательных положений - и можно инспектировать любого работодателя в любое время и с любой периодичностью, даже если нормы Закона № 294-ФЗ это запрещают!

В этом отношении интересен подп. 6 п. 11 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, предопределяющий отказ прокуратуры в согласовании проведения внеплановой проверки в случае совпадения предмета проверки и проверяемых субъектов у нескольких проверяющих органов. Положения ст. 16 Конвенции МОТ № 81 в данном случае позволяют игнорировать данное предписание при условии, что инспекторы располагают доказательствами необходимости и целесообразности такой проверки, независимо от того, что аналогичную проверку проводит какой-то иной надзорно-контрольный орган.

ПОЛНОМОЧИЯ ИНСПЕКТОРА

Согласно ст. 12 Конвенции МОТ № 81 инспектор труда, при условии наличия у него документов, удостоверяющих его полномочия, наделен правами как в отношении собственно проведения инспекционной проверки, так и в части понуждения работодателей к соблюдению законодательства. К первой группе можно отнести комплекс прав на беспрепятственный проход и комплекс прав на проведение проверок, контроля и расследований. Ко второй группе, соответственно, относятся предоставленное инспектору право требовать принятия мер по устранению недостатков, а также право обращаться к компетентным органам власти для принятия таких мер. Рассмотрим эти права подробнее в контексте российского законодательства.

Комплекс прав на беспрепятственный проход

НА № 11‘2012Инспектор вправе беспрепятственно и в любое время суток входить на любое предприятие в сфере контроля инспекции труда без предварительного уведомления. Если же инспектирование осуществляется в дневное время, то инспектор вправе входить во все здания, причем не только в те, что объективно входят в сферу контроля инспекции труда, но и в те, которые данный инспектор имеет основания считать подпадающими под ее контроль. Разумеется, инспектору лучше заблаговременно обдумать, есть ли у него такие основания, чтобы в случае возникновения спорной ситуации не подыскивать их «на ходу». Этот подход практически дословно воспроизведен в ч. 1 ст. 357 ТК РФ и в подп. «а» п. 13 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (далее - постановление Правительства РФ № 875).

Сравнение норм Конвенции МОТ № 81 и ТК РФ о праве инспектора беспрепятственно посещать работодателей в целях проведения их проверки

Конвенции МОТ и полномочия инспектора труда

Однако в данном вопросе есть и небольшая интрига, касающаяся правил предупреждения о проведении проверки.

Сравнение норм Конвенции МОТ № 81 и Закона № 294-ФЗ о предупреждении работодателя о проведении проверки

Конвенции МОТ и полномочия инспектора труда

В соответствии с требованиями Закона № 294-ФЗ не уведомлять работодателя о проверке можно лишь в случае ее проведения на основании жалобы в порядке п. 2 ч. 2 ст. 10 этого Закона, вызванной угрозой жизни и здоровью граждан, причинения вреда жизни и здоровью граждан, угрозой или возникновением чрезвычайной ситуации техногенного характера и пр. Во всех иных случаях проведение инспекционной проверки без предупреждения делает результаты проверки недействительными и подлежащими отмене вышестоящим органом или судом по заявлению работодателя (ст. 20 Закона № 294-ФЗ). Однако Конвенция МОТ № 81 требований об обязательном предупреждении работодателя о проведении проверки не содержит. Так может ли и должен ли инспектор предварительно уведомлять работодателя о проведении проверки?

На этот вопрос попытался ответить Роструд в своем приказе от 24.01.2011 № 14. Так, в п. 5.6. этого приказа указано, что о плановой проверке уведомлять необходимо, а вот о внеплановой - только при условии, что эта проверка проводится не по жалобе и что инспектор, в соответствии с Конвенцией МОТ № 81, не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.

На самом деле Конвенция МОТ № 81 ничего не говорит об обязанностях инспекции труда в части уведомления работодателя о предстоящей проверке. Из текста Конвенции вообще не ясна ее позиция относительно таких уведомлений. Понятно лишь, что Конвенция позволяет самим инспекторам воздерживаться от уведомления работодателя или его представителя о проверке, если они считают, что такое уведомление способно нанести ущерб эффективности контроля.

Исходя из принципов деятельности и основных задач инспекции труда в том виде, в котором их формулируют ст. 2 и ст. 3 Конвенции МОТ № 81, а также ст. 354 и ст. 355 ТК РФ, представить себе ситуацию, когда инспекция сама же «ставит себе палки в колеса», снижая эффективность контроля путем уведомления работодателей, можно только при условии системных проблем в самой инспекции. Однако инспекция не вправе уклоняться от уведомления работодателей, предусмотренного Законом № 294-ФЗ, ссылаясь на п. 2 ст. 12 Конвенции МОТ № 81, так как данный пункт освобождает от этой обязанности не саму инспекцию, а инспекторов. А по действующему российскому законодательству инспекторы труда и так не обязаны уведомлять работодателя ни о чем подобном. Более того, применительно к внеплановым выездным проверкам ч. 9 ст. 360 ТК РФ вообще запрещает инспекторам уведомлять работодателя о проведении такой проверки, если она проводится по обращению или заявлению работника о нарушении работодателем его трудовых прав либо по запросу работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в порядке ст. 219 ТК РФ.

Конвенции МОТ и полномочия инспектора труда

Н.Л. Лютов, канд. юрид. наук, доцент МГЮА им. О.Е. Кутафина, член совета Ассоциации «Юристы за трудовые права»

Несоответствие российского законодательства Конвенции МОТ № 81

В 2008 г. исходя из благих пожеланий защиты бизнеса от произвола чиновников при проверке деятельности предпринимателей был принят Закон № 294-ФЗ.

В пункте 12 ст. 8 этого Закона устанавливается, что о проведении плановой проверки деятельности юридических лиц и предпринимателей, которая может осуществляться не чаще чем один раз в три года, проверяемые должны предупреждаться не менее чем за три дня до ее начала. Внеплановая выездная проверка деятельности предпринимателей согласно п. 5 ст. 10 Закона № 294-ФЗ может осуществляться уполномоченным государственным органом только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности проверяемых. Это единственный вид проверки, при котором Государственная инспекция труда имеет возможность убедиться в реальном соблюдении работодателями требований трудового законодательства. Очевидно, что любая проверка с заблаговременным предупреждением либо ограничивающаяся изучением представленных самим работодателем документов, почти не оставляет шансов выявить факты реальных нарушений трудового законодательства, даже если они весьма серьезны, в том случае если в организации имеется квалифицированный юрист.

Этот порядок ограничения выездных проверок находится в прямом противоречии с Конвенцией МОТ № 81. Как указывается в ст. 12 Конвенции № 81, «инспекторы труда, снабженные документами, удостоверяющими их полномочия, имеют право: a) беспрепятственного прохода без предварительного уведомления (курсив мой. - Н. Л.) и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции; b) входить в дневное время во все здания, которые они имеют достаточные основания считать подпадающими под контроль инспекции; c) осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они могут счесть необходимыми (курсив мой. - Н. Л.), чтобы удостовериться в том, что законодательные положения эффективно соблюдаются».

При этом функцию по защите малого и среднего бизнеса данный закон выполняет плохо, поскольку существует масса формальных документов, ведение которых предусматривает трудовое законодательство, изначально ориентированное на стандарты крупного бизнеса (масса локальных актов, приказов и т. п.). Малый бизнес, не имеющий возможности тратить существенные денежные средства на юрисконсультов и специалистов по кадровому делопроизводству, оказывается беззащитным как раз в отношении документарных проверок, которые практически ничем не ограничены. В итоге положения закона вместо защиты малого бизнеса защищают наиболее недобросовестных работодателей, сознательно вводящих в заблуждение государственные органы и имеющих финансовую возможность подготовить юридически грамотные, но фиктивные документы.

Конвенция МОТ № 81 никоим образом не меняет действующее российское законодательство в части правил о предупреждении работодателя о проведении проверки. Инспекция как была обязана уведомлять работодателей во всех случаях, кроме случаев проверки по жалобе (п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ), так и продолжает быть обязанной их уведомлять, а инспекторы как были свободны от этой обязанности, так и остаются таковыми. И несмотря на то, что здесь можно усмотреть расхождение данной трактовки с духом Конвенции МОТ № 81, положения которой в данном случае были направлены на обеспечение точности и эффективности проверки, российская правовая система больше доверяет букве закона и потому отстоять правомерность проверки без предварительного извещения инспекцией проверяемых работодателей в российском суде, скорее всего, будет весьма непросто.

Комплекс прав на инспектирование

В соответствии со ст. 12 Конвенции МОТ № 81 инспектор вправе осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые он может счесть необходимыми для того, чтобы удостовериться в эффективном соблюдении законодательных положений. Не нужно удивляться такой формулировке, поскольку в международных актах столь обтекаемо сформулированные положения встречаются достаточно часто.

Основная идея этой нормы состоит в том, что для правомерного осуществления указанных действий совершенно не важно, необходима ли такая проверка в действительности. Также не важно, есть ли у инспектора какие-либо объективные основания считать, что эти действия позволяют на самом деле удостовериться в эффективном соблюдении законодательства. Не важно и то, проверяется ли в данном случае соблюдение законодательства на проверяемом предприятии или на каком-то другом, почему-либо с ним связанным. Согласно Конвенции МОТ № 81 для правомерности любой проверки достаточно, чтобы инспектор мог счесть такую проверку необходимой для удостоверения эффективности соблюдения законодательных положений на каком-либо предприятии (совсем не обязательно именно на проверяемом).

Сравнение норм Конвенции МОТ № 81 и ТК РФ о праве инспектора беспрепятственно посещать работодателей в целях проведения их проверки

Конвенции МОТ и полномочия инспектора труда

Конвенция МОТ № 81 предлагает достаточно подробный перечень действий, охватываемых правом на инспектирование. Однако большая их часть - право задавать вопросы работодателю или персоналу предприятия, требовать ознакомления с любыми документами в целях проверки, копировать их, изымать или брать с собой для анализа образцы - предусмотрена также в ТК РФ, в постановлении Правительства РФ № 875 и в п. 5 ст. 12 Закона № 294-ФЗ.

При этом Конвенция МОТ № 81 гармонично дополняет нормы ст. 357 ТК РФ.

Так, Конвенция МОТ № 81 уполномочивает инспекторов задавать вопросы, тогда как российское законодательство устанавливает куда более полезную вещь: право получать от работодателей и их представителей документы, объяснения и информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.

Кроме того, Конвенция МОТ № 81 предоставляет инспекторам право требовать ознакомления с любыми книгами, реестрами или документами, ведение которых предписано законодательством по вопросам условий труда, с целью проверки их соответствия законодательным положениям и снятия с них копии или выписки отдельных мест. ТК РФ и постановление Правительства РФ № 875 предоставляют им право запрашивать и, что еще важнее, безвозмездно получать от работодателей документы, объяснения и информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.

Наконец, Конвенция МОТ № 81 предоставляет инспекторам право изымать или брать с собой для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ, при условии уведомления работодателя или его представителя о том, что материалы или вещества были изъяты и унесены с этой целью. Это право заметно расширяет полномочия трудовых инспекторов, установленные ТК РФ и постановлением Правительства РФ № 875, которые позволяют лишь официально изымать (но никак не «брать с собой») указанные предметы. Согласно Конвенции МОТ № 81, инспекторы вправе просто взять с собой такие предметы при соблюдении единственного условия: уведомления работодателя или его представителя о том, что оные материалы или вещества были изъяты с целью анализа, необходимого для того, чтобы удостовериться в эффективном соблюдении законодательства. В данном случае Конвенция МОТ № 81 более детально регламентирует характер такого уведомления.

В заключение Конвенция МОТ № 81 дополняет перечень прав инспектора труда правом требовать вывешивания объявлений, как это предусмотрено законодательными положениями. Содержание таких объявлений не регламентируется, что очевидным образом расширяет права инспектора. Можно предположить, что объявления будут содержать информацию, позволяющую работникам более полно разобраться в своих правах и предлагающую им эффективные и легитимные формы их защиты.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ

По результатам проведенной проверки инспекторы вправе как сами предпринимать определенные шаги по устранению нарушения, так и привлекать к этому иные органы государственной власти, уполномоченные на содействие исполнению законодательства о труде. Как было сказано выше, Конвенция МОТ № 81 для этих целей инспекторам предоставляет два права:

  • право требовать принятия мер по устранению выявленных недостатков;
  • право обращаться к компетентным органам власти для принятия мер по устранению таких недостатков. Рассмотрим эти права подробнее.

Право требовать принятия мер по устранению выявленных недостатков

Конвенция МОТ № 81 уполномочивает инспекторов труда давать распоряжения или требовать, чтобы было дано распоряжение на совершение определенных действий, которые направлены на устранение выявленных недостатков, если таковые, по их мнению, угрожают здоровью или безопасности работников. Из текста Конвенции видно, что реальной угрозы или каких-то экспертиз либо доказательств ее существования в данном случае не требуется: решение инспектора о выдаче такого распоряжения или заявление соответствующего требования будет правомерно в том случае, если оно основано на его собственном субъективном мнении.

Эта сфера деятельности инспекторов труда существенно подробнее регламентируется в ст. 357 ТК РФ, поэтому полезность Конвенции в данном случае ограничивается преимущественно указанием на допустимость принятия инспекторами субъективно обоснованного решения о выдаче указанных распоряжений и требований, без необходимости подтверждать целесообразность такого решения какими-либо объективными аргументами и фактами.

Сравнение норм Конвенции МОТ № 81 и ТК РФ о праве инспектора требовать принятия мер по устранению выявленных недостатков

Конвенции МОТ и полномочия инспектора труда

Право обращаться к компетентным органам власти для принятия мер по устранению выявленных недостатков

Конвенция МОТ № 81 определяет, что даже в случае невозможности выдачи распоряжений и требований об устранении выявленных недостатков по причине несовместимости этой процедуры с административной и судебной практикой государства, инспекторам предоставляется право обращаться к компетентным органам власти за выдачей соответствующих предписаний или распоряжений о принятии мер, подлежащих немедленному исполнению. Это положение практически не относится к нашей стране, где право инспекторов выдавать обязательные для исполнения предписания и запреты установлено непосредственно в ст. 357 ТК РФ. Однако оно позволяет наглядно продемонстрировать, насколько весомое значение МОТ придает таким предписаниям: даже в тех странах, где инспекторы труда сами по себе не вправе выдавать такие предписания, возможность их выдачи должна быть обеспечена через другие компетентные государственные органы. Данное положение Конвенции МОТ № 81 с очевидностью показывает, что никакой нарушитель трудового законодательства ни в одной стране не должен уйти от ответственности и от обязанности исправить допущенные нарушения, воспользовавшись особенностями или пробелами национального законодательства.

Сравнение норм Конвенции МОТ № 81 и ТК РФ о праве инспектора обращаться к компетентным органам власти для принятия мер по устранению выявленных недостатков

Конвенции МОТ и полномочия инспектора труда

В заключение отметим, что на сегодняшний день, по мнению специалистов, Российская Федерация серьезно нарушает еще одно положение Конвенции МОТ № 81 - ст. 10 о численности инспекторов труда.

Так, в нашей стране численность инспекторов труда ни в малой степени не соответствует современным требованиям проведения инспекционных проверок. Между тем ст. 10 Конвенции МОТ № 81 ясно и однозначно требует от ратифицировавшего ее государства обеспечить такую численность инспекторов, которая позволит эффективно осуществлять функции инспекционной службы (инспекции труда). Численность инспекторов согласно Конвенции должна устанавливаться с учетом, в том числе:

  • числа, характера, размера и расположения предприятий, подпадающих под контроль инспекции;
  • численности и категорий работников, занятых на этих предприятиях;
  • количества и сложности законодательных положений, применение которых им подлежит обеспечить;
  • материальных средств, предоставленных в распоряжение инспекторов;
  • практических условий, в которых должны осуществляться инспекционные посещения, чтобы быть эффективными.

Приходится с сожалением констатировать, что на сегодняшний день по данным показателям наша страна и близко не подошла к соблюдению требований Конвенции МОТ № 81, так как существующая численность инспекторов никоим образом не учитывает многочисленности малых предприятий, подлежащих проверке, их территориального и профессионального разброса, специфики категорий работников и практических условий, в которых сегодня реально вынужден действовать инспектор труда.

В целом же, за вычетом некоторых аспектов, можно сказать, что Конвенция МОТ № 81 скорее не противоречит или существенно изменяет действующее российское законодательство о надзоре и контроле в сфере труда, а дополняет и развивает его в некоторых наиболее важных направлениях. Российский законодатель демонстрирует информированность о международных обязательствах нашего государства в социально-трудовой сфере.

Подписаться на журнал справочник кадровика можно здесь

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль