Новый механизм формирования миграционных квот

3958

Привлечение трудящихся-мигрантов из стран СНГ, Балтии и дальнего зарубежья становится неотъемлемым элементом рынка труда в Российской Федерации и ее субъектах. По сведениям Федеральной миграционной службы России (далее – ФМС России) общая численность иностранных граждан, работавших в России в 2007 г. на основании разрешений на право трудовой деятельности, составила 1 717 137 человек. С 2002 по 2007 гг. объем привлеченной на законных основаниях иностранной рабочей силы увеличился в пять раз.

Иностранные работники на рынке труда

Из общей численности иностранных граждан 97,1% работали по трудовым договорам, заключенным с российскими юридическими (физическими) лицами. Основными нанимателями иностранной рабочей силы являлись юридические лица. Приток работников в Россию происходил из 137 стран мира, в т. ч. из 37 европейских стран, 17 стран Северной и Южной Америки, 40 стран Азии, 24 стран Африканского континента, двух стран Океании. Наиболее крупными поставщиками рабочей силы из СНГ стали Узбекистан, Таджикистан, Украина и Киргизия; из стран дальнего зарубежья – Китай, Турция, Вьетнам, Корея (КНДР), Сербия и Черногория.

В 2007 г. иностранные работники в основном были заняты в строительстве (40,5% от общей численности привлеченных иностранных работников), оптовой и розничной торговле (19,2%), обрабатывающей промышленности (7%), сельском и лесном хозяйстве (6,4%). Отмечено, что мигранты-трудящиеся привлекаются более чем по 2,6 тыс. наименований профессий и должностей. При этом сохраняется отраслевая специализация использования иностранной рабочей силы из отдельных стран. Например, большая часть работников из Узбекистана, Украины, Турции, Таджикистана, Армении, Молдавии занята в строительстве. Особо востребованы подсобные рабочие, каменщики, опалубщики, штукатуры, плотники и маляры.

Как правило, иностранные работники требуются в тех регионах, где в связи с активным экономическим ростом, развитием промышленного производства, освоением новых месторождений полезных ископаемых нужны дополнительные трудовые ресурсы. Такими регионами являются Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Красноярский край, Свердловская, Иркутская, Новосибирская и Челябинская области.

Иностранные граждане, прибывающие в Российскую Федерацию в порядке, который требует оформления визы, обычно трудоустраиваются в Центральном, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Те, кто приехал в порядке, не требующем получения визы, сосредоточены в основном в Центральном федеральном округе и в меньшей степени – в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

Новые тенденции

НА № 1‘2007Положения Федерального закона от 18.07.06 № 110 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона “О внесении изменений и дополнений » серьезно повлияли на характер временной трудовой миграции в России.

Введение уведомительного порядка привлечения иностранной рабочей силы из государств, для которых установлен безвизовый режим въезда и выезда, а также меры по стимулированию легализации трудящихся-мигрантов, реализуемые ФМС России, привели к существенному увеличению количества разрешений на работу, выдаваемых иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Указанное нововведение должно уменьшить численность нелегальных мигрантов на территории страны.

Внесенные в Федеральный закон от 25.07.02 № 115 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115 ФЗ) изменения и дополнения, вступившие в силу с 15 января 2007 г., предусматривают следующие полномочия Правительства РФ:

  • определение потребности в привлечении иностранных работников, в т. ч. по приоритетным профессионально-квалификационным группам;
  • установление квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан и страны их происхождения);
  • установление допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории РФ.

Изменения в миграционном законодательстве упрощают порядок осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывающих в безвизовом порядке, делают систему управления трудовой миграцией более прозрачной.

НА № 3‘2007В связи с нововведениями изменился порядок взаимодействия федеральных и региональных органов власти, а также региональных органов власти и работодателей при определении потребности в иностранных работниках. Процедуры такого взаимодействия регулируются Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 22.12.06 № 783 (далее – постановление № 783).

Потребность в привлечении к работе иностранцев определяют региональные органы власти на основании предложений работодателей. Организация и координация соответствующих процедур в регионах возлагаются на один из региональных органов власти, определяемый в качестве уполномоченного. Таковым может быть региональный орган власти, осуществляющий управление в сфере экономики, занятости населения и др.

Информирование работодателей о порядке подготовки предложений о потребности в привлечении иностранной рабочей силы организуется уполномоченным органом с участием органов местного самоуправления и социальных партнеров (через трехсторонние комиссии).

Заявки с информацией о потребности в привлечении иностранных работников на очередной год должны быть представлены работодателями в уполномоченный орган не позднее 1 мая текущего года. Заявки подаются в уполномоченные органы того региона, где иностранцы будут привлечены к работе, т. е. по месту нахождения рабочих мест.

В регионах заявки работодателей рассматриваются межведомственными комиссиями, в состав которых входят представители региональных органов власти (в сфере экономики, занятости населения, образования и др.), территориальными органами федеральных органов власти (миграционной службы, инспекции труда) и трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений.

При рассмотрении заявок учитываются такие факторы, определяющие ситуацию на рынке труда, как демографическое развитие и внутренняя миграция, планы экономического развития, создание новых рабочих мест, безработица, возможность оптимизировать использование собственных трудовых ресурсов и обустроить мигрантов. Если имеется возможность замещения рабочих мест за счет региональных трудовых ресурсов, в частности путем переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других регионов, то заявка работодателя может быть отклонена или сокращена.

Территориальные органы ФМС и инспекции труда уделяют особое внимание тому, как работодатели соблюдают миграционное и трудовое законодательство. Наличие существенных нарушений также может стать основанием для отклонения заявки.

Кроме того, основанием для отклонения заявки работодателя является отсутствие возможности обеспечения иностранных работников жильем.

Уполномоченный орган обязан проинформировать работодателя о положительном решении в течение месяца со дня рассмотрения его заявки межведомственной комиссией. Уведомление об отклонении или сокращении заявки осуществляется уполномоченным органом в 10-дневный срок с момента принятия решения межведомственной комиссии. Указанное решение может быть обжаловано в суде.

Региональные органы власти ежегодно до 15 июля направляют в Минздравсоцразвития России предложения и информацию об оценке эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году. Предложения региональных органов власти по формированию квоты на федеральном уровне рассматриваются на заседаниях, организуемых Минздравсоцразвития России при участии представителей Роструда, Минэкономразвития России и ФМС России.

Анализ инноваций в миграционном законодательстве Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что процесс определения потребности в привлечении иностранной рабочей силы стал более прозрачным и формализованным.

Дальнейшее усовершенствование механизма использования иностранной рабочей силы

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.12.06 № 783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в » потребность в привлечении иностранной рабочей силы в 2007 г. определялась по новым правилам. Началось формирование квот на привлечение иностранных работников из стран с визовым и безвизовым режимом въезда, по профессионально-квалификационным группам, а также с учетом ситуации на рынке труда субъектов РФ и национальном рынке труда.

На 2008 г. утверждены квоты на выдачу иностранным гражданам 1 828 245 разрешений на работу и 672 304 приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности (для стран с визовым порядком въезда).

НА № 4‘2008В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.07 № 984 определены приоритетные профессионально-квалификационные группы, по которым иностранные работники привлекаются в 2008 г.:1) рабочие, занятые на горных, горно-капитальных и на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах;2) неквалифицированные рабочие, общие для всех отраслей экономики;3) водители и машинисты подвижного оборудования;4) руководители организаций и их структурных подразделений;5) рабочие металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности, лесного и охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства;6) квалифицированные работники товарного сельскохозяйственного производства;7) операторы, аппаратчики, машинисты, слесари-сборщики стационарного оборудования и т. д.

Обратите внимание!В 2008 г. квота разрешений на работу впервые была распределена как по субъектам РФ, так и по профессионально-квалификационным группам (приказ Минздравсоцразвития России от 18.02.08 №?73н)

Относящиеся к перечисленным группам профессии востребованы на рынке труда и недостаточно обеспечены российскими трудовыми ресурсами.

Действующим законодательством предусмотрена процедура корректировки размера квот один раз в год, что не позволяет оперативно реагировать на текущие потребности работодателей.

В настоящее время Минздравсоцразвития России разработало проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утв. постановлением № 783». Проект постановления подготовлен в целях усовершенствования механизма привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории России, а также порядка увеличения размера установленных квот и (или) корректировки профессионально-квалификационной структуры квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу. Для этого планируется корректировать размер установленных квот и (или) профессионально-квалификационную структуру квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу трижды в течение года.

Предлагаемые изменения позволят федеральным органам исполнительной власти более оперативно реагировать на изменение миграционной ситуации в субъектах РФ. В то же время формированию квот препятствует ряд проблем. В соответствии с действующим с 2007 г. миграционным законодательством работодатель, не подавший своевременно заявку на привлечение иностранных работников, может претендовать на использование квоты наравне с теми, кто участвовал в заявочной кампании.

С одной стороны, введение уведомительного порядка привлечения трудящихся-мигрантов из стран с безвизовым режимом въезда предполагает, что иностранный работник вправе самостоятельно обратиться в органы ФМС за разрешением на работу и трудоустроиться к любому работодателю. С другой стороны, формирование квот осуществляется на основании заявок работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу. Заявки работодателей рассматриваются региональными межведомственными комиссиями. Перечень рабочих мест, на которые могут трудоустраиваться мигранты, после утверждения квот доводится до региональных органов ФМС. Однако в Законе № 115-ФЗ отсутствует норма, обязывающая ФМС России руководствоваться при выдаче разрешений на работу только этим перечнем.

В соответствии с положениями ст. 18 Закона № 115-ФЗ работодатель, привлекающий иностранных работников из стран с визовым порядком въезда, обязан получить:1) в органах службы занятости – заключение о целесообразности привлечения и использования иностранных работников;2) в органах ФМС России – разрешение на привлечение и использование иностранных работников (при наличии заключения о целесообразности).

Указанная процедура существует с 2002 г. и призвана обеспечить соблюдение приоритетного использования национальных трудовых ресурсов при трудоустройстве. Ранее работодатель не мог нанять на рабочее место мигранта, не обратившись в службу занятости для подбора подходящих работников из числа зарегистрированных безработных. Сегодня данное требование фактически лишнее, поскольку в соответствии с действующим порядком формирования квот заявки работодателей рассматриваются органами службы занятости в рамках межведомственных комиссий. Форма заявки предусматривает внесение сведений о дате обращения работодателя в службу занятости и количестве заявленных вакансий.

Определен перечень оснований для отказа работодателю во включении его заявки в предложения региона по привлечению иностранной рабочей силы. Одним из таких оснований является наличие возможности удовлетворить потребность в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в частности путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов РФ.

Результаты проведенного анализа обусловливают необходимость принятия следующих мер по совершенствованию законодательства в области формирования миграционных квот:1) целесообразно законодательно закрепить механизм использования квот с участием работодателей в заявочной кампании, а именно: установить, что выдача разрешений на работу осуществляется в соответствии с формируемым на основании заявок работодателей перечнем рабочих мест для трудоустройства иностранных работников;2) исключить из ст. 18 Закона № 115-ФЗ нормы, предусматривающие обязательное получение работодателем заключения о целесообразности привлечения и использования иностранных работников;3) активизировать информирование работодателей о требованиях миграционного законодательства с использованием средств наружной рекламы и СМИ, распространения информационных материалов;4) внедрять средства автоматизации для формирования и обобщения заявок работодателей на привлечение иностранной рабочей силы (например, АИК «Миграционные квоты», использующий современные интернет-технологии).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль