Пенсия за выслугу лет: индексация

6736
Очередная статья на тему пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих касается индексации пенсий за выслугу лет. Напомним, что в «Справочнике кадровика» № 3–5, 2008 рассматривались обстоятельства и условия назначения пенсии по государственному пенсионному обеспечению, а также порядок определения стажа для возникновения права на пенсию за выслугу лет и исчисления ее размера.

Индексация пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится в различном порядке, зависящем от категории пенсионера, которому установлена соответствующая пенсия.

Федеральный закон от 08.05.04 № 34-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14, 21 и 25 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»» изменил формулировку ст. 25 Федерального закона от 15.12.01 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Закон от 15.12.01 № 166-ФЗ) в части индексации пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим. Если в первоначальной редакции Закона от 15.12.01 № 166-ФЗ указывалось, что такие пенсии индексируются при увеличении их денежного содержания на индекс его увеличения, то теперь установлено, что пенсии индексируются при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных служащих с учетом положений, предусмотренных ст. 14 и 21 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном Правительством РФ.

Правительство РФ в соответствии со ст. 25 Закона от 15.12.01 № 166-ФЗ постановлением от 31.05.05 № 346 утвердило Правила индексации пенсий федеральных государственных служащих (далее – Правила индексации пенсий; постановление от 31.05.05 № 346). Данные Правила определяют порядок индексации пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных служащих.

Случаи индексации

Согласно Правилам индексации пенсий с учетом изменений, внесенных в них постановлением Правительства РФ от 14.12.06 № 763 «О некоторых вопросах индексации пенсий федеральных государственных служащих» (далее – Постановление от 14.12.06 № 763), пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих могут индексироваться в следующих случаях.

1. При централизованном повышении должностных окладов. В данном случае индексация пенсии производится на индекс повышения должностных окладов без принятия какого-либо специального решения Правительства РФ об индексации пенсии и утверждении специального коэффициента индексации (индекса) пенсий.

2. При централизованном дифференцированном повышении (установлении) должностных окладов. Индексация пенсии производится на средневзвешенный индекс повышения должностных окладов, утверждаемый Правительством РФ по представлению Минздравсоцразвития России совместно с Минфином России.

3. При централизованном повышении иных денежных выплат, входящих в соответствии с законодательством РФ в состав денежного содержания федеральных государственных служащих. Указанный средневзвешенный индекс, как и в случае индексации пенсии на средневзвешенный индекс повышения должностных окладов, утверждается Правительством РФ по представлению Минздравсоцразвития России совместно с Минфином России.

Определение размера пенсии

Индексация пенсии производится путем индексации размера среднемесячного заработка федерального государственного служащего, из которого исчислялась пенсия, на соответствующие индексы (при последовательном применении всех предшествующих индексов), и последующего определения размера пенсии исходя из размера проиндексированного среднемесячного заработка.

Необходимо учитывать, что в данном случае на практике индексации может подлежать не весь среднемесячный заработок, из которого исчислялась пенсия. В целях избежания двойного учета денежных сумм при определении размера пенсии, индексации не подлежит заработок за тот период (за те месяцы), в котором при установлении пенсии уже были учтены суммы, в связи с повышением которых и проводится данная индексация пенсии (не учитываются соответственно месяцы, принятые в подсчет среднемесячного заработка при назначении пенсии, с новым повышенным денежным вознаграждением, должностным окладом или иными денежными выплатами, входящими в состав денежного содержания).

Так, в соответствии с пп. 2 и 3 постановления от 31.05.05 № 346 Пенсионному фонду РФ было поручено произвести с 1 июля 2002 г. индексацию пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих из числа лиц, у которых в состав среднемесячного заработка, принятого для исчисления размера указанной пенсии, включен среднемесячный заработок за периоды до 1 июля 2002 г. с применением индекса 1,28.

При ее проведении индексации не подлежал заработок за те месяцы, в которые при установлении пенсии вошли суммы, выплаченные в связи с реализацией указов Президента РФ от 25.06.02 № 656 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. № 310 «О денежном содержании федеральных государственных служащих»» и от 25.06.02 № 663 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 265 «О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации»».

При индексации пенсии необходимо соблюдать требования ст. 21 Закона от 15.12.01 № 166-ФЗ, в частности п. 2 данной статьи, в соответствии с которым размер среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения).

С учетом этого при индексации пенсии с применением индекса повышения должностных окладов или средневзвешенного индекса повышения должностных окладов размер проиндексированного среднемесячного заработка, из которого определяется размер пенсии, не может превышать 2,3 проиндексированного должностного оклада (0,8 проиндексированного денежного вознаграждения). Таким образом, в данном случае проводится «линейная» индексация пенсий, когда пенсии у различных категорий федеральных государственных служащих индексируются на одинаковый процент.

Необходимо обратить внимание: согласно Постановлению от 14.12.06 № 763 с применением индекса повышения должностных окладов или средневзвешенного индекса повышения должностных окладов индексируются и пенсии, исчисленные из денежного вознаграждения (до его отмены).

Применение средневзвешенного индекса

НА № 11,12‘2007В соответствии с Постановлением от 14.12.06 № 763 с 1 августа 2006 г. произведена индексация пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих с применением средневзвешенного индекса повышения должностных окладов федеральных государственных служащих 1,15, определенного исходя из размеров месячных должностных окладов, установленных Указом Президента РФ от 25.07.06 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (далее – Указ от 25.07.06 № 763).

Стоит отметить, что данная индексация была оспорена рядом граждан, считавших, что она проведена неправильно.

Так, граждане Б. и С. обратились в Верховный Суд РФ с заявлениями о признании недействующими соответствующих норм постановления Правительства РФ от 14.12.06 № 763 в части следующих слов: пункт 3 постановления от 14 декабря 2006 г. № 763: «… средневзвешенный…», «…1,15…»; пункт 1 Изменений: «… средневзвешенный…», «… утверждаемый Правительством Российской Федерации по представлению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации»; пункт 2 Изменений: «… или средневзвешенного индекса повышения должностных окладов…».

В подтверждение заявленного требования было указано, что оспоренные положения нормативного правового акта противоречат ст. 21 Закона от 15.12.01 № 166-ФЗ, поскольку с 1 августа 2006 г. повышены должностные оклады государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в 1,35 раза. Пенсионный фонд РФ для индексации пенсии федеральным государственным служащим применяет средневзвешенный индекс повышения должностных окладов 1,15, в результате чего занижен среднемесячный заработок для начисления пенсии за выслугу лет таким служащим и нарушается их право на индексацию пенсии.

НА № 10,11,12‘2004Кроме того, было заявлено, что оспариваемые положения также противоречат ч. 11 ст. 71 Федерального закона от 27.07.04 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон от 27.07.04 № 79-ФЗ), а расчет при определении индекса 1,15 произведен неправильно.

Верховный Суд РФ (решение от 06.08.07 № ГКПИ07–716 и определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23.10.07 № КАС07–532) признал нормы постановления Правительства РФ от 14.12.06 № 763 не противоречащими законодательству РФ и оставил в силе.

Обратите внимание!Настоящий порядок пенсионного обеспечения за выслугу лет будет сохранен до вступления в силу федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и их семей

В частности, Кассационная коллегия Верховного Суда РФ отметила, что в соответствии с п. 11 ст. 71 Закона от 27.07.04 № 79-ФЗ (в ред. от 12.04.07) пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих за выслугу лет сохраняется до вступления в силу федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и их семей.

В связи с тем, что такой федеральный закон не принят, пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих осуществляется на основании положений Закона от 15.12.01 № 166-ФЗ (в ред. от 21.12.06), регулирующего порядок установления и индексации пенсий за выслугу лет этой категории граждан.

Согласно абз. 2 ст. 25 названного Федерального закона пенсии федеральных государственных служащих, предусмотренные этим законом, индексируются при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных служащих с учетом положений, предусмотренных ст. 14 и 21 Закона от 15.12.01 № 166-ФЗ, в порядке, установленном Правительством РФ.

Таким образом, Постановление от 14.12.06 № 763, предусматривающее индексацию пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих с применением средневзвешенного индекса повышения должностных окладов 1,15, принято на основании упомянутых федеральных законов.

При этом изменения, предусматривающие индексацию пенсий при централизованном повышении (установлении) должностных окладов федеральных государственных служащих на средневзвешенный индекс повышения должностных окладов, не противоречат действующему законодательству. Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которым устанавливался бы иной порядок индексации пенсий в указанном случае, не имеется.

Не противоречит установленное правило индексации пенсий и требованиям ст. 21 Закона от 15.12.01 № 166-ФЗ, определяющей среднемесячный заработок, из которого исчисляется размер пенсии федеральных государственных служащих, и не регулирующей вопросов индексации установленных с учетом такого заработка пенсий.

Индексация осуществляется посредством определения общего индекса, на который повышаются ранее назначенные пенсии. В случае если денежное содержание повышается не всем государственным служащим одинаково, а дифференцированно, в зависимости от занимаемой должности федеральной государственной службы, то размер повышения оплаты труда федеральных государственных служащих может быть определен только на основе средневзвешенного индекса, что и закреплено в оспариваемых нормах.

Таким образом, Суд не согласился с доводами заявителей о незаконности пункта 3 Постановления от 14.12.06 № 763, предписывающего осуществить индексацию пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих с применением средневзвешенного индекса 1,15.

НА № 5-10‘2006При этом Суд исходил из того, что индексация была произведена на основании Указа от 25.07.06 № 763, которым регламентировано денежное содержание федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями, включенными в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утв. Указом Президен-та РФ от 31.12.05 № 1574, существенно изменившим структуру должностей, их категории и группы. Названный Указ не повысил размеры ранее установленных должностных окладов федеральных государственных гражданских служащих, что позволило бы определить индекс такого повышения.

Указом были введены новые условия оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих. Прежние оклады были не повышены, а отменены, при этом таблица соответствия новых должностей федеральной государственной гражданской службы и ранее применявшихся должностей федеральной государственной службы установлена не была. С учетом изложенного исключается возможность определения общего индекса исходя из размера повышения должностных окладов. В подобной ситуации для целей индексации пенсий мог быть использован только средневзвешенный индекс.

Индекс 1,15 рассчитан с учетом повышения на 15% оплаты труда государственных служащих при переходе на новые условия оплаты, что не противоречит федеральному закону.

Не может служить поводом к отмене решения суда и довод заявителей о том, что принцип индексации, закрепленный в оспариваемых положениях, вводит якобы новую норму зависимости размера пенсии от времени выхода федерального государственного гражданского служащего на пенсию, создает разный уровень пенсий у граждан РФ, проходивших государственную федеральную службу, за счет даты, когда гражданин вышел на пенсию, поскольку противоречит содержанию исследованных судом правовых норм. Указом Президента РФ от 25.07.06 №763 введены новые условия оплаты труда названной категории граждан, существенно изменилась структура должностей, их категории и группы, что обуславливает разный уровень пенсий у граждан, проходивших федеральную государственную гражданскую службу до выхода Указа и после него.

Кроме того, установленный индекс (1,15) подтвержден Указом Президента РФ от 08.05.07 №591 «О пересчете размера ежемесячной доплаты к пенсии гражданам Российской Федерации, замещавшим должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России, Секретариате Парламентского собрания Союза Беларуси и, изданным с применением средневзвешенного индекса 1,15.

При индексации пенсии с применением средневзвешенного индекса повышения одной или нескольких денежных выплат размер проиндексированного среднемесячного заработка, из которого определяется размер пенсии, не может превышать 2,3 должностного оклада, примененного при исчислении размера пенсии по состоянию на день, с которого производится индексация по данному основанию. При такой индексации реальное увеличение пенсий получат граждане, у которых среднемесячный заработок, принятый для исчисления пенсии, не достигал 2,3 должностного оклада (2,3 оклада, проиндексированного на все индексы повышения должностных окладов, установленные со дня первичного назначения пенсии до дня индексации пенсии с применением средневзвешенного индекса). Таким образом, в этом случае пенсии у разных пенсионеров повысятся (проиндексируются) не только на разную сумму, но и на разный процент.

Учет районных коэффициентов

Для граждан, проживающих в районах (местностях), где к заработной плате установлены районные коэффициенты, размеры пенсий, проиндексированные в указанном порядке, согласно п. 2 ст. 14 Закона от 15.12.01 № 166-ФЗ увеличиваются на соответствующий районный коэффициент на весь период проживания граждан в указанных районах (местностях).

Повышение пенсий на районный коэффициент производится путем увеличения размера проиндексированного среднемесячного заработка в рублях, который получился в результате применения перечисленных индексов (индекса повышения денежного вознаграждения, индекса повышения должностных окладов, средневзвешенного индекса повышения одной или нескольких денежных выплат), в т. ч. ограниченного в установленном порядке 2,3 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), на соответствующий районный коэффициент и последующего определения размера пенсии из этого увеличенного заработка.

Гражданин имеет 25 лет выслуги. Его заработок, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, с учетом ограничения 2,3 должностного оклада составляет 7000 руб. Размер трудовой пенсии (общая сумма базовой и страховой частей) – 3500 руб. Районный коэффициент (РК) – 1,3.

Предположим, произошло централизованное повышение должностных окладов федеральных государственных служащих в 1,2 раза.

В соответствии с Правилами индексации пенсий такое повышение производится путем индексации размера среднемесячного заработка федерального государственного служащего, из которого исчислялась пенсия, на соответствующие индексы (при последовательном применении всех предшествующих индексов) и последующего определения размера пенсии исходя из размера проиндексированного среднемесячного заработка.

С учетом изложенного, в целях индексации пенсии за выслугу лет необходимо проиндексировать заработок, из которого исчислена пенсия, в 1,2 раза.

Размер заработка составит 8400 руб. (7000 х 1,2).

Определим размер пенсии за выслугу лет с учетом РК:
8400 х 1,3 = 10 920 руб. (размер заработка, из которого исчисляется пенсия, с учетом РК);
75 % от 10 920 руб. = 8190 руб. (максимальный размер общей пенсионной выплаты – пенсия за выслугу лет + трудовая пенсия);
8190 руб. – 3500 = 4690 руб. (размер пенсии за выслугу лет).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль