Контроль воинского учета в организациях

9748
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.03.98 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» постановлением Правитель­ства РФ от 27.11.06 № 719 утверждено новое Положение о воинском учете. Статьей 9 Положения определено: воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями в соответствии с законодательством РФ, Положением о воинском учете и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством обороны РФ. Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях утверждаются начальником Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных сил (ГШ ВС) РФ. Кроме того, согласно ст. 33 Положения о воинском учете контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных сил РФ, военными комиссариатами и органами местного самоуправления в порядке, определяемом Минобороны России.

Показатели и критерии оценки деятельности организаций

НА № 3‘2008Порядок осуществления военными комиссариатами и органами местного самоуправления контроля за ведением организациями воинского учета, показатели, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, и критерии оценки такой деятельности (далее – Порядок) введены в действие Инструкцией по обеспечению функцио­нирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утв. приказом Министра обороны РФ от 19.11.07 № 500 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Ф.

Указанным Порядком определена периодичность проведения проверок ведения воинского учета в организациях, исходя из численности работающих (учащихся) граждан. При численности работающих (учащихся) граждан в организации свыше 500 человек проверки проводятся ежегодно, в остальных случаях – не реже одного раза в три года. Исходя из указанной нормы, при наличии в организации менее 500 работающих (учащихся) граждан проверка может осуществляться и ежегодно.

Порядком установлено: в ходе контроля за ведением воинского учета в организациях проверяется и определяется полнота охвата граждан воинским учетом, качество осуществления воинского учета граждан, достоверность данных, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, организация и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, выполнение должностными лицами организаций требований Федерального закона от 28.03.98 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Положения о воинском учете.

Качество осуществления организациями воинского учета призывников и граждан, пребывающих в запасе, оценивается по следующим показателям:1) организация воинского учета в организациях;2) полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках работников (форма № Т-2) и личных карточках государственных (муниципальных) служащих (форма № Т-2 ГС (МС) (далее – личные карточки) из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе.

НА № 6‘2008Организация осуществления воинского учета в организациях оценивается по двухбалльной системе:«удовлетворительно», если выполнены установленные федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также правовыми актами Минобороны России и иными служебными документами обязанности по организации осуществления воинского учета; документы по осуществлению воинского учета разработаны в полном объеме и качественно; спланированные мероприятия (на день проверки) по осуществлению воинского учета, взаимодействию с военными комиссариатами, органами местного самоуправления (представлению предусмотренных Положением о воинском учете сведений) выполнены не менее чем на 70 %, проведена ежегодная сверка сведений, содержащихся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;«неудовлетворительно», если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».

Полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках лиц из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе, оценивается по четырехбальной системе.

НА № 6‘2008Оценка «отлично» ставится, если отсутствуют личные карточки граждан, подлежащих воинскому учету, с нарушениями правил, порядка или требований по их ведению, а также нет расхождений содержащихся в них сведений при практическом оповещении (контроле) с фактическими данными граждан или при контрольной сверке с документами воинского учета соответствующих военных комиссариатов, органов местного самоуправления; хранение личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, организовано в соответствии с методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, разрабатываемыми Минобороны России. Проверяется не менее 1 % личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, из каждого состава: призывники, солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики, мичманы, офицеры запаса, от их общего количества. При практическом призыве и поставке мобилизационных людских ресурсов проверяется 100 % личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, оповещаемых и поставляемых граждан. Порядок ведения и хранения личных карточек граждан, поставленных на воинский учет, приведен в Приложении № 7 к Методическим рекомендациям, разработанным Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации, 2008.

Ведение документов оценивается на «хорошо», если количество личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, с нарушениями правил, порядка или требований по их ведению, а также с расхождениями содержащихся в них сведений при практическом оповещении (контроле) с фактическими данными граждан или при контрольной сверке с документами воинского учета соответствующих военных комиссариатов, органов местного самоуправления, не превышает 5 % от числа проверенных; хранение личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, организовано в соответствии с методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, разрабатываемыми Минобороны России.

Кстати сказать

Перечень документов по осуществлению воинского учета в организациях

1. Приказ «Об организации воинского учета, в т. ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе».

2. План работы по осуществлению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, на год.

3. Личные карточки на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе.

4. Журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил РФ.

5. Журнал учета листков сообщений и корешков к ним.

6. Расписки в приеме от граждан документов воинского учета.

7. Дело по переписке с военными комиссариатами по вопросам воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.

8. Образцы документов воинского учета граждан.

9. Функциональные обязанности должностных лиц, осуществляющих воинский учет в организации.

10. Руководящие документы по вопросам воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, Методические рекомендации ГШ ВС РФ по ведению воинского учета в организациях, пособия и разработки, указания военного комиссариата муниципального образования, а также другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.

11. Справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

«Удовлетворительно» ставится, если количество личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, с нарушениями правил, порядка или требований по их ведению, а также с расхождениями содержащихся в них сведений при практическом оповещении (контроле) с фактическими данными граждан или при контрольной сверке с документами воинского учета соответствующих военных комиссариатов, органов местного самоуправления составляет от 5 до 10 % от числа проверенных; хранение личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, организовано в соответствии с методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, разрабатываемыми Минобороны России.

Если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно», то выносится оценка «неудовлетворительно».

Общая оценка за качество осуществления воинского учета призывников и граждан, пребывающих в запасе, в организациях выставляется:«отлично», если организация осуществления воинского учета оценивается не ниже «удовлетворительно», а полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках призывников и граждан, пребывающих в запасе, «отлично»;«хорошо», если организация осуществления воинского учета оценивается не ниже «удовлетворительно», полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках призывников и граждан, пребывающих в запасе, «хорошо»;«удовлетворительно», если организация осуществления воинского учета и полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках призывников и граждан, пребывающих в запасе, оценены не ниже «удовлетворительно»;«неудовлетворительно», если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».

Подготовка к проверкам организаций военными комиссариатами

В ходе подготовки к планированию проверок в организациях состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, военными комиссариатами истребуются необходимые исходные данные путем направления соответствующих запросов в территориальные органы Министерства РФ по налогам и сборам, органы местного самоуправления, территориальные органы статистики.

Постановлением Правительства РФ от 27.11.06 №719 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 19.06.02 №438 «О Едином государственном реестре юридических лиц». Теперь регистрирующий орган обязан в срок не более 5 рабочих дней с момента государственной регистрации юридического лица и (или) внесения изменений в государственный реестр бесплатно представлять в военные комиссариаты сведения о юридическом лице.

В получаемых военными комиссариатами из указанных органов сведениях содержатся данные о количестве организаций, зарегистрированных на территории муниципального образования (нескольких муниципальных образований для объединенных военных комиссариатов), о количестве работающих в них граждан, а также юридических и фактических адресах нахождения организаций, номерах телефонов, фамилиях руководителей, и другие необходимые данные.

На основании имеющегося перечня организаций, сравнения его с вновь полученными данными военным комиссариатом формируется уточненный перечень организаций. Количество граждан, работающих в организациях, кроме того, определяется на основании сведений, предоставляемых в военный комиссариат из организаций.

После обобщения и анализа полученных исходных данных для планирования военным комиссариатом составляются план проверки состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организациях на год и план проведения сверок сведений, содержащихся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета военного комиссариата и (или) органа местного самоуправления (далее – сверка), который утверждается военным комиссаром муниципального образования.

В поселениях (городских округах), где нет военных комиссариатов, проверки в организациях состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, и сверки проводятся органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия по первичному воинскому учету.

На практике проверки планируются перед сверками. При проверках выявляются недостатки в осуществлении воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, определяются меры и сроки устранения имеющихся недостатков, а также порядок доклада об устранении указанных недостатков. Сверки, как правило, планируются не ранее, чем через 1–2 месяца после проверки. Указанный промежуток времени необходим работникам, осуществляющим воинский учет в организациях, для устранения недостатков, выявленных в ходе проверки организации осуществления воинского учета, и качественной подготовки к сверке.

Все спланированные мероприятия по контролю состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организациях согласовываются с руководителем органа местного самоуправления.

После завершения разработки планов, утверждения их военным комиссаром и согласования с руководителем органа местного самоуправления выписки из планов проверок (сверок) доводятся до организаций соответствующими письменными сообщениями на имя руководителя организации, в которых указываются планируемые даты:

  • проведения проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
  • проведения сверок;
  • проведения практических занятий с работниками организаций.

Контроль за ведением организациями воинского учета Главным организационно-мобилизационным управлением ГШ ВС РФ, Главным управлением кадров Минобороны России, штабами военных округов (Балтийского флота) и военными комиссариатами субъектов РФ осуществляется без предварительного доведения до организаций соответствующих письменных сообщений о сроках проведения проверки.

Перечень основных вопросов проверок

1. Выделение для военно-учетного стола (работника, осуществляющего воинский учет в организации) специально оборудованного помещения и железных шкафов, обеспечивающих сохранность документов по воинскому учету.

2. Согласование приказа руководителя организации по определению персонального состава и функциональных обязанностей работников по ведению воинского учета, в т. ч. бронированию граждан, с военным комиссаром муниципального образования, осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.

3. Организация взаимодействия кадрового органа организации с военным комиссариатом (органом местного самоуправления) по назначению на должность, перемещению и увольнению работников, занимающихся в организациях воинским учетом и бронированием граждан, пребывающих в запасе.

Копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях, высылаются в адрес военного комиссара муниципального образования.

При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет граждан, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе.

4. Согласование плана работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, с военным комиссариатом муниципального образования, полнота и качество его выполнения.

5. Наличие руководящих документов по вопросам воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях (изданных Воениздатом либо иной организацией по согласованию с Главным организационно-мобилизационным управлением ГШ ВС РФ), пособий и разработок, указаний военного комиссариата муниципального образования.

6. Организация контроля за работой военно-учетного стола (работника, осуществляющего воинский учет в организации) со стороны руководителя, кадрового органа организации и вышестоящего органа, которому подведомственна эта организация.

7. Проведение военно-учетным столом (работником, осуществляющим воинский учет в организации) работы по разъяснению гражданам порядка исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ и Положением о воинском учете, информированию граждан об их ответственности за неисполнение указанных обязанностей. Наличие информационных стендов.

8. Соблюдение установленного порядка ведения и хранения личных карточек граждан.

9. Полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках граждан, изучение военно-учетных признаков методом личного общения с несколькими гражданами, пребывающими в запасе (работающими в организации), и проведение сверки учетных данных, содержащихся в документах воинского учета этих граждан, с данными их личных карточек.

10. Проведение сверки сведений о воинском учете, содержащихся в личных карточках со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан и документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления (в т. ч. с военными комиссариатами других муниципальных образований, в которых работающие в организации граждане состоят на воинском учете).

11. Полнота и своевременность сообщения военно-учетным столом (работником, осуществляющим воинский учет в организации) в военный комиссариат сведений об изменении семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете. Внесение указанных изменений в личные карточки граждан.

12. Проведение военно-учетным столом (работником, осуществляющим воинский учет в организации) мероприятий по проверке у граждан, принимаемых на работу, наличия отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, по выявлению граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства (месту пребывания), и принятие мер к постановке их на воинский учет.

13. Полнота и своевременность направления по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимых сведений о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

14. Полнота и своевременность направления в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведений о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных учреждений).

15. Полнота и своевременность представления в соответствующие военные комиссариаты списков граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста.

16. Полнота и своевременность представления по запросам соответствующих военных комиссариатов списков граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет.

НА № 4‘200717. Направление в военный комиссариат сведений о гражданах женского пола в возрасте от 18 до 45 лет (ранее не состоявших на воинском учете), имеющих (получивших) специальности в соответствии с Перечнем военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет.

18. Выполнение руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций обязанностей по оповещению граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечению их своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами. Наличие соответствующих подтверждающих документов (журналов).

19. Организация выдачи работниками, осуществляющими воинский учет в организации, гражданам расписок в приеме от них документов воинского учета.

20. Правомерность и своевременность оформления бронирования граждан, пребывающих в запасе. Своевременность аннулирования отсрочек от призыва на военную службу в периоды мобилизации, военного положения и в военное время граждан, пребывающих в запасе, утративших право на отсрочку, и сообщение в военный комиссариат (в 5-дневный срок).

21. Наличие бланков удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу в периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также бланков извещений о зачислении на специальный воинский учет (далее – бланки специального учета), состояние их учета и порядок хранения в организации. Соответствие учетных данных по бланкам специального учета организации учетным данным по бланкам документов строгой отчетности военного комиссариата. Порядок пепередачи бланков специального учета на время отпуска (болезни) военно-учетного работника. Наличие и правильность ведения книги учета бланков специального учета.

Кстати сказать

Перечень представляемых организациями в военные комиссариаты (органы местного самоуправления) сведений (сообщений), списков граждан

1. Сведения о гражданине, подлежащем воинскому учету, и принятии (поступлении) его на работу (в образовательное учреждение) или увольнении (отчислении) его с работы (из образовательного учреждения).

2. Сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

3. Список граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста.

4. Списки граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет. Представляются по запросам соответствующих военных комиссариатов ежегодно до 1 ноября в соответствии с приложениями № 2 и 3 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе, утв. приказом Министра обороны РФ от 02.10.07 № 400.

Данные списки при наличии средств автоматизации представляются и в электронном виде.

Кроме того, руководители образовательных учреждений, в которых граждане обучаются, к указанному сроку представляют заполненные анкеты на этих граждан согласно приложению № 4 к указанной Инструкции.

5. Список граждан, пребывающих в запасе, работающих в организации, для сверки учетных сведений о воинском учете, содержащихся в личных карточках.

6. Листки сообщений об изменениях сведений о гражданах, состоящих на воинском учете.

7. Сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья (получении инвалидности) граждан, состоящих на воинском учете.

8. Именной список граждан женского пола, получивших подготовку по профессии (специальности, направлению подготовки) и подлежащих постановке на воинский учет.

22. Полнота и качество разработки, периодичность уточнения плана мероприятий по вручению удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

23. Полнота и своевременность представления в военные комиссариаты установленной отчетности, в т. ч. о численности работников организации.

24. Устранение недостатков, выявленных в ходе предыдущих проверок.

Оформление результатов

Результаты проверок доводятся до руководителей организаций и отражаются в журналах проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил РФ, которые ведутся в военных комиссариатах, в органах местного самоуправления и в организациях. В эти журналы вносятся конкретные предложения по совершенствованию работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, определяется срок устранения недостатков. Кроме того, определяется порядок сообщения об устранении указанных недостатков (письменным сообщением) в адрес военного комиссара (руководителя органа местного самоуправления).

Контроль воинского учета в организациях

При выявлении серьезных недостатков в ведении воинского учета организациями военные комиссары (руководители органов местного самоуправления) сообщают об этом в военные комиссариаты субъектов РФ (военные комиссариаты) и в вышестоящий орган, которому подведомственна эта организация.

Кроме того, военным комиссаром муниципального образования принимается решение о возбуждении в отношении руководителя и (или) должностных лиц, осуществляющих воинский учет в организации, дела об административном правонарушении в области воинского учета (ст. 19.25, гл. 21 КоАП РФ).

В случае если по результатам проверки качество осуществления воинского учета призывников и граждан, пребывающих в запасе, в организации оценено на «отлично», военным комиссаром муниципального образования принимается решение о представлении данной организации для участия в смотре-конкурсе на лучшую организацию осуществления воинского учета, проводимом органами военного управления Вооруженных сил РФ, военными комиссариатами, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Порядок проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета, проводимых органами военного управления Вооруженных Сил РФ, военными комиссариатами, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, утвержден приказом Министра обороны РФ от 19.12.07 № 500.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль