Методы регулирования тарифных ставок и окладов

8622

Тарифная система занимает ключевое место в механизме регулирования заработной платы во многих организациях, а также у работодателей – физических лиц (далее все – организации). От того, как она построена, зависит реализация и воспроизводственной, и стимулирующей функций заработной платы. В соответствии с ТК РФ организации самостоятельно решают вопросы тарифного регулирования заработной платы. Так, согласно ст. 143 и 144 ТК РФ тарифные системы оплаты труда как в коммерческих организациях, так и в государственных и муниципальных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Назначение и элементы тарифной системы

Назначение тарифной системы заключается в следующем:
- установление гарантированных тарифных ставок (окладов) за выполнение нормы труда независимо от результатов деятельности организации;
- определение уровня тарифных ставок, окладов с учетом рыночной цены труда и стоимости воспроизводства рабочей силы;
- обеспечение дифференциации тарифных ставок (окладов) по категориям персонала в зависимости от различий в сложности и условиях труда;
- стимулирование работников развивать свои деловые качества, повышать квалификацию и результаты труда;
- компенсация неблагоприятных природно-климатических условий и т. д.

Таким образом, получив самостоятельность в регулировании заработной платы, организации внебюджетной сферы строят тарифную систему, максимально учитывая специфику производства, цену труда по ключевым должностям, различия в сложности и условиях труда.

В этих условиях тарифная система представляет собой совокупность нормативов, с помощью которых обеспечивается регулирование и дифференциация тарифных ставок и окладов в зависимости от сложности и условий труда на каждом рабочем месте, а также с учетом природно-климатических и отраслевых особенностей.

Основными элементами тарифных условий оплаты труда в организации являются:

  • тарифная ставка 1-го разряда;
  • единая тарифная сетка либо тарифная сетка рабочих и схема должностных окладов руководителей, специалистов и служащих;
  • Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС) работ и профессий рабочих;
  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

Альтернативой указанным справочникам (либо в дополнение к ним) является нормативный документ тарификации работ (в т.ч. система грейдов), разработанный самой организацией на основе оценки рабочих мест.

Критерии установления минимальной тарифной ставки в организации

Минимальная тарифная ставка (тарифная ставка 1-го разряда) выступает основой регулирования всей тарифной системы и представляет собой выраженный в денежной форме размер оплаты труда за единицу рабочего времени. В зависимости от избранных единиц рабочего времени тарифные ставки могут быть часовыми, дневными, месячными.

Минимальная тарифная ставка (МТС) должна обеспечить условия для воспроизводства работников, занятых простым неквалифицированным трудом. При обосновании минимальной тарифной ставки (ставки 1-го разряда) в организации целесообразно учитывать критерии, установленные Конвенцией МОТ № 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран».

Майский номер журнала в подарок!

СКАЧАТЬ НОМЕР

С некоторой корректировкой применительно к организации эти критерии можно сформулировать следующим образом:

  • потребности работников и членов их семей;
  • общий уровень заработной платы;
  • стоимость жизни и изменения в ней;
  • социальные выплаты;
  • сравнительный уровень заработной платы по категориям персонала;
  • экономические факторы, включая необходимость стабильного функционирования организации, учет уровня производительности труда, желательность сохранения кадрового состава.

 Среди критериев, на которые должны ориентироваться в своей деятельности работодатели и профсоюзы при установлении МТС в организации, основным является потребность работников и членов их семей. Чтобы МТС не только поддерживала физическую активность, но и воспроизводила способность к труду и развитие работника, она должна соответствовать цене потребительской корзины, включающей в себя необходимый набор продуктов, товаров и услуг. Минимально допустимые объем и структуру потребления важнейших благ и услуг работника организации определяют с помощью бюджета прожиточного минимума трудоспособного населения (ПМ ТН).

Обратите внимание!Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Статья 1 Федерального закона от 24.10.97 № 134-ФЗ

Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального уровня потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Прожиточный минимум в соответствии с Федеральным законом от 24.10.97 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» определяется в стоимостном выражении в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в целом по РФ и в ее субъектах.

По оценкам специалистов Минздравсоцразвития России в третьем квартале 2007 г. стоимость ПМ ТН составила 4197 руб. Таким образом, МРОТ, установленный с 1 сентября 2007 г. на уровне 2300 руб., составляет только 54,8% от ПМ ТН. Такой минимум оплаты труда не обеспечивает восстановление рабочей силы даже на уровне простого воспроизводства и, следовательно, не создает предпосылок для выполнения работником нормы труда. Надеяться на полную отдачу работника в процессе труда в подобных условиях невозможно.

Цитируем документ!

29. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения определяется на основе минимальных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.

4. Состав минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг определяется с учетом:
1) научных рекомендаций по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;
2) фактического объема потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в малоимущих семьях;
3) социально-экономических и демографических факторов, характеризующих уровень доходов населения, состав и половозрастную структуру населения, размер и структуру семей, финансовые возможности государства по обеспечению социальной защиты населения на федеральном и региональном уровнях;
4) объективных различий в потреблении продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в субъектах РФ, определяемых природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями.

12. Минимальный набор продуктов питания для трудоспособного населения формируется исходя из физиологических особенностей организма мужчин и женщин, не занятых тяжелым физическим трудом.

13. Минимальный набор продуктов питания для пенсионеров формируется с учетом возрастного снижения потребности в энергетической ценности питания.

14. Минимальный набор продуктов питания для детей формируется с учетом необходимости обеспечения им полноценного питания для развития здорового организма (в возрасте 0–6 лет), а также дополнительного питания для активного социального и физического развития (в возрасте 7–15 лет).

30. Продукты питания, входящие в минимальный набор, объединяются в группы:
хлебные продукты; картофель; овощи и бахчевые; фрукты свежие; сахар и кондитерские изделия; мясопродукты; рыбопродукты; молоко и молокопродукты; яйца; масло растительное, маргарин и другие жиры; прочие продукты.

17. Минимальный набор непродовольственных товаров формируется из непродовольственных товаров индивидуального и общесемейного пользования с учетом срока их износа.

18. К непродовольственным товарам индивидуального пользования относятся одежда и обувь, а также школьно-письменные товары.

20. К непродовольственным товарам общесемейного пользования относятся постельное белье, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства.

23. Минимальный набор услуг включает в себя жилищно-коммунальные, транспортные услуги, услуги культуры и другие виды услуг.

24. К жилищно-коммунальным услугам относятся обеспеченность жильем, отопление, холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, газо- и энергоснабжение.

27. Услуги, оказываемые на бесплатной основе организациями здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания, в минимальный набор услуг не включаются.

Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 17.02.99 № 192

Значительное отставание МРОТ от ПМ ТН не создает необходимых условий для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности и является препятствием как для воспроизводства рабочей силы, так и стимулирования производительного труда. Таким образом, если работодатели думают об обеспечении конкурентоспособности своих организаций, а они не могут об этом не думать, то они должны устанавливать минимальную ставку заработной платы на уровне, обеспечивающем воспроизводство рабочей силы.

При этом МТС в организациях должна обеспечивать воспроизводство не только индивидуального работника, но и несовершеннолетних членов его семьи. Иначе говоря, МТС должна быть не ниже ПМ ТН, скорректированного на коэффициент иждивенческой нагрузки. Количественная определенность этой меры зависит от проводимой в стране социальной политики, от устанавливаемых размеров семейных и других социальных выплат.

Коэффициент иждивенческой нагрузки рассчитывается исходя из количества в семье детей, приходящихся на одного работника. Если в семье двое работающих и один ребенок, то коэффициент иждивенческой нагрузки составит 0,5. Это значит, что МРОТ каждого из работающих не должен быть ниже суммы ПМ ТН и 0,5 ПМ ребенка (за вычетом государственного пособия на ребенка).

Если в организации не удается обеспечить соответствие минимальной тарифной ставки прожиточному минимуму трудоспособного населения с учетом иждивенческой нагрузки, необходимо увеличивать социальные выплаты работникам, имеющим доход в среднем на одного человека в семье ниже ПМ, при условии, что все трудоспособные члены семьи работают.

Одним из факторов, который должен учитываться при обосновании МТС, является ее соотношение со средним уровнем оплаты труда. На необходимость учета средней заработной платы обращается внимание не только в упоминаемой Конвенции МОТ от 03.06.70 № 131, но и в документах Европейского комитета по социальным правам, который оценивает с юридической точки зрения соответствие национального законодательства и практики обязательствам по Европейской социальной хартии.

Статья 4 Европейской социальной хартии признает «право трудящихся на вознаграждение, которое позволит обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни». Но, чтобы считаться справедливой, заработная плата не должна быть чрезмерно ниже средней заработной платы по стране. Минимальный уровень, установленный в этом плане Европейским комитетом по социальным правам, составляет 60% (в чистом выражении). Кроме того, заработная плата в любом случае должна быть выше порога бедности в стране.

При обосновании минимальной тарифной ставки важно учитывать ее соотношение с максимальной заработной платой (максимальным окладом) в организации. Вряд ли можно считать обоснованным установление МТС в организации ниже регионального прожиточного минимума трудоспособного населения, если оклад руководителя более чем в 10–16 раз (в зависимости от численности работающих) превышает тарифную ставку 1-го разряда рабочих основной профессии. Именно такие предельные соотношения установлены постановлением Правительства РФ от 21.03.94 № 210 для государственных (унитарных) предприятий.

При обосновании МТС важно учитывать ее связь с уровнем занятости населения. Наиболее благоприятной считается ситуация, когда МТС повышается на основе увеличения спроса на рынке труда или повышения спроса на труд в конкретной организации, что происходит при развитии производства.

На уровень МТС, как и средней заработной платы, оказывает влияние и производительность труда, играющая ключевую роль в формировании вновь созданной стоимости. Чем выше добавленная стоимость, создаваемая одним работником организации, тем больше возможностей для повышения заработной платы, в т. ч. и МТС.

Нижней границей при установлении МТС в организации выступает государственный минимальный размер оплаты труда, нормы генерального, отраслевых, региональных и территориальных соглашений. В условиях, когда государственный МРОТ значительно отстает от ПМ ТН, важно использовать возможности системы социального партнерства, в рамках которой можно существенно сократить разрыв между тарифной ставкой 1-го разряда и ПМ ТН.

Дифференциация тарифных ставок

Во многих организациях России сохранилась используемая в дореформенное время дифференциация тарифных ставок 1-го разряда в зависимости от различных факторов, среди которых обычно выделяют три:

  • по формам оплаты труда (сдельная и повременная), когда ставки сдельщикам устанавливаются в более высоком размере, считая их труд более напряженным;
  • по отдельным профессиональным группам – устанавливаются более высокие тарифные ставки при повышенной интенсивности труда (станочники, рабочие на конвейерах и поточных линиях и т. п.) или повышенной ответственности, вызванной применяемыми техническими средствами (рабочие на высокопроизводительных машинах или агрегатах и т. п.);
  • по условиям труда с установлением определенного процента повышения тарифной ставки в зависимости от степени вредного воздействия неблагоприятной среды на организм работника.

Например, в одном из крупных акционерных обществ с многопрофильным производством было установлено семь групп оплаты труда по каждому из разрядов, в т. ч. по первому (таблица).

Таблица дифференциации тарифных коэффициентов 1-го разряда по группам оплаты труда

Методы регулирования тарифных ставок и окладов

Однако организации, получив широкие права в вопросах регулирования заработной платы, имеют возможность уменьшить количество тарифных ставок 1-го разряда, дифференцированных в зависимости от вида производства, условий и интенсивности труда, и тем самым создать более упорядоченную и понятную для работников тарифную систему.

Например, работы повышенной интенсивности и тяжести можно отнести к более высокому разряду оплаты труда.

Таким образом, при обосновании тарифной ставки 1-го разряда, выступающей важным элементом тарифного регулирования заработной платы, следует учитывать всю совокупность факторов: от необходимости обеспечить воспроизводство рабочей силы и оптимальных соотношений в оплате труда до поддержания конкурентоспособности организации.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Актуально


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль