Новое пенсионное законодательство: анализ изменений

9234
В федеральные законы, принятые в декабре 2001 г. и положившие начало пенсионной реформе, в течение восьми лет ежегодно вносились изменения и дополнения. Не стал исключением в этом отношении и 2009 год. В отличие от предыдущих лет, в 2009 г. корректировка Федерального закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон о трудовых пенсиях) носила интенсивный и весьма принципиальный характер. Это объясняется тем, что на правительственном уровне было решено не только исправить недооценку пенсионных прав российских граждан, приобретенных в советский период, но и принять меры к более справедливому определению размеров трудовых пенсий в дальнейшем, заинтересовать пенсионеров в продолжении работы (не повышая пенсионного возраста), увеличить финансовые источники пенсионного обеспечения. Кроме того, продолжалась индексация всех видов трудовых пенсий. В данной статье в обобщенном виде представлены изменения, произошедшие в пенсионном законодательстве в 2009 г., а также те, что начнут осуществляться в 2010 г. на основании принятых в 2009 г. законодательных актов.

Изменения в законодательстве о досрочных трудовых пенсиях

НА № 4‘2009Изменения в отношении прав на досрочное назначение трудовых пенсий по старости в Закон о трудовых пенсиях были внесены Федеральным законом от 30.12.08 № 319-ФЗ. Произошло перенесение условий назначения досрочных трудовых пенсий по старости ряду категорий граждан из ст. 28 в ст. 27 данного Закона. Это коснулось следующих граждан:

  • спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • лиц, занятых на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС России;
  • граждан, занятых на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
  • лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей;
  • лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения;
  • лиц, осуществляющих творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях.

Условия назначения досрочных трудовых пенсий по старости перечисленным выше категориям лиц теперь изложены в подп. 16–21 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях, а подп. 7–12 п. 1 ст. 28 этого Закона признаны утратившими силу. На сегодняшний день работники, о которых идет речь, такое изменение ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях практически не почувствовали, поскольку еще не принят федеральный закон о профессиональных пенсионных системах. В дальнейшем же такая корректировка закона для лиц, претендующих на льготное пенсионное обеспечение, будет иметь существенное значение.

Дело в том, что условия назначения трудовых пенсий по старости, предусмотренных п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях, после дня вступления в силу федерального закона о профессиональных пенсионных системах будут применяться в том случае, если на день вступления в силу указанного федерального закона у застрахованного лица было выработано не менее половины стажа на соответствующих работах, необходимого для установления досрочной трудовой пенсии по старости. Лица, которые будут иметь менее половины требуемого специального стажа, а также принятые для выполнения этих работ после дня вступления в силу упомянутого федерального закона, будут уже получать профессиональные пенсии, регулируемые соответствующим федеральным законом.

Для реализации закона о профессиональных пенсионных системах необходимо будет, помимо обычных страховых взносов на пенсионное страхование, взимать с работодателей дополнительные платежи, а это окажется для них дополнительной финансовой нагрузкой.

Обратите внимание!Комментарии изменений в ст. 27, 28 и 30 Закона о трудовых пенсиях см. «Для кадровика: Нормативные акты» № 4, 2009, с. 51–56

Заслуживает одобрения уточнение редакции трех подпунктов п. 1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях при переносе их в п. 1 ст. 27: исключено упоминание только о государственных и муниципальных учреждениях при назначении досрочных трудовых пенсий по старости педагогическим работникам, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья, и творческим работникам театров и театрально-зрелищных организаций.

Постановлением Правительства РФ от 26.05.09 № 449 внесены соответствующие изменения в Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.02 № 516.

Индексация трудовых пенсий

НА № 3‘2009Чтобы показать, как происходила индексация трудовых пенсий в 2009 г., надо вспомнить Федеральный закон от 22.12.08 № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан», которым было запланировано повышение базовых частей трудовых пенсий дважды – с 1 марта и с 1 декабря 2009 г.

Предполагаемое повышение базовых частей трудовых пенсий в 2009 г.

Новое пенсионное законодательство: анализ изменений

Иными словами, предполагалось увеличить базовую часть всех трудовых пенсий на 26,5%.

НА № 7‘2009Тем временем уточненный прогноз Минэкономразвития России по росту стоимости жизни в условиях кризиса показал, что ранее запланированный объем индексаций пенсий недостаточен, чтобы компенсировать инфляцию. В итоге был принят новый Федеральный закон от 28.04.09 № 72-ФЗ, уточняющий суммы базовых частей трудовых пенсий, полагающихся застрахованным с 1 декабря 2009 г. Таким образом, вместо 26,5% увеличение сумм базовых частей пенсий произошло на 31,4%.

Реальное повышение базовых частей трудовых пенсий в 2009 г.

Новое пенсионное законодательство: анализ изменений

Таким образом, за две индексации в 2009 г. минимум базовой части трудовой пенсии по старости (по сравнению с теми суммами, которые выплачивались до 1 марта 2009 г.) увеличился на 718 руб. (2562 – 1794), максимум – на 2304 руб. (7686 – 5382).

Обратите внимание!Таблицы с размерами всех базовых частей трудовых пенсий с учетом индексации с 1 декабря 2009 г. даны в журнале «Вопросы Севера» № 3, 2009, с. 49

НА № 10-12‘2009Суммы базовых частей трудовых пенсий в Федеральном законе от 24.07.09 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Фед (далее – Закон от 24.07.09 № 213-ФЗ) представлены уже как фиксированные базовые размеры страховых частей трудовых пенсий (об изменении структуры трудовых пенсий см. далее).

Страховая часть трудовых пенсий увеличена с 1 апреля 2009 г. на 17,5%, с 1 августа 2009 г. на 7,5% на основании постановлений Правительства РФ от 21.03.09 № 247 и от 23.07.09 № 611.

Переоценка денежного выражения пенсионных прав граждан, приобретенных в советский период

Для того чтобы было понятно, чем вызвана и в чем состоит переоценка пенсионных прав (она получила название «валоризация»), коротко напомним, как ст. 30 Закона о трудовых пенсиях в ее первоначальной редакции предусматривала учет пенсионных прав застрахованных, заработанных ими до начала пенсионной реформы.

Во-первых, с учетом страхового стажа гражданина определялся стажевый коэффициент по формуле 0,55 + 0,01 (0,55 – за стаж 20 лет у женщин и 25 лет у мужчин с прибавлением 0,01 за каждый год сверх указанного стажа) в пределах 0,75.

Во-вторых, устанавливалось соотношение среднемесячных размеров заработков будущего пенсионера и по стране в целом в пределах 1,2 (большее соотношение принимается лишь у лиц, проработавших определенный период времени в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях).

В-третьих, сумма среднемесячной заработной платы по стране за III квартал 2001 г. (она была определена в 1671 руб.) умножалась на стажевый коэффициент пенсионера, определенный в первом действии, и на соотношение заработков, полученное во втором действии.

В приведенном расчете два фактора привели к уравниванию денежного выражения пенсионных прав миллионов пенсионеров. Первый – ограничение соотношения заработков максимумом в 1,2, поскольку индивидуальный заработок пенсионера (будь он в 2001 г., например, 2010 руб. и выше) никак не отражался на сумме пенсии (впоследствии этот предел был повышен только для северян). Второй фактор – заниженная сумма средней зарплаты по России за III квартал 2001 г. в сумме 1671 руб., утвержденная постановлением Правительства РФ от 11.10.01 № 720. Эта сумма, как отмечалось в печати, была рассчитана исходя из объема взносов, перечисленных в Пенсионный фонд РФ (ПФР). К началу 2002 г., согласно статистическим данным, этот показатель был почти вдвое выше – 3240 руб., что должно было сказаться на той сумме пенсии, которая рассчитывалась на 1 января 2002 г.

С целью хотя бы частично устранить допущенную в 2002 г. несправедливость в Закон о трудовых пенсиях и были внесены изменения и дополнения путем принятия Закона от 24.07.09 № 213-ФЗ. Валоризации посвящены ст. 30.1 и 30.2, введенные в Закон о трудовых пенсиях на основании ст. 28 Закона от 24.07.09 № 213-ФЗ.

Пенсия и прожиточный минимум

Размер пенсии в сумме с другими причитающимися неработающему пенсионеру выплатами с 2010 г. должен быть не ниже величины прожиточного минимума, определенного в субъекте РФ. С этой целью на основании ст. 22 Закона от 24.07.09 № 213-ФЗ в Федеральный закон от 17.07.99 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон о государственной социальной помощи) введена ст. 12.1. В ней сказано, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории России и не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством РФ, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.10.97 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (далее – Закон о прожиточном минимуме) в субъекте РФ.

Кстати сказать

Расчеты, которые произвел Пенсионный фонд РФ, показывают: лица старше 70 лет, как правило, имеют 32 и более полных лет трудового стажа до 1991 г. и максимально учитываемые стаж и заработок для оценки пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 г. Это

означает, что они могут рассчитывать на увеличение суммы пенсии на 1600–1700 руб. Средний размер прибавки по всем пенсионерам составит около 1100 руб., а у «молодых» пенсионеров, вышедших на пенсию после 2002 г., ее величина будет 300–700 руб.

В зависимости от того, за счет какого бюджета (федерального или субъекта РФ) будет финансироваться доплата к пенсии, различаются федеральная и региональная социальные доплаты.

Федеральную доплату пенсионер будет получать с таким расчетом, чтобы общая сумма его материального обеспечения (с учетом доплаты) достигала величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ, если эта величина не более чем в целом по России. О региональной социальной доплате к пенсиям будет идти речь в тех субъектах РФ, где величина прожиточного минимума пенсионера выше, чем в целом по России. Региональная доплата даст возможность довести общую сумму материального обеспечения пенсионера до величины прожиточного минимума в таком субъекте РФ.

Обратите внимание!Разница в величинах прожиточного минимума в субъектах РФ наглядно видна из таблицы, приведенной в журнале «Для кадровика: Нормативные акты» № 7, 2009, с. 72–75

Согласно п. 4 ст. 4 Закона о прожиточном минимуме величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте РФ в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Законом о государственной социальной помощи, на соответствующий финансовый год устанавливается ежегодно законом субъекта РФ на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги. Эта величина доводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ до сведения ПФР не позднее 1 ноября года, предшествующего наступлению финансового года, на который она установлена.

При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного, международного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг. Иными словами, кроме пенсии, принимаются во внимание: дополнительное материальное (социальное) обеспечение; ежемесячная денежная выплата, включая стоимость набора социальных услуг; иные меры социальной поддержки (помощи), установленные законодательством субъекта РФ в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, выплачиваемых единовременно).

Денежные эквиваленты мер социальной поддержки определяются уполномоченными органами исполнительной власти субъекта РФ и доводятся до сведения территориальных органов ПФР по каждому конкретному пенсионеру.

Перерасчет пенсий работающим пенсионерам

НА № 9‘2009Процедура перерасчета пенсий работающим пенсионерам с 1 августа 2009 г. была упрощена на основании Федерального закона от 30.06.09 № 142-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"». Редакция ст. 17 Закона о трудовых пенсиях была изменена. Ранее речь шла о перерасчете страховых частей пенсий только тем, кто не менее 12 месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или по инвалидности либо со дня ее предыдущего перерасчета осуществлял работу и (или) иную деятельность, входящую в страховой стаж на основании ст. 10 Закона о трудовых пенсиях. Существовал заявительный порядок перерасчета пенсий в таком случае. Очередное заявление пенсионера принималось не ранее того дня, когда полностью истекут указанные 12 месяцев, а пенсию в пересчитанном размере пенсионер начинал получать лишь с месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

В настоящее время размер страховой части пенсий по старости и по инвалидности с 1 августа каждого года подлежит корректировке по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Основанием для корректировки являются данные о сумме страховых взносов, поступивших в ПФР за каждого конкретного пенсионера, которые не были учтены ранее при определении страховой части пенсии или при ее предыдущем перерасчете.

Пенсионер может отказаться от корректировки страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности путем подачи соответствующего заявления. Пенсионер также может обратиться с заявлением в территориальный орган ПФР, если пожелает получить перерасчет пенсии не с 1 августа, а с другой даты.

В Законе о трудовых пенсиях (ст. 17) о корректировке пенсии по случаю потери кормильца говорится следующее: с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена трудовая пенсия по случаю потери кормильца, корректировка размера пенсии производится по тем данным индивидуального (персонифицированного) учета, которые не были учтены при определении суммы расчетного капитала, взятого для расчета размера такой пенсии.

Следует заметить, что Законом от 24.07.09 № 213-ФЗ еще раз уточнена редакция ст. 17 Закона о трудовых пенсиях, но суть изложенного выше правила осталась без изменения.

Правила о корректировке страховой части пенсии по старости, установленной к пенсиям за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим и гражданам из числа работников летно-испытательного состава, изложены соответственно в ст. 17.1 и 17.2 Закона о трудовых пенсиях.

Исчисление трудовой пенсии по случаю потери кормильца детям-сиротам

Как свидетельствует практика пенсионного обеспечения, трудовая пенсия по случаю потери кормильца чаще всего назначается сначала после смерти одного родителя, а через какое-то время возникает необходимость увеличить эту пенсию в связи со смертью другого родителя. В соответствии с пенсионным законодательством, действовавшим до 1 июля 2009 г., ребенку, потерявшему обоих родителей, должна была пересчитываться базовая часть пенсии – она удваивалась.

Обратите внимание!Размер базовой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца ребенка-сироты с 1 декабря 2009 г. составляет 2562 руб., в других случаях – 1281 руб.

Федеральным законом от 29.06.09 № 130-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по вопросам установления трудовой пенсии по случаю потери кормильца детям, потерявшим обоих родителей, и восстановления пенсий» внесены изменения в ряд статей Закона о трудовых пенсиях, где упоминаются названные пенсии. Они вызваны тем, что таким детям устанавливаются две страховые части пенсии: размер каждой из них определяется отдельно за каждого из умерших родителей. Сумма пенсии получится путем сложения трех ее частей – базовой и двух страховых.

Подробно расчет суммы пенсии по случаю потери кормильца детям-сиротам изложен в п. 3.1 ст. 16 Закона о трудовых пенсиях, введенном Федеральным законом от 29.06.09 № 130-ФЗ.

Трудовые пенсии по инвалидности

Обратите внимание!Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (в т. ч. его дети) с 1 января 2010 г. не будут иметь права на пенсию по случаю потери кормильца, если они совершили умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке

Согласно ст. 8 Закона о трудовых пенсиях (в ред. Закона от 24.07.09 № 213-ФЗ) право на трудовую пенсию по инвалидности (с 1 января 2010 г.) имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Ранее говорилось о назначении пенсии по инвалидности не просто в случае наступления инвалидности, но и при наличии ограничения способности к трудовой деятельности 3-й, 2-й или 1-й степени, определяемой по медицинским показаниям.

Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производится, как и ранее, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о соцзащите инвалидов). Соответствующие изменения Законом от 24.07.09 № 213-ФЗ внесены и в этот законодательный акт.

Гражданам, признанным в установленном порядке до 1 января 2010 г. инвалидами, установление размеров пенсий и ежемесячных денежных выплат, а также предоставление мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, оказываемой в виде набора социальных услуг, осуществляется, как сказано в ч. 4 ст. 37 Закона от 24.07.09 № 213-ФЗ, без проведения дополнительного переосвидетельствования в порядке, указанном в таблице.

Установление пенсий гражданам, признанным инвалидами до 1 января 2010 г.

Новое пенсионное законодательство: анализ изменений

Переход с трудовой пенсии по инвалидности на другие виды пенсий

Обратите внимание!Статьей 10 Закона от 24.07.09 № 213-ФЗ с 1 января 2010 г. внесены изменения в ст. 28.1 Закона о соцзащите инвалидов, устанавливающие зависимость размера ежемесячной денежной выплаты инвалидам и детям-инвалидам не от степени ограничения способности к трудовой деятельности, а от группы инвалидности, как и при назначении трудовой пенсии по инвалидности

После изменения в ст. 19 Закона о трудовых пенсиях, внесенного Федеральным законом от 24.07.09 № 213, появилось правило об автоматическом переводе с трудовой пенсии по инвалидности на трудовую пенсию по старости или на социальную пенсию по достижении гражданином определенного возраста и при наличии условий, предусмотренных действующим законодательством. В частности, из нового пункта 4.1 ст. 19 данного Закона теперь следует: по достижении гражданином, получающим трудовую пенсию по инвалидности, 55 лет (женщины) или 60 лет (мужчины) при наличии у него не менее 5 лет страхового стажа ему назначается трудовая пенсия по старости без истребования от него соответствующего заявления. При этом органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, используются данные, имеющиеся в пенсионном деле гражданина. Этот орган в течение 10 дней со дня вынесения решения о назначении трудовой пенсии по старости извещает гражданина, который ранее получал пенсию по инвалидности, о переводе его на другой вид пенсии (о назначении ему трудовой пенсии по старости).

Следует отметить, что Закон от 24.07.09 № 213-ФЗ изменил и саму структуру трудовых пенсий.

Может случиться и так, что инвалид не имеет 5-летнего страхового стажа, а значит, не имеет права на трудовую пенсию по старости. В таком случае, как теперь сказано в п. 6 ст. 19 Закона о трудовых пенсиях, он будет получать трудовую пенсию по инвалидности до дня достижения возраста, установленного для назначения социальной пенсии. Согласно подп. 5 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.01 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия назначается по достижении 60 лет (женщины) или 65 лет (мужчины).

Соответствующие изменения внесены и в ст. 22 Закона о трудовых пенсиях. Теперь согласно п. 2 данной статьи выплата трудовой пенсии по инвалидности прекращается не только в связи со смертью пенсионера, с утратой права на назначение такого вида пенсии и другими обстоятельствами, названными в п. 1 данной статьи, но и в связи с наступлением иных обстоятельств:

  • с того дня, с которого установлена досрочная трудовая пенсия по старости;
  • со дня достижения возраста для назначения трудовой пенсии по старости;
  • со дня достижения возраста для назначения социальной пенсии по старости.
Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль