Страховой стаж бывших военнослужащих

8014
Как известно, в процессе реализации пенсионной реформы с 2002 г. в обязательном социальном страховании стало широко применяться понятие «страховой стаж». Этот термин пришел на смену понятию трудового стажа сначала в пенсионном обеспечении, но с 2007 г. стал учитываться вместо непрерывного трудового стажа и при оплате листков нетрудоспособности. Для лиц, работающих по трудовому договору, такие нововведения в законодательстве прошли в основном безболезненно. Однако этого нельзя сказать применительно к бывшим военнослужащим, особенно к тем, чья военная служба проходила по контракту. В данной статье показано, что означают для военнослужащих, начавших осуществлять трудовую деятельность после ухода в запас или в отставку, новеллы в законодательстве и что сделано законодателем для защиты прав этой категории российских граждан в плане получения социальных выплат.

Пенсионное обеспечение военнослужащих

Общее понятие страхового стажа содержится в ст. 2 Федерального закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон о трудовых пенсиях). Страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Страховыми взносами, как следует из ст. 3 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон об обязательном пенсионном страховании), являются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд РФ (ПФР) и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. На территории России на каждое застрахованное лицо ПФР открывает индивидуальный лицевой счет.

НА № 4‘2003Определение индивидуального лицевого счета есть и в Законе о трудовых пенсиях (ст. 2): совокупность сведений о поступивших страховых взносах за застрахованное лицо и другой информации о застрахованном лице, содержащей его идентификационные признаки в ПФР и иные сведения, учитывающие пенсионные права застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица хранится в форме записи информации на машинных носителях в органах ПФР и имеет постоянный страховой номер. Страхователь представляет в соответствующий орган ПФР сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с российским законодательством начисляются страховые взносы.

Читайте также:

Согласно ст. 10 Закона о трудовых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшейся на территории РФ лицами, на которых распространяется данный Закон, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР. Периоды работы и (или) иной деятельности за пределами территории РФ включаются в страховой стаж, когда это предусмотрено законодательством РФ или ее международными договорами, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР, специально предусмотренном Законом об обязательном пенсионном страховании.

Периоды, о которых идет речь в ст. 10 Закона о трудовых пенсиях, условно носят название «чистый страховой стаж». Вместе с ним в соответствии со ст. 11 Закона о трудовых пенсиях в страховой стаж засчитываются (помимо иных периодов общественно полезной деятельности, названных в ст. 11) периоды прохождения военной службы, а также приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.93 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и(далее – Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих).

При этом существует одно условие включения военной службы в страховой стаж: необходимо, чтобы ей предшествовали и (или) за ней следовали периоды «чистого» страхового стажа независимо от их продолжительности.

Поскольку все сказанное предусмотрено Законом о трудовых пенсиях, очевидно, что такой страховой стаж принимается во внимание лишь при назначении трудовых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Однако большинство лиц, проходивших военную службу по контракту, при уходе в запас получают пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности согласно упомянутому выше Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих за счет средств федерального бюджета.

НА № 10‘2009Многие из числа бывших военнослужащих, находясь в запасе и получая государственную пенсию, устраиваются на работу по трудовому договору. Ранее, до 2010 г., работодатели отчисляли за них единый социальный налог (ЕСН), часть которого поступала в распоряжение ПФР. Теперь, с 2010 г., работодатели будут отчислять страховые взносы согласно Федеральному закону от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинс». Это означает, что у бывших военнослужащих в период уплаты ЕСН и страховых взносов будет идти «чистый» страховой стаж, а отчисления работодателей будут аккумулироваться на их персонифицированных лицевых счетах.

Кстати сказать

Страховые взносы вместо ЕСН

Федеральные законы от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинск и № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых в

вступят в силу (за исключением отдельных положений) с 1 января 2010 г.

Этими законами единый социальный налог заменяется на страховые взносы и устанавливаются тарифы страховых взносов на 2010 г. и с 2011 г.

Так, тарифы страховых взносов на 2010 г. установлены в следующих размерах: ПФР – 20%, ФСС России – 2,9%, ФФОМС – 1,1%, ТФОМС – 2%. Страховые взносы лиц 1966 года рождения и старше перечисляются полностью на финансирование страховой части трудовой пенсии, а страховые взносы лиц 1967 года рождения и младше распределяются так: 14% на страховую часть и 6% на накопительную часть трудовой пенсии.

Далее, с 2011 г. будут применяться следующие тарифы

страховых взносов: ПФР – 26% (в отношении сотрудников 1966 г. р. и старше вся сумма взносов перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а для работников 1967 г. р. и младше – 20% на финансирование страховой части, 6% – накопительной части); ФСС России – 2,9%; ФФОМС – 2,1%; ТФОМС – 3%.

Для отдельных категорий плательщиков (организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, использующие труд инвалидов, общественных организаций инвалидов и т. д.) законами предусмотрен плавный переход к применению общих тарифов в течение 2011–2014 гг.

Действие законов не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

До недавнего времени страховой стаж таких граждан никак не отражался на размере их пенсионного обеспечения. Существовал лишь единственный вариант «привести в действие» страховой стаж: перейти с военной пенсии на трудовую, выплачиваемую за счет средств обязательного пенсионного страхования, однако он оставался неиспользованным, поскольку размер первой пенсии выше. Получать две пенсии из разных финансовых источников бывшие военнослужащие не имели права.

НА № 12‘2006Решение вопроса было найдено после появления определения Конституционного Суда РФ от 11.05.06 № 187-0. В нем было отмечено, что невозможность для военных пенсионеров получать страховое обеспечение за счет накопленных страховых платежей лишает их обязательное пенсионное страхование смысла. Не позднее 1 января 2007 г. федеральному законодателю надлежало разработать правовой механизм, который давал бы возможность бывшим военнослужащим помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению получать еще страховую часть трудовой пенсии.

НА № 11‘2008НА № 1‘2003Соответствующее законодательное решение было принято лишь в июле 2008 г. На основании Федерального закона от 22.07.08 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» (далее – Закон от 22.07.08 № 156-ФЗ) в ст. 3 Федерального закона от 15.12.01 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Закон от 15.12.01 № 166-ФЗ) появился пункт 6, содержание которого сводится к следующему. Военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренной Законом о пенсионном обеспечении военнослужащих, и страховой части трудовой пенсии по старости.

Одновременно п. 1 ст. 12 Закона о трудовых пенсиях был дополнен абзацем, касающимся страхового стажа бывших военнослужащих. В частности, в нем указано, что в страховой стаж бывших военнослужащих не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет.

НА № 10‘2009Еще один дополнительный абзац в п. 1 ст. 12 Закона о трудовых пенсиях появился в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 24.07.09 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с приня (далее – Закон от 24.07.09 № 213-ФЗ). В нем говорится, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами из числа космонавтов, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом от 15.12.01 № 166-ФЗ, в страховой стаж не включаются периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет.

Поскольку Закон от 22.07.08 № 156-ФЗ был принят с опозданием более чем на полтора года (по сравнению со сроком, установленным Конституционным Судом РФ), то в ст. 4 данного Закона было определено, что положения об установлении страховой части трудовой пенсии по старости гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

С учетом изменений пенсионного законодательства, которые были изложены выше, теперь можно сказать, что не только служба в Вооруженных Силах СССР и РФ, но и работа бывших военнослужащих по трудовому договору учитывается при их пенсионном обеспечении.

Страховой стаж для оплаты листков нетрудоспособности

Обратите внимание!Федеральный закон от 29.12.06 № 255-ФЗ с 1 января 2010 г. будет именоваться: «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

НА № 3‘2007Другое дело – понятие страхового стажа, учитываемое при определении размера пособия по временной нетрудоспособности. Оно первоначально было менее емким, чем понятие страхового стажа, определенное Законом о трудовых пенсиях. Как известно, Федеральным законом от 29.12.06 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее – Закон о пособиях) размер пособия по временной нетрудоспособности был поставлен в зависимость от продолжительности страхового стажа (ранее в течение почти восьми десятилетий на размер данного пособия влиял непрерывный трудовой стаж).

В страховой стаж в этих целях, как первоначально было предусмотрено в ст. 16 Закона о пособиях, стали включаться только периоды работы гражданина по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которых гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

НА № 6‘2007Правила подсчета и подтверждения страхового стажа при определении размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам были утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.07 № 91 (далее – Правила от 06.02.07).

Между тем ни в ст. 16 Закона о пособиях в ее первоначальной редакции, ни в Правилах от 06.02.07 применительно к страховому стажу военная служба не упоминалась. Иными словами, если у военнослужащего по контракту до военной службы не было «чистого» страхового стажа, то после ухода в запас или в отставку ему надо было его «зарабатывать». В то же время при исчислении непрерывного трудового стажа военнослужащие были в более выгодном положении.

Напомним, что в соответствии с п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27.05.98 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон о статусе военнослужащих) гражданам, уволенным с военной службы, зачет времени военной службы в непрерывный стаж производился при условии, что перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполняющим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляла 25 и более лет, – независимо от продолжительности перерыва.

Для военнослужащих по призыву была установлена еще одна льгота при исчислении непрерывного стажа: согласно п. 3 ст. 10 Закона о статусе военнослужащих один день военной службы брался за два дня работы.

Продолжительность непрерывного стажа бывших военнослужащих по контракту, которые прослужили не менее 8 лет и в течение года устроились на работу, исчисленная с применением изложенных выше правил, давала возможность уже в первый год трудовой деятельности получать пособие по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка. У военнослужащих по призыву при учете времени военной службы в двойном размере была возможность быстрее приблизиться ко второй «ступеньке» шкалы размеров пособия по временной нетрудоспособности, перейти от 60 к 80% среднего заработка.

Не ухудшить положение бывших военнослужащих, уже имевших право получать пособие по временной нетрудоспособности в размере полного среднего заработка (но в пределах установленного законом максимума в твердой сумме), помогала ст. 17 Закона о пособиях, именуемая «Сохранение ранее приобретенных прав при определении размера пособия по временной нетрудоспособности и продолжительности трудового стажа». В пункте 2 данной статьи сказано: «В случае, если продолжительность страхового стажа застрахованного лица, исчисленного в соответствии с настоящим Федеральным законом за период до 1 января 2007 г., окажется меньше продолжительности его непрерывного трудового стажа, применяемого при назначении пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с ранее действовавшими нормативными правовыми актами, за тот же период, за продолжительность страхового стажа принимается продолжительность непрерывного трудового стажа застрахованного лица».

Статьей 34 Закона от 24.07.09 № 213-ФЗ в Закон о пособиях внесены значительные изменения и дополнения. В частности, ст. 16 Закона о пособиях дополнена частью 1-1, содержание которой сводится к следующему: в страховой стаж наряду с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ч. 1 ст. 16 Закона о пособиях, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом о пенсионном обеспечении военнослужащих. Статья 34 Закона от 24.07.09 № 213-ФЗ вступает в силу с 1 января 2010 г



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Актуально


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль