Административное приостановление деятельности работодателя

20040
Орлова Елена Васильевна
Директор департамента внутреннего аудита ООО «Комо»
В качестве одного из видов наказания за совершение административного правонарушения КоАП РФ предусматривает административное приостановление деятельности организации. Как показывает практика, такой вид наказания применяется довольно широко. И если с точки зрения административного права данная мера вполне понятна, то правовые последствия такого решения суда для трудовых отношений вызывают массу вопросов. Как быть с работниками, когда деятельность организации приостановлена? Следует ли признавать это время простоем? Подлежит ли оплате данный период и должен ли работник в это время находиться на рабочем месте?

Пунктом 9 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административного правонарушения предусмотрена возможность применения административного наказания в виде приостановления деятельности. Порядок административного приостановления деятельности работодателя основывается исключительно на положениях КоАП РФ.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении:

  • деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  • юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков;
  • эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений;
  • осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ, ч. 1 ст. 109 Федерального закона от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»; далее – Закон об исполнительном производстве).

Данное наказание применяется в случае, если существует угроза:

  • жизни или здоровью людей;
  • возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
  • наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
  • причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ).

В марте 2007 г. в Ряжском районном суде Рязанской области с участием представителей Рязанской транспортной прокуратуры и Государственной инспекции труда в г. Москве были рассмотрены материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении Рязанского отделения Московской железной дороги (МЖД) ОАО «Российские железные дороги» (РЖД).

Суд установил: в феврале 2007 г. государственным инспектором труда в г. Москве был составлен протокол об административном правонарушении в отношении этого предприятия, где отражены выявленные факты грубого нарушения законодательства о труде и норм охраны труда, выразившиеся в эксплуатации находящегося в неудовлетворительном техническом состоянии здания ремонтных мастерских.

Здание неизвестного года постройки находится в ветхом состоянии, имеет значительную просадку фундамента, сквозные вертикальные и поперечные трещины кирпичной кладки несущих стен, что может привести к нарушению нормальной эксплуатации ремонтных мастерских. Кроме того, администрация Рязанского отделения МЖД ОАО РЖД не смогла предъявить государственному инспектору труда техническую документацию (технический паспорт здания, технический журнал по его эксплуатации, паспорт БТИ) на это здание.

Техническое состояние эксплуатируемого помещения представляло непосредственную угрозу жизни и здоровью работников ремонтных мастерских. Это обстоятельство повлекло за собой решение государственного инспектора труда принять меры к приостановке работы на этом объекте.

Заслушав заключения государственного инспектора труда и старшего помощника рязанского транспортного прокурора, суд пришел к выводу, что нарушения должностными лицами Рязанского отделения МЖД законодательства об охране труда, указанные в заключениях, непосредственно угрожают жизни и здоровью работающих и могут привести к тяжелым последствиям.

Суд постановил признать ОАО РЖД в лице Ряжской дистанции пути Московско-рязанского отделения МЖД виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и принял решение о приостановке эксплуатации производственного здания ремонтных мастерских на срок до 90 суток.

В ходе обследования этого же предприятия было выявлено, что металлообрабатывающие станки (два токарно-винторезных и один вертикально-сверлильный) эксплуатируются с нарушениями требований Межотраслевых правил по охране труда при холодной обработке металлов ПОТ РМ 006-97, утв. постановлением Минтруда России от 27.10.97 № 55, что представляло угрозу жизни и здоровью работающих. По материалам, направленным в тот же суд, принято решение о приостановке эксплуатации оборудования сроком на 90 суток.

Административное приостановление деятельности как вид наказания применяется также в случае совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ):

  • в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  • в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности;
  • в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в т. ч. в торговых комплексах);
  • в области порядка управления;
  • в области общественного порядка и общественной безопасности;
  • в области градостроительной деятельности.

Толковый словарь

Прекурсор – химическое вещество, исходный компонент или участник промежуточных реакций при синтезе какого-либо вещества. Например, бета-каротин

является прекурсором для витамина А.

В последнее время термин применяется для обозначения веществ, так или иначе связанных с

производством наркотических, сильнодействующих или взрывчатых веществ (правильнее называть «прекурсоры наркотических средств» и т. п.).

Прокуратура Харабалинского района (Астраханская область) в ходе проверки соблюдения законодательства, регулирующего порядок привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности, выявила факт их незаконного трудоустройства. В марте 2008 г. шестеро граждан Киргизии целенаправленно приехали в Харабалинский район для трудоустройства к предпринимателю Я., которая привлекла их к трудовой деятельности. Это было сделано вопреки требованиям действующего законодательства, поскольку данные граждане, как ей было известно, не имели соответствующего разрешения на работу на территории РФ.

Подобная деятельность является противозаконной, так как нарушает права российских граждан на трудоустройство и сопутствующее ему социальное обеспечение, а также право государства на получение в полном объеме причитающихся налогов и сборов.

По постановлению прокурора Я. была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ (привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у них разрешения на работу, если такое разрешение требуется согласно федеральному закону). Предприниматель подвергнута административному приостановлению деятельности на срок 30 суток.

Обязательное условие применения административного приостановления деятельности: если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Обратите внимание!Административное приостановление деятельности может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания

В июне 2006 г. начальник ТО ТУ Роспотребнадзора по Ульяновской области обратился в суд с заявлением об административном приостановлении деятельности детского оздоровительного лагеря (ДОЛ) «Синие воды», расположенного в селе Подкуровка Тереньгульского района. В ходе проверки, как указано в заявлении, были выявлены нарушения санитарного законодательства, создающие непосредственную угрозу жизни и здоровью людей и повлекшие массовые заболевания (с диагнозом «острая кишечная инфекция» госпитализировано 46 детей и один воспитатель). До рассмотрения дела в суде начальник ТО ТУ Роспотребнадзора по Ульяновской области временно запретил деятельность лагеря. Учитывая, что имеющиеся нарушения создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, а также то, что менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, ДОЛ «Синие воды» был подвергнут судом административному приостановлению деятельности сроком на 90 суток.

Назначать такой вид административного наказания вправе только суд и только в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ. Следовательно, оно не может быть установлено законами субъектов РФ об административных правонарушениях, и контролирующие органы не могут вынести такое решение.

Временный запрет

Обратите внимание!Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении с наказанием в виде административного приостановления деятельности

Работодателям следует знать: никто из многочисленных должностных лиц контролирующих органов (как федеральных, так и местных) на территории любого региона не может вынести решение об административном приостановлении деятельности. Однако уполномоченное лицо вправе возбудить административное производство об административном приостановлении деятельности с передачей материалов в суд и временно (не более пяти дней с момента фактического прекращения деятельности юридического лица, его филиалов, структурных подразделений и производственных участков) запретить деятельность подразделений или эксплуатацию оборудования. К моменту истечения этого срока судья должен рассмотреть дело и принять решение о возможности применения меры наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица или предпринимателя на определенный срок.

Напомним, что в отличие от административного приостановления деятельности временный запрет деятельности в силу ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Согласно ст. 27.16 КоАП РФ временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Временный запрет и административное приостановление деятельности: сравнительная таблица

Административное приостановление деятельности работодателя

В отличие от административного приостановления деятельности такая мера, как временный запрет, не требует судебного решения. Отличия временного запрета деятельности от ее административного приостановления показаны в сравнительной таблице. В соответствии с ч. 2 ст. 27.16 КоАП РФ временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным на основании ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности. О временном запрете деятельности составляется протокол с соблюдением требований, указанных в ч. 3 ст. 27.16 КоАП РФ. После вынесения судом постановления контроль за приостановлением деятельности от органов надзора и контроля передается судебным приставам-исполнителям.

Случаи приостановления деятельности

Наказание в виде административного приостановления деятельности предусмотрено в следующих статьях КоАП РФ: 5.27, 6.3, 6.4, 6.5, 6.6, 6.13, 6.15, 6.16, 8.2, 8.3, 8.6, 8.12, 8.13, 8.14, 8.21, 8.31, 8.38, 8.40, 9.1, 9.2, 9.4, 9.5, 9.9, 9.11, 10.3, 10.6, 10.8, 11.20, 13.4, 13.7, 13.12, 14.1, 14.4, 15.27, 18.13, 18.15, 18.16, 18.17, 19.5, 19.20, 20.4, 20.29. Большинство правонарушений, приводящих к приостановлению деятельности, носит, если так можно сказать, традиционный характер (ст. 5.27, 6.3, 14.4 и 20.4 КоАП РФ) либо связано с осуществлением наиболее распространенных видов предпринимательской деятельности (ст. 6.6, 9.4 и 9.11 КоАП РФ).

Кстати сказать

В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1 тыс. до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Статья 23.12 КоАП РФ предусматривает, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ,

рассматривает федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда. Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ наказание в виде административного приостановления деятельности назначается только судьей.

Исходя из ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Таким образом, если государственная инспекция труда посчитает

целесообразным в соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ приостановить деятельность работодателя, то она должна направить необходимые материалы в суд. Однако факт такой передачи не означает, что судья должен автоматически назначить наказание только в виде административного приостановления деятельности. При назначении административного наказания судья будет учитывать общие правила назначения административного наказания (ст. 4.1 КоАП РФ), а также обстоятельства, смягчающие и (или) отягчающие административную ответственность (ст. 4.2 и 4.3 КоАП РФ).

Виговский Е. В., советник налоговой службы III ранга

Обратите внимание!Дела об административных правонарушениях, влекущих административное приостановление деятельности, рассматриваются судьями районных судов

В ходе внеплановой проверки пекарни, принадлежащей ООО «Темп-рус» и расположенной по адресу: г. Вологда, ул. Карла Маркса, 105 (здание торгового центра «Апельсин»), управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области обнаружило несоблюдение действующих санитарных правил. Были выявлены следующие нарушения:

  • пекарня введена в эксплуатацию при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объекта требованиям санитарных правил;
  • не проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза при постановке на производство новых видов хлебобулочных и кондитерских изделий, а также гигиеническая оценка их безопасности для здоровья человека;
  • не организован производственный контроль качества используемого сырья, вырабатываемой продукции, санитарного состояния производства;
  • на момент проверки помещение для остывания бисквитов было захламлено, по назначению не использовалось, что привело к нарушению поточности технологического процесса;
  • отсутствуют медицинские книжки трех работников;
  • не снабжены мылом (дезинфицирующим раствором), разовым полотенцем или электросушителем раковины для мытья рук в цехах;
  • совместно хранится пищевая продукция и непищевые материалы (венчики, подложки для тортов);
  • не промаркирован инвентарь для уборки производственных помещений, помещение для его хранения не выделено и т. д.

Вологодский городской суд на основании ст. 6.3. КоАП РФ постановил: подвергнуть пекарню, принадлежащую ООО «Темп-рус», административному наказанию в виде приостановления деятельности сроком на 60 суток. Данное постановление должниками обжаловано не было и вступило в законную силу. Судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по г. Вологде приостановил деятельность данного предприятия на срок, указанный в решении суда.

Следует иметь в виду: дела о правонарушениях, предусмотренных перечисленными статьями, относятся к подведомственности судей районных судов, а не мировых и не арбитражных судов (абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Срок наказания

В соответствии с ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток.

Срок наказания за конкретное административное правонарушение в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ назначается в пределах, установленных ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, обстоятельств, смягчающих административную ответственность или отягчающих ее.

Моментом фактического приостановления деятельности (с учетом норм ч. 1 ст. 32.12 КоАП РФ) следует считать момент произведения судебным приставом-исполнителем действий, изложенных в ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ. Таким образом, сроком исполнения постановления судьи об административном приостановлении деятельности является дата возбуждения исполнительного производства (ст. 30 Закона об исполнительном производстве).

При исчислении срока административного приостановления деятельности следует учитывать: если в ходе досудебного производства по делу в соответствии со ст. 27.16 КоАП РФ принимались меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности, то согласно ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ срок временного запрета засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Окончание исполнительного производства осуществляется после истечения срока действия постановления. До этого момента судебный пристав-исполнитель производит контроль соблюдения должником установленных ограничений.

Порядок исполнения наказания

Порядок исполнения данного вида административного наказания определен ст. 32.12 КоАП РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 32.12 КоАП РФ постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления. Частью 2 ст. 32.12 КоАП РФ установлено, что при административном приостановлении деятельности юридического лица могут производиться следующие действия:

  • наложение пломб;
  • опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс;
  • иные действия, обеспечивающие исполнение административного приостановления деятельности.

Обратите внимание!При административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения

При этом, как указано в ч. 3 ст. 109 Закона об исполнительном производстве, административное приостановление деятельности производится с участием понятых (в необходимых случаях – при содействии сотрудников органов внутренних дел) и составлением акта.

Если юридическое лицо своевременно не устранило причины, повлекшие назначение ему административного приостановления деятельности, то по истечении срока действия административного наказания будет иметь место новое административное правонарушение, о совершении которого будет составлен новый протокол, после чего начнется новое исполнительное производство.

Административное приостановление деятельности является серьезной мерой, влияющей на хозяйственную деятельность компании. Если это коммерческая организация, то, конечно, любое отсутствие деятельности равнозначно потере прибыли. Когда же на исполнение поступают документы о приостановлении деятельности муниципальных организаций (где в связи с недофинансированием найти нарушения не составляет труда), то, как правило, отсутствие деятельности или запрет на эксплуатацию помещения доставляет неудобства только третьим лицам.

Как вид административного наказания административное приостановление деятельности оказывает влияние на трудовые отношения с работниками и на взаимодействие с государственными органами и банками.

Правовые последствия для трудовых отношений

Трудовой кодекс РФ не предусматривает такого понятия, как «приостановление трудовых отношений». Логично предположить, что административное приостановление деятельности организации не должно отражаться на ее работниках. Вместе с тем положения ТК РФ не предусматривают обязательств работодателей, подвергшихся подобному административному наказанию, сохранять место работы (должность) и средний заработок работников или их перевод на другую работу, но с зарплатой не ниже, чем на прежнем месте, применительно ко всем случаям правонарушений, приводящим к приостановлению деятельности организаций согласно КоАП РФ.

Обратите внимание!На время приостановления работ вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника (ч. 3 ст. 220 ТК РФ) за ним сохраняется полный средний заработок, а не в размере двух третей средней зарплаты, как это предусмотрено ч. 1 ст. 157 ТК РФ при простое

В части 3 ст. 220 ТК РФ говорится о сохранении за работником места работы (должности) и среднего заработка, если имело место временное приостановление работ в связи с приостановлением деятельности или временный запрет деятельности только вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника (ст. 5.27 КоАП РФ). На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

Однако приостановление деятельности организации может произойти и по иным причинам, не зависящим от работника; например, при нарушении работодателем требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (ч. 1 и 2 ст. 9.1 КоАП РФ).

Поскольку, как уже отмечалось выше, есть и другие составы административных правонарушений, за совершение которых КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток при отсутствии вины работника, то необходимо согласование соответствующих положений КоАП РФ и Трудового кодекса РФ в части гарантий прав работников на труд в связи с приостановлением деятельности организации по нормам КоАП РФ. То есть работникам в связи с административным приостановлением деятельности работодателя по не зависящим от работников причинам должны предоставляться гарантии, аналогичные тем, что содержатся в ч. 3 ст. 220 ТК РФ. Однако в настоящее время данная проблема не урегулирована.

На практике, когда работодатель в связи с теми или иными правонарушениями не может продолжать свою деятельность и временно приостанавливает ее, нередки случаи предоставления работникам так называемых «административных» отпусков или отпусков без сохранения заработной платы – вместо того, чтобы оплатить им время простоя в соответствии со ст. 157 ТК РФ. Такие действия работодателя нарушают трудовое законодательство.

Мнение эксперта

Административное приостановление деятельности работодателяБриллиантова Н. А., канд. юрид. наук, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения АТиСО

Приостановка работы

Говорить о приостановлении трудовых отношений в случае приостановления деятельности организации вряд ли стоит, поскольку само трудовое отношение в том понимании, как оно сформулировано законодателем в ст. 15 ТК РФ, должно продолжаться даже в период приостановления хозяйственной деятельности работодателя.

В связи с этим более уместно использовать в этой ситуации понятие «приостановка работы», как оно определено в теории трудового права, а вслед за ней и законодателем, который неоднократно применяет его в ТК РФ. Для этого понятия характерны свои особенности, и связаны они с определенными правовыми последствиями как для работника, так и для работодателя.

Для временной приостановки деятельности работодателя (см., например, ч. 3 ст. 722, ч. 3 ст. 220 ТК РФ) характерно временное

и вынужденное (не по своей воле) неисполнение работником трудовой функции в связи с различными обстоятельствами, но при этом необходимо соблюдение таких норм законодательства о труде, которые характерны для понятия «приостановка работы».

Временное приостановление работы, например, отдельных структурных подразделений, а также агрегатов, станков или иных орудий производства работодателя не исключает возможность применения труда работника в соответствии с трудовым договором в других подразделениях работодателя, в частности по правилам ст. 721 ТК РФ – путем перемещения (перевода) туда работника, а также по правилам ст. 722 ТК РФ – путем временного перевода работника на другую работу.

Административное приостановление деятельности работодателя может привести и к простою работника, правовой смысл которого раскрыт в ч. 3 ст. 722 ТК РФ как временная приостановка работы (но не трудовых отношений) по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.

Если приостанавливается, например, действие специального права (лицензии, патента и т. п.) работодателя (юридического лица или индивидуального

предпринимателя) или к нему применяется административное наказание в виде административного приостановления деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ), это не является основанием для отстранения работников от работы, которое возможно только в случаях, предусмотренных в ст. 76 ТК РФ.

Из вышеизложенного следует, что во многих ситуациях, связанных с административным приостановлением деятельности работодателя, временная остановка работы происходит по его вине. Следовательно, производственный простой работника по общему правилу должен быть оплачен в размере не менее двух третей средней заработной платы согласно правилам ч. 1 ст. 157 ТК РФ. Исключение из данного правила допустимо только в случае, предусмотренном в ч. 3 ст. 220 ТК РФ, когда на время приостановления работ в связи с приостановлением деятельности или временным запретом деятельности вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда (ст. 5.27 КоАП РФ) не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе

Вынужденные отпуска без сохранения заработной платы по инициативе работодателя законодательством о труде не предусмотрены. Отпуска без сохранения заработной платы могут предоставляться только по письменному заявлению работников по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам (ст. 128 ТК РФ). Позиция Минтруда России по данному вопросу приведена в разъяснении от 27.06.96 № 6 «Об отпусках без сохранения заработной платы по инициативе работодателя», утв. постановлением Минтруда России от 27.06.96 № 40. Поэтому отправка работодателем работников в административные отпуска (отпуска без сохранения заработной платы) на период административного приостановления деятельности организации – это прямой повод для обращения работников в комиссию по трудовым спорам или в суд.

В абсолютном большинстве случаев административное приостановление деятельности происходит по вине работодателя. О наступлении данной ситуации необходимо известить работников, поскольку они в этом случае, как правило, не могут выполнять свои трудовые обязанности. Для этого руководитель организации должен издать соответствующий приказ, в котором следует отразить дату начала и продолжительность административного приостановления деятельности, порядок оплаты труда работников, имеющих отношение к приостановленной деятельности, и др. Пример оформления приказа об административном приостановлении деятельности приведен в приложении.

Работодатель и лицензирующие органы

По общему правилу лицензия прекращает свое действие в следующих случаях (п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса РФ, ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 08.08.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; далее – Закон о лицензировании):

  • ликвидация юридического лица или прекращение его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);
  • истечение срока действия лицензии или принятие лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата (правопреемника лицензиата – юридического лица) о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности;
  • вынесение решения суда об аннулировании лицензии.

В последнем случае основанием для аннулирования лицензии в первую очередь является неисполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, при этом аннулирование лицензии может быть осуществлено только в судебном порядке (п. 2 ст. 13 Закона о лицензировании).

Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом, когда лицензиат за нарушение лицензионных требований и условий привлекается к административной ответственности (ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ) в порядке, установленном КоАП РФ.

При вынесении судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.

Лицензиат обязан в письменной форме уведомить лицензирующий орган об устранении им нарушения лицензионных требований и условий, повлекшего административное приостановление его деятельности.

Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления его деятельности.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается (п. 1 ст. 13 Закона о лицензировании).

В случае если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление его деятельности, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Организация и обслуживающие банки

Административное приостановление деятельности организации не подразумевает приостановления операций по счетам в обслуживающих ее банках.

Исключением является нарушение законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ст. 15.27, ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ). В этом случае приостановление операций по счетам организации, осуществляющей операции с денежными средствами, производится в порядке, установленном Федеральным законом от 07.08.01 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (п. 10 ст. 7).

В отношении остальных правонарушений, если приостановлена деятельность конкретного объекта (например цеха, участка, склада), это означает невозможность изготовления продукции или отгрузки уже изготовленной продукции. И, как следствие, невозможность поступления запланированной выручки. Однако если на банковских счетах уже есть достаточный запас денежных средств или же организация осуществляет другие, не приостановленные виды деятельности, приносящие доход, то никаких ограничений для осуществления расчетно-платежных операций нет. И организация может выплачивать заработную плату, перечислять налоги, оплачивать товары, работы, услуги, необходимые для возобновления приостановленного вида деятельности или работы структурного подразделения.

Работодатель и налоговая инспекция

Поскольку организация, деятельность которой приостановлена по основаниям, предусмотренным КоАП РФ, юридически существует, за ней по-прежнему сохраняются все права и обязанности юридического лица, возлагаемые на него действующим бухгалтерским и налоговым законодательством.

Прежде всего, речь идет об обязанности такой организации в установленные сроки представлять в налоговую инспекцию по месту своего учета бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации (расчеты по авансовым платежам) по тем налогам и взносам, по которым она является налогоплательщиком (ст. 15 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», подп. 4 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 80 НК РФ, п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.03 № 71).

Таким образом, обязанность организации по представлению в налоговый орган бухгалтерской и налоговой отчетности за период административного приостановления деятельности сохраняется.

За те налоговые периоды, в течение которых деятельность организации была административно приостановлена на основании решения суда, соответствующие налоги (взносы) уплачивать не нужно, если отсутствовали налогооблагаемые объекты. При этом факт административного приостановления деятельности в налоговой декларации (расчете по авансовым платежам) отражается путем проставления прочерков по соответствующим кодам строк.

Кстати сказать

Согласно п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.04 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» приостановление действия лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную

предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц. Таким образом, приостановление лицензии представляет собой превентивную меру государственного воздействия,

имеющую целью предотвратить или пресечь противоправную деятельность лицензиата. А вот возникновение полномочия лицензирующих органов по приостановлению действия лицензии напрямую зависит от привлечения лицензиата к административной ответственности за нарушение лицензионных требований и условий.

Если у организации, деятельность которой была административно приостановлена на основании решения суда, в отчетном квартале отсутствовали налогооблагаемые объекты и операции с денежными средствами на счетах в банках и в кассе организации, она может представить в налоговую инспекцию единую (упрощенную) налоговую декларацию по форме, утв. приказом Минфина России от 10.07.07 № 62н (п. 2 ст. 80 НК РФ). Такая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

За непредставление «нулевой» налоговой отчетности в период административного приостановления деятельности могут быть применены следующие меры налоговой и административной ответственности:

  • к организации – штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. за каждую непредставленную налоговую декларацию и в размере 50 руб. за каждый непредставленный расчет по авансовым платежам (п. 1 ст. 119, п. 1 ст. 126 НК РФ);
  • к должностным лицам организации – административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 и 15.6 КоАП РФ).

За непредставление бухгалтерской отчетности в период административного приостановления деятельности могут быть применены следующие меры налоговой и административной ответственности:

  • к организации – штраф в размере 50 руб. за каждую непредставленную форму бухгалтерской отчетности (п. 1 ст. 126 НК РФ);
  • к должностным лицам организации – административный штраф в размере от 300 до 500 руб. за весь комплект промежуточной или годовой бухгалтерской отчетности (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Кстати сказать

Возможности профсоюзов

Возможность приостанавливать работу организации на основании ст. 370 ТК РФ имеют и профессиональные союзы. Профсоюзные инспекторы труда (правовые и технические), уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников

(абз. 7 ч. 6 ст. 370 ТК РФ). И в случаях, когда работодатель добровольно не исполняет данные требования, они вправе в соответствии с ч. 7 и 8 ст. 370 ТК РФ обратиться в государственную инспекцию труда с целью принудительной реализации их предписаний.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

поступление в ГИТ информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан (работников) является основанием для проведения госинспекцией труда внеплановой проверки работодателя.

Н. А. Бриллиантова, канд. юрид. наук, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения АТиСО

Приложение

Пример оформления приказа об административном приостановлении деятельности (фрагмент)

Административное приостановление деятельности работодателя



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль