Содержание трудового договора члена экипажа морского судна

16122

Каждая из сторон трудовых отношений имеет свои субъективные права и обязанности, определяемые индивидуальным трудовым договором и трудовым законодательством в целом. В условиях рынка труда содержание трудового договора определяется взаимным соглашением его сторон. Единственным ограничением этой свободы является предусмотренное ст. 9 ТК РФ правило: в трудовом договоре не могут содержаться условия, ограничивающие права или снижающие уровень гарантий работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Содержанием трудового договора любого работника, в т. ч. моряка, является совокупность условий, устанавливающих взаимные права и обязанности сторон. В соответствии со ст. 57 ТК РФ условно можно выделить три группы таких условий: сведения о сторонах (реквизиты сторон), обязательные условия и дополнительные.

Рассмотрим те условия трудового договора, которые в отношении моряков имеют определенную специфику.

Сведения о работнике и работодателе

Часть 1 ст. 57 ТК РФ предусматривает, что в трудовом договоре должны быть указаны сведения: о работнике (фамилия, имя, отчество); о документах, удостоверяющих личность работника; о работодателе (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество работодателя – физического лица); о документах, удостоверяющих личность работодателя – физического лица; идентификационный номер налогоплательщика (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями); о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями; место и дата заключения трудового договора.

В законодательстве прямо не предусмотрено, кто может выступать в качестве работодателя при приеме моряка на работу. Представляется, что трудовой договор с моряком чаще всего заключается судовладельцем, под которым согласно ст. 8 Федерального закона от 30.04.99 № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» (далее – КТМ РФ) понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании. Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 12 КТМ РФ суда могут находиться в собственности и юридических, и физических лиц, то в качестве судовладельцев и соответственно работодателей моряков вправе выступать как юридические, так и физические лица.

В законодательном порядке не установлено различий в приеме на работу лиц, занимающих различные должности на морском судне, за исключением того, что согласно ч. 2 ст. 57 КТМ РФ никто из членов экипажа судна не может быть принят на работу без согласия капитана судна, что свидетельствует о его особом статусе.

В соответствии со ст. 67 КТМ РФ на капитана возлагаются обязанности по поддержанию порядка на судне. В связи с этим капитану делегированы следующие права работодателя: отстранять от работы или изолировать любого члена экипажа судна, применять отдельные меры поощрения и налагать дисциплинарные взыскания в случаях и порядке, предусмотренных уставом о дисциплине. Однако капитан морского судна не вправе заключать трудовые договоры с моряками, а это может быть необходимо в некоторых случаях.

Например, если судно находится в длительном рейсе, а один из членов экипажа далее не может выполнять свои трудовые обязанности в связи с болезнью, то возникает необходимость заключения трудового договора с другим моряком.

Согласно ч. 5 ст. 20 ТК РФ права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются физическим лицом, являющимся работодателем, органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

Таким образом, целесообразно учредительными документами юридического лица (организации) или локальными нормативными актами наделить капитана судна полномочиями по найму работников и включить эти обязанности в его трудовой договор.

Следует отметить, что в ст. 57 ТК РФ отсутствуют указания на необходимость отмечать в трудовом договоре место жительства работника и местонахождение работодателя. Однако эти сведения вполне можно отнести к обязательным, так как они позволяют индивидуализировать стороны в связи с необходимостью в соответствии со ст. 58 КТМ РФ указывать в трудовых договорах условия о репатриации моряков. Кроме того, адрес моряка будет необходим работодателю, чтобы предоставить в соответствии со ст. 228 ТК РФ проживающим с моряком родственникам информацию о произошедшем с ним тяжелом несчастном случае (или несчастном случае со смертельным исходом).

В некоторых организациях морского транспорта, кроме того, практикуется включение в трудовой договор моряка подробных сведений о ближайших родственниках, включая их адреса. С одной стороны, подобное условие является вмешательством в личную жизнь, но, с другой стороны, можно считать его целесообразным, поскольку в случае тяжелой болезни или смерти моряка родственники должны оперативно получить соответствующую информацию от работодателя. Таким образом, думается, в трудовых договорах моряков указание сведений о близких родственниках следует считать целесообразным и обязательным.

Место работы

К обязательным для включения в трудовой договор условиям относится указание места работы. В части 2 ст. 57 ТК РФ сказано: в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, место работы уточняется указанием в трудовом договоре на обособленное структурное подразделение и его местонахождение. Кроме того, согласно ч. 4 ст. 57 ТК РФ в качестве дополнительного условия в трудовом договоре может быть предусмотрено уточнение места работы с указанием структурного подразделения и его местонахождения и (или) рабочее место. Таким образом, законодатель отнес уточнение о работе в обособленном структурном подразделении, расположенном в другой местности, к обязательным условиям, а о работе в необособленном структурном подразделении – к дополнительным, предусмотренным по соглашению сторон.

Кстати сказать

Следует помнить, что деятельность работника, связанная с пребыванием в море, относится к категории наиболее опасных. Число несчастных случаев со смертельным исходом на морском флоте в 30 раз выше, чем в обрабатывающей промышленности, и более чем в 3 раза выше, чем в горнодобывающей промышленности. В то же время о тяжелом несчастном случае

или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) обязан информировать родственников потерпевшего. Естественно, если моряк проживает отдельно от родственников и, следовательно, их адреса не совпадают, то работодатель может выполнить эту обязанность только при наличии таких сведений

Изменение обособленного структурного подразделения, расположенного в другой местности, всегда будет являться переводом, поскольку оно обязательно должно указываться в трудовом договоре, а изменение необособленного структурного подразделения будет признаваться переводом, если это уточнение включено в него в качестве дополнительного условия.

Представляется, что указание на структурное подразделение в трудовом договоре становится дополнительным условием договора в том случае, когда деятельность структурного подразделения отличается спецификой выполняемой в нем работы, т. е. оказывает определенное воздействие на содержание трудовой функции (например, имеется влияние вредных и опасных факторов), либо если структурные подразделения находятся в различных местах. Во всех иных случаях указание структурного подразделения представляется излишним.

Непосредственным местом работы моряка является судно, на которое его нанимают. Морские суда отличаются особенностями эксплуатации, поэтому они подразделяются на группы в зависимости от валовой вместимости и мощности силовой установки, производственного назначения (сухогрузные и наливные, грузопассажирские, служебно-вспомогательные), вида плавания (заграничное и каботажное). В отношении членов экипажа не считается переводом и не требует согласия работника перемещение его на другое судно одной и той же группы у одного работодателя, если в трудовом договоре указывается не судно, а конкретная группа судов.

Однако немаловажно и то, что место работы члена экипажа судна является одновременно и местом его отдыха в период рейса, так что с этой точки зрения указание на конкретное судно должно содержаться в трудовом договоре.

В то же время обязательное указание на конкретное судно в трудовом договоре будет способствовать формированию постоянных экипажей, что является одним из условий поддержания здорового психологического климата на судне. Заметим, что в п. 3 ст. 6 Конвенции МОТ 1926 г. № 22 о трудовых договорах моряков определено: в трудовом договоре моряка должно содержаться указание на название судна или судов, на борту которых моряк обязуется служить. Однако данная Конвенция Россией не ратифицирована.

Таким образом, вопрос указания конкретного судна в трудовых договорах моряков в правовом отношении не решен до конца (нет правовой нормы), и каждый работодатель поступает по своему усмотрению. На практике во многих организациях морского транспорта наименование судна указывается в трудовых договорах моряков.

Трудовая функция

К обязательным условиям в ст. 57 ТК РФ отнесено и условие о трудовой функции.

В статье 57 ТК РФ указаны две возможности определения трудовой функции: путем указания на должность, профессию, специальность с указанием квалификации либо уточнения конкретного вида поручаемой работнику работы. Для членов экипажей морских судов четкое определение должности, профессии, специальности в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником (ЕТКС. Выпуск 52 (56). Транспорт (железнодорожный, автомобильный, городской, морской, речной, метрополитен)) имеет особый смысл, так как исполнение каждым из них своих обязанностей на судне строго регламентировано соответствующей инструкцией.

Мнение эксперта

Содержание трудового договора члена экипажа морского суднаЛютов Н. Л., канд. юрид. наук, старший преподаватель МГЮА

Что касается применения на территории России конвенций МОТ, нужно иметь в виду следующее: международные договоры становятся составной частью российской правовой системы только в случае их ратификации. Действительно, Конвенция МОТ 1926 г. о трудовых договорах моряков (№ 22) не была ратифицирована Россией. Тем не менее в Декларации МОТ 1998 г. «Об основополагающих правах и принципах в сфере труда» указывается: эти основополагающие права и принципы подлежат применению государствами – участниками МОТ вне зависимости от факта ратификации конкретной конвенции – в силу присоединения к Уставу МОТ, содержащему указание на эти принципы (такое указание дается в Декларации «О целях и задачах Международной организации труда» 1944 г. – так называемой Филадельфийской декларации, являющейся составной частью устава МОТ).

В статье 2 Декларации МОТ 1998 г. прямо указывается, о каких правах и принципах идет речь:a) свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;b) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;c) действенное запрещение детского труда;d) недопущение дискриминации в области труда и занятий.

Каждому из четырех принципов посвящено по две конвенции, выделяемых МОТ в особую группу и называемых фундаментальными: Конвенции № 87 и 98 (свобода объединения и право на ведение коллективных переговоров); Конвенции № 29 и 105 (искоренение принудительного и обязательного труда); Конвенции № 100 и 111 (устранение дискриминации в области труда и найма); Конвенции № 138 и 182 (запрет детского труда).

Контроль за соблюдением именно указанных восьми конвенций осуществляется МОТ вне зависимости от факта их ратификации каким-либо государством – членом МОТ. Такой подход Организации разделяется не всеми специалистами по международному трудовому праву. Однако и сама МОТ не считает, что другие

(помимо указанных восьми) ее конвенции являются юридически обязательными для государств – членов МОТ. Кроме того, Конвенция о трудовых договорах моряков 1926 г. № 22 среди актов МОТ имеет статус назначенной к пересмотру в связи с принятием Конвенции МОТ 2006 г. о труде в морском судоходстве.

Таким образом, Конвенция МОТ 1926 г. № 22 может быть использована сторонами в качестве ориентира при заключении трудового договора, однако ссылка на положения этой Конвенции как на источник российского права однозначно не будет принята судом во внимание.

Что касается позиции российских судов, то существует судебная практика (решения Долгопрудненского городского суда от 08.11.05 и 31.01.06, Московского областного суда от 16.03.06 и постановление президиума Московского областного суда от 25.10.06 № 648 по делу Б. против ОАО «Агентство речных путешествий»), исходя из которой судно, на котором работает моряк, признается обособленным структурным подразделением работодателя. Однако в силу того, что Россия относится к странам романо-германской правовой системы, где не действуют судебные прецеденты, нет гарантии, что в подобной ситуации другой суд примет аналогичное решение

Срок договора

Обязательным условием трудового договора является дата начала работы – это день, в который работник обязан приступить к работе. Дата начала работы в трудовом договоре члена экипажа морского судна означает одновременно и дату занесения сведений о нем в судовую роль в соответствии с Правилами ведения судовой роли, утв. приказом Минтранса России от 03.04.00 № 28. Судовая роль является основным судовым документом, содержащим сведения о численности и составе экипажа при приходе судна в порт и при отходе из порта.

В статье 57 ТК РФ указано: помимо даты начала работы, стороны обязательно должны указать срок договора в случае заключения его на определенный срок и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом. Однако если срок трудового договора не указан, то договор считается заключенным на неопределенный срок (ст. 58 ТК РФ). Значит, условие о сроке трудового договора может содержаться в трудовом договоре, а может и не содержаться.

На практике заключается два вида трудовых договоров моряков в зависимости от срока их действия: договоры с неопределенным сроком действия; срочные договоры на определенное время или на время одного рейса. Это нашло свое отражение в Конвенции МОТ 2006 г. о труде в морском судоходстве (далее – Конвенция МОТ 2006 г.). В ней предусмотрено, что при определении срока трудового договора в нем должны быть указаны условия прекращения его действия:

  • если договор заключен на неопределенный срок – условия (основания), дающие право любой из сторон расторгнуть его, а также срок уведомления о расторжении при условии, что такой срок не будет более коротким для судовладельца, чем для моряка;
  • если договор заключен на определенный срок – точная дата истечения срока договора;
  • если договор заключен на один рейс – порт назначения и время, которое должно истечь по прибытии в порт, прежде чем моряк может быть списан с судна.

Кстати сказать

Конвенция МОТ 2006 г. о труде в морском судоходстве разработана и принята Генеральной конференцией МОТ с целью создания единого согласованного акта, охватывающего по мере возможности все современные нормы существующих международных конвенций и рекомендаций о труде в морском судоходстве, а также основополагающие принципы, содержащиеся в других международных конвенциях о труде, таких как Конвенция 1930 г. № 29 о принудительном труде, Конвенция 1951 г. № 100 о равном вознаграждении, Конвенция 1973 г. № 138 о минимальном возрасте и т. д.

С принятием Конвенции МОТ 2006 г. пересмотрено более 35 конвенций МОТ: Конвенция 1920 г. № 7 о минимальном возрасте для работы в море, Конвенция 1920 г. № 9 о трудоустройстве моряков, Конвенция 1926 г. № 22 о трудовых договорах моряков, Конвенция 1946 г. № 73 о медицинском освидетельствовании моряков, Конвенция (пересмотренная) 1949 г. № 91 об оплачиваемых отпусках морякам, Конвенция (пересмотренная) 1958 г. № 109 о заработной плате, рабочем времени и составе судового экипажа, Конвенция (пересмотренная) 1987 г. № 166 о репатриации моряков,

Конвенция 1996 г. № 179 о найме и трудоустройстве моряков и т. д.

До настоящего времени Конвенция не вступила в силу и вступит только через 12 месяцев после даты регистрации документов о ратификации не менее 30 государств – членов МОТ, общая доля валовой вместимости торгового флота которых составляет 33%. На 20 февраля 2008 г. Конвенцию ратифицировали три страны: Багамы, Либерия и Маршалловы Острова.

Работа по подготовке нашей страны к ратификации Конвенции МОТ 2006 г. о труде в морском судоходстве набирает обороты. Так, Федеральное агентство морского и речного транспорта совместно с Государственной морской академией им. адмирала С. О. Макарова и Морским государственным университетом им. адмирала Г. И. Невельского в период с 23 по 24 июня 2008 г. организовали и провели во Владивостоке региональный семинар «Подготовка Российской Федерации к выполнению обязательств государства флага по Конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве».

Анализ трудовых договоров, заключаемых с моряками, позволяет выделить еще одну их особенность: поскольку четко определить продолжительность рейса иногда не представляется возможным, судовладельцы предпочитают указывать срок трудового договора приблизительно, что противоречит требованиям трудового законодательства.

Например, в трудовых договорах ОАО «Т» срок контракта (под которым, видимо, следует понимать трудовой договор) определен как «два месяца плюс / минус один месяц с момента его заключения до выполнения рейсового задания». Кроме того, предусмотрено перезаключение контракта по окончании перегона судна, однако указана общая продолжительность контрактов – семь месяцев плюс / минус один месяц.

Выбор судовладельцем именно семимесячного срока ничем не мотивирован и противоречит действующему трудовому законодательству. Вместе с тем подобную практику нельзя считать национальной.

Например, в контракте Company Vernier Shipping также предусмотрен срок семь месяцев, с оговоркой, что контракт может быть продлен или прекращен до истечения срока за 30 дней без согласия члена экипажа и более чем за 30 дней с письменного согласия моряка.

Думается, что такая практика, весьма выгодная судовладельцу, существенно нарушает действующее законодательство, противоречит интересам моряка и, следовательно, должна быть устранена при вмешательстве органов государственной инспекции труда.

Общим для всех срочных трудовых договоров является правило: если по истечении срока трудового договора трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, действие срочного договора считается продленным на неопределенный срок (ст. 58 ТК РФ). Применительно к морякам эта норма имеет особое значение, поскольку срок трудового договора может истечь в период нахождения судна в рейсе, и возникает ситуация, когда необходимо определить статус моряка на борту судна.

Кроме того, в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 58 КТМ РФ член экипажа в случае истечения за пределами РФ срока действия трудового договора, заключенного на определенный срок или на определенный рейс, имеет право на репатриацию, которая связана со значительными расходами со стороны работодателя. Следовательно, в ряде случаев заключение срочных трудовых договоров с моряками может оказаться невыгодным для судовладельцев, в чем они зачастую не отдают себе отчета до момента возникновения спора.

Оплата труда

Обязательными в трудовом договоре являются условия оплаты труда (в т. ч. размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). Отметим, что в соответствии с подп. «е» п. 4 Стандарта А2.1 Конвенции МОТ 2006 г. в трудовом договоре моряка должен указываться размер заработной платы или (там, где это применимо) формула, используемая для ее исчисления.

В соответствии со ст. 57 КТМ РФ порядок оплаты труда членов экипажа судна определяется законодательством РФ о труде, КТМ РФ, уставами службы на судах и уставами о дисциплине, генеральными и отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами.

В отношении моряков применяются разные комплексные системы оплаты труда. При определении размера заработной платы членов экипажа морского судна применяются тарифное регулирование, выплата паевых коэффициентов в зависимости от занимаемой должности по судовой роли, а также доплаты за особые условия труда, за нахождение в пределах 200-мильной экономической зоны, оплата за стоянку в порту, погрузочно-разгрузочные, швартовые и авральные работы, выплата иностранной валюты взамен суточных и т. д. Надо отметить, что большое количество надбавок и доплат вызвано значительной сложностью и многообразием труда моряков.

Обратите внимание!С 1 января 1995 г. сумма за календарный месяц, установленная Паритетной морской комиссией, составляет 385 долл. США

Должностные оклады моряков дифференцируются в зависимости от назначения судна, района плавания, рода перевозимого груза. Судоходные компании и профсоюзы, представляющие интересы моряков на судах загранплавания под российским флагом, на переговорах по заработной плате моряков в процессе заключения коллективных договоров ориентируются на определенную сумму за календарный месяц, периодически устанавливаемую Паритетной морской комиссией квалифицированному матросу (первого класса) в рамках Рекомендации МОТ 1996 г. № 187 о заработной плате и продолжительности рабочего времени моряков и укомплектовании судов экипажами (далее – Рекомендация МОТ 1996 г. № 187).

Заработная плата моряков загранплавания в РФ состоит из двух частей: собственно заработная плата и выплата взамен суточных. Предельные размеры норм выплаты иностранной валюты взамен суточных, выплачиваемые в настоящее время членам экипажей судов, установлены распоряжением Правительства РФ от 01.06.94 № 819-Р (далее – Распоряжение от 01.06.94 № 819-Р), которое не носит нормативно-правового характера. Конкретные размеры выплат устанавливаются предприятием-судовладельцем с учетом классификации и вида флота.

Однако правовая природа суточных выплат морякам трудовым законодательством РФ не определена, что породило ряд споров на практике. По нашему мнению, выплаты иностранной валюты взамен суточных следует признать компенсационными, которые освобождаются от налогообложения.

Против освобождения суточных от налогообложения выступают налоговые органы. Но судебная практика (постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.05.06 № А42-7329 / 2005, постановление ФАС Дальневосточного округа от 31.03.04 № Ф03-А37 / 04–2 / 351 и т. д.) подтверждает мнение, что выплаты суточных морякам относятся к компенсационным выплатам, которые освобождаются от налога и не учитываются при исчислении средней заработной платы (для расчета отпускных, пособия по временной нетрудоспособности, пенсии, алиментов и т. д.).

В связи с Распоряжением от 01.06.94 № 819-Р возникает вопрос о необходимости выплаты суточных не только членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судовых компаний, но и членам экипажей судов внутреннего плавания, поскольку продолжительность морских путей в России весьма значительна. Рейс из Мурманска во Владивосток более продолжителен, чем из Санкт-Петербурга в Хельсинки и осуществляется в более тяжелых природно-климатических условиях, однако в первом случае компенсация не предусмотрена. Несправедливость этого положения очевидна. И если размер выплаты должен быть одинаковым, то форму необходимо различать: в период заграничных рейсов следует выплачивать компенсацию в иностранной валюте, а за время плавания по территории РФ – в национальной валюте.

Режимы рабочего времени и его учет

К обязательным условиям трудового договора в ст. 57 ТК РФ отнесен режим рабочего времени и времени отдыха, если для конкретного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя. Однако думается, что вопросы рабочего времени и времени отдыха должны быть отражены в трудовом договоре каждого моряка.

В связи со спецификой рабочего времени и времени отдыха моряков этому институту трудового права уделялось много внимания Международной организацией труда. В 1996 г. МОТ приняла Конвенцию № 180 о продолжительности рабочего времени моряков и укомплектовании судов экипажами и Рекомендацию МОТ 1996 г. № 187. Отметим, что в целом положения российского законодательства соответствуют требованиям Конвенции МОТ № 180, хотя Россия и не участвует в ней.

Рабочее время и время отдыха членов экипажей морских судов регулируются не только ТК РФ, но и Положением о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота (далее – Положение о рабочем времени), утв. постановлением Минтруда России от 20.02.96 № 11. Это Положение применяется ко всем лицам, занятым на борту судна, в т. ч. к направленным в рейс членам судовых ремонтных бригад. Исключение составляют судовые медицинские работники, работники судовых ресторанов, лица, находящиеся на борту, но состоящие на службе не у судовладельца, а у другого предпринимателя, лица, входящие в состав экспедиции, находящейся на борту судна во время рейса, и др.

В Трудовом кодексе РФ (ст. 91) под рабочим понимается время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять свои трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые согласно ТК РФ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ относятся к рабочему времени. В морском трудовом праве к таким иным периодам времени относятся так называемые аварийные («штормовые») перерывы, когда по причине стихийных явлений выполнение моряками трудовой функции невозможно, однако при этом они продолжают находиться на рабочем месте.

Согласно п. 2.1 Положения о рабочем времени рабочим называется время, в течение которого член экипажа обязан выполнять работу по обслуживанию судна и поддержанию его в нормальном эксплуатационно-техническом состоянии.

В пункте 2.2 данного Положения определены нормальная продолжительность рабочего дня – 8 часов и нормальная продолжительность рабочей недели – 40 часов с двумя выходными днями в субботу и воскресенье. Для отдельных членов экипажа может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени. Эти положения совпадают с общими нормами трудового законодательства. Между тем во многих трудовых договорах моряков рабочее время определяется не относительно рабочей недели, а относительно рабочего дня и устанавливается не более 12 часов в сутки, что недопустимо.

Режимы рабочего времени и времени отдыха плавсостава в зависимости от работы судна подразделяются на следующие:

  • эксплуатационный период работы судна (в период рейса);
  • внеэксплуатационный период, который имеет две разновидности – нахождение судна в ремонте без вывода его из эксплуатации и постановка судна на судоремонтное предприятие.

Кроме того, особенности распределения рабочего времени моряков связаны с различной степенью уплотненности рабочего времени в различные моменты работы судна; например, переходы между портами, стоянка, производство погрузочно-разгрузочных работ и т. п. На всех находящихся в эксплуатации судах предусматривается вахтенная служба (вахта), т. е. особый вид исполнения каждым членом экипажа своих служебных обязанностей, требующих повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту или на своем рабочем месте.

С позиции трудового права вахта представляет собой разновидность сменной работы (ст. 103 ТК РФ). Вахтенная служба обеспечивает постоянное управление судном, его живучесть и безопасность плавания, выполнение производственной деятельности. Выделяют ходовые и стояночные вахты. Продолжительность ходовой вахты, как правило, не должна быть больше 4 часов, а стояночной – 8 часов. На судах с круглосуточной работой устанавливается трехсменный график вахт, а для членов экипажей группы «А» атомоходов и судов атомно-технологического обслуживания – четырехсменный. На судах, эксплуатируемых некруглосуточно, устанавливается двух- или односменный график вахт.

В зависимости от конкретных условий эксплуатации судна и форм организации работы экипажа на судах могут устанавливаться графики вахт продолжительностью свыше 8 часов, но не больше 12 часов в сутки.

Правило ст. 96 ТК РФ, согласно которому продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на один час, не применяются в отношении вахт моряков в соответствии с п. 2.5 Положения о рабочем времени.

Как определяется этим Положением (п. 2.3), график вахт (работ) разрабатывается и утверждается судовладельцем или по его поручению капитаном судна по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом (выборным органом первичной профсоюзной организации) или иным уполномоченным работниками представительным органом.

Однако при разработке графика вахт (работ) необходимо учитывать мнение эксперта «Справочника кадровика» А. Ф. Нуртдиновой, приведенное в «Справочнике кадровика» № 9, 2008, с. 16: Положение о рабочем времени было утверждено до принятия Трудового кодекса РФ, а значит, в соответствии со ст. 423 ТК РФ должно применяться в части, не противоречащей ТК РФ.

Вместе с тем ТК РФ в ст. 103 устанавливает, что при составлении графика сменности работодатель учитывает только мнение представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. Принятие локального нормативного акта (графика вахт) по согласованию с представительным органом работников согласно ч. 3 ст. 8 ТК РФ может быть предусмотрено только коллективным договором, соглашением, но не ведомственным актом, которым является Положение о рабочем времени.

Если нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, даже улучшая правовое положение работников, вступают в противоречие с федеральными законами (в данном случае – ТК РФ), то они не подлежат применению. Таким образом, график вахт (работ) для работников плавающего состава судов морского флота должен утверждаться с учетом мнения представительного органа работников.

Обратите внимание!По данным психофизических исследований, оптимальная продолжительность пребывания в рейсе – 4,5 месяца

В соответствии с п. 2.4 Положения о рабочем времени устанавливается суммированный учет рабочего времени. Продолжительность учетного периода определяется судовладельцем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом (выборным органом первичной профсоюзной организации) или иным уполномоченным работниками представительным органом, исходя из конкретных условий работы судна и установленного графика вахт (работ) членов экипажей, а также из того, что максимальная продолжительность работы членов экипажей на судах между двумя периодами отдыха на берегу (нахождение в отпуске, использование суммированных дней отдыха) не должна превышать 120 календарных дней. В случаях затруднения со сменой всего экипажа или отдельных его членов в иностранных или арктических портах, задержки судна в рейсе, стоянки в порту, где смена экипажа связана со значительными затратами средств и времени, продолжительность работы на судне экипажа или отдельных его членов может быть увеличена до 150 календарных дней.

Однако на практике указанные положения зачастую нарушаются.

Так, экипаж теплохода «Туркменистан» находился в море 22 месяца без замены и без зарплаты; экипаж теплохода «Тарасовск» – 18 месяцев; экипаж теплохода «Восточный берег» провел в рейсе 16 месяцев, только за два из которых была выплачена заработная плата. При этом моряки всех указанных судов заключили трудовые договоры с одним работодателем – «Востоктрансфлот».

На морском флоте существует особый вид рабочего времени – связанный с аварийными и авральными работами. Пунктами 4.2 и 4.3 Положения о рабочем времени определяются виды работ, относящиеся к авральным или аварийным.

Обратите внимание!Аварийными и авральными считаются работы, выполнение которых требует вызова всего или части экипажа в помощь вахтенным

Аварийными считаются экстренные работы, связанные с необходимостью устранения опасности, угрожающей людям или имуществу, а также со срочным восстановлением нарушенного производственного процесса.

Авральные работы – это любые работы, связанные, главным образом, с входом судна в порт или выходом из него, производимые всем судовым экипажем либо его частью. Авральные работы, выполняемые членами экипажей судов сверх установленной графиком вахт (работ) продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы).

Время отдыха

Пунктом 3.1 Положения о рабочем времени выделены следующие виды времени отдыха: ежедневный отдых, включая время для приема пищи; еженедельный отдых; отдых в праздничные дни; ежегодный отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном действующим законодательством РФ, коллективным договором (соглашением).

Следует отметить отличия в определении видов времени отдыха в Положении о рабочем времени и в ст. 107 ТК РФ. В Положении используется термин «ежедневный отдых, включая время для приема пищи». ТК РФ определяет его как «перерывы в течение рабочего дня (смены)» и «ежедневный междусменный отдых». В Положении о рабочем времени среди видов времени отдыха указан «отдых в праздничные дни», а в ТК РФ это положение конкретизировано как «нерабочие праздничные дни». В этой связи еще раз следует отметить необходимость соответствия терминологии специального законодательства общему.

Обязательным является предоставление перерыва для отдыха и питания, который не включается в рабочее время и, следовательно, не оплачивается. Поскольку в Положении о рабочем времени специальных правил не установлено, действуют общие нормы, по которым продолжительность перерыва составляет не менее 30 минут и не более 2 часов. Если по условиям работы члену экипажа перерыв для приема пищи установить нельзя, ему должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени. При этом интервал для приема пищи включается в рабочее время, если работник в этот период не освобождается от выполнения возложенных на него обязанностей. Как правило, устанавливаются три перерыва для приема пищи в течение суток и один во время 8-часового непрерывного отдыха ежедневно.

В отличие от ТК РФ, Положение о рабочем времени содержит определение времени ежедневного отдыха, под которым понимаются промежутки между вахтами или периодами выполнения судовых работ. Установлено, что продолжительность ежедневного отдыха не может быть менее 12 часов, а каждый член экипажа должен иметь в течение суток (24 часов) по крайней мере один непрерывный 8-часовой отдых. Особенностью ежедневных перерывов моряков является предоставление отдыха на судне, т. е. фактически в обычных условиях производственной жизни, когда плавсостав подвергается круглосуточному действию многих факторов, характерных для периода производственной работы.

Еженедельные дни отдыха и праздничные дни или другие дни отдыха за работу в эти дни, а также суммированные дни отдыха по желанию членов экипажей должны предоставляться в любом отечественном или зарубежном порту, как правило, в период эксплуатации судна и в порядке, устанавливаемом капитаном судна по согласованию с судовым выборным профсоюзным органом или уполномоченным работниками представительным органом.

Порядок предоставления и использования ежегодных основных и дополнительных отпусков членами экипажей морских судов установлен ТК РФ.

Новеллой российского трудового законодательства является обязательность указания в трудовом договоре условий, определяющих в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы). Особенности характера работы моряков однозначно требуют их указания в трудовом договоре. Правда, до настоящего времени нет нормативного акта, который бы определил характер работ моряков. Но в соответствии со ст. 1681 ТК РФ размеры и порядок возмещения расходов работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

Репатриация

Еще одной особенностью трудовых договоров с членами экипажа морского судна является включение в них в качестве обязательного условия на основании абз. 10 ч. 2 ст. 57 ТК РФ и в соответствии с требованиями КТМ РФ условий о репатриации.

Репатриация – это возвращение в страну гражданства, постоянного проживания или происхождения лиц, оказавшихся в силу различных обстоятельств на территории другого государства. Репатриация производится на основе международных договоров или внутригосударственного нормативного регулирования.

Международной организацией труда принята Конвенция 1987 г. № 166 о репатриации моряков (Россией не ратифицирована) и Рекомендации 1987 г. № 174 о репатриации моряков.

В соответствии с ч. 1 ст. 58 КТМ РФ моряк имеет право на репатриацию в случае заболевания, травмы либо кораблекрушения. Ее осуществляют и при расторжении трудового договора по инициативе судовладельца или члена экипажа судна по истечении срока, указанного в уведомлении, сделанном в соответствии с трудовым договором. Кроме того, в качестве оснований репатриации в ч. 1 ст. 58 КТМ РФ указаны:

  • истечение за пределами РФ срока действия трудового договора, заключенного на определенный срок или на определенный рейс;
  • невозможность выполнения судовладельцем своих обязанностей в отношении членов экипажа судна, предусмотренных законом или иными правовыми актами РФ либо трудовыми договорами, вследствие банкротства, продажи судна или изменения государства регистрации судна;
  • направление судна без согласия членов экипажа в зону военных действий или зону эпидемиологической опасности;
  • истечение определенного коллективным договором максимального срока работы члена экипажа на борту судна.

Толковый словарь

Репатриация (от лат. repatriare – возвращаться на родину) – возвращение в государство гражданства, постоянного проживания или на историческую родину лиц,

пребывавших по тем или иным причинам в других государствах.

Необходимо отметить, что основания для репатриации, предусмотренные российским законодательством, в целом соответствуют международным нормам морского судоходства.

Несмотря на то что перечень оснований для репатриации в ч. 1 ст. 58 КТМ РФ является исчерпывающим, в Коллективном договоре ОАО «Приморское морское пароходство» он дополнен. В частности, в п. 2.7.1 Коллективного договора указано: репатриация за счет работодателя осуществляется в случае тяжелой болезни (или смерти) супруга, ребенка, родителей моряка с последующим предоставлением подтверждающих документов. Целесообразность этого предписания очевидна.

Причины репатриации имеют особое значение, так как, если они возникли по вине члена экипажа при исполнении им трудовых обязанностей, судовладелец имеет право на возмещение расходов на репатриацию в соответствии с законодательством о труде. Заметим, что в трудовом законодательстве РФ порядок возмещения расходов на репатриацию не предусмотрен. Думается, что в данном случае речь идет о привлечении работника к материальной ответственности в соответствии с гл. 39 ТК РФ.

Право выбора места, в которое осуществляется репатриация, принадлежит моряку. Это может быть государство, в котором он проживает, порт, в котором он был принят на работу на судно или который указан в коллективном договоре, либо любой другой пункт, указанный при найме члена экипажа судна. Следовательно, эти условия о репатриации должны входить в содержание трудового договора моряка.

Поскольку репатриация производится за счет судовладельца, имеет большое значение определение состава расходов на репатриацию, которые, по сути, являются видом компенсационных выплат. В соответствии с п. 4 ст. 58 КТМ РФ судовладелец возмещает расходы: на проезд члена экипажа к месту репатриации воздушным транспортом; питание и проживание члена экипажа судна с момента, когда он покидает судно, и до момента, когда член экипажа судна прибывает к месту репатриации (за этот же период подлежит выплате заработная плата или пособие моряку, если это предусмотрено коллективным договором); лечение члена экипажа судна, если это необходимо, до тех пор, пока член экипажа судна по состоянию здоровья не будет годен для переезда к месту репатриации; провоз 30 кг багажа члена экипажа судна до места репатриации.

Дополнительные условия

Под дополнительными (факультативными) понимаются такие условия трудового договора, которые включаются в договор по инициативе одной из сторон после согласования обеими сторонами.

Так, в трудовом договоре может быть предусмотрено условие об испытании. Кстати, для моряков испытательный срок устанавливается весьма редко, поскольку работа на судне носит столь ответственный характер, что все проверки соответствия квалификации, как правило, осуществляются до заключения трудового договора. Однако анализ трудовых договоров членов экипажей морских судов показывает, что в некоторых из них предусмотрено условие об испытании. Представляется, что продолжительность испытательного срока, установленного для члена экипажа морского судна, не должна превышать длительности первого рейса с участием работника и срока, установленного ст. 70 ТК РФ.

Если выполняемая работа связана с допуском к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой или иной), то условие о допуске может включаться в трудовой договор. Очевидно, в случае допущения к государственной тайне это условие будет обязательно отражено в трудовом договоре, во всех иных случаях оно определяется по соглашению между работником и работодателем.

Как показывает практика, условие о допуске к коммерческой тайне весьма часто включается в трудовой договор капитана судна. Представляется, что поскольку капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузоотправителя в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания (ст. 71 КТМ РФ), то в его трудовом договоре может быть предусмотрена обязанность не разглашать охраняемую законом тайну. Кроме того, целесообразно условие о неразглашении включать в трудовые договоры помощников капитана, так как в случае болезни, смерти или иных причин, препятствующих капитану судна выполнять служебные обязанности, исполнение этих обязанностей возлагается на помощников капитана.

В случае если осуществляется дополнительное страхование работника, то в трудовом договоре должны быть указаны виды и условия дополнительного страхования. Это особенно важно для членов экипажей морских судов, поскольку повышенный риск для здоровья требует особого страхования.

Читатель задает вопрос

Работаю моряком на судне в Мурманске, судно приписано к порту Мурманск. Головной офис организации в Москве. У организации имеются филиалы в Санкт-Петербурге и Мурманске. Когда трудоустраивали, заявление принимали в Петербургском филиале. В этом году перевели в Мурманский. В трудовой книжке есть запись: принят в Санкт-Петербургский филиал на судно (без указания его порта приписки). В этом году сделали запись, что переведен на то же самое судно в Мурманский филиал. Судно все время было приписано к порту Мурманск. Права ли администрация?

Как в этом случае будет исчисляться стаж работы в районах Крайнего Севера при назначении пенсии?

А. Васильев

В соответствии со статьей 721 ТК РФ постоянное или временное изменение структурного подразделения (если подразделение было указано в трудовом договоре), в котором трудится работник при продолжении работы у того же работодателя, является переводом на другую работу. Перевод на другую работу при этом допускается только с письменного согласия работника.

Таким образом, если в трудовом договоре было отражено, что работник принят в Санкт-Петербургский филиал, перевод в филиал, находящийся в Мурманске, мог быть осуществлен только с его письменного согласия. Тот факт, что судно было изначально приписано к порту Мурманск, не освобождает работодателя от обязанности получить согласие работника на такой перевод, поскольку его принимают на работу именно в филиал организации без указания порта приписки судна.

Вместе с тем в данном случае прием на работу в Санкт-Петербургский филиал – при условии приписки судна к Мурманскому порту и наличия в Мурманске филиала – выглядит нелогично, хотя нарушений трудового законодательства работодатель не допустил, а специальные нормы на этот счет отсутствуют.

При исчислении стажа для определения права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях могут возникнуть проблемы. Следует иметь в виду, что главным фактором в данном случае является порт приписки судна или район его плавания, а не место расположения филиала работодателя, в который принят работник.

Таким образом, если судно постоянно осуществляло плавания в Мурманской области, период работы на этом судне должен быть включен в стаж работ, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с работой в районах Крайнего Севера по нормам подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку Мурманская область в соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утв. постановлением Совета Министров СССР от 10.11.67 № 1029, относится к районам Крайнего Севера.

При подаче заявления о назначении досрочной пенсии в отдел Пенсионного фонда РФ следует предоставить дополнительные документы, подтверждающие порт приписки судна или район его плавания.

Судебная практика по рассмотрению дел о назначении досрочной пенсии морякам приведена в журнале «Вопросы Севера» № 3, 2008.

Р. В. Князев, правовой инспектор труда Аппарата ФНПР

В трудовом договоре могут содержаться пункты об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи. Как показывает практика, такие положения в трудовых договорах моряков, если и содержатся, то в большинстве случаев касаются условий содержания на судне (количество мест в каюте и т. д.). Между тем социально-бытовые условия трудового договора способствуют заинтересованности работников в сохранении работы у данного работодателя и привлечению высококвалифицированных специалистов. В качестве примера дополнительных условий трудового договора с моряком можно привести предоставление детского сада для ребенка, квартиры для семьи и т. п.

Например, в коллективном договоре ОАО «Новошип» (ОАО «Новороссийское морское пароходство») на 2006–2008 гг. и локальных актах этой организации предусмотрено предоставление детям работников льготных путевок в детский оздоровительный лагерь «Юнга» и др.

К сожалению, на сегодняшний день подобная практика не нашла широкого распространения в России.

В трудовом договоре могут быть также установлены не предусмотренные в законодательстве условия о дополнительных правах и гарантиях, предоставляемых работнику, и соответствующих им обязанностях работодателя, определяемые с учетом общего правила о запрете ухудшения положения работника по сравнению с установленным действующим законодательством (ст. 9 ТК РФ).

Например, в том же коллективном договоре ОАО «Новошип» предусмотрено, что работникам при увольнении из организации в связи с выходом на пенсию по возрасту выплачивается единовременное вознаграждение в размере 25% должностного оклада (базовой ставки) за каждый год общего стажа работы в организации; всем работающим женщинам ежеквартально предоставляется один день дополнительного отдыха с сохранением заработной платы и др.

Вместе с тем повышенные требования к соблюдению трудовой дисциплины членами экипажей морских судов послужили причиной незаконного включения в их трудовые договоры условий иного рода. В частности, речь идет о штрафах, которые не предусмотрены ни общим, ни специальным трудовым законодательством РФ в качестве меры дисциплинарного взыскания.

Так, по трудовым договорам судовладельца «М» капитан вправе применять материальные взыскания (штрафы) за нарушение трудовой и производственной дисциплины. Например, за невыход на работу (вахту) – до пятидесяти долларов, за выход на работу (вахту) в нетрезвом состоянии – до ста долларов и т. д.

И хотя указанные меры названы материальными взысканиями, а не дисциплинарными, применяются они за совершение дисциплинарного проступка, а значит, их применение является грубейшим нарушением трудового законодательства.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль