Летние каникулы – за счет ФСС?

6357

Сегодня родители выбирают отдых для ребенка по своему вкусу и достатку. Однако у большинства семей нет возможности купить дорогостоящий тур за границу, поэтому традиционные формы отдыха детей всегда востребованы.

Проанализировав заявки более 4000 предприятий и организаций, специалисты Тульского регионального отделения Фонда социального страхования (ФСС) РФ отметили, что самой популярной формой детского отдыха является санаторно-курортная. Учитывая состояние здоровья подрастающего поколения, экологическую ситуацию, расширяющееся информационное поле, родители стараются, чтобы отдых ребенка совмещался с лечебными и профилактическими процедурами.

В регионах нашей страны организацией детского отдыха занимаются различные структуры. Важное место в системе детского оздоровления занимает Фонд социального страхования РФ, для которого финансирование детского отдыха является приоритетным направлением. Ежегодно на оздоровление детей и подростков разных регионов страны региональные отделения Фонда направляют финансовые средства на полную или частичную оплату путевок в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря, в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря, а также на оплату набора продуктов питания в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием.

НА № 2‘2009Проведение и финансирование детской оздоровительной кампании регламентируется следующими документами:

  • Федеральный закон от 25.11.08 № 216-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (далее – Закон от 25.11.08 № 216-ФЗ);
  • постановление Правительства РФ от 05.03.08 № 148 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008–2010 годах» (далее – постановление от 05.03.08 № 148);
  • Положение о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, утв. постановлением Правительства РФ от 21.04.01 № 309 (далее – Положение от 21.04.01 № 309);
  • Инструкция о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утв. постановлением ФСС России от 09.03.04 № 22 (далее – Инструкция от 09.03.04 № 22).

Организация отдыха детей в Тульской области

В Тульской области доля средств социального страхования от общего финансирования детской оздоровительной кампании ежегодно составляет более 70%. Эти средства не только позволяют организовывать отдых детей на должном уровне, но и (что немаловажно в современных экономических условиях) способствуют сохранению системы детских оздоровительных учреждений.

Кстати сказать

В соответствии с п. 11 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 12.02.94 № 101, на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий.

Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию решают вопросы о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, о распределении среди застрахованных путевок на санаторно-курортное лечение, отдых, лечебное (диетическое) питание, приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы обеспечения пособиями по социальному страхованию.

Типовое положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию утверждено ФСС России 15.07.94 № 556а.

Контроль за ходом детской оздоровительной кампании, установление средней цены на путевки в лагеря – эти функции возложены на областную межведомственную комиссию по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.

Ежегодно региональные отделения заключают соглашения о взаимодействии с администрациями муниципальных образований, где оговариваются суммы финансирования детского оздоровления, формирование групп, приобретение билетов для ребят, отправляющихся на отдых за пределы области. Эта система дает свои положительные результаты: администрация муниципального образования может планировать заезды детей на протяжении всего года, а родителям предоставляется возможность направить ребенка на отдых в удобное для семьи время с учетом выбора детской здравницы.

Как известно, успех любого дела во многом определяется подготовительной работой. Она осуществляется следующим образом. Региональное отделение направляет страхователям информацию о порядке организации работы по оздоровлению детей застрахованных граждан в следующем году. Предприятия и организации подают заявки в региональное отделение на выделение ассигнований на оздоровление детей в наступающем году. Заявки составляются на основании заявлений работников и в соответствии с решениями комиссий по социальному страхованию.

Страхователь за счет средств обязательного социального страхования самостоятельно приобретает путевки в детские оздоровительные лагеря в пределах выделенных региональным отделением ФСС России ассигнований на оздоровление детей.

Так, в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, расположенные на территории России, Тульское региональное отделение Фонда направляет страхователям средства из расчета 600 руб. в сутки на одного ребенка. Продолжительность заезда в санаторные лагеря 21–24 дня.

Оплата путевок в детские стационарные загородные оздоровительные лагеря производится в размере до 50% средней стоимости путевки, установленной в регионе, кроме организаций бюджетной сферы и предприятий, находящихся в тяжелом финансовом положении, которым в 2009 г. оплата производится в размере 100% стоимости путевки.

Оплата путевок за счет средств социального страхования

Учитывая тяжелое финансовое положение предприятий и организаций, вызванное кризисной ситуацией, отсутствие возможности самостоятельного приобретения путевок для детей работников, Тульское региональное отделение ФСС России разрешает оплату путевок в загородные стационарные оздоровительные лагеря за счет средств социального страхования в размере 100% средней стоимости путевки, которая на территории Тульской области утверждена постановлением администрации Тульской области в размере 7917 руб. на 21 день пребывания в загородном оздоровительном лагере.

Для подтверждения тяжелого финансового положения предприятиям и организациям необходимо предоставить копии следующих форм финансовой отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.03 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»:

  • бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
  • отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

Мнение эксперта

Летние каникулы – за счет ФСС?Орлова Е. В., заместитель генерального директора ЗАО «АСМ Аудит»

Стоимость путевок и налоги

В 2009 г. за счет средств ФСС России можно оплатить путевки для детей застрахованных граждан в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, расположенные на территории России, со сроком пребывания 21–24 дня из расчета на одного ребенка школьного возраста от 4 до 15 лет включительно до 600 руб. в день (с учетом районных коэффициентов) (подп. 1 п. 2 ст. 6 Закона от 25.11.08 № 216-ФЗ).

Кроме того, школьникам до 15 лет предоставляются путевки в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря сроком пребывания не менее 7 дней в период весенних, осенних, зимних школьных каникул и до 24 дней в период летних школьных каникул. Фонд в этом случае оплатит до 50% средней стоимости таких путевок. Для детей работников бюджетных организаций, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней, и других организаций, финансовое положение которых не позволяет оплачивать путевки в данные лагеря, ФСС России может возместить до 100% средней стоимости путевки (подп. 2 п. 1 ст. 6 Закона от 25.11.08 № 216-ФЗ, подп. «а» п. 5 постановления Правительства РФ от 05.03.08 № 148).

Средняя стоимость путевок устанавливается региональными органами исполнительной власти, исходя из фактически сложившихся цен на путевки в лагеря, расположенные на территории соответствующего субъекта РФ.

Дети, которые на время школьных каникул остаются дома, могут посещать оздоровительный лагерь дневного пребывания, организованный городскими властями. Продолжительность отдыха ребенка в таком лагере – от 5 дней до 21 дня. Фонд оплатит стоимость набора продуктов (из расчета фактически сложившихся цен в конкретном регионе) для двух- или трехразового питания (п. 3 ст. 6 Закона от 25.11.08 № 216-ФЗ и подп. «б» п. 5 постановления Правительства РФ от 05.03.08 № 148).

Порядок и условия расходования средств обязательного социального страхования на оздоровление детей застрахованных граждан в 2009 г. остались такими же, как в прежние годы.

Чтобы Фонд оплатил стоимость детских путевок, организации следовало до 1 марта 2009 г. подать заявку в филиал ФСС России по месту регистрации о выделении ассигнований на оздоровление детей за счет средств обязательного социального страхования на 2009 г. (по форме, приведенной в Приложении 1 к письму ФСС России от 29.12.06 № 02–10 / 03–14848). На основании этой заявки отделение Фонда сообщает организации, в каком размере могут быть израсходованы средства

обязательного социального страхования на оздоровление детей.

Основанием приобретения детских путевок для организации являются заявления работников и наличие медицинских справок по форме № 070 / у-04 «Справка для получения путевки», выданных учреждениями здравоохранения. Форма такой справки утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.04 № 256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение». Срок действия справки для получения путевки – 6 месяцев (п. 1.5 этого приказа).

Путевка может быть приобретена для работника один раз в течение календарного года.

Расходы на оплату стоимости путевок в пределах ассигнований осуществляются в счет начисленного единого социального налога (ЕСН), подлежащего зачислению в ФСС России. Обратите внимание: организация не может уменьшить на сумму таких расходов начисленные за нарушение срока уплаты ЕСН пени и штрафы (п. 2.5 Инструкции от 09.03.04 № 22). Сверхнормативные суммы страхователь оплачивает за счет других источников.

Таким образом, в любом случае ФСС России финансирует расходы на приобретение детских путевок только в пределах лимита ассигнований (пп. 4 и 5 Положения от 21.04.01 № 309). При этом выделенные организации ассигнования на оздоровление детей могут быть использованы только в течение календарного года, на следующий год они не переносятся (п. 2.3 Инструкции от 09.03.04 № 22).

Расходы на оплату стоимости таких путевок не учитываются при расчете налога на прибыль организаций (п. 29 ст. 270 НК РФ). На эти суммы не начисляются единый социальный налог (п. 3 ст. 236 НК РФ) и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Начисление страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с сумм, уплаченных за путевки, также не производится (п. 16 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 07.07.99 № 765).

Напомним, что от обложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) освобождаются суммы полной или частичной компенсации путевок (за исключением туристических) в санаторно-курортные или оздоровительные учреждения, приобретаемых, в частности, для детей сотрудников организации и оплачиваемых за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ (п. 9 ст. 217 НК РФ). Причем данное положение касается не только сотрудников организаций, применяющих общий режим налогообложения,

но и сотрудников организаций, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы (п. 9 ст. 217 НК РФ). В целях применения льготы по налогу на доходы физических лиц не имеет значения, кто приобретает детскую путевку в санаторно-курортное учреждение – организация или физическое лицо.

Освобождение от обложения НДФЛ суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями сотрудникам стоимости приобретаемых детских путевок возможно только при одновременном выполнении трех условий (п. 9 ст. 217 НК РФ).

1. Данная норма не распространяется на туристические путевки. Организация может компенсировать стоимость путевки в одно из учреждений, перечисленных в п. 9 ст. 217 НК РФ. К ним, в частности, относятся санатории, санатории-профилактории, профилактории, дома отдыха и базы отдыха, пансионаты, лечебно-оздоровительные комплексы, санаторные, оздоровительные и спортивные детские лагеря.2. Санаторно-курортное учреждение, стоимость детской путевки в которое компенсирует организация, должно быть расположено на территории России.3. Расходы по такой компенсации не должны признаваться организацией для целей налогообложения прибыли. То есть расходы должны быть оплачены либо за счет нераспределенной прибыли организации, либо из оборотных средств организации.

Передавая сотруднику путевку на ребенка, налог на добавленную стоимость начислять не нужно.

В соответствии с подп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ, а также письмом Минздравсоцразвития России от 02.11.07 № 32 262 / МЗ-14 и письмом Минфина России от 16.03.06 № 03-05-01-04 / 68, услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в т. ч. детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории РФ, не облагаются налогом на добавленную стоимость при следующих условиях:

  • они расположены на территории РФ;
  • реализация таких услуг оформлена путевкой, являющейся бланком строгой отчетности.

Однако к ситуации, когда организация приобретает и передает сотрудникам путевки для их детей, данная норма не применяется. Ведь организация не оказывает санаторно-курортных услуг. Непосредственные получатели данных услуг, оформленных путевками установленного образца, – сотрудники (их дети). При передаче организацией сотрудникам путевок на детей независимо от их оплаты (полностью или частично) в интересах сотрудников, получающих такие услуги, объекта обложения налогом на добавленную стоимость не возникает. Данный вывод следует из постановления Президиума ВАС РФ от 03.05.06 № 15 664 / 05.

Расходы на оплату стоимости путевок на оздоровление детей сверх норм, установленных федеральным законом о бюджете Фонда на соответствующий год, осуществляются страхователем за счет других источников.

Кстати сказать

Компенсируется ли Фондом социального страхования РФ стоимость путевок в дом отдыха на территории России, приобретенных для внуков работников?

Согласно ст. 8 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон от 16.07.99 № 165-ФЗ) одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. Статьей 19 указанного Закона установлено: денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год.

Особенности использования бюджетных ассигнований в различных сферах, в т. ч. на оздоровление детей, регулируются ежегодно принимаемыми федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования (ФСС) РФ на календарный год, где, в частности, закрепляется, что средства обязательного социального страхования направляются на полную или частичную оплату стоимости путевок для детей застрахованных граждан, при этом Закон не упоминает других членов семьи. На основании этого отделения ФСС России отказываются принимать к зачету расходы, произведенные страхователем на оплату таких путевок, и требуют возмещения указанных расходов, что вряд ли можно считать правомерным. Это подтверждает и судебная практика.

В качестве примера можно привести постановление Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 28.12.08 № 17АП-7873 / 2008-ГК по делу № А50–7961 / 2008.

Так, Государственное учреждение – Пермское региональное отделение ФСС России (далее – ГУ) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Федеральному государственному учреждению здравоохранения (ФГУЗ) «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» о взыскании убытков, причиненных нецелевым расходованием средств социального страхования, на основании ст. 15 ГК РФ.

Как следует из материалов дела, на основании заявления работника филиала ФГУЗ (ответчика) Бабиковой Н. В., ей была выдана путевка для внучки Лепихиной Ю., проживающей вместе с бабушкой одной семьей (в одной квартире) с ведением совместного хозяйства.

По результатам документальной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию не были приняты к зачету расходы, произведенные страхователем, плательщиком единого социального налога, с нарушением требований законодательных и иных нормативных актов по обязательному страхованию, в частности на оплату путевки в оздоровительный лагерь «Комета» в сумме 6510 руб., выданной Лепихиной Ю., родители которой не являлись работниками ответчика.

Истец (ГУ) считал, что расходование ответчиком средств обязательного социального страхования на оздоровление внучки работника Бабиковой Н. В. произведено с нарушением ст. 10 Федерального закона от 29.12.04 № 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» (далее – Закон от 29.12.04 № 202-ФЗ), согласно которой средства обязательного социального страхования направляются на оплату путевок детей застрахованных граждан.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.09.08 в удовлетворении исковых требований было отказано.

ГУ с решением арбитражного суда не согласилось и обратилось с жалобой в Семнадцатый Арбитражный

апелляционный суд с просьбой отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.

По утверждению заявителя апелляционной жалобы, материалами дела доказаны: факт нецелевого расходования средств социального страхования, причинная связь между фактом, послужившим основанием для наступления ответственности в виде возмещения убытков, и причиненными убытками, размер убытков и вина ответчика.

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело, пришел к выводу, что решение суда первой инстанции основано на полном и всестороннем исследовании представленных сторонами доказательств, их надлежащей оценке, является законным и обоснованным.

В силу Закона от 16.07.99 № 165-ФЗ обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан вследствие необходимости получения санаторно-курортного лечения.

Согласно подп. 14 п. 2 ст. 8 данного Закона страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию является оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Порядок и условия предоставления работникам и членам их семей за счет средств обязательного социального страхования путевок, в т. ч. на санаторно-курортное лечение и оздоровление для профилактики заболеваний, определены Положением о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, утв. постановлением Правительства РФ от 21.04.01 № 309.

Как указал суд, из системного толкования Семейного кодекса РФ (ст. 2, гл. 15) следует, что бабушка и внучка являются членами семьи.

Страховые выплаты, которые произвел истец, не являются для него ущербом, так как осуществлены в рамках деятельности страховщика. Истец, выплачивая стоимость путевки, исполнял свои обязанности, прямо возложенные на него законодательством об обязательном социальном страховании и иными нормативными правовыми актами.

С учетом изложенных положений закона и на основании представленных сторонами доказательств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу: оздоровление Лепихиной Ю., являющейся членом семьи работника страхователя Бабиковой Н. В., в 2005 г. за счет средств ФСС России не противоречит целям обязательного социального страхования и положениям Закона от 16.07.99 № 165-ФЗ, следовательно, существенные нарушения установленных правил расходования средств государственного социального страхования в данном случае отсутствуют, в связи с чем противоправности в действиях ответчика не имелось.

Доводы истца о том, что Законом от 29.12.04 № 202-ФЗ предусмотрено направление средств обязательного социального страхования на полную или частичную оплату стоимости путевок только для детей застрахованных граждан (из членов семьи), о противоправности действий ответчика с учетом ранее изложенных обстоятельств не свидетельствуют.

Таким образом, суд пришел к выводу: оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имелось, решение Арбитражного суда Пермского края от 21.09.08 являлось законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права и отмене или изменению не подлежит.

Страхователям, у которых сумма расходов по обязательному социальному страхованию превышает сумму начисленного единого социального налога (ЕСН), подлежащего зачислению в ФСС России, а также страхователям, имеющим налоговые льготы по уплате ЕСН в соответствии с п. 1 ст. 239 части второй НК РФ, и страхователям, применяющим специальные налоговые режимы, средства на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию, в т. ч. на оздоровление детей, выделяются отделением Фонда на основании следующих документов, предусмотренных п. 3.3 Инструкции от 09.03.04 № 22:

  • письменного заявления страхователя;
  • расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС России) и (или) отчета по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей (форма 4а-ФСС России) за отчетный период, или промежуточной расчетной ведомости по средствам Фонда за соответствующий календарный месяц, подтверждающей начисление расходов по обязательному социальному страхованию;
  • копий платежных поручений, подтверждающих уплату за соответствующий период ЕСН (кроме страхователей, имеющих льготы по уплате ЕСН), единого сельскохозяйственного налога, уплачиваемого при упрощенной системе налогообложения;
  • заверенных надлежащим образом копий документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов на приобретение путевок в оздоровительные лагеря.

Региональные отделения ФСС России при обращении страхователей оказывают им помощь в приобретении путевок в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, отобранные в соответствии с законодательством о государственных закупках.

Мнение эксперта

Летние каникулы – за счет ФСС?Виговский Е. В., советник налоговой службы III ранга

В целях совершенствования контроля за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование ФСС России принял постановление от 07.04.08 № 81, которым утверждены Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам.

Данными Методическими указаниями определены единые требования к назначению, проведению региональными отделениями ФСС России и их филиалами документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию, плательщиков единого социального налога, страхователей-работодателей, применяющих специальные налоговые режимы, в т. ч. уплачивающих в добровольном порядке

страховые взносы в Фонд на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, составлению и форме актов проверок, а также к порядку вынесения решений по результатам рассмотрения материалов проверок.

Сотрудники Фонда осуществляют проверки по следующим направлениям:

  • устанавливается соответствие данных бухгалтерского учета путевок, отнесенных на расходы по обязательному социальному страхованию, первичным бухгалтерским документам (приходным, накладным), данным аналитического учета и данным расчетной ведомости по средствам Фонда по количеству, сумме и видам;
  • устанавливается соответствие расходов, произведенных страхователем на оздоровление детей, сумме ассигнований, установленных отделением (филиалом отделения) Фонда страхователю на эти цели в проверяемом году;
  • проверяется правильность оприходования, оформления, учета и хранения документов по приобретению и выдаче путевок в оздоровительные лагеря в бухгалтерии страхователя,

а также по путевкам, полученным от Фонда; счетов на оплату путевок (с указанием отдельно стоимости путевки и стоимости хозяйственных расходов); накладных на получение путевок; заявлений работников и медицинских справок по форме 070 / У-04, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.04 № 256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение» – для выделения путевки в детский санаторный лагерь; свидетельства о рождении ребенка; счетов стоимости (части стоимости) путевки, которую оплачивает отделение (филиал отделения) Фонда; платежных документов на оплату путевок; протоколов заседаний комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию с решениями о выделении путевок в детские оздоровительные лагеря и детские санаторные оздоровительные лагеря и условиях их оплаты; ведомостей выдачи работникам путевок с росписями в их получении;

  • производится сверка с кассой поступления частичной стоимости за путевки
Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль