Представители работников: кто есть кто

10117
Трудовой кодекс РФ предусматривает ряд случаев, когда необходимо взаимодействие работодателя с профсоюзной организацией или иным представителем работников. Кто же такие эти «иные»? В некоторых случаях представлять интересы работников могут стачечные комитеты, органы общественной самодеятельности, комиссии по трудовым спорам, комиссии по охране труда, тогда как в других случаях это является исключительной прерогативой профсоюзов. Сохранил ли свои полномочия в представлении интересов работников совет трудового коллектива? Какие еще общественные органы могут выступать от лица представителей работников и каким образом должны быть оформлены их полномочия? Эти злободневные вопросы особенно актуальны сейчас, когда многие работники недовольны работой профсоюзов на предприятиях и пытаются объединиться в органы, способные защитить их права во взаимоотношениях с работодателями. В настоящей статье мы попытаемся разобраться, кто является законным представителем работников (и ему предоставляются определенные гарантии!), а чьи полномочия сомнительны.

Характерной чертой представительства работников в трудовых отношениях является выступление профсоюзов в качестве их законных представителей. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников предусмотрено многочисленными международными актами, ТК РФ, Федеральным законом от 12.01.96 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

В ряде статей ТК РФ наряду с понятием «выборные органы первичной профсоюзной организации» встречаются и другие обозначения представителей работников, например: «иные избранные работниками представители», «представительные органы работников», «иные уполномоченные работниками представительные органы». На практике применение данных статей ТК РФ вызывает некоторые затруднения, поскольку в трудовом законодательстве ни понятие, ни сущность подобных представительных органов работников не раскрывается.

Наиболее четко разработаны положения ТК РФ по участию иных представителей работников в коллективно-договорном регулировании трудовых отношений, содержащиеся в разд. II «Социальное партнерство в сфере труда» ТК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 31 ТК РФ возможны случаи, когда представлять интересы работников на локальном уровне (т. е. на уровне организации, ее филиала или представительства) могут иные представители работников: если работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации либо ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ (например, в соответствии с ч. 4 ст. 37 ТК РФ), представлять интересы всех работников. В таком случае на общем собрании (конференции) работников тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

В свою очередь, согласно ст. 5 Конвенции МОТ № 135 «О защите прав представителей трудящихся на предприятиях и предоставляемых им возможностях» (1971 г.) наличие иных выборных представителей работников на предприятии не должно использоваться для подрыва позиции заинтересованных профсоюзов или их представителей на этом предприятии. При этом Рекомендация МОТ № 91 «О коллективных договорах» (1951 г.) предусматривает, что заключение коллективных договоров иными представителями работников возможно только при отсутствии представительной организации на предприятии.

Таким образом, поскольку общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 10 ТК РФ), получается, что общее собрание (конференция) работников может избирать из числа работников иного представителя (представительный орган), если работники этого работодателя не объединены в какую-либо первичную профсоюзную организацию (необязательно объединяющую более половины работников данного работодателя).

Отметим, что весь процесс коллективно-договорного регулирования, в т. ч. ведение коллективных переговоров, с участием иных представительных органов работников ничем не отличается от того, когда представительство работников осуществляет первичная профсоюзная организация.

Однако что касается ведения переговоров на уровнях социального партнерства выше локального (федеральный, межрегиональный, региональный, отраслевой, территориальный), то в этом случае трудовое законодательство никакого участия иных представителей или представительных органов не предусматривает (ч. 3 ст. 29 ТК РФ). В данной ситуации представительство работников является исключительной прерогативой соответствующих органов профессиональных союзов и их объединений.

Органы общественной самодеятельности: совместное решение социальных проблем

Ранее согласно ст. 2 Закона РФ от 11.03.92 № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» к представителям работников в т. ч. относились органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им. Однако названный закон утратил силу с 6 октября 2006 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30.06.06 № 90-ФЗ.

В настоящее время в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под органами общественной самодеятельности понимаются не имеющие членства общественные объединения, целью которых является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

Мнение эксперта

Представители работников: кто есть ктоЛютов Н. Л., канд. юрид. наук, старший преподаватель МГЮА

Непрофсоюзное представительство

В преамбуле к Декларации МОТ «Об основополагающих правах и принципах в сфере труда» 1998 г. (далее – Декларация МОТ 1998 г.) указывается, что такие основополагающие права и принципы должны применяться государствами независимо от факта ратификации какой-либо конвенции МОТ – в силу присоединения к Уставу МОТ.

Приложением к Уставу МОТ является Декларация МОТ «О целях и задачах Международной организации труда» (1944 г.; так называемая Филадельфийская декларация МОТ), из текста которой Декларация МОТ 1998 г. выводит основополагающие принципы. Первым среди таких принципов называется свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров.

Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций критиковал правительство США за нарушение свободы объединения, причем ссылка правительства на то, что фундаментальная конвенция МОТ, посвященная этой проблеме, не ратифицирована США, не была принята данным комитетом экспертов во внимание именно в силу положений Декларации МОТ 1998 г.

Что касается деятельности непрофсоюзных представителей

работников в России, Комитет по свободе объединения Административного совета МОТ в 2003 г. рассмотрел жалобу Российского профессионального союза моряков, в которой, помимо прочего, говорилось о несоответствии ст. 31 ТК РФ принципам свободы объединения. В связи с этим Комитет по свободе объединения указал следующее:

«Комитет полагает… что статья 31, как представляется, дает работникам возможность избрать иных, непрофсоюзных, представителей, даже при возможном наличии на предприятии профсоюза. Комитет напоминает, что Рекомендация МОТ № 91 «О коллективных договорах» (1951 г.) подчеркивает роль организаций трудящихся как стороны в коллективных переговорах; в ней говорится о представителях не членов профсоюза только при отсутствии организации на предприятии. В этих условиях прямые переговоры между предприятием и его наемными работниками в обход существующих представительных организаций могут наносить ущерб принципу, гласящему, что переговоры между работодателями и организациями трудящихся должны поощряться и развиваться… Комитет обращается с настоятельной просьбой к Правительству РФ изменить статью 31 ТК РФ таким образом, чтобы гарантировать, что только в отсутствие профсоюзной организации в организации (на рабочем месте) работники могут избирать иных представителей для представления своих интересов. Комитет просит Правительство РФ информировать его о принятых или предполагаемых к принятию мерах по данному вопросу».

После этого замечания Комитета по свободе объединения в ст. 31 ТК РФ были внесены изменения. Если в первоначальной редакции статьи говорилось о том, что непрофсоюзные представители могут представлять работников в коллективных переговорах, если в организации нет первичной профсоюзной организации или такая организация не объединяет более половины работников, то в новой редакции добавлено еще одно условие: непрофсоюзное представительство невозможно также в случаях, когда первичная профсоюзная организация объединяет менее половины работников, но уполномочена представлять интересы всех работников общим собранием (конференцией) работников. Таким образом, пожелания Комитета по свободе объединения были учтены российским законодателем частично.

Очевидно, что российский суд при возникновении соответствующего спора будет ориентироваться на содержание ст. 31 ТК РФ, однако сама эта статья не вполне соответствует международному принципу свободы объединения в том виде, в каком он понимается Комитетом по свободе объединения. Кроме того, применительно к свободе объединения и праву на ведение коллективных переговоров ссылка на отсутствие ратификации Конвенции МОТ № 135 «О защите прав представителей трудящихся на предприятиях и предоставляемых им возможностях» не рассматривается МОТ в качестве основания для освобождения государства-участника от обязанности реализации указанного принципа в силу положений Деклараций МОТ 1944 г. и 1998 г.

Перечень органов общественной самодеятельности в указанном законе не приводится, возможность их создания носит общий характер, так что неясно, при каком представительстве работников могут создаваться подобные органы, на ком лежит обязанность по созданию для них условий выполнения общественных обязанностей. Отметим, что на практике рассматриваемые органы представительства работников практически нигде не создавались и не создаются в настоящее время.

Советы трудовых коллективов: полномочия утрачены

Рассматривая вопросы коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, отдельные авторы упоминают о советах трудовых коллективов как о возможных иных представительных органах работников. Представляется, что подобные выводы необоснованны как по форме, так и по содержанию.

Прежде всего, необходимо иметь в виду, что в настоящее время в трудовом законодательстве отсутствует понятие «трудовой коллектив». С принятием Федерального закона от 30.06.06 № 90-ФЗ был признан не действующим на территории РФ Закон СССР от 17.06.83 № 9500-Х «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями», в котором прописывались основные полномочия трудовых коллективов по участию в управлении организациями, устанавливались общие принципы осуществления таких полномочий.

В период действия Закона СССР от 17.06.83 № 9500-Х в КЗоТ РСФСР была введена дополнительная глава «Трудовой коллектив». В нее были включены положения, относящиеся преимущественно к правам трудового коллектива в управлении предприятием. Для сферы трудового законодательства наибольшее значение имели полномочия общего собрания (конференции) трудового коллектива, касающиеся избрания руководителя предприятия и совета трудового коллектива, одобрения коллективного договора, утверждения правил внутреннего трудового распорядка и др.

Мнение эксперта

Лютов Н. Л., канд. юрид. наук, старший преподаватель МГЮА

Производственный совет

В Конвенции МОТ № 135 говорится, что наличие иных выборных представителей работников на предприятии не должно использоваться для подрыва позиции заинтересованных профсоюзов или их представителей на этом предприятии. При этом Рекомендация МОТ № 91 предусматривает, что заключение коллективных договоров иными представителями работников возможно только при отсутствии представительной организации на предприятии.

Ни одному из этих положений не противоречит практика Европейского Союза (ЕС), в котором сложилась система так называемых «производственных советов» – органов, совместно создаваемых из представителей работников и работодателя (французская модель, так называемые «комитеты предприятия») или только работников (немецкая модель). В обоих случаях представительные органы в обязательном порядке создаются за счет работодателя; он также обязан организовывать проведение выборов в производственные советы и предоставлять им необходимые помещение и информацию. Целью деятельности производственных советов является осуществление процедур информирования и консультаций с работниками по поводу действий работодателя, так или иначе

затрагивающих права работников.

Необходимость проведения консультаций (в т. ч. предварительных) закреплена в законодательстве стран ЕС по гораздо более широкому спектру, нежели тот круг вопросов, по которым работодатель обязан принимать решения с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации по российскому законодательству.

В странах, представляющих немецкую модель производственных советов, представители работников имеют право на совместное с работодателем принятие решений по ряду вопросов, а в рамках французской модели комитеты предприятия по определенным аспектам социальной сферы вообще принимают решения самостоятельно.

В случае если в российской организации нет представительного органа работников, работодатель освобождается от обязанности проведения консультаций с работниками по поводу своих действий. Эта проблема решается в ЕС, где в соответствии с Директивой ЕС 2002 г. об информировании и проведении консультаций с представителями работников (Директива ЕС 2002 г.) работодатель обязан организовывать проведение выборов представительных органов работников во всех компаниях, где работает более 50 человек.

Если в Советском Союзе профсоюзы негативно воспринимали деятельность советов трудовых коллективов, поскольку последние фактически вступали с ними в конкуренцию, то европейские производственные советы создаются при поддержке профсоюзных организаций, и подавляющее большинство их членов одновременно являются должностными лицами или членами профсоюзов.

Таким образом, европейские производственные советы «не используются для подрыва позиции заинтересованных профсоюзов», как указывается в Конвенции МОТ № 135. Поэтому, например, в Великобритании, столкнувшейся с необходимостью применять Директиву ЕС 2002 г. и не имевшей до этого системы производственных советов, основное профсоюзное объединение страны – Конгресс профсоюзов – не возражало, а наоборот, поддержало имплементацию этой директивы.

Отечественное профсоюзное движение не чувствует себя в настоящее время достаточно сильным и опасается введения системы представительства работников, аналогичной европейским производственным советам. Это вызывает сожаление, поскольку такая система могла бы в законодательном порядке обязать работодателей координировать свои действия с представителями работников гораздо более эффективно, нежели это делается сейчас.

Полномочия трудового коллектива осуществлялись общим собранием (конференцией) и его выборным органом – советом трудового коллектива в период между общими собраниями (конференциями). К полномочиям совета трудового коллектива и в то время не относились вопросы коллективно-договорного регулирования трудовых отношений.

В соответствии с действующим в тот период законодательством (ст. 7 КЗоТ РСФСР) коллективный договор от имени рабочих и служащих заключался профсоюзным комитетом. Заключению коллективного договора предшествовало обсуждение его проекта на собрании (конференции) трудового коллектива, который одобрял коллективный договор и уполномочивал профсоюзный комитет подписать его.

В 1992 г. в связи с принятием Закона от 25.09.92 № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР» рассматриваемая глава по существу прекратила свое существование, а еще раньше был принят Закон РФ от 11.03.92 № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях», где предусматривались права трудового коллектива уполномочивать профсоюзы, иные представительные органы на ведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора.

Мнение эксперта

Представители работников: кто есть ктоТодэ Н. О., канд. экон. наук, старший научный сотрудник Института управления социальными процессами Государственного университета – Высшей школы экономики

Профсоюз – иметь или не иметь?

Действительно, в ряде случаев ТК РФ предусматривает необходимость взаимодействия работодателя с профсоюзным или иным представительным органом работников: например, учет мнения такого органа при принятии работодателем определенных решений. При этом для работодателя чрезвычайно важно соблюсти установленную законом процедуру осуществления соответствующих действий, иначе они могут быть признаны незаконными.

Так, в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов должен учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ. При этом локальные нормативные акты, принятые без соблюдения указанного порядка, не подлежат применению (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

Таким образом, в подобных ситуациях работодателю необходимо вступать в контакт с профсоюзом или иным представительным органом работников. При этом если представительного органа у работников нет, то все необходимые для регулирования труда локальные нормативные акты работодатель примет по своему усмотрению.

Необходимо отметить, что профсоюз или иной представительный орган работников создается вовсе не для «подпольной» деятельности: одной из его задач является взаимодействие с работодателем в целях представительства, а в необходимых случаях и защиты интересов и прав работников. Поэтому на практике наличие профсоюзного или иного представительного органа работников в организации не секрет для работодателя.

Иметь или не иметь свой представительный орган, работники решают сами, и никакой инициативы по его созданию работодатель проявлять не обязан.

Так, при принятии локального нормативного акта закон требует учитывать мнение названного органа лишь в случае его наличия в организации, что прямо предусмотрено в ч. 2 ст. 8 ТК РФ.

Отметим, что предыдущая редакция ч. 2 ст. 8 ТК РФ (до вступления в силу Федерального закона от 30.06.06 № 90-ФЗ) такого уточнения не содержала. В связи с этим на практике встречалось мнение об обязательном согласовании локальных нормативных актов с представительным органом работников, поэтому некоторые работодатели принудительно создавали такие органы, что не только нарушало принцип добровольности создания профсоюзов, но и, по сути, дискредитировало саму идею представительства работников.

Еще одним важнейшим вопросом, при решении которого работодатель должен взаимодействовать с профсоюзным органом работников, является увольнение работника – члена профсоюза в связи с сокращением численности или штата, по результатам аттестации или за неоднократные нарушения (пп. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Подчеркнем, в данном случае речь идет исключительно о членах профсоюза.

Как определено в ст. 373 ТК РФ, прежде чем увольнять по одному из указанных оснований работника, являющегося членом профсоюза, работодатель

обязан провести процедуру запроса и учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Если же работник является не просто рядовым членом профсоюза, а избран председателем или заместителем председателя профкома или цехкома, увольнение такого работника по названным основаниям возможно только с предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа (например, территориального отраслевого комитета / совета профсоюза). При отсутствии такого органа увольнение указанных работников производится с соблюдением порядка, установленного ст. 373 ТК РФ (либо ст. 374 ТК РФ).

Такой же порядок предусмотрен и для бывших руководителей выборного профоргана и их заместителей в течение двух лет после окончания полномочий (ст. 376 ТК РФ).

Вместе с тем на практике встречались случаи, когда, увольняя работников, работодатель не знал об их членстве в профсоюзе или избрании в профорган. Случалось и такое, что работодатель вообще не знал и о существовании профсоюза в организации на момент увольнения работников. В подобных случаях и сам увольняемый работник, и профсоюз, членом которого он является, должны были бы проинформировать работодателя о профсоюзном статусе работника и необходимости провести процедуру запроса и учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии с законом, иначе факт сокрытия можно расценивать как злоупотребление правом. Однако и работодатель должен иметь убедительные доказательства своего неведения. Если же он лишь изображал таковое или просто игнорировал существование профсоюза, то, разумеется, нарушение процедуры станет основанием для отмены решения об увольнении и восстановления работника на прежней работе.

Таким образом, даже в период действия прежнего трудового законодательства советы трудового коллектива не осуществляли полномочий представительного органа работников, так как по существу являлись полномочным органом трудового коллектива в целом, включая представителей работодателей. Поэтому с правовой точки зрения и ранее, и в настоящее время советы трудового коллектива не могут рассматриваться в качестве иных представительных органов работников.

Представительство интересов работников в составе комиссий

В ряде случаев на практике в организациях возникает необходимость представлять интересы работников в составе определенных комиссий (комитетов); например, в составе стачечных комитетов, комиссий по трудовым спорам (КТС), комиссий по охране труда и др.

Согласно ч. 1 ст. 399 ТК РФ при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров правом выдвижения требований обладают работники и их представители, определенные в соответствии со ст. 29–31 и ч. 5 ст. 40 ТК РФ. Применительно к рассматриваемому нами вопросу особое значение имеет ссылка на ст. 31 ТК РФ.

Как уже упоминалось, в данной статье определены случаи, когда для представительства интересов работников их общее собрание (конференция) избирает иной (непрофсоюзный) представительный орган, иногда называемый стачечным комитетом.

Необходимо иметь в виду следующее. В соответствии с действующим законодательством (ч. 1 ст. 410 ТК РФ), несмотря на наличие выборных органов первичной профсоюзной организации либо иного представительного органа работников (стачкома и т. п.), решение об объявлении забастовки в любом случае относится к компетенции общего собрания (конференции) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, на котором рассматривается предложение представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.

Мнение эксперта

Представители работников: кто есть ктоСафонов В. А.., канд. юрид. наук, доцент кафедры трудового права и охраны труда юридического факультета СПбГУ

Гарантии представителям работников

Российское законодательство о труде содержит ряд норм, устанавливающих особые гарантии представителям работников. Целью их предоставления является необходимость обеспечения независимости представителей работников от работодателя, поскольку только независимое лицо может надлежащим образом выполнять свои функции по представительству прав и интересов работников. Различным представителям работников предоставляются разные гарантии.

Представители работников: кто есть кто

В соответствии со ст. 384 ТК РФ в КТС входит равное количество представителей работников и работодателей. Представители работодателя в КТС назначаются руководителем организации или работодателем – индивидуальным предпринимателем. Представители работников избираются их общим собранием (конференцией) или делегируются представительным органом работников (например, первичной профсоюзной организацией) с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.

Следует обратить внимание, что, хотя решения КТС (а также удостоверения, выдаваемые КТС) выносятся квазисудебным общественным органом, они относятся к исполнительным документам, по которым возможно исполнение в принудительном порядке судебными приставами-исполнителями (ст. 12 Федерального закона от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Комитеты по охране труда

В соответствии со ст. 218 ТК РФ для организации совместных действий работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда.

НА № 8‘2007Приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.06 № 413 утверждено Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда, которое, в частности, предусматривает: комитет создается на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны) из представителей работодателя, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Выдвижение в комитет представителей работников при отсутствии в организации выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей более половины работников, производится на собрании (конференции) работников организации.

Мнение эксперта

Представители работников: кто есть ктоЖитникова Д. В., эксперт журнала «Справочник кадровика»

Учет мнения представительного органа работников является для работодателя процедурой обязательной только в случаях, прямо предусмотренных в т. ч. ТК РФ, при наличии такого представительного органа.

Необходимо отметить, что в одних случаях законодатель требует учитывать мнение представительного органа работников, а в других – выборного органа первичной профсоюзной организации.

Например, перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ), график сменности (ст. 103 ТК РФ) и правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ) принимаются

с учетом мнения представительного органа работников, а график отпусков (ст. 123 ТК РФ), график работы на вахте (ст. 301 ТК РФ) должен утверждаться с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Таким образом, на практике возможны два варианта развития событий.

Если законодатель требует от работодателя учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации – учет мнения обязателен только при наличии такого органа. При этом если в организации вместо указанного органа имеется иной представительный орган работников, то работодатель не обязан учитывать мнение последнего, но, по нашему мнению, сделать это желательно.

В свою очередь, если законодатель требует учитывать мнение представительного органа работников – учет мнения такого органа должен осуществляться при наличии любого подобного органа (как выборного органа первичной профсоюзной организации, так и иного представительного органа работников).

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль