Если пришли с проверкой: ваши права по новому закону

8954
 Коршунова Татьяна Юрьевна
Канд. юрид. наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела законодательства о труде и социальном обеспечении.

ФНА № 3‘2009едеральный закон от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон о надзоре) вступил в силу c 1 мая 2009 г. (за исключением его отдельных положений). Данный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в ходе такого контроля.

Закон о надзоре устанавливает:

  • порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;
  • права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
  • права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Проверки, которые проводят органы государственной инспекции труда у работодателей всех видов, должны соответствовать правилам и процедурам, установленным Законом о надзоре. При этом следует учитывать, что особенности организации и проведения проверок при осуществлении контроля и надзора в сфере труда в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, могут устанавливаться другими федеральными законами.

Права и обязанности государственной инспекции труда регулируются ст. 354–365 ТК РФ, а также положениями Конвенции МОТ № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947 г.).

Мнение эксперта

Если пришли с проверкой: ваши права по новому законуКуренкова О. Н., начальник отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства в непроизводственной сфере Государственной инспекции труда в Саратовской области

С 1 мая 2009 г., за исключением отдельных положений, вступил в силу новый Федеральный закон от 26.12.08 № 294-ФЗ. Впервые в законодательстве закреплены различные уровни государственного контроля (надзора) и введен муниципальный контроль за соблюдением обязательных требований, а также дано определение «проверки».

В целом принятие данного Федерального закона направлено на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и конкретизацию (более четкую регламентацию) деятельности государственных органов.

Необходимо отметить, что первоначально основные положения

Федерального закона от 26.12.08 № 294-ФЗ должны были вступить в силу с 1 июля 2009 г. Но, по-видимому, с учетом сложившейся на рынке труда ситуации, резкого увеличения количества обращений граждан и проверок соблюдения трудового законодательства на протяжении последних девяти месяцев (только в Саратовской области число устных обращений возросло в 10 раз, письменных – в 4 раза) был принят Федеральный закон от 28.04.09 № 60-ФЗ, внесший важные изменения в Федеральный закон от 26.12.08 № 294-ФЗ. Этими изменениями установлено, что закон вступает в силу с 1 мая 2009 г., за исключением положений, для которых законом предусмотрены иные сроки вступления в силу.

Так, по-прежнему с 1 июля 2009 г. вступят в силу положения Закона об уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. В то же время, в соответствии с внесенными изменениями, нормы о порядке организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения при осуществлении государственного контроля (надзора) территориальными

органами Федеральной службы по труду и занятости (гострудинспекциями), не применяются до 1 января 2010 г.

Таким образом, отношения государственного инспектора труда и кадровика при проведении мероприятий федерального государственного контроля (надзора) будут четко регламентированы указанным законом только с 2010 г. (а в части реализации планов государственного контроля (надзора) – с 2011 г.).

В соответствии с рассматриваемым Федеральным законом лицо, уполномоченное проводить мероприятия государственного контроля (надзора), обязано уведомлять работодателя о начале плановой проверки или внеплановой, направленной на контроль исполнения, ранее выданного предписания. Однако ст. 360 ТК РФ и положения Конвенции МОТ предусмотрели возможность уведомления работодателя о своем присутствии, если только инспектор не посчитает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля. Таким образом, при проведении внеплановой проверки в целях рассмотрения обращения гражданина инспектор и в дальнейшем не обязан будет уведомлять работодателя о времени ее начала.

Остались практически неизменными принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, к которым отнесены:1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов РФ, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством РФ;4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;5) недопустимость проведения в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;6) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления установленных Законом о надзоре отдельных видов работ, услуг в случае представления указанными лицами уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности;7) ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства РФ при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;8) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в т. ч. мероприятий по контролю;10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов РФ в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов РФ.

Проверки, осуществляемые в ходе контроля, можно классифицировать как плановые и внеплановые.

Плановая проверка

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Федеральные законы о надзоре 2001 и 2008 годов: некоторые отличия

Если пришли с проверкой: ваши права по новому закону

Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями. Планы проверок должны быть своевременно доведены до работодателей.

В ежегодных планах указываются следующие сведения:1) наименования юридических лиц, фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам;2) цель и основание каждой плановой проверки;3) дата и сроки проведения каждой плановой проверки;4) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки совместно данные органы указывают наименования всех участвующих в такой проверке органов.

Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети Интернет либо иным доступным способом.

Генеральная прокуратура РФ размещает ежегодный сводный план проведения плановых проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года (положение вступает в силу с 1 января 2010 г.).

Обратите внимание!Юридическое лицо, индивидуального предпринимателя о предстоящей проверке уведомляют копией распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки

Закон о надзоре предусматривает порядок исчисления сроков проверок. Так, основанием для включения проверки в ежегодный план является истечение трех лет со дня:1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;2) окончания последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются о предстоящей проверке органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Внеплановая проверка

В ходе внеплановой проверки рассматривается соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Федеральные законы о надзоре 2001 и 2008 годов: отличия в отношении внеплановых проверок

Если пришли с проверкой: ваши права по новому закону

В соответствии с Законом о надзоре анонимные обращения не рассматриваются. Часть 3 ст. 10 Закона предусматривает: обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, служащих причиной внеплановой проверки, не могут являться основанием для ее проведения.

Внеплановая проверка, так же как и плановая, может проводиться в документарной и (или) выездной форме.

Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством РФ к субъектам малого или среднего предпринимательства, может быть проведена органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Основанием такой внеплановой выездной проверки может быть:

  • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Обратите внимание!Типовая форма заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.09 № 141НА № 7‘2009

Типовая форма заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Порядок согласования органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства, а также утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки устанавливается приказом Генерального прокурора РФ.

В день подписания распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства в целях согласования ее проведения орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля представляют либо направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности субъектов малого или среднего предпринимательства заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки, а также документы, содержащие сведения, послужившие основанием ее проведения.

Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности внеплановой выездной проверки.

По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства;2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 10 Закона о надзоре;3) несоблюдение требований, установленных Законом о надзоре, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о внеплановой выездной проверке;4) осуществление внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента РФ, нормативным правовым актам Правительства РФ;5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

Мнение эксперта

Шемякин Ю. А., главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Хабаровском крае

Курочкина М. Г., начальник юридического отдела ООО «Хоум Мастер»

Уже первоначальное прочтение Федерального закона от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон о надзоре) и его сравнение с Федеральным законом от 08.08.01 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее – Закон от 08.08.01 № 134-ФЗ) позволяет выделить ряд принципиально важных для любого кадровика моментов. Обозначим некоторые из них.

Как следует из п. 4 ст. 1 Закона о надзоре, особенности организации и проведения проверок при осуществлении, в частности, контроля и надзора в сфере труда в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, могут устанавливаться другими федеральными законами. Подобное положение содержал и Закон от 08.08.01 № 134-ФЗ (п. 8 ст. 7). Однако стоит подчеркнуть, что пока ни один федеральный закон, предусматривающий особенности мероприятий по контролю в указанной сфере, не принят, поэтому делать выводы о законности и обоснованности каждой проверки государственного инспектора труда нужно исходя из анализа соответствия его действий и решений Закону о надзоре и ТК РФ.

Теперь в Законе более четко определены виды проверок и основания каждой из них. Все проверки, как и ранее, подразделены на плановые и внеплановые. Основания проведения плановых проверок расписаны более подробно, причем с тем расчетом, что в течение календарного года утвержденный руководителем государственной инспекции труда в субъекте Федерации ежегодный план проведения проверок не может быть изменен, в т. ч. задним числом, «под работодателя», необходимость включения которого в план проверок по той или иной причине внезапно возникла в течение года. Ранее у каждого государственного инспектора труда планы проверок на очередной квартал составлялись, как правило, не позднее чем за месяц до его начала, поэтому содержали в себе наименования (фамилии, имена, отчества) работодателей, проверки которых планировалось провести явно не перед началом календарного года.

Практическое отсутствие возможности изменить на протяжении года ежегодный план проверок обеспечено тем, что этот план будет доводиться до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) в сети Интернет либо

иным доступным способом, например в печатных средствах массовой информации. А почти полностью эта возможность будет исключена со вступлением в силу ч. 6 и 7 ст. 9 Закона о надзоре (с 1 января 2010 г.), когда проекты ежегодных планов проведения плановых проверок будут до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляться в Генеральную прокуратуру РФ, и до 31 декабря текущего календарного года размещаться в составе ежегодного сводного плана проведения плановых проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети Интернет. Данные нововведения, безусловно, помогут предотвратить злоупотребления со стороны государственных инспекторов труда, когда в квартальные планы проверок по субъективному желанию инспектора, обусловленному различными мотивами, могли быть включены те или иные работодатели.

Кроме того, работодатели, у которых состояние кадрового делопроизводства, охраны труда оставляло желать лучшего, скорее всего, в процессе подготовки к проверке постараются привести его в порядок, пусть даже не по доброй воле, а из-за боязни понести жесткое административное наказание по итогам проверки. С другой стороны, в работе государственных инспекторов труда непременно будут возникать ситуации, когда в публичных интересах в течение года возникнет острая необходимость изменить план проверок, тогда как Закон о надзоре подобного не предусматривает.

К перечисленным в ч. 2 ст. 10 Закона о надзоре основаниям проведения внеплановой проверки можно отнести обращения граждан в государственную инспекцию труда по фактам нарушений работодателями требований охраны труда. Между тем обращения по фактам иных нарушений трудовых прав работников (бывших работников), например по факту невыплаты заработной платы, вряд ли вообще можно подвести под какое-либо из оснований для проведения внеплановой проверки, т. е. и теоретически, и практически из закона следует, что рассматриваемые обращения вообще не могут быть основаниями внеплановых проверок.

Практика показывает, что проведение плановой комплексной или тематической документарной проверки без выезда к месту нахождения отдела кадров, бухгалтерии юридического лица, индивидуального предпринимателя, а путем направления мотивированного запроса в их адрес однозначно не может быть осуществлено уже по причине такого объема документов, необходимых для проведения указанных проверок, который, как правило, физически невозможно откопировать и направить в адрес запросившего их государственного инспектора труда как по почте, так и нарочным.

Относительно проведения внеплановых проверок вменение в обязанности проверяющим

направления в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированного запроса с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы является «плюсом» Закона о надзоре. До этого многие целевые проверки проводились без такого письменного запроса, что вызывало в дальнейшем немало споров между работодателями и государственными инспекторами труда по поводу наличия / отсутствия факта устного запроса документов или запроса в числе прочих какого-либо конкретного документа. Однако, рассматривая отдельное обращение в адрес государственной инспекции труда, инспектор, находясь в кабинете, не всегда может точно определить полный перечень документов, которые могли образоваться у работодателя в той или иной уникальной ситуации с работником-заявителем. Поэтому возможны и нередки ситуации, когда документ, наличие которого государственный инспектор труда и не предполагал в момент составления запроса, соответственно не был им запрошен, но имел решающее значение при рассмотрении обращения заявителя.

Очевидно, что выездные проверки необходимы. Именно они позволяют государственным инспекторам труда осуществлять свои должностные обязанности более полно и добросовестно, а работодателям дают возможность на месте сориентироваться в ситуации, с помощью ответственных должностных лиц дать правильные объяснения по тому или иному вопросу.

Новшеством является также то, что о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляется государственным инспектором труда не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения, а о внеплановой выездной проверке, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона о надзоре, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются государственным инспектором труда не менее чем за 24 часа до начала ее проведения. Это нововведение, хотя и прибавит государственным инспекторам труда бумажной работы, но гарантирует реализацию права руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя непосредственно присутствовать при проведении проверки.

В целом Закон о надзоре уже одним увеличением почти для всех работодателей промежутка между очередными плановыми проверками минимизировал возможность их проведения, что, по всей вероятности, рассчитано на устранение административных барьеров для развития бизнеса. Главное, чтобы такая минимизация контроля со стороны государства за деятельностью бизнесменов не привела к хаосу в этой деятельности и безнаказанному попранию прав работников.

Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах. Один из них в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

В случае если требуется незамедлительная внеплановая выездная проверка (по основаниям, указанным в ч. 12 ст. 10 Закона о надзоре), копия решения о согласовании проведения такой проверки направляется органом прокуратуры в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля с использованием информационно-телекоммуникационной сети.

Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

О внеплановой выездной проверке юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. Исключением являются случаи внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона о надзоре.

Если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Органы прокуратуры осуществляют учет проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок.

Документарная проверка

Предмет документарной проверки – это сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Документарная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В процессе документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в т. ч. уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном ст. 8 Закона о надзоре, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении этого юридического лица, индивидуального предпринимателя.

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.

В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.

Указанные в запросе документы предоставляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица.

Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, информация об этом направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме (ч. 8 ст. 11 Закона о надзоре).

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, представляющие в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия указанных в ч. 8 ст. 11 Закона о надзоре сведений, вправе представить дополнительно в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

Должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные руководителем или иным должностным лицом юридического лица, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченным представителем пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля установят признаки нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вправе провести выездную проверку.

При проведении документарной проверки орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки.

Выездная проверка

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие обязательным требованиям их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Мнение эксперта

Если пришли с проверкой: ваши права по новому законуКаленова Т. О., государственный инспектор труда в ЯНАО

В государственные инспекции труда ежедневно поступают обращения граждан о нарушении их трудовых прав. В части 5 ст. 7 Федерального закона от 08.08.01 № 134-ФЗ устанавливалось, что обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами

на нарушения их прав и законных интересов являются основанием для внеплановой проверки. Ныне в ч. 2 ст. 10 Закона о надзоре указаны основания проведения проверки. Так, основанием внеплановой проверки являются только те обращения и заявления, в которых указаны факты причинения вреда (возникновения угрозы причинения вреда) жизни, здоровью граждан либо нарушение прав потребителей.

Таким образом, по нашему мнению, сужен круг оснований проведения проверки. К тому же, как правило, обращения и заявления, поступающие в государственные инспекции труда, не содержат сведений о фактах угрозы причинения либо причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

Сроки проверок

Срок проведения каждой из проверок (документарной и выездной) не может превышать 20 рабочих дней.

Федеральные законы о надзоре 2001 и 2008 годов: отличия в отношении сроков

Если пришли с проверкой: ваши права по новому закону

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать:а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек.

Срок проведения каждой из проверок (документарной и выездной) в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица.

Порядок организации проверок

Обратите внимание!Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.09 № 141НА № 7‘2009

Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма такого распоряжения или приказа устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе.

Обратите внимание!Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля

В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проверке экспертов, представителей экспертных организаций;3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;5) правовые основания проверки, в т. ч. подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проверки;7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проверки;9) даты начала и окончания проверки.

Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах в целях подтверждения своих полномочий.

По просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с административными регламентами мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности.

Ограничения в ходе проверок

При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе:1) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, если федеральным законом не установлено иное;3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме, а также в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;5) распространять информацию, полученную в результате проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;6) превышать установленные сроки проверки;7) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

Оформление результатов

Обратите внимание!Типовая форма акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.09 № 141НА № 7‘2009

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В акте проверки указываются:1) дата, время и место составления акта проверки;2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;5) дата, время, продолжительность и место проведения проверки и т. д.

К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

Если для внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.

Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством РФ.

Федеральные законы о надзоре 2001 и 2008 годов: отличия в отношении журнала учета проверок

Если пришли с проверкой: ваши права по новому закону

В журнале учета проверок должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля делают запись о проверке, содержащую сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), наименовании органа муниципального контроля, датах начала и окончания проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях. Кроме того, в записи указываются фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц (или должностного лица), проводивших проверку, их (или его) подписи.

Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Обратите внимание!Типовая форма журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.09 № 141НА № 7‘2009

При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы (или их заверенные копии), подтверждающие их обоснованность, либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

В случае выявления в ходе проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны:1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Если в результате проверки установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения, вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном КоАП РФ, отзыва продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и, кроме того, довести до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.

Обязанности и ответственность должностных лиц

Должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны:1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;2) соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;3) осуществлять проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением;4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;7) знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством РФ;10) соблюдать сроки проверки, установленные Законом о надзоре;11) не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством РФ;12) перед началом выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета.

Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства РФ должностных лиц, в течение десяти дней со дня принятия таких мер орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны сообщить в письменной форме юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, права и (или) законные интересы которых нарушены.

Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных Законом о надзоре требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Закон регламентирует и права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проверках. Так, руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:1) непосредственно присутствовать при проверке, давать объяснения по вопросам, относящимся к ее предмету;2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Законом о надзоре;3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о факте ознакомления с ее результатами, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проверке, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, признанных в установленном законодательством РФ порядке неправомерными, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством.

Мнение эксперта

Если пришли с проверкой: ваши права по новому законуКирейчикова И. Н., заместитель руководителя ГИТ по правовым вопросам в Липецкой области

Принятый Федеральный закон от 26.12.08 № 294-ФЗ постепенно сменит ранее действовавший закон, поэтапно вступая в действие с 1 мая 2009 г. Изменения коснутся порядка проведения проверок, срока и их периодичности. Проведение отдельных проверок необходимо будет согласовывать с прокуратурой, в результате чего реализуется принцип доступности и открытости контрольно-надзорных мероприятий.

Положения Закона о надзоре распространяются на деятельность по контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства,

поэтому инспекции труда должны будут учитывать требования данного закона при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий.

Однако необходимо обратить внимание, что в Конституции РФ закреплен принцип приоритета международных правовых норм перед нормами национального законодательства. Данный принцип нашел свое отражение в ст. 1 Закона о надзоре, в которой определено: если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора РФ.

Так, инспекция труда в своей деятельности руководствуется Конвенцией МОТ № 81 (от 1947 г.) и протоколом 1995 г. к ней. В статье 12 Конвенции предусмотрено, что инспекторы труда, снабженные документами, удостоверяющими их полномочия, имеют право беспрепятственного

прохода без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции. Статья 16 Конвенции устанавливает, что предприятия инспектируются так часто и так тщательно, как это необходимо для обеспечения эффективного применения соответствующих законодательных положений.

Очевидно, что положения Закона о надзоре вступили в некоторое противоречие с международными правовыми нормами по вопросам проведения инспектирования инспекторами труда.

Следует заметить и то, что мероприятия по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде в первую очередь связаны с защитой трудовых прав граждан. Однако в новом Законе о надзоре не определено, как принципы защиты прав и интересов предпринимателей будут соотноситься с принципами защиты прав и законных интересов граждан.

При определении размера вреда, причиненного юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям неправомерными действиями (бездействием) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностными лицами, также учитываются расходы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты их деятельности, и затраты, которые юридические лица, индивидуальные предприниматели, права и (или) законные интересы которых нарушены, осуществили или должны осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи.

Вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям правомерными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, возмещению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля производится в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ. Заявление об обжаловании действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля либо их должностных лиц подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательством РФ.

Нормативные правовые акты органов государственного контроля (надзора) или муниципальные правовые акты органов муниципального контроля, нарушающие права и (или) законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не соответствующие законодательству РФ, могут быть признаны недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством РФ.

Юридические лица независимо от организационно-правовой формы в соответствии с уставными документами, индивидуальные предприниматели имеют право осуществлять защиту своих прав и (или) законных интересов в порядке, установленном законодательством РФ.

При проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение Закона о надзоре, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль