Вас проверяют: требования ГИТ

2529

ЗНА № 3‘2009анятия, посвященные контрольным мероприятиям государственной инспекции труда, проводятся уже не в первый раз, но тема по-прежнему пользуется популярностью у кадровиков. В этот раз семинар оказался особенно интересным: на протяжении двух дней лекторы рассказывали слушателям, как проводятся проверки, какие нарушения чаще всего выявляют инспекторы ГИТ, как при необходимости обжалуются их действия. Особое внимание было уделено изменениям в порядке проведения проверок, большая часть которых действует с 1 мая 2009 г. в соответствии с Федеральным законом от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон от 26.12.08 № 294-ФЗ).

Семинар проходил с трансляцией, поэтому вопросы лекторам смогли задать не только слушатели московской аудитории, но и участники из самых отдаленных уголков страны. Приводим пояснения лекторов по наиболее интересовавшим слушателей вопросам.

Как часто и как долго ГИТ может проводить проверки?

Для внеплановых проверок периодичность не установлена. Что же касается периодичности плановых проверок, то Федеральным законом от 08.08.01 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее – Закон от 08.08.01 № 134-ФЗ) в п. 4 ст. 7 устанавливалось: в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора), в т. ч. ГИТ, плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Закон от 26.12.08 № 294-ФЗ установил новые требования относительно периодичности контрольных мероприятий: плановые проверки теперь будут проводиться не чаще одного раза в три года (п. 2 ст. 9).

Изменения коснулись не только периодичности проверок, но и срока их проведения. Если по старому закону продолжительность контрольного мероприятия не должна была превышать одного месяца, то в новом законе эта продолжительность сокращена и не может превышать 20 рабочих дней. Более того, для некоторых субъектов Законом от 26.12.08 № 294-ФЗ установлены специальные правила: в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц ГИТ, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки по новому закону может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых и микропредприятий – не более чем на 15 часов. Старый закон, в отличие от нового, допускал в исключительных случаях продление срока проверки не более чем на один месяц.

Должен ли в организации быть журнал учета мероприятий по контролю? Что он собой представляет и кто его должен вести?

По нашему мнению, такой журнал должен быть! Ведь он нужен, прежде всего, самой организации. И не только организации, но и индивидуальному предпринимателю, который тоже должен вести такой журнал. Именно по нему можно отслеживать, не нарушается ли периодичность контрольных мероприятий.

Ни Закон от 08.08.01 № 134-ФЗ, ни Закон от 26.12.08 № 294-ФЗ, который в настоящее время вступил в силу не в полном объеме, не устанавливают требований относительно того, кто несет ответственность за ведение данного журнала. Однако есть некоторые особенности, которые необходимо учитывать.

Так, пункт 5 ст. 9 Закона от 08.08.01 № 134-ФЗ, устанавливавший требования по ведению журнала, не определял его четкой формы. В данной норме было указано лишь, какие сведения нужно вносить в журнал. Однако помимо данных сведений он мог содержать и иную информацию, фиксировать которую организация или индивидуальный предприниматель могли счесть необходимым. Журнал требовалось прошить, пронумеровать и удостоверить печатью.

Закон от 26.12.08 № 294-ФЗ уходит от произвольной формы журнала. Новый закон вводит несколько иное понятие – «журнал учета проверок» и в п. 8 ст. 16 предусматривает, что данный журнал юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. В настоящее время такая форма не утверждена, но когда это будет сделано, от произвольной формы журнала придется отказаться. Положения нового Закона требуют, чтобы журнал был прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя.

По результатам проверки нашу организацию привлекли к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Мы хотим обжаловать решение ГИТ в судебном порядке, но не знаем, в какой суд обращаться – районный или арбитражный?

Данный вопрос, к сожалению, до сих пор порождает дискуссии. Попытаемся в нем разобраться.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом ГИТ, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Однако согласно ч. 3 этой же статьи КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. К сожалению, формулировка КоАП РФ не позволяет сделать однозначный вывод, какой же суд должен рассматривать заявление об оспаривании решения ГИТ – районный или арбитражный.

Часть 3 ст. 30.1 КоАП РФ уже была предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В своем определении от 11.07.06 № 262-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запросов Арбитражного суда Томской области о проверке конституционности ч. 3 ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Конституционный Суд отметил: ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ не предполагает возможность рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к административной ответственности, если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности. Определение же того, связано ли конкретное административное правонарушение с предпринимательской и иной экономической деятельностью совершившего его юридического лица или индивидуального предпринимателя, требует установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела и осуществляется рассматривающим это дело судом.

Для того чтобы все-таки дать однозначный ответ на заданный вопрос, надо рассмотреть его более подробно.

Часть 2 ст. 23.1 КоАП РФ допускает рассмотрение судьями дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в случаях если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

При этом часть 3 этой же статьи перечисляет дела об административных правонарушениях, которые рассматривают арбитражные суды. В данном перечне отсутствуют дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.27 КоАП РФ, а значит, их арбитражные суды не рассматривают.

КоАП РФ, определяя такую подсудность, исходил из того, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.27 КоАП РФ, не носят экономического характера, поэтому их арбитражные суды рассматривать не должны – это первый довод.

Учитывая подсудность, установленную КоАП РФ, а также следуя правилам об обжаловании постановлений суда, установленным ГПК РФ, можно сделать вывод: если судом, а не ГИТ будет вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.27 КоАП РФ, то его обжалование через арбитражный суд недопустимо. Почему же тогда арбитражные суды должны рассматривать жалобы на аналогичные постановления ГИТ? Только потому, что они вынесены не судом, а ГИТ? Это было бы нелогично. Данный довод тоже говорит не в пользу сторонников обжалования решений ГИТ в арбитражный суд.

Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 10.02.09 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» поставил точку в этом вопросе. Согласно п. 2 данного постановления по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены, помимо прочего, решения федеральных органов государственной власти.

НА № 4‘2009Согласно п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.09 № 2 к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, в числе прочих следует относить лиц, постоянно, временно, в т. ч. по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц.

Верховный Суд РФ обратил внимание, что к таким должностным лицам относятся, помимо прочего, должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, в частности государственные инспекторы труда (ст. 359 ТК РФ).

Учитывая изложенное, считаем, что постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.27 КоАП РФ, должно обжаловаться в суд общей юрисдикции, а не в арбитражный суд.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Актуально


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль