Медицинский контроль за здоровьем персонала

10960

Хозяйственная деятельность многих организаций немыслима без постоянного медицинского контроля за здоровьем персонала. Поэтому нередко работодатели создают собственные здравпункты, а некоторые имеют на балансе и собственные поликлиники, больницы, санатории, профилактории и прочие лечебно-профилактические учреждения.

Согласно ст. 213 ТК РФ работники определенных категорий обязаны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу), периодические, а в ряде случаев и внеочередные медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников выполнять поручаемую работу и предупреждения профессиональных заболеваний. К ним в первую очередь относятся работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в т. ч. на подземных), а также на работах, связанных с движением транспорта. Кроме того, работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в т. ч. связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет.

Возможно ли организовать собственный здравпункт в организации для ведения оперативного контроля за здоровьем сотрудников?

Поскольку медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателей, у них рано или поздно возникает такой вопрос. Действительно, в последние годы наметилась тенденция открывать на крупных промышленных предприятиях свои здравпункты. Многие организации имеют подобные подразделения еще с советских времен, когда без «корпоративного» медицинского обслуживания невозможно было обойтись.

Здравпункты осуществляют мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенических требований, направленных на создание безопасных условий труда на вредном производстве, предупреждение и профилактику профессиональных заболеваний, обеспечение сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, на поддержание чистоты и порядка на производстве.

В настоящее время разные министерства и ведомства стремятся упорядочить работу по организации и функционированию здравпунктов организаций.

Минздрав России в письме от 15.12.02 № 02-5-08 / 20-АР602 заявил о поддержке тенденции к созданию и содержанию за счет собственных средств здравпунктов в организациях, независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, в целях сохранения здоровья работников.

Несмотря на поддержку со стороны государства все-таки приходится констатировать, что на сегодняшний день нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность здравпунктов в организациях в целом, во многих отраслях промышленности и производства фактически отсутствует. Вместе с тем принятое ранее отраслевое законодательство в той или иной степени все-таки освещает особенности деятельности здравпунктов.

Так, довольно подробно законодательство регулирует вопросы организации судового здравпункта. Общие сведения о видах и минимальной площади медицинских помещений судовых здравпунктов в зависимости от пассажировместимости судна, а также минимальный перечень оборудования и мебели, которыми должны быть оснащены эти помещения, определены п. 2.1.8 документа «Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.5.2-703-98», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.98 № 16. А приказом Минздрава СССР от 06.09.89 № 511 «Об улучшении организации медико-санитарного обеспечения работников морского, речного флота и рыбного хозяйства» утверждены «Положение о судовом враче», «Примерный перечень изделий медицинского назначения и медицинских препаратов для судов морского, речного, озерного, рыбопромыслового флотов и плавучих производственных объектов».

Существуют также «Санитарные правила для морских судов СССР», утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 21.12.82 № 2641-82. В пункте 2.10 данных Правил регулируются вопросы, связанные с помещениями медицинского назначения, в т. ч. их количество и оборудование, а в п. 8 определены вопросы медицинского обслуживания и санитарно-противоэпидемического обеспечения судов.

«Санитарные правила для морских судов промыслового флота СССР», утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 22.12.77 № 1814-77, содержат нормы (п. 2.5), касающиеся помещений медицинского назначения, которые должны присутствовать на судне, и об их оснащенности оборудованием, а п. 10 регулирует вопросы медицинского обслуживания на судах рыбопромыслового флота, включая нормы, определяющие количественный состав медперсонала, назначаемого на судно.

Когда нужен здравпункт

Задачей здравпункта является, прежде всего, оказание медицинской помощи работникам, занятым на вредных и опасных производствах.

НА № 12‘2004Перечни вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определены приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.04 № 83. Из его положений следует, что создавать собственные здравпункты имеет смысл организациям, занятым следующими видами деятельности:

  • нефтедобыча и добыча газа в районах Крайнего Севера, пустынных и других отдаленных и недостаточно обжитых районах, а также при морском бурении;
  • военизированная охрана;
  • производство продуктов питания;
  • оказание услуг общественного питания (в т. ч. на транспорте);
  • оказание транспортных услуг;
  • оказание образовательных, ряда бытовых услуг и т. д.

Медицинский персонал, в свою очередь, также обязан проходить предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), если их деятельность осуществляется:

  • в родильных домах (отделениях), детских больницах (отделениях), отделениях патологии новорожденных, недоношенных;
  • в детских и подростковых сезонных оздоровительных организациях;
  • в дошкольных образовательных организациях, домах ребенка, оздоровительных образовательных организациях, в т. ч. санаторного типа, в детских санаториях и круглогодичных лагерях отдыха;
  • в лечебно-профилактических учреждениях, организациях, санаториях, домах отдыха, пансионатах, домах-интернатах, а также как работа социальных работников, непосредственно связанная с питанием пациентов;
  • в организациях медицинской промышленности и аптечной сети, связанных с изготовлением, расфасовкой и реализацией лекарственных средств, и т. д.

Согласно «Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения», утв. приказом Минздравсоцразвития России от 07.10.05 № 627, здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся. Таким образом, помимо осуществления контроля за состоянием здоровья лиц, имеющих особые условия труда, целью здравпункта является также оказание работнику первой (доврачебной) медицинской помощи перед отправкой его в медицинское учреждение (поликлинику, больницу, медсанчасть, травматологический пункт и т. п.).

Отдельные нормативные правовые акты устанавливают, что при выполнении определенных работ наличие здравпункта необходимо.

Так, здравпункты следует организовывать при выполнении работ вахтовым методом. Нефте- и газодобывающие компании при вахтовом методе работы создают поселки для проживания работников. Для охраны их здоровья на территории вахтовых поселков должны открываться фельдшерские здравпункты при численности работающих от 50 человек, врачебные здравпункты – от 500 работающих и амбулатории – от 1500 работающих, а при численности работающих до 50 человек – медицинские бригады, периодичность выездов которых согласовывается с администрацией организации. Доставка выездных медицинских бригад на объекты осуществляется организацией (п. 8.5 «Основных положений о вахтовом методе организации работ», утв. совместным постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31.12.87 № 794 / 33-82).

Прочитайте полезные статьи по теме:

Ряд нормативных актов прямо заявляет о необходимости организации на промышленном предприятии своего здравпункта. Так, СанПиН 2.6.1.24-03 «Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций», введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.04.03 № 69, обязывают на атомной станции предусмотреть помещения для врачебного здравпункта (п. 12.17, 12.18). Также должен быть предусмотрен фельдшерский пункт на атомной станции малой мощности (п. 12.17).

«Санитарные правила по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1250-03», введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.04.03 № 32, предусматривают наличие здравпункта с дежурством среднего медицинского персонала в течение всего времени работы на площадках, отведенных под промывочно-пропарочные предприятия (п. 7.5.6).

Инструкция о порядке организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад, утв. министром путей сообщения РФ 01.05.98 № ЦУВС-552, определяет следующее. Начальники локомотивных депо обеспечивают совместно с главными врачами амбулаторно-поликлинических учреждений железнодорожного транспорта организацию на территории основного локомотивного депо и в удаленных от основного депо пунктах заступления на работу работников локомотивных бригад фельдшерских здравпунктов, имеющих в своем составе кабинеты предрейсовых медицинских осмотров с круглосуточным или ежедневным режимом работы, в т. ч. выделение помещений, оснащение их необходимым инвентарем и оборудованием в соответствии с установленными требованиями и техническое содержание медицинских приборов, текущее содержание здравпунктов, включая уборку и ремонт. Методическое руководство и контроль за деятельностью здравпунктов локомотивных депо, осуществляющих проведение предрейсовых медицинских осмотров, ведут главные врачи лечебно-профилактических учреждений железнодорожного транспорта.

Направления работы

Основными направлениями работы здравпунктов являются:

  • оказание первичной медико-санитарной помощи;
  • транспортировка больных и пострадавших в лечебно-профилактические учреждения;
  • проведение лечебных и профилактических мероприятий.

Кстати сказать

Особенности налогообложения

Иметь свой здравпункт в организации, безусловно, удобно, но не всегда оправданно с точки зрения налогообложения. При организации здравпункта очень важно учитывать не только требования к уровню подготовки медперсонала и требования санитарно-гигиенического характера, но и особенности бухучета и налогообложения такой деятельности. Ведь содержание собственного здравпункта – довольно затратное дело.

Минфин России считает (письмо от 03.07.00 № 04-02-05 / 1), что содержание здравпунктов для санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников, обеспечение их медикаментами, оплата труда медицинского персонала здравпунктов, являющегося работниками организаций, предусмотренные обязательными требованиями по организации труда в отдельных отраслях, подлежат включению в затраты на производство. Однако нужно понимать, что расходы могут быть учтены только в тех объемах, которые необходимы для реализации указанных выше целей (письмо Минфина России от 18.04.06 № 03-03-04 / 1 / 356).

Расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпункта, находящегося непосредственно на территории организации, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (подп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). При этом указанные расходы должны соответствовать критериям, перечисленным в п. 1 ст. 252 НК РФ. То есть расходы должны быть экономически обоснованными, документально подтвержденными

и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы на приобретение медикаментов рекомендуется учитывать в соответствии с подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Таким образом, в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, могут быть включены затраты на содержание здравпунктов.

Важно, что, по мнению Минфина России, признавать расходы на содержание здравпунктов могут не все организации. Минфин России не раз указывал, что признавать расходы в налоговом учете можно только в том случае, если наличие здравпункта является обязательным требованием законодательства.

В частности, в письме Минфина России от 21.06.05 № 03-03-04 / 1 / 20 указано, что положение подп. 7 п. 1 ст. 246 НК РФ применяется только к налогоплательщикам, для которых содержание таких здравпунктов является обязательным. Иными словами, только организации с вредными или тяжелыми условиями труда, для которых содержание здравпунктов является необходимым условием осуществления их деятельности, могут учесть такие затраты при налогообложении прибыли. Также вправе открывать здравпункты (входящие в состав организации) те организации, которые обязаны осуществлять медицинское освидетельствование водителей (письмо Минфина России от 14.11.05 № 03-03-04 / 4 / 86).

Эту позицию разделяют и суды. Так, постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.09.99 № А19-5445 / 98-32-2-ФО2-1524 / 99-С1 определено, что здравпункты призваны выполнять мероприятия

по соблюдению санитарно-гигиенических требований, направленных непосредственно на создание безопасных условий труда на вредном производстве, предупреждение и профилактику профзаболеваний, соблюдение мер по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, на поддержание чистоты и порядка на производстве.

Если же организация не осуществляет деятельность, предполагающую выполнение опасных работ или наличие вредных производственных факторов, но решает добровольно создать для своих работников здравпункт, то, по мнению Минфина России, она не должна включать затраты, связанные с его содержанием, в состав расходов для целей налогообложения.

Крайне важно для целей налогообложения и то, что здравпункт должен находиться непосредственно на территории организации.

Бывают случаи, когда здравпункты оказывают медицинские услуги не только работникам организации, но и иным лицам, например членам их семей. Причем такие услуги могут быть и безвозмездными, и платными. В соответствии с письмом Минфина России от 26.10.05 № 03-03-04 / 1 / 302 расходы на безвозмездное оказание медицинских услуг населению, не состоящему в трудовых отношениях с организацией, не соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ и поэтому не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Если же медицинские услуги платные, то получается, что организация осуществляет отдельный самостоятельный вид деятельности, а потому обязана учитывать доходы и расходы, связанные с этим видом деятельности, в общеустановленном порядке.

Охарактеризуем основные виды деятельности здравпункта, которые будут зависеть от наименований работ (услуг), указанных в приложении к лицензии.

Первой задачей здравпункта может являться проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).

Обязательному предварительному медицинскому осмотру (обследованию) при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста 18 лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных ТК РФ (ст. 213) и иными федеральными законами (например, ст. 14 Федерального закона от 09.01.96 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»).

Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), а также Порядок проведения этих осмотров (обследований) утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.04 № 83.

Предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определить соответствие состояния здоровья работника (освидетельствуемого) поручаемой ему работе.

Периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в целях:

  • динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска;
  • выявления общих заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников.

Частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) совместно с работодателем, исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но не реже, чем один раз в два года.

Лица, не достигшие 21 года, проходят периодические медицинские осмотры ежегодно.

Периодические медицинские осмотры (обследования) работников могут проводиться досрочно в соответствии с медицинским заключением или по заключению территориальных органов Роспотребнадзора с обязательным обоснованием в направлении причины досрочного (внеочередного) осмотра (обследования).

Периодические медицинские осмотры (обследования) работников, занятых на вредных работах и работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в течение пяти и более лет, проводятся в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих лицензии на экспертизу профпригодности и экспертизу связи заболевания с профессией, один раз в пять лет.

Работодатель определяет контингенты и составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, и после согласования с территориальными органами Роспотребнадзора передает его за два месяца до начала осмотра в здравпункт.

Здравпункт на основании полученного поименного списка работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), утверждает совместно с работодателем календарный план проведения медицинских осмотров (обследований).

Руководитель здравпункта утверждает состав медицинской комиссии, председателем которой должен быть врач-профпатолог или врач иной специальности, имеющий профессиональную подготовку по профпатологии, членами комиссии – специалисты, прошедшие в рамках своей специальности подготовку по профессиональной патологии. Комиссия определяет виды и объемы необходимых исследований с учетом специфики действующих производственных факторов и медицинских противопоказаний к осуществлению или продолжению работы на основании действующих нормативных правовых актов.

Заключение медицинской комиссии и результаты медицинского осмотра (обследования), как предварительного, так и периодического, а также выписка из амбулаторной карты работника вносятся в карту предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований). Работник в обязательном порядке информируется о результатах проведенных медицинских осмотров (обследований).

НА № 7‘2007Второй задачей работы здравпункта может стать проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств. При выполнении таких осмотров можно ориентироваться на порядок, установленный в Методических рекомендациях Минздрава России и Минтранса России от 29.01.02 «Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» (Приложение № 2 «Типовое положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств»), которые направлены руководителям лечебно-профилактических учреждений письмом Минздрава России от 21.08.03 № 2510 / 9468-03-32.

Данный нормативный документ регламентирует порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров и поможет работодателю правильно сформировать и организовать этот участок работы как одну из важных составляющих обеспечения безопасности дорожного движения.

Важно отметить, что в каждой организации, имеющей автотранспорт, необходимо организовать и в обязательном порядке проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств. Это установлено на законодательном уровне: в ст. 20 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию ими навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Предрейсовые медицинские осмотры проводятся прошедшими специальное обучение медицинскими работниками (врачами, фельдшерами, медицинскими сестрами). Указанным выше нормативным документом утверждена Примерная программа подготовки медицинских работников по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.

Основной задачей предрейсовых медицинских осмотров является выявление у водителей признаков различных заболеваний, употребления алкоголя, наркотиков, запрещенных лекарственных препаратов, остаточных явлений алкогольной интоксикации (похмельного синдрома), утомления. В случае выявления указанных признаков водители не допускаются к управлению транспортными средствами.

Медицинские работники также контролируют состояние здоровья водителей, анализируют причины отстранения водителей от работы, ведут учет результатов осмотров, участвуют в служебном расследовании ДТП с целью выявления причин, зависящих от состояния здоровья водителя, совершившего ДТП. Они работают в тесном контакте с руководителем организации и другими специалистами, работа которых связана с обеспечением безопасности движения.

На основе анализа причин отстранения водителей от работы по состоянию здоровья медработники формируют так называемые «группы риска», куда включаются водители, склонные к злоупотреблению алкоголем и психоактивными веществами, а также длительно и часто болеющие (страдающие хроническими заболеваниями) и водители старше 55 лет.

Водители, вошедшие в группы риска, должны подвергаться текущим и послерейсовым медицинским осмотрам и находиться под особым вниманием медицинских работников. Порядок проведения текущих и послерейсовых медицинских осмотров устанавливается руководителями организаций.

Обязательные предрейсовые медицинские осмотры работников локомотивных бригад производятся в порядке, установленном Инструкцией о порядке организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад, утв. МПС России 01.05.98 № ЦУВС-552. Ответственными за организацию таких медосмотров являются начальники локомотивных депо (п. 2.1.2).

Предрейсовый медосмотр проводится не ранее чем за 1 час перед рейсом при одновременной явке всех членов локомотивной бригады, по предъявлении ими маршрутного листа или наряда и – по требованию медицинского работника – удостоверения личности работающего.

При необходимости выполнения нескольких рейсов в течение дня медосмотр проводится однократно, перед первым рейсом. В случаях отмены или задержки выезда из депо порядок проведения повторных осмотров устанавливает начальник локомотивного депо.

Третий вид деятельности, когда здравпункт может оказать неоценимую помощь, – это расследование несчастных случаев.

На практике под несчастными случаями иногда понимают очень ограниченный перечень событий, как правило, те из них, которые привели к значительному повреждению здоровья сотрудника (группы сотрудников) либо его (их) смерти. Однако ст. 227 ТК РФ трактует понятие «несчастный случай» намного шире. Расследованию как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в т. ч. нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших.

Четвертая и очень важная задача здравпункта – оказание первой (доврачебной) медицинской помощи при несчастном случае. Она связана и с тем, что ст. 228 ТК РФ обязывает работодателя при выявлении несчастного случая немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию.

Некоторые нормативные документы устанавливают обязательные правила и называют последовательность осуществления помощи пострадавшим при несчастном случае.

Так, медицинская помощь персоналу, пострадавшему при аварии на атомной станции, должна быть этапной: на рабочем месте и в санпропускнике, в здравпункте, в медико-санитарной части, в специализированном медицинском учреждении.

На рабочем месте и в санпропускнике планируются мероприятия по неотложной само- и взаимопомощи, дезактивации загрязненных кожных покровов. На рабочих местах и в санпропускнике должны находиться аптечки первой помощи и противорадиационные индивидуальные аптечки. В санпропускнике, кроме того, должен находиться запас дезактивирующих средств, резерв спецодежды и обуви.

Из санпропускника пострадавшие должны быть направлены в здравпункт атомной станции, где проводятся дозиметрический контроль пострадавших, первичная сортировка пораженных по показаниям в неотложных лечебно-профилактических мероприятиях, срокам и месту эвакуации, йодная профилактика, оказание неотложной помощи (п. 11.2.16 СанПиН 2.6.1.24-03).

В следующем номере мы продолжим тему организации здравпункта: рассмотрим порядок получения лицензии, разберем требования к оборудованию, определим условия работы персонала, приведем информационную справку Росздравнадзора о мероприятиях по контролю медицинской деятельности.

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль