Конкурс как процедура отбора кандидатов на работу

6147
Завгородний Александр Васильевич
Кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права юридического факультета СПб ГУ
Выбор кандидата на должность - дело чрезвычайно важное и ответственное. Заключению трудового договора в определенных ситуациях могут предшествовать процедуры оценки деловых качеств претендента на должность. Можно смело сказать, что на сегодняшний день одним из немногих предусмотренных Трудовым кодексом РФ реальных способов оценки деловых качеств кандидатов является конкурс. К сожалению, на практике понятие «конкурс» зачастую используют, не понимая правовой сути этого процесса и не разбираясь в том, имеет ли работодатель законные основания для проведения такой процедуры отбора. Мы расскажем, как должен проводиться конкурс в соответствии с законодательством и подскажем, как разработать Положение о конкурсе в вашей организации.

Избрание по конкурсу предполагает проверку и оценку коллегиальным органом деловых качеств всех претендентов на соответствующую должность для выявления наиболее квалифицированного (достойного) из них.

Возможность проведения конкурса, предшествующего заключению трудового договора, предусмотрена ст. 16 Трудового кодекса РФ.

В соответствие со ст. 18 ТК РФ проведение конкурса предполагает соблюдение определенных условий.

Словарь кадровика Конкурс (от лат. concursus - сход, стечение, столкновение) - соревнование, имеющее целью выделить лучшего участника (лучших участников) или наилучшие показатели (результаты); соискательство с целью получения права на заключение договора

Условие 1. Должен быть утвержден перечень должностей, замещение которых возможно в конкурсном порядке.

Условие 2. Порядок конкурсного избрания определен законом, иными нормативными актами или уставом (положением) организации.

Как видим, процедура приема на работу по конкурсу должна иметь нормативно-правовую основу и распространяться на все случаи отбора и оценки кандидатов на определенные должности. Иными словами, нельзя установить конкурсный порядок к заключению трудового договора с конкретным лицом и не применять его для замещения той же самой или однородной должности по отношению к другим лицам. Ведь тогда может возникнуть претензия о дискриминации, допущенной при приеме на работу.

Основные отличия конкурса от обычного отбора кандидатов заключаются в том, кто и в каком порядке осуществляет этот отбор (табл. 1).

Таблица 1

Процедуры отбора кандидатов на работу

Конкурс как процедура отбора кандидатов на работу

КОГДА ПРОВОДИТСЯ КОНКУРС?

На федеральном уровне процедура избрания претендента на соответствующую должность по конкурсу установлена для замещения следующих категорий должностей.

Категория 1. Научно-педагогические работники - при приеме в образовательные учреждения высшего профессионального образования (ч. 2 ст. 332 ТК РФ).

Категория 2. Государственные служащие - при поступлении на государственную гражданскую службу в государственные органы (п. 1 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ « О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Категория 3. Муниципальные служащие - при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании (ст. 17 Закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Категория 4. Судьи (Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»).

Категория 5. Сотрудники таможенной службы (Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»).

Обратите внимание! Конкурс в случаях, предусмотренных законом и (или) локальным нормативным актом работодателя, является обязательной процедурой, предшествующей заключению трудового договора

Тот факт, что конкурсная процедура не предусмотрена федеральными законами для случаев приема на работу к иным работодателям, не означает, что организациям, не являющимся вузами, государственными, муниципальными, судебными, таможенными органами, запрещено проводить конкурсы среди своих соискателей. Это не так.

Проводить конкурсы можно, но при этом необходимо соблюдать определенные требования и иметь в виду, что как только работодатель сделает для себя конкурсную процедуру замещения должностей обязательной, он должен ее придерживаться безусловно и неукоснительно.

ИЗБРАНИЕ ПО КОНКУРСУ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Обратите внимание! При наличии вакантной научно-педагогической должности конкурсный отбор в установленном порядке объявляется в период учебного года

Конкурсный порядок замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении РФ предусмотрен ст. 332 ТК РФ. Нормы ТК РФ, регламентирующие конкурсный порядок замещения должностей в вузах, уникальны, поскольку:

1. Конкурс проводится как в отношении вакантных должностей, так и в отношении должностей, уже замещенных работниками на основании срочных трудовых договоров.

2. Конкурс на замещение должности научно-педагогического работника проводится также для замещения должности, которую уже замещает работник на условиях бессрочного трудового договора.

3. Конкурс проводится не только при приеме на работу, но и при переводе на другую должность.

При этом конкурс не проводится в отношении должностей декана факультета и заведующего кафедрой, должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами, а также должностей научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.

Кроме того, допускается заключение трудового договора без осуществления конкурсной процедуры при приеме на работу по совместительству, во вновь создаваемые учебные заведения до начала работы ученого совета (на срок, не превышающий одного года), для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы (до выхода этого работника на работу).

Конкурс проводится в порядке, утв. приказом Минобразования России от 26.11.2002 № 4114 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации» (далее - Положение о конкурсе).

Положение о конкурсе определяет общий порядок проведения конкурсного отбора и заключения срочного трудового договора между высшим учебным заведением и работником из числа научно-педагогического состава (профессорско-преподавательский состав, научные работники).

В Положении о конкурсе речь идет только о срочном трудовом договоре, так как оно было утверждено до принятия новой редакции Трудового кодекса РФ. В настоящее время ст. 332 ТК РФ предусматривает возможность заключения с научно-педагогическими работниками трудового договора и на неопределенный срок.

Обратите внимание! На лиц, привлекаемых к преподавательской деятельности на условиях почасовой оплаты труда, Положение о конкурсе не распространяется

В части профессорско-преподавательского состава Положение о конкурсе распространяется на профессоров, доцентов, старших преподавателей, преподавателей и ассистентов вузов России.

В части научного состава Положение распространяется на научных работников (руководителей научно-исследовательского, научного секторов, отделов, лабораторий, другого научного подразделения, главных научных сотрудников, ведущих научных сотрудников, старших научных сотрудников, научных сотрудников, младших научных сотрудников) научных подразделений, кафедр вузов. 

Можно выделить следующие этапы проведения конкурса.

Этап 1. Объявление конкурса.

Конкурс объявляется ректором (проректором, руководителем филиала) вуза в периодической печати или в других средствах массовой информации не менее чем за два месяца до его проведения. Данный способ информирования носит публичный характер, что делает информацию о конкурсе доступной широким кругам общественности. Однако объявление адресовано не всем, а лишь тем лицам, кто удовлетворяет требованиям, заявленным вузом.

Отдельно выделим особый порядок извещения о конкурсе тех работников, у которых истекает срок трудового договора.

Положением о конкурсе установлено, что не позднее окончания учебного года ректор (проректор) объявляет фамилии и должности научно- педагогических работников, у которых истекает срок трудового договора в следующем учебном году. Данная информация помещается на доске объявлений вуза (факультета, филиала). Далее в общем порядке по указанным должностям ректор (проректор, руководитель филиала) объявляет конкурсный отбор путем опубликования в периодической печати или других СМИ объявления о конкурсе не менее чем за два месяца до его проведения.

Какие сведения должны быть указаны в объявлении о проведении конкурса?

К содержанию объявления Положение о конкурсе требований не предъявляет, поэтому вузы самостоятельно определяют содержание таких объявлений. В них обычно указывается:

1. Наименование вуза;

2. Наименование должностей, подлежащих замещению;

3. Квалификационные требования, предъявляемые к претенденту на объявленную должность научно-педагогического работника;

4. Объем работы (полная ставка или часть ставки), который будет поручен претенденту в случае его избрания;

5. Перечень документов, которые должны быть представлены претендентом;

6. Срок и место подачи заявлений желающих участвовать в конкурсном отборе с момента опубликования объявления вузом;

7. Контактная информация, необходимая для подачи заявления (телефон, факс, электронная почта вуза).

Объявление также может содержать дополнительные, факультативные условия конкурса, касающиеся, к примеру, часов приема заявлений, порядка возврата документов участникам, не прошедшим по конкурсу, и т. п. (приложение 1).

Кстати сказать

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» к средствам массовой информации (СМИ) относятся периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации. Поэтому трудно признать законной практику, когда вузы объявление о конкурсе вывешивают лишь на досках информации или на интернет-сайте вуза. Подобный порядок объявления конкурса противоречит требованиям, которые указаны в Положении о конкурсе. Вместе с тем надо признать, что на современном этапе размещение информации на официальном сайте вуза в сети Интернет наиболее прогрессивно, целесообразно и эффективно, чем обращение, например, в периодические издания.

Какие документы для участия в конкурсе должен представить претендент на должность?

Для участия в конкурсе претендент подает заявление. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, в нормативных актах не конкретизируется. Представляется, что это должны быть, прежде всего, документы, подтверждающие соответствие претендента квалификационным требованиям по соответствующей научно-педагогической должности. Это могут быть: копия диплома об образовании; список научных трудов; копия диплома кандидата (доктора) наук; копия аттестата доцента (профессора); в необходимых случаях - копия трудовой книжки, подтверждающей наличие соответствующего стажа работы, другие документы.

Объявили о проведении конкурса. В связи с определенными обстоятельствами нам просто необходимо внести изменения в условия конкурсного отбора, которые уже опубликованы в СМИ и на нашем сайте! Возможно ли это?

На практике нередко возникает необходимость внести коррективы в условия конкурса, а то и вовсе его отменить. Полагаем, что вуз должен иметь на это право даже в тех случаях, когда кто-либо из претендентов уже подал заявление для участия в конкурсном отборе. Отметим, что ни трудовое законодательство, ни действующее Положение о конкурсе не дают ответа на вопрос о том, имеет ли право вуз вносить соответствующие изменения в условия конкурсного отбора претендентов, а также отменять его, и какова процедура этих действий.

Также ничего не говорится о сроках, когда могут быть произведены эти действия. Очевидно, что изменение условий конкурса или его отмена должны быть доведены до сведения возможных и реальных его участников. Иными словами, объявление об изменении условий конкурса или о его отмене должно быть сделано в том же порядке и в той же форме, в какой объявлялся сам конкурс.

Обратите внимание! В случае нарушения месячного срока подачи заявления должностное лицо вуза, ответственное за организацию и проведение конкурсного отбора, отказывает соискателю в приеме заявления (абз. 2 п. 4 Положения о конкурсе)

Этап 2. Получение заявлений кандидатов.

Срок подачи заявлений участниками конкурса составляет один месяц со дня опубликования объявления о конкурсе. Форма заявления Положением о конкурсе не предусмотрена и для удобства соискателей обычно утверждается локальным нормативным актом вуза (приложение 2).

В действующем Положении о конкурсе не указано, какое именно должностное лицо принимает заявления и несет ответственность за организацию и проведение конкурса. Данный вопрос желательно урегулировать на локальном уровне. Исходя из сложившейся практики ответственным за проведение конкурса может быть назначен начальник отдела кадров или ученый секретарь. В их обязанности входит проверка комплектности представляемых документов, правильного их заполнения, предоставление справочной информации претендентам о замещаемой должности, об основных условиях трудового договора, а также о процедуре проведения конкурсного отбора.

Этап 3. Оценка кандидатов на их соответствие квалификационным требованиям.

Приказом Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 № 1н утвержден раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (далее - Квалификационные характеристики) Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).

В указанном разделе нашли отражение квалификационные требования, предъявляемые к лицам, претендующим на замещение должностей профессорско-преподавательского состава.

Обратите внимание! Несоответствие претендента квалификационным требованиям, установленным действующими нормативными правовыми актами, является основанием для отказа в приеме заявления (абз. 2 п. 4 Положения о конкурсе)

В указанном разделе нашли отражение квалификационные требования, предъявляемые к лицам, претендующим на замещение должностей профессорско-преподавательского состава.

Квалификационные характеристики способствуют правильному подбору и расстановке кадров и могут использоваться вузами для определения соответствия уровня специальной подготовки лица конкретной должности.

Чем выше должность, тем выше и требования к деловым качествам претендента на нее.

Так, для замещения должности ассистента претендент должен иметь высшее образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее одного года. При наличии послевузовского профессионального образования (аспирантуры, ординатуры, адъюнктуры) или ученой степени кандидата наук наличие стажа работы в образовательном учреждении не требуется.

Самые высокие требования к квалификации установлены для лиц, претендующих на замещение должности профессора. Кроме высшего профессионального образования, необходима ученая степень доктора наук и стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет либо ученое звание профессора.

Здесь же отметим, что участвовать в конкурсе на замещение научно- педагогических должностей в вузах могут только лица, обладающие специальной трудовой правоспособностью. Правоспособность такого лица может быть ограничена только в связи с наличием обстоятельств, указанных в ст. 331 ТК РФ.

Этап 4. Выработка рекомендаций кафедрой.

Кафедра выносит рекомендации по каждому участнику конкурсного отбора и доводит их до сведения ученого совета вуза (факультета) на его заседании до проведения тайного голосования.

Отметим, что в Положении о конкурсе отсутствуют четкие правила принятия решения кафедрой по обсуждаемым кандидатурам.

Соответствующую рекомендацию по каждому участнику конкурса необходимо принимать в результате объективного и беспристрастного рассмотрения всех материалов, поступивших на конкурс. В этих целях претендентам может быть предложено вместе с заявлением представить документы, свидетельствующие о личных достижениях и творческих успехах за весь период их трудовой деятельности. Кафедра также вправе предложить претендентам прочесть пробные лекции или провести другие учебные занятия и уже по их итогам принять соответствующую рекомендацию. Тематика и объем пробных занятий устанавливаются кафедрой с учетом пожеланий лиц, участвующих в конкурсе.

Кафедра свое мнение о каждом участнике конкурса высказывает в коллегиальном порядке путем тайного голосования (большинством голосов). Заседание кафедры оформляется протоколом (с указанием номера и даты, результатов голосования и др.). Однако это ни в коем случае не решение об избрании по конкурсу. Это всего лишь предварительное заключение.

Протокол направляется в ученый совет вуза (факультета). Участники конкурса извещаются о дате и времени заседания кафедры и, при желании, могут присутствовать на нем и быть впоследствии ознакомленными с соответствующей рекомендацией.

Рекомендация кафедры должна содержать достаточно полную и объективную оценку каждой кандидатуры, чтобы послужить для членов ученого совета необходимым ориентиром при тайном голосовании.

Недавно на заседании кафедры у нас сложилась необычная ситуация. В конкурсе участвовали всего два кандидата и ни одного из них кафедра не рекомендовала ученому совету. Что делать в таком случае?

Обратите внимание: рекомендация кафедры не является обязательной. Да, она оглашается на заседании ученого совета вуза (факультета), но члены совета ею не связаны; они могут и не прислушаться к мнению кафедры.

Вместе с тем нельзя закрыть глаза и на имеющую место проблематику, поскольку в действующем Положении о конкурсе не говорится, как поступить в случае, если кафедра принимает отрицательное заключение по всем кандидатурам, участвующим в конкурсном отборе, либо вообще не принимает решения. Полагаем, в этом случае все претенденты должны все же вноситься в бюллетени тайного голосования для последующего обсуждения и конкурсного отбора на ученом совете вуза (факультета). Только решение ученого совета может иметь юридически обоснованное значение для вуза о не избрании всех указанных претендентов на конкурсную должность. При выработке рекомендаций на заседании кафедры необходимо учитывать, что если в конкурсе участвует несколько кандидатов и среди них есть работник вуза, то исходя из идеи и духа конкурса все его участники должны быть в равных условиях и к ним должно быть одинаковое отношение.

Кстати сказать

В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» общее руководство государственным или муниципальным высшим ученым заведением осуществляет именно ученый совет.

Указанный закон не содержит конкретных норм относительно состава, полномочий, порядка выборов и деятельности ученого совета, а предоставляет право их решения трудовому коллективу вуза в его уставе и с учетом норм Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Действующее Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 № 71, ограничивает срок полномочий ученого совета пятью годами. Досрочные перевыборы могут проводиться по требованию не менее половины его членов, а также в случаях, предусмотренных уставом вуза.

Порядок избрания делегатов на общее собрание (конференцию), предусматривающий участие всех категорий работников, обучающихся и членов общественных организаций, определяется ученым советом высшего учебного заведения. При этом члены ученого совета должны составлять не более 50 % общего числа делегатов.

В состав ученого совета входят: ректор, который является председателем ученого совета, проректоры, президент, если такая должность предусмотрена уставом высшего учебного заведения, а также по решению ученого совета - деканы факультетов. Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) тайным голосованием. Представители структурных подразделений и обучающихся считаются избранными в состав ученого совета высшего учебного заведения или отозванными из него, если за это проголосовали более 50 % делегатов, присутствующих на общем собрании (конференции) при наличии не менее 2/3 списочного состава делегатов.

Количество членов ученого совета высшего учебного заведения определяется на общем собрании (конференции). В случае увольнения (отчисления) из высшего учебного заведения члена ученого совета он автоматически выбывает из состава совета.

Этап 5. Принятие решения ученым советом вуза.

Решение об избрании или не избрании лица на определенную научно- педагогическую должность есть юридический факт, своего рода основание, на которое опирается ректор вуза при заключении трудового договора с победившим участником конкурса.

После получения рекомендаций кафедры и их оглашения перед началом голосования по кандидатурам ученый совет должен избрать счетную комиссию в составе не менее трех членов ученого совета. По каждому лицу, участвующему в конкурсе, счетная комиссия оглашает результаты голосования.

Голосующие заполняют бюллетени, форма которых утверждена и является приложением к Положению о конкурсе. Свое решение они выражают, оставляя или вычеркивая фамилию (фамилии). Протокол счетной комиссии утверждается ученым советом вуза (факультета) и приобщается к материалам конкурса.

Кто считается прошедшим конкурс?

Успешно прошедшим конкурсный отбор считается претендент, получивший путем тайного голосования не менее половины голосов плюс один голос от числа принявших участие в голосовании при кворуме 2/3 списочного состава ученого совета.

При получении претендентами, участвующими в конкурсе, равного количества голосов проводится повторное голосование на том же заседании ученого совета. Если один из претендентов получил более 50 % голосов членов ученого совета, то конкурсный отбор признается состоявшимся и вуз объявляет новый конкурс.

По сложившейся практике при конкурсном отборе профессорско-преподавательского состава ассистенты, преподаватели, старшие преподаватели и доценты избираются на ученых советах факультетов, а профессора - на ученых советах вузов, если иное не установлено уставом.

Решение ученого совета, в отличие от рекомендации кафедры, имеет обязательный характер. Это означает, что если ученый совет рекомендации кафедры может не принимать во внимание и вправе голосовать по кандидатурам лишь на основании тех данных, которые имеются у него в распоряжении, то решение ученого совета обязательно для ректора. На основании данного решения ректор обязан заключить трудовой договор с успешным кандидатом. Это ни в коей мере не противоречит единоначалию ректора вуза. Более того, ректор как председатель ученого совета несет полную ответственность за обоснованность и объективность его решения.

Этап 6. Утверждение решения о результатах конкурса ректором вуза.

По результатам конкурсного отбора и после заключения с работником трудового договора издается приказ ректора (проректора) вуза о приеме на научно-педагогическую должность по соответствующей кафедре, научному структурному подразделению. Конкретные сроки трудового договора устанавливаются по соглашению сторон с учетом коллективного договора и мнения ученого совета (совета) вуза (факультета, филиала).

Ученый совет принял решение об избрании по конкурсу одного из кандидатов, претендовавших на должность в нашем вузе. Но до сих пор ректор не заключил с победителем конкурса трудовой договор и вообще, кажется, пытается игнорировать решение ученого совета. Возможно ли такое? И при каких обстоятельствах ректор вправе не подчиняться решению ученого совета?

Решение ученого совета об избрании определенного претендента на конкретную научно-педагогическую должность обязательно для ректора. Иными словами, даже если ректор с кандидатурой соискателя не согласен, он обязан заключить трудовой договор с избранным лицом. Положение о конкурсе не предусматривает никаких оснований и причин, при которых ректор может не подчиниться решению.

Отметим, что здесь есть проблема. В Положении о конкурсе не указано, как скоро ректор обязан подписать трудовой договор с победителем конкурса после того, как ученым советом будет принято решение. Полагаем, что на локальном уровне можно обозначить конкретные сроки исполнения ректором решения ученого совета по итогам конкурса.

КОНКУРС НА ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

Конкурсный порядок замещения должностей государственной гражданской службы основан на конституционном принципе равного доступа граждан России к государственной службе без какой-либо дискриминации (п. 4 ст. 32 Конституции РФ). Необходимо учитывать также права гражданских служащих на должностной рост.

Указанным требованиям в наибольшей мере соответствует конкурсный порядок поступления на государственную гражданскую службу. При конкурсном подборе кадров любой гражданин РФ и гражданский служащий, при условии соответствия установленным законом требованиям, могут претендовать на вакантную должность в государственном органе.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ) поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса.

Названная норма одновременно отражает и исключения из общего правила, т. е. перечисляет те должности гражданской службы и те обстоятельства, при которых конкурс не проводится.

Порядок (процедура) проведения конкурса детально регламентирован в Положении «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 112 (далее - Положение о конкурсе).

Как и любой конкурс, конкурс на замещение должности гражданской службы преследует цель выбора лучшего кандидата.

Право на участие в конкурсе ограничивается рядом вполне логичных и приемлемых цензов. В конкурсе могут участвовать только граждане РФ:

а) достигшие 18 лет;

б) владеющие государственным языком РФ;

в) соответствующие установленным законодательством РФ о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы.

Конкурсные правоотношения претендентов с государственным органом имеют длящийся характер и делятся на три этапа.

Этап 1. Объявление конкурса государственным органом.

На первом этапе государственный орган публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе на официальном сайте государственного органа. Объявление может быть опубликовано и в периодическом печатном издании, но это в настоящее время не обязательно.

Перечисленные способы информирования о конкурсе указывают на его публичный характер и предполагают распространение данного объявления в широких кругах общественности. Таким образом, объявление адресовано не какому-либо заранее определенному лицу, а всякому, кто удовлетворит указанным в нем требованиям.

В объявлении указываются:

  • наименование вакантной должности гражданской службы;
  • требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности;
  • условия прохождения гражданской службы;
  • место и время приема документов, подлежащих представлению в соответствии с п. 7 Положения о конкурсе;
  • срок, до истечения которого принимаются документы;
  • предполагаемая дата проведения конкурса;
  • место и порядок его проведения;
  • другие информационные материалы.

Этап 2. Прием заявлений кандидатов.

В зависимости от статуса участника конкурса в государственный орган подаются разные комплекты документов (табл. 2). 

Таблица 2

Документы, подаваемые для участия в конкурсе

Конкурс как процедура отбора кандидатов на работу

Перечисленные в объявлении государственного органа документы представляются в государственный орган в течение 21 дня со дня объявления об их приеме. Поскольку особые ограничения относительно срока не установлены, надо предполагать, что речь идет об исчислении срока в календарных днях.

Какие последствия влечет несвоевременное представление документов кандидатом?

Обратите внимание! Документы претендентов, не допущенных к участию в конкурсе, кандидатов, участвовавших в конкурсе, могут быть им возвращены по письменному заявлению в течение трех лет со дня завершения конкурса. До истечения этого срока документы хранятся в архиве государственного органа, после чего подлежат уничтожению

Несвоевременное представление документов, необходимых для участия в конкурсе, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления являются основаниями для отказа в их приеме. Однако если эти нарушения допущены по уважительной причине, то руководитель государственного органа (представитель нанимателя) вправе перенести срок приема документов. Поскольку в Положении о конкурсе нет ни перечня уважительных причин, ни указаний на критерии, которыми должен руководствоваться руководитель, вопрос о том, принимать или не принимать документы, полностью передан на усмотрение представителя нанимателя.

На основании анализа принятых документов обозначается круг лиц, допущенных к участию в конкурсе.

В случае установления в ходе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на гражданскую службу, он информируется в письменной форме представителем нанимателя о причинах отказа от участия в конкурсе. Претендент, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение. 

После этого государственный орган принимает решение о дате, месте и времени проведения конкурса и не позднее чем за 15 дней до его начала направляет лицам, допущенным к участию в конкурсе, сообщение о дате, месте и времени его проведения.

Этап 3. Оценка профессиональных качеств кандидатов и избрание конкретного кандидата конкурсной комиссией.

Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы в государственном органе создается конкурсная комиссия. Состав комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом самого государственного органа.

Формируя состав комиссии, госорган обязан учитывать, что в нее обязательно должны входить представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта РФ по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее 1/4 от общего числа членов конкурсной комиссии.

Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства РФ о государственной тайне.

Обратите внимание! Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов

Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

В государственном органе допускается образование нескольких конкурсных комиссий для различных категорий и групп должностей гражданской службы. Возглавляет комиссию председатель. В комиссию также входят заместитель председателя, секретарь и члены комиссии.

Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от общего числа ее членов.

При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам РФ методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов.

Подобные процедуры могут включать индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

Указанные нормы Положения о конкурсе, таким образом, ориентируют конкурсную комиссию только на профессиональные и деловые качества претендентов независимо от их пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношений к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям.

Решение конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимается открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.

Обратите внимание! Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата

Результаты голосования конкурсной комиссии оформляются решением, которое подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии, принимавшие участие в заседании. Решение является основанием для назначения претендента на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении.

Назначение на должность оформляется двумя документами:

  • актом представителя нанимателя;
  • служебным контрактом.

Таким образом, мы сталкиваемся с определенной спецификой, присущей именно службе. В трудовых правоотношениях стороны вначале подписывают трудовой договор, а затем уж работодатель издает приказ (распоряжение) о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ). На государственной гражданской службе первичным при оформлении служебных отношений является именно акт государственного органа, а вторичным - служебный контракт. Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы (п. 1 ст. 26 Федерального закона № 79-ФЗ).

Каждому участнику конкурса сообщается о результатах конкурса в письменной форме в 7-дневный срок со дня его завершения. Информация о результатах конкурса также размещается в указанный срок на официальном сайте государственного органа в сети Интернет.

ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА НА ОСНОВАНИИ УСТАВА (ПОЛОЖЕНИЯ) ОРГАНИЗАЦИИ

Cовет Разрабатывая Положение о конкурсе в своей организации, вы можете пользоваться Положениями, утвержденными нормативными актами

Как мы уже отмечали, работодатели, не поименованные специально в законодательных актах, также могут проводить конкурсы в целях заключения трудовых договоров с успешными кандидатами.

Однако при этом представляется правильным, если уставом (положением) или локальным нормативным актом организации, во-первых, будет утвержден перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу; во- вторых, будет разработан, утвержден и закреплен в соответствующем локальном нормативном акте (к примеру, в Положении о конкурсе) порядок (процедура) конкурсного избрания на эти должности.

В следующем году руководитель хочет ввести в нашей организации конкурсный отбор на ключевые должности. Отделу кадров поручено разработать Положение о конкурсе. На что обратить внимание при составлении этого документа в первую очередь?

Разрабатывая внутреннее Положение о конкурсе (приложение 3), необходимо указать следующее:

1. Конкурс, объявляется только на вакантные должности.

2. Конкурс должен носить открытый, гласный характер и объявляться в СМИ. Все необходимые сведения для участия в конкурсе должны содержаться в информационном сообщении.

3. Объявление о конкурсе должно быть адресовано неопределенному кругу лиц.

4. Положение должно устанавливать перечень документов, которые предъявляются кандидатами, срок подачи заявлений и документов, условия участия в конкурсе, минимальное количество кандидатов для участия в конкурсе, виды конкурсных заданий, критерии их выполнения.

5. В Положении также необходимо определить порядок формирования конкурсной комиссии и прописать все процедурные моменты ее деятельности (состав, в том числе возможность включения представителя профсоюза, порядок голосования, возможность присутствия при принятии решения кандидатов на вакантную должность, оформлении решений и т. д. и т. п.).

6. Положением должны быть предельно четко сформулированы правовые последствия решения, принятого комиссией, в том числе касательно сроков заключения трудового договора с победителем, возврата документов претендентам, не ставшим победителями конкурса (порядок, сроки), возможность признания победителем участника конкурса, набравшего второе по счету количество голосов, если победитель конкурса по каким-либо причинам не сможет заключить трудовой договор, и т. п.

Работодатель самостоятельно решает, для замещения каких должностей должен проводиться конкурс. Соответственно, особое внимание следует уделить перечню таких должностей. Помните, что на позиции, не включенные в перечень, конкурс проводить нельзя, даже если у вас есть несколько кандидатов на замещение этих должностей.

Детальная регламентация конкурсных процедур крайне важна, поскольку в случае оспаривания участниками результатов конкурса в судебном порядке, суды будут обязательно проверять соблюдение именно «формальной» стороны вопроса, т. е. соблюдение конкурсной комиссией порядка избрания по конкурсу, утвержденного самим же работодателем.

Приложение 1

Пример оформления объявления о проведении конкурса

Конкурс как процедура отбора кандидатов на работу

Приложение 2

Пример оформления заявления на участие в конкурсе

Конкурс как процедура отбора кандидатов на работу

Приложение 3

Примерная форма Положения о проведении конкурса на замещение вакантной должности в коммерческой организации

Конкурс как процедура отбора кандидатов на работу



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль