Построение и применение лестниц карьерного роста

3764
В первой части статьи были рассмотрены актуальные аспекты построения и применения лестниц карьерного роста. Вторая часть посвящена индивидуальным планам развития сотрудников, входящих в кадровый резерв.

Для работников, которые входят в перспективный резерв кадров, составляется индивидуальный план подготовки (ИПП), пример которого приведен в прил. 1. Это перечень развивающих мероприятий с указанием сроков их проведения, разработанный HR-специалистом совместно с руководителем для конкретного работника, включенного в перспективный резерв кадров, с целью достижения им необходимого уровня развития компетенций для замещения в перспективе руководящей должности. Механизм оценки по компетенциям представлен на рис. 1.

Применение лестниц карьерного роста

ИПП позволяет работнику:

  • самостоятельно планировать свое развитие для достижения требуемого уровня;
  • целенаправленно повышать уровень развития нужных компетенций;
  • вырабатывать навыки, необходимые для карьерного роста;
  • выполнять развивающие действия на рабочем месте;
  • наблюдать за результатами собственного развития в ходе выполнения ИПП;
  • минимизировать срок адаптации к должности, которую предстоит занять в будущем.

Формирование ИПП сотрудника происходит по схеме, представленной на рис. 2.

Применение лестниц карьерного роста

Общие правила формирования ИПП

ИПП формируется для развития компетенций работника, фактический уровень которых ниже установленного профилем должности, планируемой к замещению. Формирование ИПП состоит из определения компетенций, нуждающихся в развитии, и подбора соответствующих развивающих мероприятий с помощью карты развивающих действий и матрицы обучающих программ.

Если состоящий в резерве кадров работник планируется на замещение нескольких должностей, то для него устанавливается наиболее высокий уровень развития компетенций, соответствующий требованиям всех этих должностных профилей. В течение года рекомендуется развивать не более трех компетенций.

В табл. 1 приведено описание компетенции «использование офисного оборудования» для должности «секретарь» и указаны вопросы для определения уровня ее развития.

Применение лестниц карьерного роста

Рассмотрим основные этапы формирования ИПП.

Этап 1. Выбор компетенций для развития

Прочитайте полезные статьи по теме:

Определение компетенций для развития сотрудника включает три шага.

Шаг 1. Выбор компетенций, нуждающихся в развитии, в зависимости от их типа. Прежде всего рекомендуется развивать навыковые компетенции, компенсирующие установочные компетенции, после чего планировать развитие последних. Установочные компетенции отражают глубинные личностные характеристики и качества, слабо поддающиеся развитию, а навы-ковые - определенный набор знаний, умений, навыков, способов

и методов работы, позволяющий решать конкретные профессиональные задачи. Все профессиональные компетенции являются навыковыми. В табл. 2 управленческие и личностно-деловые компетенции разделены на установочные и навыковые (напротив установочных компетенций перечислены компенсирующие каждую из них навыковые компетенции).

Применение лестниц карьерного роста

Шаг 2. Определение связанных компетенций. Связанными являются навыковые компетенции, развитие которых способно компенсировать недостаточное развитие соответствующих установочных компетенций.

Шаг 3. Определение степени расхождения между фактическим и требуемым уровнем развития компетенции. Из одинаковых по типу компетенций в первую очередь необходимо планировать к развитию те, уровень развития которых ниже требуемого на максимальное количество уровней. Если уровень развития компетенции ниже требуемого на два уровня и более, то в рамках ИПП развивается только данная компетенция.

Этап 2. Планирование обучающих программ и развивающих действий

После определения компетенций необходимо подобрать для них развивающие мероприятия - обучающие программы, развивающие действия и инструменты самообразования, как показано на рис. 3.

Применение лестниц карьерного роста

В табл. 3 приведен пример соотнесения обучающей программы с компетенцией (фрагмент матрицы обучающих программ - структурированного перечня, позволяющего сформировать рекомендации по обучению и развитию работников на основе результатов их оценки по компетенциям).

Применение лестниц карьерного роста

Важно отметить, что выбор очных обучающих программ для составления ИПП осуществляется в первую очередь с целью развития необходимых профессиональных компетенций. При выборе программ следует отдавать предпочтение тем, которые направлены на развитие максимального количества нужных компетенций.

Для развития управленческих и личностно-деловых компетенций рекомендуется подбирать дистанционные обучающие программы (например, для развития компетенции «планирование деятельности подразделения» подходит курс «Повышение эффективности управления предприятием. Корпоративный менеджмент»).

В основу структуры развивающих действий положен цикл Шу-харта-Деминга, схематично представленный на рис. 4.

Применение лестниц карьерного роста

Прохождение полного цикла в случае выполнения развивающего действия предполагает последовательное освоение следующих этапов:

  • планирования действий или испытаний, направленных на изменение;
  • осуществления запланированных действий или изменений в ограниченно малом масштабе;
  • анализа полученного результата или произведенного эффекта;
  • действий в соответствии с полученным опытом (принятия изменений или их отбрасывания и повторения цикла). В ряде случаев возможно использование сокращенного цикла.

Работник может самостоятельно разработать развивающие действия для профессиональных компетенций, нуждающихся в развитии (самообучение). Пример развивающего действия приведен в прил. 2.

Оценка выполнения ИПП

Работник ежегодно формирует отчет о выполнении ИПП, в котором приводит результаты выполнения развивающих действий и прохождения обучающих программ, запланированных на отчетный период: перечень мероприятий, фактические сроки их выполнения, основные достижения и затруднения при выполнении; в случае неполного соответствия плану - причины отклонения от поставленных сроков или невыполнения развивающих мероприятий.

Куратор, в свою очередь, оценивает выполнение сотрудником развивающих действий и обучающих программ на основании представленного им отчета и собранной информации об эффективности его обучения, а также достигнутый уровень развиваемых компетенций на основании анализа результатов деятельности и поведения сотрудника (при необходимости проводит с ним собеседование с целью получения дополнительной информации об уровне развития компетенций); дает комментарии для корректировки ИПП на следующий отчетный период.

Для развивающих мероприятий предусмотрены следующие варианты оценки:

  • «выполнено, результат полностью соответствует поставленной задаче»;
  • «выполнено, результат не вполне соответствует поставленной задаче»;
  • «не выполнено по уважительной причине»;
  • «не выполнено».

По результатам контроля выполнения ИПП формируются рекомендации по дальнейшей работе с каждым сотрудником: перевести из перспективного кадрового резерва в оперативный, продолжить работу по развитию, исключить из состава резерва.

Последнее время все более актуальным становится создание резерва высокопотенциальных молодых сотрудников (Hi Po) и управление талантами. Ведущие компании инвестируют в развитие кадрового потенциала более 50% средств, выделенных на управление персоналом. Руководителям компании следует уже сегодня задуматься о привлечении талантливой квалифицированной молодежи к решению перспективных задач бизнеса. Это должно стать наиболее приоритетным направлением современной кадровой политики.

Приложение 1.

Индивидуальный план подготовки

Применение лестниц карьерного роста Применение лестниц карьерного роста

Приложение 2.

Пример развивающего действия

Применение лестниц карьерного роста

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль