Способы адаптации персонала

4264
Способы адаптации персонала
К вопросу об адаптации вновь принятых сотрудников не стоит относиться поверхностно. Мол, «сами как-нибудь освоятся». Ведущие менеджеры большинства компаний трудятся над разработками различных программ лояльности персонала, но при этом недостаточно внимания уделяют обновлению существующих программ адаптации и стажировки на своих предприятиях. Что же такое адаптация, и на какие аспекты необходим современный взгляд в данной экономической ситуации, когда вопросы увеличения производительности труда становятся с каждым днем все актуальнее?

К вопросу об адаптации вновь принятых сотрудников не стоит относиться поверхностно. Мол, «сами как-нибудь освоятся». Ведущие менеджеры большинства компаний трудятся над разработками различных программ лояльности персонала, но при этом недостаточно внимания уделяют обновлению существующих программ адаптации и стажировки на своих предприятиях.

Что же такое адаптация, и на какие аспекты необходим современный взгляд в данной экономической ситуации, когда вопросы увеличения производительности труда становятся с каждым днем все актуальнее?

Адаптация – это взаимное приспособление сотрудника и Компании, в результате которой сотрудник осваивается в организации, учится жить в относительно новых для него профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях, находит свое место в данной организации и системе существующих в ней межличностных связей и отношений.

Специалисты по персоналу выделяют четыре направления, в которых необходимо адаптировать молодого сотрудника: профессиональная, психологическая, социальная и организационная.

Наиболее распространенной в практике компаний является профессиональная адаптация. Она заключается в том, чтобы освоить навыки работы, понять отличие работы в этой компании от других. Каждый новичок проходит этап обучения, когда опытный работник передает знания и навыки, наглядно демонстрирует работу. Иногда сотрудник некоторое время работает на разных должностях в разных подразделениях, знакомясь с работой компании. 

Психологическая адаптация подразумевает приспособление сотрудника к условиям труда и отдыха. Она важна, в первую очередь, для производственных предприятий и организаций, где используется сложная технология. Реже ее используют в офисах и торговых фирмах. Там, как правило, условия труда стандартны, но новичку все же требуется некоторое время, чтобы подстроиться под ритм работы, интенсивность нагрузок. 

Прочитайте полезные статьи по теме:

Социальная адаптация — это приспособление к новому коллективу, установление личных и деловых отношений с сослуживцами. Новичок знакомится с расстановкой сил в подразделении, выясняет влиятельность каждого сотрудника, включается в состав формальных и неформальных групп.

И наиболее важная для топов, организационная адаптация. В процессе ее сотрудник знакомится со структурой организации. 

Безусловно, существуют различные методы, к которым прибегают кадровые службы, чтобы помочь новичку освоиться на данной должности, позволяющие сотруднику быстрее стать полноценной частью коллектива и производственного процесса, выполнять свои обязанности эффективно, не совершать ошибок, не испытывать тревоги по поводу своего нового окружения и новых обязанностей. Их можно разделить на три группы: экономические, организационно-административные и социально-психологические.

Самые распространенные способы адаптации новичков – инструктаж на рабочем месте, наставничество, обучение без отрыва от производства и с отрывом от производства. Наиболее разработанным и эффективным является наставничество. За новичком закрепляется наставник, который вводит его в курс дела по рабочим, организационным и корпоративным вопросам. Это очень хорошо работает: даже через годы они по-особенному относятся друг к другу. Наставник ведет нового сотрудника, пока тот не приобретет необходимые навыки и опыт. 

Некоторые компании проводят ознакомительные экскурсии, чтобы познакомить новых сотрудников с корпоративной культурой, нормами, ценностями компании. Совсем немногие предлагают бесплатное обучение и повышение квалификации, а также выездные семинары и вводные тренинги для нового персонала.

Предприятий, которые обеспечивают новичков индивидуальными планами вхождения в должность – наименьшее количество.

«Залог успешной адаптации человека — это четко спланированная система, то есть человек должен получить план адаптации: что он будет делать, что он должен знать, цели, задачи и результаты, которых он должен достигнуть за время испытательного срока», — говорит Анна Бобель, руководитель отдела рекрутинга рекрутинговой компании «World Staff». 

С помощью подготовленной схемы работнику стоит дать понять, что от него ждут такой же организованности. Нужно исключить возможность возникновения у него ложных ожиданий. Многие новые работники быстро меняют свое мнение, рассудив не в пользу данной компании, потому что работа не оправдала их надежд. Это распространенная причина увольнений в течение первых шести месяцев работы. «Главное, что должен сделать руководитель, — это объяснить новому сотруднику, по каким критериям его будут оценивать именно в этой компании и сообщить правила поведения, стандарты в компании», — говорит Елена Сотник.

Во многих компаниях существуют специальные Положения об адаптации. Нормы этих положений направлены на социальную и профессиональную адаптацию.

В ситуации, когда новый сотрудник приходит на вновь открытую должность самое главное — чётко проинформировать всех заинтересованных людей о должностных обязанностях новичка. Во-первых, он сам должен подписать должностную инструкцию и строго ей следовать. При этом полезно примерно через месяц узнать мнение сотрудника о степени адекватности предлагаемой инструкции. Во-вторых, непосредственный руководитель и коллеги нового сотрудника должны быть чётко проинформированы о его обязанностях и месте в компании. Новички часто страдают от того, что почти все коллеги считают своим долгом что-нибудь им поручить, и работать с таким количеством «начальников» становится просто невозможно.

Важный принцип адаптации — это принцип системности, а не хаотичности и эпизодичности в мероприятиях. Не менее важный принцип — это понятность и прозрачность требований к сотруднику. Эти требования должны быть известны самому сотруднику, для того чтобы он понимал, может ли соответствовать ожиданиям организации. Они должны быть известны руководителю, чтобы тот осознанно контролировал действия сотрудника, оценивал его компетенции, а не личные качества. Они должны быть известны работникам, с которыми новый сотрудник взаимодействует, и отделу персонала для проведения эффективного обучения нового сотрудника.

Процесс адаптации не завершается ни в первый день после выхода нового сотрудника на работу, ни через неделю. Фактически адаптация окончательно завершается тогда, когда в вашей организации сотрудник перестаёт считаться новым. Для некоторых сфер деятельности это срок в несколько месяцев, для других — в несколько лет. И всё это время вы должны следить за процессом адаптации, беседовать с самим сотрудником и его коллегами. Во время первого сложного адаптационного периода сотрудник обычно максимально лоялен и старается скрыть возникающие у него проблемы. Но как только работник адаптируется, он может начать протестовать против существующих порядков и даже иногда мстить тем, кто обижал его в первые недели. Все эти проявления не повод расстаться с сотрудником, а лишь очередной, обычно заключительный, этап его адаптации.

При удачно выбранных методах адаптации нового персонала можно смело рассчитывать на рост производительности труда, а значит, и на повышение конкурентоспособности предприятия. 

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль