Изменения в регулировании труда иностранцев: памятка работодателю

4863
Все больше работодателей в нашей стране привлекают иностранцев на работу, несмотря на все трудности этого процесса. Законодательство о трудовой деятельности иностранных граждан постоянно меняется, и работодатель всегда должен быть в курсе предъявляемых к нему требований. Меняется и правоприменительная практика. Не секрет, что зачастую разные суды выносят различные судебные решения по совершенно аналогичным делам. Поэтому важно ориентироваться и в практике применения законодательства судами. Это позволит, с одной стороны, максимально эффективно использовать существующие возможности по найму иностранцев и потратить как можно меньше времени на поиск и оформление подходящего работника, а с другой - соблюсти требования законодательства и не подвергнуться административной ответственности. В нашей статье вы прочтете о последних изменениях в закон- дательстве и об особенностях привлечения к работе отдельных категорий иностранных граждан.

Основной новацией в правовом регулировании труда иностранных граждан в нашей стране стало упрощение порядка трудоустройства граждан Республики Казахстан.

НА № 10‘2011Между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан 19 ноября 2010 г. было заключено Соглашение «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей» (далее - Соглашение), которым были внесены принципиальные изменения в порядок трудоустройства в РФ граждан Республики Казахстан.

Следует отметить, что существенные изменения в порядке трудоустройства в РФ затронули только граждан Республики Казахстан, поскольку на граждан Республики Беларусь, работающих в РФ, уже распространяется ряд международных договоров, существенно упрощающих процесс трудоустройства и осуществления трудовой деятельности и, по сути, уравнивающих граждан РФ и Республики Беларусь в их трудовых правах.

НОВЫЙ ПОРЯДОК ДЛЯ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Прежде всего, следует отметить, что указанное Соглашение распространяется только на тех граждан Республики Казахстан, которые работают или будут работать в РФ на основании трудового договора. Как указано в ст. 1 Соглашения, под термином «трудовая деятельность» понимается трудовая деятельность трудящегося-мигранта на территории государства трудоустройства в соответствии с его законодательством на основании трудового договора. Обратите внимание: это определение является более узким по содержанию по сравнению с определением, закрепленным в ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ).

В соответствии с данной статьей Закона № 115-ФЗ под термином «трудовая деятельность» понимается трудовая деятельность иностранного гражданина - работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Обратите внимание! Граждане Республики Казахстан теперь могут работать в РФ без разрешения на работу

Таким образом, граждане Республики Казахстан, заключившие на территории РФ гражданско-правовой договор, и их наниматели не получат тех преимуществ, на которые могут рассчитывать граждане Республики Казахстан, работающие по трудовым договорам, и их работодатели.

Изменение 1. В соответствии со ст. 3 Соглашения деятельность, связанная с привлечением трудящихся-мигрантов, осуществляется работодателями государства трудоустройства без учета ограничений по защите национального рынка труда, а трудящимся-мигрантам не требуется разрешений на трудовую деятельность на территориях государств Сторон.

Применительно к действующему законодательству РФ это положение означает, что работодателю не надо получать разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, а гражданам Республики Казахстан не требуется разрешение на работу, что решает многие проблемы как граждан Республики Казахстан, так и российских работодателей.

Изменение 2. Поскольку гражданам Республики Казахстан теперь не требуется разрешение на работу, работодатели освобождаются от обязанности уведомлять орган ФМС России и орган службы занятости населения о заключении трудового договора с гражданином Республики Казахстан. Освобождение от такой обязанности предусмотрено п. 9 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ, согласно которому работодатели уведомляют орган ФМС России и орган службы занятости населения о заключении и расторжении трудовых договоров только с теми иностранными гражданами, которые имеют разрешение на работу.?

Изменение 3. Граждане Республики Казахстан могут осуществлять трудовую деятельность в любом субъекте РФ, за исключением территорий с регламентированным посещением для иностранных граждан. Напомним, что согласно п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу. Поскольку гражданину Республики Казахстан больше не требуется разрешение на работу, работодатель может направлять его в служебную командировку, также гражданин Республики Казахстан может выполнять работу вахтовым методом, выезжая для этого в другой субъект РФ, или же может переезжать в другой субъект РФ вместе с работодателем.

Я работаю в филиале московской организации, расположенном в Республике Мордовия, г. Темников. Могут ли в нашем филиале работать граждане Республики Казахстан?

Как мы уже отметили, граждане Республики Казахстан могут осуществлять трудовую деятельность в любом субъекте РФ, за исключением территорий с регламентированным посещением для иностранных граждан. Таким образом, ограничение на свободу передвижения граждан Республики Казахстан по-прежнему сохраняется для территорий, для въезда на которые иностранному гражданину требуется специальное разрешение. Перечень таких территорий закреплен постановлением Правительства РФ от 04.07.1992 № 470 «Об утверждении Перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан». Республика Мордовия относится к таким территориям, за исключением нескольких населенных пунктов, к которым г. Темников не относится.

Изменение 4. Статьей 5 рассматриваемого Соглашения предусматривается более льготный режим регистрации и пребывания граждан Республики Казахстан на территории РФ.

В частности, гражданин Республики Казахстан, въезжающий в РФ с целью трудоустройства, и члены его семьи освобождаются от постановки на миграционный учет по месту пребывания в течение 30 суток с даты въезда.

Изменение 5. Срок временного пребывания такого иностранного гражданина и членов его семьи определяется сроком действия трудового договора, заключенного с работодателем. Данное положение весьма важно, поскольку при действовавшем ранее порядке срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, заключившего трудовой договор и получившего разрешение на работу, продлевался на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в РФ (п. 5 ст. 5 Закона № 115-ФЗ).

Согласно ст. 4 Соглашения трудовые отношения трудящегося-мигранта с работодателем регулируются законодательством государства трудоустройства, а также данным Соглашением и оформляются путем заключения трудового договора. Таким образом, при приеме на работу гражданин Республики Казахстан должен представить работодателю документы, предусмотренные трудовым законодательством РФ, а также документы, подтверждающие законность нахождения гражданина Республики Казахстан на территории РФ.

Какие документы подтверждают законность нахождения гражданина Республики Казахстан на территории нашей страны?

Поскольку для гражданина Республики Казахстан, прибывающего в РФ, не требуется ни визы, ни разрешения на работу, а работодателю не надо получать разрешения на привлечение и использование иностранных работников, документом, подтверждающим законность нахождения такого иностранного гражданина в РФ, может служить миграционная карта.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.08.2004 № 413 «О миграционной карте» миграционная карта - это документ, который содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в РФ, а также служит для контроля над его временным пребыванием в РФ. Наличие у иностранного гражданина миграционной карты можно рассматривать как доказательство законности въезда и пребывания иностранного гражданина в РФ.

Согласно ст. 8 Соглашения в случае досрочного расторжения трудового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию РФ гражданин Республики Казахстан имеет право в течение 15 дней заключить новый трудовой договор, в том числе с другим работодателем в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством РФ.

Статья 10 Соглашения закрепляет право гражданина Республики Казахстан на получение от работодателя информации.

В частности, по требованию трудящегося-мигранта (в том числе бывшего работника) работодатель обязан выдать ему справку с указанием его специальности (квалификации, должности), периода работы и размера заработной платы в сроки, установленные законодательством государства трудоустройства. Указанная справка и (или) ее заверенная копия, оформленные в установленном порядке, предоставляются работодателем трудящемуся-мигранту безвозмездно. Применительно к законодательству РФ это положение означает, что работодатель обязан выдать гражданину Республики Казахстан справку или копию документа, связанного с работой, не позднее трех рабочих дней со дня подачи работником соответствующего письменного заявления. Именно такой порядок выдачи работнику документов, связанных с работой, закреплен в ст. 62 ТК РФ.

Кстати сказать

Весьма интересно содержание ст. 16 Соглашения, в соответствии с которой трудящийся-мигрант имеет право наравне с гражданами государства трудоустройства вступать в профессиональные союзы. Иными словами, любой гражданин Республики Казахстан, заключивший трудовой договор, может вступать в российский профсоюз.

Вместе с тем согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее - Закон № 10-ФЗ) иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ. Как видно из текста данного Закона, состоять в российских профсоюзах могут только иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в РФ. Однако большинство иностранных граждан в РФ не имеют разрешения на временное проживание или вида на жительство и в связи с этим являются временно пребывающими в РФ. Из-за указанной разницы в терминологии законов № 10-ФЗ и № 115-ФЗ зачастую возникали споры о том, может ли иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ, вступать в профсоюз. По крайней мере, для граждан Республики Казахстан этот вопрос теперь решен однозначно и положительно.

Резюмируя положения Соглашения, можно заключить, что в настоящее время граждане Республики Казахстан и работодатели, заключившие с ними трудовые договоры, имеют следующие преимущества:

Преимущество 1. Гражданам Республики Казахстан не требуется разрешения на работу в РФ.

Преимущество 2. Работодателю не требуется уведомлять орган ФМС России и орган службы занятости населения об использовании труда такого иностранного гражданина.

Преимущество 3. Гражданин Республики Казахстан может регистрироваться по месту временного пребывания в течение 30 дней.

Преимущество 4. Гражданин Республики Казахстан может беспрепятственно ездить в служебные командировки, работать вахтовым методом и т. д. Исключение составляют только территории с регламентированным посещением для иностранных граждан.

Преимущество 5. Срок временного пребывания гражданина Республики Казахстан ограничен только сроком заключенного с ним трудового договора.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ ЗА НЕУВЕДОМЛЕНИЕ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТРУДА ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА

В Законе № 115-ФЗ закреплены случаи уведомления компетентных государственных органов об использовании труда иностранного гражданина.

Случай 1. Если иностранный гражданин прибыл в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеет разрешение на работу, работодатель (заказчик работ или услуг) обязан уведомить территориальный орган ФМС России и орган занятости населения в соответствующем субъекте РФ о заключении и расторжении трудовых договоров (гражданско-правовых договоров на выполнение работ или оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (пункт 9 ст. 13.1 Закона).

Случай 2. Работодатель или заказчик работ (услуг) в случае заключения трудового договора с иностранным гражданином, подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, получения иностранным гражданином разрешения на работу либо в случае приостановления действия или аннулирования указанных разрешительных документов обязаны уведомить об этом налоговый орган по месту своего учета. Данное требование распространяется на иностранных граждан, прибывших в РФ как в порядке требующем, так и в порядке, не требующем получения визы (подп. 4 п. 8 ст. 18 Закона).

Что же работодателю необходимо знать и какие особенности учитывать при исполнении обязанности по информированию компетентных государственных органов во исполнение указанных требований Закона? Давайте остановимся на самых важных моментах.

1. В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании заключаемого ими трудового договора. Однако в том случае, если трудовой договор не был надлежащим образом оформлен, трудовые отношения возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

Таким образом, следует иметь в виду, что если по какой-либо причине трудовой договор не был надлежащим образом оформлен, но иностранный гражданин был допущен к работе с ведома или по поручению работодателя, работодатель также обязан уведомить об этом территориальный орган ФМС России и орган службы занятости населения.

На необходимость уведомления о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина при отсутствии заключенного в письменной форме трудового договора указывается и в постановлении Верховного Суда РФ.

В Верховном Суде РФ рассматривалось следующее дело. ООО «...» привлекло к трудовой деятельности гражданку Республики Узбекистан, не уведомив об этом орган ФМС России и орган занятости населения. В результате этого ООО «...» было подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в соответствии с частью 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

Частью 3 ст. 18.15 КоАП РФ предусматривается административная ответственность за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.

Оспаривая привлечение к административной ответственности в Верховном Суде, ООО «...» указывало, что оно не заключало трудовой договор с данной иностранной гражданкой. Однако довод ООО «...» не был принят во внимание Верховным Судом РФ. При этом суд указал, что в силу примечания к статье 18.15 КоАП РФ под привлечением к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства следует понимать допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

Таким образом, работодателю надо помнить, что если он использует труд иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем

получения визы, и имеющего разрешение на работу, но при этом он по какой-то причине вовремя не заключил с иностранным гражданином трудовой договор в письменной форме (как того требует ст. 67 ТК РФ), он тем не менее обязан уведомить компетентные государственные органы о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина.

2. Приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147 утверждены форма и порядок уведомления о заключении трудового договора (гражданско-правового договора) с иностранным гражданином, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы, если такому иностранному гражданину требуется разрешение на работу.

В соответствии с указанным порядком работодатель (заказчик работ или услуг) обязан в течение трех дней со дня заключения трудового (гражданско-правового) договора с иностранным гражданином уведомить об этом орган ФМС России и орган службы занятости населения. Аналогичный срок для уведомления органа ФМС России и органа службы занятости населения установлен для случаев расторжения трудового (гражданско-правового) договора с иностранным гражданином и предоставления ему отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

3. Уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников работодатель обязан в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным гражданином в РФ трудового договора (гражданско-правового договора на выполнение работ или оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования какого-либо из разрешительных документов.

Какая информация должна содержаться в уведомлении налогового органа о привлечении и использовании иностранных работников?

В связи с тем что форма уведомления налогового органа о привлечении и использовании иностранных работников не установлена, у работодателей часто возникали вопросы, что должно содержаться в таком уведомлении налогового органа. Чтобы ответить на постоянно повторяющийся вопрос работодателей и обеспечить единство документооборота, ФНС России разместила примерную форму уведомления о привлечении и использовании иностранной рабочей силы (см. письмо ФНС России от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@ «О размещении примерной формы уведомления о привлечении и использовании иностранной рабочей силы»).

Следует отметить, что данная форма (приложение) является примерной, т. е. должна служить ориентиром для работодателей. Это означает, что работодатель при подаче уведомления в налоговый орган не обязан полностью ее копировать. Например, работодатель может сообщить и какую-либо дополнительную информацию, если считает это необходимым.

4. Частью 3 ст. 18.15 КоАП РФ установлена ответственность за неуведомление органа ФМС России, органа службы занятости населения или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом. При этом административный штраф для юридического лица предусмотрен весьма существенный - от 400 тысяч до 800 тысяч рублей.

До недавнего времени многие суды полагали, что нарушение срока подачи уведомления о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ. В результате этого на работодателей налагали огромные административные штрафы (см., например, постановление ФАС ВСО от 13.01.2010 по делу № А33-10079/2009).

Однако 17.02.2011 было принято постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Пленум ВАС РФ указал, что ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ устанавливается ответственность за неуведомление соответствующего государственного органа, а не за уведомление его с нарушением срока.

С учетом этого составом данного нарушения охватываются лишь случаи, когда на момент выявления административного правонарушения лицо (работодатель, заказчик работ или услуг) не уведомило уполномоченный орган о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства.

В связи с этим наказание по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ должно следовать только тогда, когда на день выявления нарушения работодатель (заказчик работ или услуг) не направил необходимые уведомления о найме иностранных граждан. Если же работодатель (заказчик работ или услуг) направил данные уведомления с нарушением предусмотренных законом сроков, он не подлежит ответственности по части 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

Обратите внимание: если на работодателя было наложено административное взыскание за нарушение сроков уведомления уполномоченных органов, он может опротестовать такое решение в суде, ссылаясь в обоснование своей позиции на указанное постановление Пленума ВАС РФ.

Приложение

Примерная форма уведомления налогового органа о привлечении и об использовании иностранных работников

Изменения в регулировании труда иностранцев: памятка работодателю

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль