Период трудоустройства – за счет работодателя?

23001
К теме увольнения работников в связи с сокращением численности или штата «Справочник кадровика» обращался не раз. Мы подробно рассматривали процедуру прекращения трудового договора по данному основанию, которая заканчивается окончательным расчетом в день увольнения и выдачей работнику трудовой книжки. Однако применительно к сокращению обязанности теперь уже бывшего работодателя по отношению к уволенному работнику на этом не заканчиваются. ТК РФ предусматривает ряд выплат, которые должны быть произведены «бывшим» работодателем «бывшему» работнику, но только при определенных условиях. Причем в ряде случаев работодатель воспринимает такие выплаты как явно несправедливые. В чем разница между постановкой на учет в целях поиска подходящей работы и регистрацией в качестве безработного? Нужно ли сохранять средний заработок на период трудоустройства совместителям? Подлежат ли пенсионеры трудоустройству? Постараемся ответить на эти злободневные в нынешней ситуации вопросы. Тема особенно актуальна для работодателя в условиях экономии каждой «копейки».

Одним НА № 2‘2005 из основных конституционных принципов признается защита от безработицы и содействие в трудоустройстве. Данный принцип находит свое отражение в ТК РФ и реализуется, главным образом, в Законе РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости), определяющем правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в т. ч. гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы, а также в иных нормативных правовых актах.

Выплаты при увольнении по пп. 1 и 2 ст. 81 ТК РФ: на что обратить внимание

Обратите внимание!Выплата работнику выходного пособия осуществляется в день увольнения

Согласно ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок за определенный период. Такие выплаты осуществляются работодателем по прежнему месту работы лица в обязательном порядке, независимо от источников финансирования организации.

Выплата выходного пособия работнику осуществляется в день увольнения при окончательном расчете. При этом средний месячный заработок в целях применения ст. 178 ТК РФ рассчитывается за последние 12 календарных месяцев работы (ст. 139 ТК РФ).

Выходное пособие выплачивается всем категориям увольняемых работников, в т. ч. пенсионерам и совместителям (как при увольнении с основного места работы, так и при увольнении с работы по совместительству), так как ТК РФ не содержит никаких изъятий в отношении данных лиц.

Кроме того, на основании ч. 1 и 2 ст. 178 ТК РФ за уволенным работником сохраняется средний месячный заработок, во-первых, на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Данная формулировка означает, что средний месячный заработок выплачивается работнику за второй месяц, в течение которого он не был трудоустроен.

Для получения названной выплаты работнику необходимо написать заявление работодателю, приложив документ, подтверждающий, что он не трудоустроен. Таким документом является трудовая книжка. В данном случае факт постановки на учет в органе службы занятости значения не имеет. Требовать от работника справку из органов службы занятости будет неправомерно: он не обязан становиться на учет в этих органах после увольнения, а может самостоятельно искать работу.

Обратите внимание!Обязанность работодателя произвести выплату работнику среднего заработка за второй месяц со дня увольнения возникает только при условии обращения работника за этой выплатой и приложения доказательств, подтверждающих, что он не трудоустроился

Подчеркнем, что обязанность работодателя произвести выплату работнику среднего заработка за второй месяц со дня увольнения возникает только при условии обращения работника за этой выплатой и приложения доказательств того, что он не трудоустроился.

Выплата осуществляется по окончании второго месяца после увольнения по пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Во-вторых, средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Обязательным условием выплаты среднего заработка за третий месяц является обращение работника в двухнедельный срок после увольнения в органы службы занятости по месту жительства и подтверждение ими факта, что работник не был трудоустроен. В данной ситуации любой случай нетрудоустройства является исключительным.

Для получения среднего заработка за третий месяц работник должен предъявить работодателю, помимо паспорта и трудовой книжки, справку органа службы занятости.

Обратите внимание!Согласно ст. 318 ТК РФ в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с сокращением численности или штата работников организации, в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен

Ни формы названных решения и справки, ни требования к ним на федеральном уровне не утверждены. Данный вопрос в некоторых субъектах решается на региональном уровне. Например, образцы решения и справки органов службы занятости разработаны Управлением Республики Коми по занятости населения (приложения 1 и 2).

Так, согласно решению и справке органов службы занятости, разработанным Управлением Республики Коми по занятости населения, соответствующее решение принимается специальной комиссией, состав которой утверждается внутренним приказом органа службы занятости. Комиссия рассматривает каждый отдельный случай и коллегиально принимает решение о выдаче справки гражданину (или об отказе в этом). Таким образом, сначала принимается решение, а на его основании при положительном результате выдается справка.

Помимо информации о составе комиссии, в решении содержатся сведения о состоянии гражданина на учете в качестве безработного, результаты оказания государственных услуг безработному в части направления в организации с целью трудоустройства, результат направления, причины отказа в приеме на работу.

Не во всех субъектах РФ есть подобные образцы, и при их отсутствии названная проблема решается посредством внутренних актов органов службы занятости.

Сохраняется ли за пенсионерами средний месячный заработок в течение третьего месяца со дня увольнения?

Существует точка зрения, по которой у органов службы занятости нет оснований для принятия решения о сохранении среднего месячного заработка за указанными лицами, поскольку пенсионеры не могут быть признаны безработными (п. 3 ст. 3 Закона о занятости).

Читатель задает вопрос

Какие случаи признаются исключительными для сохранения среднего месячного заработка за уволенным работником на основании ч. 2 ст. 178 ТК РФ?

К сожалению, законодатель до сих пор не дал однозначного ответа на данный вопрос. В связи с этим в настоящее время исключительность конкретного случая в подобных ситуациях устанавливается по усмотрению правоприменителя. Так, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 20.12.07 № А43-4154/2007-9-174 установлено: исключительность случая состоит в том,

что уволенный работник обратился в орган службы занятости, но не был им трудоустроен. Таким образом, любой случай нетрудоустройства работника органом службы занятости в течение трех месяцев со дня увольнения для целей ч. 2 ст. 178 ТК РФ является исключительным. По нашему мнению, такая позиция является правильной, поскольку никаких иных критериев исключительности в ТК РФ не закреплено.

Д. В. Житникова,
эксперт журнала «Справочник кадровика»

Обратите внимание!Трудовой кодекс РФ не связывает возможность предоставления гарантий и компенсаций, предусмотренных в ст. 178 ТК РФ, с возрастом высвобождаемого работника или с получением им пенсии, поэтому при увольнении пенсионеров по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ названные гарантии и компенсации предоставляются им в полном объеме

Иную позицию по данному вопросу занимает Роструд. В письме от 27.10.05 № 1754-61 разъясняется, что у органов службы занятости нет достаточных оснований для принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за ними среднего месячного заработка в порядке ч. 2 ст. 178 ТК РФ и выдаче указанным лицам соответствующих документов (справок) (письмо Минфина России от 15.03.06 № 03-03-04/1/234).

Действительно, ведь согласно ст. 20 ТК РФ работник – это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. В связи с этим используемое в ст. 178 ТК РФ понятие «уволенный работник» означает любое физическое лицо, которое до расторжения трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации состояло в трудовых отношениях с определенным работодателем.

До настоящего времени единая позиция по вопросу выплаты среднего заработка за третий месяц уволенным пенсионерам в соответствии с ч. 2 ст. 178 ТК РФ не сформировалась и в судебной практике.

Мнение эксперта

Период трудоустройства – за счет работодателя?Д. В. Житникова, эксперт журнала «Справочник кадровика»

В судебной практике вопрос о том, сохраняется ли за уволенными пенсионерами средний месячный заработок за третий месяц после увольнения, решается неоднозначно. Одни суды считают, что положение ч. 2 ст. 178 ТК РФ о сохранении среднего месячного заработка за уволенным работником в течение третьего месяца не распространяется на пенсионеров. Так, в постановлении ФАС Центрального округа от 02.04.07 № А54-2967/2006 суд сделал вывод: положения ч. 2 ст. 178 ТК РФ не распространяются на пенсионеров, поскольку предусмотренная в указанной части выплата является мерой социальной защиты безработных, а согласно п. 3 ст. 3 Закона о занятости пенсионеры не могут быть признаны безработными, ведь такие граждане уже социально защищены посредством назначения пенсии.

Другие суды придерживаются иной точки зрения: гарантии, предусмотренные в ст. 178 ТК РФ, распространяются на пенсионеров без ограничений. Например, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа 20.12.07 № А43-41-54/2007-9-174 установлено, что в соответствии с п. 1 ст. 27 Закона о занятости работникам при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством.

Работником как стороной трудового договора в силу положений ст. 56 и 63 ТК РФ может быть любой гражданин, достигший 16-летнего возраста (в исключительных случаях и ранее). Иных возрастных критериев заключения трудового договора законодательство не содержит. Следовательно, лица, достигшие пенсионного возраста и состоящие в трудовых отношениях с работодателем, являются субъектами правоотношений, на которых распространяются положения трудового законодательства (включая предоставление установленных Кодексом гарантий и компенсаций).

Из положений ст. 178 ТК РФ не следует, что гарантии при увольнении в связи сокращением численности или штата работников организации не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия по старости. Таким образом, гарантии при увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации, предусмотренные трудовым законодательством, распространяются и на лиц, которым выплачивается пенсия по старости. Исключительность случая состоит в том, что уволенный работник в установленный срок обратился в орган службы занятости за трудоустройством, но не был трудоустроен. Данный факт служит основанием для принятия решения органом службы занятости о сохранении среднего месячного заработка за третий месяц за указанным работником.

Ссылка на п. 3 ст. 3 Закона о занятости (пенсионеры не могут быть признаны безработными) в данном случае не может быть принята во внимание, так как гарантии социальной поддержки безработных установлены в ст. 28 (пособие, стипендия, общественные работы)

и отличаются от гарантий и компенсаций работникам, уволенным из организаций (п. 1 ст. 27 Закона о занятости).

На наш взгляд, вторая позиция судов представляется более обоснованной и правильной. Действительно, гарантии и компенсации, закрепленные в трудовом (сохранение среднего месячного заработка), пенсионном (назначение пенсии) законодательстве и законодательстве о занятости населения (выплата пособия), имеют разную правовую природу, поэтому не стоит их отождествлять.

Сохраняется ли за уволенным совместителем средний месячный заработок за второй и третий месяцы нетрудоустройства?

По данному вопросу среди специалистов в области трудового права распространена следующая точка зрения. Во-первых, в случае увольнения работника-совместителя с работы по совместительству средний месячный заработок «на период трудоустройства» за второй и третий месяцы за ним не сохраняется. Само понятие совместительства (выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время) предполагает, что в случае высвобождения с совмещаемой работы гражданин не остается без заработка, поскольку трудоустроен по основному месту работы.

В данном случае ссылка на ч. 2 ст. 287 ТК РФ (все гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством, за исключением тех, которые связаны с обучением и работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются совместителям в полном объеме) распространяется только на выплату выходного пособия, выплачиваемого совместителям в общем порядке. Что касается сохранения среднего месячного заработка на период трудоустройства в соответствии со ст. 178 ТК РФ, то названное правило здесь неприменимо.

Отметим, что вышеизложенное мнение не является бесспорным. Однозначный ответ возможен только в случае внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство либо посредством выработки единой позиции судебных органов. Однако такая позиция пока не сформировалась.

Во-вторых, согласно распространенной точке зрения в случае увольнения работника-совместителя с основного места работы средний месячный заработок за второй и третий месяцы нетрудоустройства, по сути, также не сохраняются, поскольку выплата такого заработка производится за сам факт нетрудоустройства лицам, которые представили доказательства, что они нигде не работают по трудовому договору. Между тем согласно ст. 282 ТК РФ с совместителями при поступлении на работу должен заключаться соответствующий трудовой договор, а исходя из этого совместители на основании ст. 2 Закона о занятости считаются занятыми лицами (работающими по трудовому договору), имеющими трудовой доход.

На наш взгляд, такой подход не оправдан, поскольку на практике доказать, что работник работает по совместительству, крайне сложно, а порой и невозможно. Ведь документом, подтверждающим факт нетрудоустройства, является трудовая книжка, которая в данной ситуации находится на руках у уволенного работника. В связи с этим отсутствуют формальные признаки для отказа в выплате среднего месячного заработка в течение второго и третьего месяцев совместителю, уволенному с основного места работы, но продолжающему работать на работе по совместительству.

В некоторых субъектах рассматриваемый вопрос решается на региональном уровне. Так, согласно п. 6.3 Порядка работы органов службы занятости г. Москвы (прием, регистрация граждан, социальные гарантии), утв. приказом Комитета труда и занятости Правительства Москвы от 05.01.98 № 2, справка для получения средней заработной платы по последнему месту работы за третий месяц трудоустройства может быть выдана гражданину как признанному в установленном порядке безработным, так и ищущему работу. К последней категории в т. ч. относятся и граждане, получающие пенсии.

Таким образом, для получения соответствующих выплат после увольнения по пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ имеют значение последующие действия уволенного по поиску работы и регистрации в органах службы занятости.

Регистрация граждан в качестве безработных

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций в связи с сокращением численности или штата работников независимо от организационно-правовой формы и формы собственности организаций.

Безработными не могут быть признаны граждане:1) не достигшие 16-летнего возраста;2) которым назначена трудовая пенсия по старости (часть такой пенсии), в т. ч. досрочно, либо пенсия, предусмотренная п. 2 ст. 32 Закона о занятости (пенсия, которая с согласия гражданина, уволенного в связи с сокращением численности или штата работников, назначается ему на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до указанного события), либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;3) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера (гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды);4) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;5) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;6) представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

В соответствии с Законом о занятости гражданам РФ гарантируется бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости. Последние ведут учет обратившихся к ним граждан.

В Законе о занятости упоминаются следующие этапы последовательной регистрации граждан:1) регистрация в целях поиска подходящей работы (ст. 3);2) регистрация в качестве безработных (ст. 3);3) перерегистрация безработных граждан (п. 6 ст. 31, п. 3 ст. 35).

Согласно п. 1 ст. 3 Закона о занятости с 1 января 2009 г. порядок регистрации безработных граждан определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. До этого данное полномочие было в компетенции Правительства РФ.

В настоящее время продолжает действовать Порядок регистрации безработных граждан (далее – Порядок), утв. постановлением Правительства РФ от 22.04.97 № 458, поскольку новый порядок еще не принят.

В соответствии с п. 2 Порядка регистрация безработных граждан осуществляется органами службы занятости по месту жительства в следующей последовательности:1) первичная регистрация безработных граждан;2) регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;3) регистрация граждан в качестве безработных;4) перерегистрация безработных граждан.

По каждому этапу регистрации органами службы занятости ведется отдельный регистрационный учет безработных граждан.

Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в органы службы занятости по месту жительства, т. е. по территориальному принципу.

Граждане, обратившиеся в органы службы занятости, имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства (п. 1 ст. 9 Закона о занятости). Исходя из этого при первичной регистрации гражданам предоставляется информация:

  • о состоянии рынка труда на соответствующей территории;
  • о наличии вакантных рабочих мест (должностей), об оплате и других условиях труда;
  • о порядке и условиях регистрации в целях поиска подходящей работы, регистрации и перерегистрации в качестве безработных;
  • о правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы.

Для получения такой информации от граждан не требуется представление каких-либо документов. При первичной регистрации регистрационные документы могут заполняться со слов гражданина. В таких документах указывается:

  • информация о личности гражданина (фамилия, имя и отчество, адрес места жительства, возраст, пол);
  • информация о профессиональных возможностях (образование, специальность или профессия);
  • отношение к занятости (работает, учится или нет, прежнее занятие);
  • причина обращения;
  • краткое содержание предоставленной информации (оказанной услуги) по интересующему гражданина вопросу.

Таким образом, на данном этапе отношения гражданина и органов службы занятости сводятся, по сути, к обмену информацией, так как орган службы занятости не предпринимает каких-либо попыток трудоустройства такого гражданина и не выносит никакого властного решения, определяющего его особый правовой статус.

Получив необходимую информацию, гражданин принимает решение о самостоятельном поиске подходящей работы либо о необходимости прибегнуть к действенной помощи органов службы занятости в его трудоустройстве.

В целях повышения качества предоставления информации и доступности государственных услуг, оказываемых органами службы занятости, создания комфортных условий для получателей таких услуг приняты административные регламенты, содержащие подробные требования к порядку предоставления государственных услуг.

Например, приказом Минздравсоцразвития России от 13.06.07 № 415 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации; приказом от 16.06.08 № 281н – Административный регламент предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан.

Для получения всего предусмотренного законодательством спектра услуг по трудоустройству гражданину необходимо обратиться в орган службы занятости по месту жительства и зарегистрироваться в целях поиска подходящей работы. Такую регистрацию проходят граждане, не имеющие работы и осуществляющие ее поиск.

Для регистрации гражданин должен представить ряд документов, на основании которых устанавливаются его личность, факт отсутствия работы и определяются критерии подходящей работы. В соответствии с Законом о занятости (п. 2 ст. 3) и Порядком (п. 7) к таким документам относятся:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (например, выданное органами внутренних дел временное удостоверение личности по форме № 2П);
  • трудовая книжка или заменяющий ее документ (дубликат трудовой книжки);
  • документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию;
  • справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Документы, удостоверяющие личность, должны содержать не только сведения о фамилии, имени и отчестве человека, дате и месте его рождения, но и сведения о гражданстве и местожительстве. Все эти сведения содержит паспорт. При отсутствии в документах, удостоверяющих личность, сведений о местожительстве или гражданстве органы службы занятости вправе потребовать предъявления дополнительных документов, подтверждающих такие сведения.

Кстати сказать

Закон или Порядок?

Нельзя не заметить, что, в отличие от Порядка, Закон о занятости не предусматривает первичную регистрацию граждан, обратившихся в органы службы занятости. В связи с таким нормативным регулированием существует точка зрения, что введение первичной регистрации безработных граждан (исходя из такой формулировки напрашивается вывод, что регистрируемый гражданин является безработным) вступает в противоречие с п. 1 ст. 3 Закона о занятости. В нем дано понятие безработного гражданина: безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

По мнению сторонников данной точки зрения, рассматриваемое противоречие следует разрешать в пользу положений Закона о занятости, который имеет большую юридическую силу по отношению к вышеуказанному постановлению Правительства РФ, являющемуся подзаконным нормативным правовым актом.

Согласиться с такими выводами в полной мере не представляется возможным по следующим соображениям. Действительно, если исходить из понятия безработного гражданина,

данного в п. 1 ст. 3 Закона о занятости, получается, что первичной регистрации и регистрации в целях поиска подходящей работы подвергаются граждане, уже прошедшие регистрацию в целях поиска подходящей работы.

Однако следует обратить внимание, что в п. 1 Порядка дано несколько иное, нежели в Законе о занятости, понятие безработных граждан: под безработными понимаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода), ищущие работу и готовые приступить к ней и обратившиеся в государственные учреждения службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, т. е. граждане, не прошедшие регистрацию, но имеющие экономический статус безработного (не имеют работы и ищут ее).

В силу Закона Порядок определяется органом исполнительной власти (ранее – Правительство РФ, сейчас – специальный орган), а следовательно, именно он вправе устанавливать процедуру учета граждан, обратившихся в органы службы занятости для оказания им содействия в трудоустройстве и социальной поддержки, в т. ч. определять оптимальное число нуждающихся в документальной фиксации последовательно сменяющих друг друга периодов поиска работы (этапов регистрации).

Отметим, что Порядок не распространяется на те

категории граждан, чьи отношения с органами службы занятости сводятся исключительно к осуществлению последними поиска подходящей работы: содействие в трудоустройстве подростков в возрасте от 14 до 16 лет в период школьных каникул, пенсионеров и других лиц, которые не могут быть признаны безработными, но вправе обратиться в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы.

В целях упорядочения работы органов службы занятости с такими гражданами было бы желательно предусмотреть возможность их первичной регистрации и регистрации в целях поиска подходящей работы по правилам, предусмотренным Порядком.

Данная проблема в некоторых субъектах решается на региональном уровне. Так, на основании пп. 3.6 и 4.5 Порядка работы органов службы занятости г. Москвы (прием, регистрация граждан, социальные гарантии), утв. приказом Комитета труда и занятости Правительства Москвы от 05.01.98 № 2, в органах службы занятости г. Москвы по общим правилам осуществляется регистрация отдельных категорий граждан, в т. ч. и тех, которые не могут быть признаны безработными в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о занятости.

Л. В. Серегина,
старший преподаватель Московского государственного открытого университета

Трудовая книжка (или документ, ее заменяющий) содержит сведения о работе гражданина, дату и основание прекращения трудовых отношений, трудовой стаж, сведения, характеризующие род и вид деятельности, которой занимался человек до обращения в органы службы занятости.

К документам, удостоверяющим профессиональную квалификацию, относятся диплом о профессиональном образовании, свидетельство о наличии профессиональной подготовки, документы об установленном уровне квалификации (разряде, классе, категории), документы о наличии ученой степени и звания.

Справка о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) представляется для определения подходящей работы в конкретном случае по критерию оплаты труда (п. 4 ст. 4 Закона о занятости), а в последующем для исчисления пособия по безработице.

Для отдельных категорий граждан перечень необходимых для регистрации документов может отличаться. Так, инвалиды дополнительно к основным документам представляют в органы службы занятости индивидуальные программы реабилитации (ИПР).

Регистрация граждан осуществляется органами службы занятости со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами. Регистрация производится путем издания приказа (распоряжения) органом службы занятости, на основании которого формируется личное дело гражданина. В личном деле хранятся копии представленных гражданином документов, производятся записи обо всех предложениях органов службы занятости по предоставлению подходящей работы, о выдаче направлений к работодателю для трудоустройства и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) граждан с предложениями органов службы занятости.

Обратите внимание!По г. Москве транспортная доступность рабочего места предусматривает следующие градации максимального времени в пути от места жительства до предлагаемой работы:
• для инвалидов, беременных женщин – до 45 мин;
• для одиноких и многодетных родителей, женщин, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет и детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, а также граждан, осуществляющих уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, – до 1 часа;
• для остальных категорий граждан – в пределах черты города.
Постановление Правительства г. Москвы от 01.12.98 № 918

В течение 10 дней со дня регистрации гражданина органы службы занятости ведут активный поиск подходящей работы и по возможности должны предложить два варианта такой работы. Помощь в поиске осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных органов службы занятости сведений о вакантных рабочих местах (должностях). На данном этапе гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы, может быть найден подходящий вариант трудоустройства. Если гражданин соглашается с предложенным вариантом работы и работодателя устраивает кандидатура потенциального работника, то этот этап завершается заключением трудового договора.

В случае невозможности в отведенное время подыскать гражданину подходящую работу органами службы занятости должен быть решен вопрос о признании такого гражданина безработным. Таким образом, регистрация гражданина в целях поиска подходящей работы в ряде случаев является предпосылкой для возникновения правоотношений по регистрации гражданина в качестве безработного.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней (т. е. в случае невозможности предоставления подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска такой работы) со дня предъявления паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. При этом инвалидам необходимо дополнительно предъявлять ИПР (п. 2 ст. 3 Закона о занятости).

В случае принятия названного решения граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Цитируем документ

Статья 4. Подходящая и неподходящая работа1. Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.2. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
…4. Подходящей не может считаться работа, если:
она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее – прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Закон РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»

Пособие по безработице

Согласно ст. 28 Закона о занятости одной из основных гарантий социальной поддержки безработных граждан является выплата пособия по безработице (далее – пособие), которое начисляется гражданам с первого дня признания их безработными (п. 3 ст. 31 Закона о занятости).

Гражданам, уволенным из организаций в связи с сокращением численности или штата работников и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата, пособие начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

По общему правилу размер пособия определяется в процентном отношении к среднемесячному заработку, подтвержденному соответствующей справкой (ст. 33 Закона о занятости). При этом Законом предусматриваются минимальный и максимальный размеры пособия (см. табл.), которые ежегодно устанавливаются Правительством РФ.

Так, постановлением Правительства РФ от 08.12.08 № 915 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год» установлены минимальная величина пособия в размере 850 руб. и максимальная – в размере 4900 руб.

Период трудоустройства – за счет работодателя?

Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, размер пособия увеличивается на районный коэффициент.

Установление минимальной и максимальной величин пособия в предлагаемых размерах позволит сократить темпы снижения уровня замещения пособием как утраченного заработка, так и величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Согласно ст. 34 Закона о занятости получателями минимального размера пособия, в частности, являются граждане:

  • стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • уволенные за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ;
  • уволенные из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшие в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель.

На максимальный размер пособия могут рассчитывать граждане, уволенные из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшие оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей). Как правило, к таким гражданам в настоящее время относятся лица, имеющие стаж работы от 6,5 месяцев и среднемесячный заработок от 6540 руб.

Кстати сказать

Поддержка безработных в зарубежных странах

На сегодняшний день страхование от безработицы является базовой и основной формой социальной поддержки безработных в зарубежных странах. Система обычно финансируется за счет отчислений, осуществляемых работодателями и работниками, а также за счет налоговых поступлений. Способ финансирования может строиться на базе этих компонентов в различных их сочетаниях.

Например, в Нидерландах и Италии единые общегосударственные системы социального страхования от безработицы финансируются за счет отчислений работников и работодателей, тогда как в Финляндии существуют три различные системы такого страхования, каждая из которых финансируется особым образом: базовая система – за счет налогов и отчислений работников, не являющихся членами соответствующих фондов помощи безработным; «зарплатная» система добровольного страхования от безработицы, осуществляемая соответствующими фондами, финансируется на трехсторонней основе работниками, работодателями и государством, а поддерживающая, ориентированная на тех, кто не имеет права на иные виды пособий по безработице, – исключительно за счет налогов, собираемых на государственном и муниципальном уровне.

Для приобретения права на пособие по безработице необходимо официально зарегистрироваться в качестве безработного в соответствующем государственном органе, занимающемся вопросами социальной поддержки безработных. При этом необходимо, чтобы лицо, обращающееся за пособием, было трудоспособным, имело законное право работать на территории данного государства и могло представить доказательства невозможности найти работу по имеющейся у него специальности, профессии или квалификации.

Например, австрийское законодательство устанавливает: в качестве безработного может быть зарегистрирован только тот, кто вправе, хочет, может работать и при этом не имеет работы.

Кроме того, для получения пособия по страховым системам претенденту на него необходимо иметь за плечами определенный стаж трудовой деятельности, в течение которого за него осуществлялись взносы (отчисления) в соответствующую систему страхования от безработицы. Этот стаж, как правило, составляет от одного до двух лет в зависимости от страны и вида пособия. Однако такой подход хотя и чрезвычайно распространен, но тем не менее не повсеместен. Так, в Норвегии для получения пособия по безработице необходим не стаж, а определенный уровень предшествующей заработной платы, что благоприятно сказывается на финансовой стабильности системы поддержки безработных.

В последние годы зарубежный законодатель стал уделять особое внимание правомерности получения пособия по безработице с точки зрения общей структуры доходов потенциальных получателей. Вряд ли будет целесообразным выплачивать

пособие безработным «владельцам заводов, газет, пароходов», в то время как существуют безработные, реально нуждающиеся в этих деньгах. Соответственно в большинстве развитых стран были приняты законы, предусматривающие анализ всей совокупности доходов лица, обращающегося за таким пособием. Например, в 2005 г. подобные меры были приняты в Германии, а в Великобритании на протяжении многих лет действует система поддержки граждан, по собственной инициативе информирующих компетентные органы о нарушениях и мошенничестве при получении пособий.

Если государственные органы, занимающиеся вопросами социальной защиты безработных, оказываются не в состоянии ни обеспечить лицо, обладающее описанными выше характеристиками, работой, ни направить его на соответствующие программы профессиональной подготовки или переподготовки, ни занять его на общественных работах, тогда ему может быть назначено пособие по безработице. Сроки получения такого пособия варьируются от страны к стране в зависимости от предшествующего стажа работы, возраста и ряда других аспектов. Как правило, срок получения пособия составляет от шести месяцев до года. Однако если предыдущий стаж работы безработного очень велик, то в ряде стран он может получить право на получение пособия в течение более продолжительного периода. Так, при стаже свыше 50 лет в Норвегии, Германии и Испании срок получения пособия по безработице может быть увеличен до двух лет, в Австрии – до трех лет и во Франции – до пяти лет.

Размер пособия обычно зависит от уровня предыдущей заработной платы получателя, причем в отдельных странах он при этом ограничен максимальным значением, выше которого не может подняться даже для тех, кто на предшествующем месте работы получал необычайно высокую заработную плату. Что касается пособий, выплачиваемых тем, кто не имеет трудового стажа, то их размер обычно определяется в конкретной денежной сумме, для которой может быть предусмотрена возможность корректировки в зависимости от степени нуждаемости, состава семьи получателя и других факторов.

В ряде стран работник может быть признан частично безработным. Определения частично безработного различаются от страны к стране. Как правило, частично безработным признается лицо, которое оказывается не в состоянии найти работу в режиме полного рабочего времени и поэтому вынуждено соглашаться на иные режимы работы с пропорциональным уменьшением заработной платы, а также лицо, которое утратило свою основную работу при том, что работа по совместительству у него сохранилась. Такое лицо также имеет право на получение пособия по безработице, однако его размер будет существенно меньше, чем в случае признания лица полностью безработным.

Д. В. Черняева,
старший преподаватель кафедры трудового права Государственного университета – Высшей школы экономики

Приложение 1

Образец решения органа службы занятости о сохранении за уволенным работником среднего заработка

Период трудоустройства – за счет работодателя?

Приложение 2

Образец справки органа службы занятости

Период трудоустройства – за счет работодателя?



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль