По внешности встречают - по уму... Работает?

2757
Сколько резюме вы сегодня отложили как неподходящие? Во многих ли из них была фотография соискателя? В отношении какого кандидата вы приняли положительное решение, опираясь только на его фото (честно признайтесь себе в этом)? Почему прониклись симпатией к совсем незнакомому миловидному соискателю, ведь он еще ничем не успел проявить себя... И что подтолкнуло вас уверенно выбрать именно его? В этой статье мы попытаемся разобраться, что скрывается за межличностным притяжением, основанным на внешней привлекательности и первом впечатлении о кандидате. Попробуем ответить, действительно ли указанные в резюме с «приглянувшейся» фотографией опыт и навыки лучше тех, что в резюме без фотографий, лежащих теперь в стопке «отказать»?

Как правило, мы даже не осознаем, как внешняя привлекательность оппонента влияет на наши суждения о нем. И менеджер по подбору персонала не может на 100% быть беспристрастным и не поддаваться силе социальной аттракции.

В условиях ограниченной информации о человеке фотография способна создать благоприятное или неблагоприятное представление о кандидате в целом. Другими словами, одна только внешняя привлекательность кандидата способна окрасить положительно и его личностные черты, усилить их преимущество. И это не голословные утверждения - проверенный научный факт.

ПРИМЕР 1

Экспериментальной группе было предложено оценить очерк, написанный женщиной, причем к тексту прилагалась фотография автора очерка. Но одним к очерку приложили фотографию красотки, другим -портрет «дурнушки». В результате оценки на один и тот же очерк были неодинаковыми, и более высокие получил очерк красивой женщины.

ПРИМЕР 2

Экспериментальной группе была поставлена задача - охарактеризовать внутренний мир людей по фотографиям. Людей с красивыми лицами чаще оценивали как уверенных в себе, счастливых, искренних, уравновешенных, любезных, находчивых, утонченных и более развитых духовно. Кроме того, красивых мужчин и женщин участники эксперимента оценили как более заботливых и внимательных к другим людям. Ореол физической привлекательности вызывал сдвиг не только в оценках черт личности, но и в оценках результатов деятельности или отдельных поступков человека. Красивым людям приписывалась также большая успешность в делах.

Как правило, обладателю резюме с привлекательной фотографией «везет» больше, чем остальным, так как менеджеры по подбору персонала неосознанно:

  • уделяют больше внимания именно этому резюме, тогда как резюме непривлекательного кандидата, при равных опыте и навыках, вызывает меньше интереса;
  • дают ему оценку в целом выше, чем менее привлекательным конкурентам с такими же опытом и навыками;
  • приписывают ему дополнительные положительные черты, такие как уверенность в себе, искренность, уравновешенность, находчивость и также успешность в делах.

Наша справка

Межличностная аттракция (от лат. attractio - притяжение, привлечение) -возникновение при восприятии индивида индивидом взаимной симпатии, понимание и принятие друг друга во взаимодействии, когда не только согласуются действия, но и устанавливаются положительные взаимоотношения.

НЕЛЬЗЯ!

Давать оценку кандидату, отталкиваясь только от личного мнения «нравится–не-нравится»

Красивый = хороший?

Наше положительное восприятие красивых людей основано на стереотипах, что красивый = хороший. И хотя нет нормативов красоты, которые бы одинаково влияли на жителей всех стран и во все времена, все же красивым людям во многом живется легче. Достаточно часто случается, что внешне привлекательный соискатель, даже будучи более слабым по опыту и навыкам, обходит более профессионального кандидата.

И есть экспериментальные подтверждения того, что внешность может влиять не только на общее представление о человеке, но и на оценку его поведения в конкретном случае.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

...многие HR-специалисты убеждены, что по фотографии они могут легко определить, впишется сотрудник в компанию или нет. И здесь важна не столько внешняя привлекательность кандидата, сколько выражение лица и взгляд. Более того, по мнению рекрутеров, выбранный для резюме снимок иногда скажет больше о вкусе, чувстве меры и воспитании претендента, чем проведенное с ним собеседование.

ПРИМЕР 3

Опытным воспитателям детских садов рассказали о плохом поступке ребенка. Их просили дать квалифицированный совет воспитательнице мальчика. Но одним воспитателям показали симпатичного малыша, а другим - некрасивого. И те, кто видел милую мордашку, были более снисходительны к его проделкам. Они вспоминали, что в их практике такое бывало, говорили, что все дети шалят, что это случайность и заслуживает минимального наказания. В случае некрасивого мальчика воспитатели били тревогу. Они говорили о педагогической запущенности, даже рекомендовали показать ребенка психиатру.

Как же так? Получается, даже опытные педагоги один и тот же поступок квалифицируют то как невинную шалость, то как злостное нарушение? Они даже готовы признать ребенка психически больным только потому, что он им не понравился!

Неужели теперь всем соискателям, чтобы найти работу своей мечты, нужно рекомендовать делать пластические операции или бежать в профессиональные фотостудии? Меняться до неузнаваемости, приобретая внешность фотомодели? Конечно же нет.

Наша справка

Восприятие, перцепция (от лат. perceptio) - познавательный психологический процесс, формирующий субъективную картину мира. Он заключается в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на ре-цепторные поверхности органов чувств.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Люди, познавая друг друга, не ограничиваются наблюдением. Они стремятся понять личностные качества партнеров по общению и выяснить причины их поведения. Но так как информация о человеке, полученная в результате короткой встречи, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель начинает приписывать вероятностные причины поведения и характерологические черты личности своему партнеру по общению.

Каузальная атрибуция - это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Слово «каузальный» означает «причинный».

Атрибуция - это приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия.

Атрибутивные процессы составляют основное содержание межличностного восприятия. Выявлена определенная зависимость «приписывания» в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна роль «приписывания» при формировании первого впечатления о незнакомом человеке.

Эффект ореола (галоэффект) - это формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита времени. Эффект ореола проявляется либо в форме позитивной оценочной пристрастности (положительный ореол), либо в негативной оценочной пристрастности (отрицательный ореол).

Так, если первое впечатление о человеке в целом благоприятное, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются. Если же общее первое впечатление о человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже его положительные качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.

С эффектом ореола тесно связаны эффекты новизны и первичности.

Эффект новизны возникает тогда, когда по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е. более новая информация о нем. Эффект первичности же возникает, когда по отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация.

Все описанные выше эффекты можно рассматривать как частные случаи или как варианты проявления особого процесса, называемого стереотипизацией.

Стереотипизация - это восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов). Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними. В процессе познания людьми друг друга она может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека, и тогда это упрощение ведет к замене образа человека штампом, например «все бухгалтеры - педанты», «все учителя - на-зидатели». С другой - к предубеждениям, если суждение о социальном объекте строится на основе прошлого ограниченного опыта, который чаще всего может оказаться негативным.

Аттракция - это особый вид социальной установки на другого человека, основанной на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства.

В случае аттракции понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.

Привлекательность хороша в меру

Экспериментально доказано, что люди склонны выбирать не столько самых красивых, сколько тех, кто столь же красив, как и они.

Генеральный директор крупного предприятия Балчуг А.Ф.: «Мы стараемся избегать красивых, избалованных вниманием людей. Когда я вижу резюме красивой девушки, готов поспорить, что она, скорее всего, часто меняет место работы, поэтому станет для нас проблемой, нашей головной болью. Можно понять, почему это происходит: у таких людей большие ожидания от жизни, им надо постоянно быть в центре внимания. Часто они около года работают в одной компании, а потом их соблазняет ветер перемен. Нам импонируют симпатичные парни и девушки, но по опыту могу сказать, что люди с яркой внешностью редко бывают хорошими работниками».

«Фотография - один из элементов резюме, который помогает составить первое впечатление о соискателе. Как правило, лишней такая деталь не бывает, - считает Лусине Абгарян, директор по персоналу Kelly Services CIS. - Безусловно, фотография - не самая главная информация, которая содержится в резюме и которую оценивает рекру-тер. Скорее, это дополнительная возможность для кандидата представить себя. При этом профессиональный консультант никогда не исходит из личных впечатлений. В первую очередь его интересуют деловые качества и опыт соискателя».

По внешности встречают - по уму... Работает?

Сам себе художник

Каждый человек в чем-то уступает другому, а в чем-то превосходит его. Это может быть превосходство по социальному статусу, по интеллекту, по профессиональным достижениям, по физической силе и т. д. Людям, вызывающим у нас восхищение по какой-то личностной черте, мы, как правило, начинаем приписывать целый ряд других положительных качеств, которыми наш объект, скорее всего, не обладает. Тогда как кандидата, у которого значимая для нас черта отсутствует или слабо выражена, мы часто недооцениваем.

НАШ СОВЕТ

Помните, первое впечатление бывает обманчивым. Очень внимательно относитесь к тем, кто умеет себя преподнести

Жизнь - игра, а люди в ней - актеры

Часто соискатели ведут себя как актеры, чтобы произвести то впечатление, которое они считают наиболее выгодным, что еще больше затрудняет процесс понимания и способствует формированию искаженного образа. Когда информации мало, рекрутер строит свои выводы о соискателе на основе того немногого, что он успел узнать, а когда его представление уже сформировано, он, к сожалению, пренебрегает полученными позже детальными сведениями.

НЕ ЗАБЫТЬ!

Не только мы выбираем кандидатов, но и кандидаты выбирают нас

При формировании образа кандидата рекрутер зачастую сталкивается с неким количеством фрагментарной информации, оценивает ее с учетом многих психологических и эмоциональных факторов. Поэтому в первую очередь надо отключить свои эмоции, отстранится от личностных оценок по отношению к кандидату и, используя логические методы обработки информации, сделать выводы - подходит кандидат на данную вакансию или нет.

Здравый ум и холодный расчет в нашем нелегком деле, коллеги, не повредит!

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль