Система передачи знаний:через тернии к звездам

2047
Сегодня становится очевидным, что в 1990-е гг. в вопросе преемственности поколений наиболее серьезно пострадали высокотехнологичные сегменты отечественной экономики. Это касается и провала, случившегося в отработанной в советское время системе передачи знаний. В результате кризисной ситуации из научно-производственных предприятий в массовом порядке увольнялись наиболее дееспособные работники среднего возраста.

Подобная тенденция наблюдалась более десяти лет. Окончательно остановить отток специалистов не удается и в современных условиях. В этом отношении не стало исключением и ОАО «Ангстрем», которое за время перехода к рыночной экономике потеряло много хороших работников. Наиболее талантливые и мобильные сотрудники оказались востребованы за границей, остальные искали любые возможности заработка в относительно благополучных секторах экономики. Наметилась явная тенденция к резкому увеличению возрастных работников. В итоге к 2010 г. показатель среднего возраста на предприятии, некогда слывшем одним из самых молодежных в отрасли, составил 57 лет.

Больше всего пострадали научные подразделения компании. В части передачи знаний сложилась абсурдная ситуация: возрастные работники не только утратили заинтересованность в передаче опыта, им стало еще и некому его передавать. Выпускники профильных технических вузов также в массовом порядке устремились в более привлекательные сегменты рынка, что повлекло за собой резкое уменьшение притока молодых кадров. Еще хуже сложилась ситуация с учащимися профильных средних специальных учебных заведений, где процент выпускников, остающихся работать по полученной специальности, до сих пор не превышает 5%.

Справка о компании

Компания «Ангстрем» основана в 1963 г. В настоящее время разрабатывает и производит широкую номенклатуру интегральных схем различного назначения, поставляемых преимущественно в страны Юго-Восточной Азии. Создает для внутреннего рынка, прежде всего для стратегических предприятий Роскосмоса и Минатома России, по отдельным государственным программам специальную элементную базу для систем управления военной техникой. Численность персонала с учетом дочерних организаций составляет 2 тыс. человек.

Перед менеджментом ОАО «Ангстрем» встали две основные проблемы в части управления передачей знаний на предприятии: отсутствие притока молодежи и тотальное нежелание опытного персонала делиться накопленным опытом (демотивация). Вторая проблема была спровоцирована прежде всего боязнью вырастить собственными руками молодого конкурента, а также низкой компенсацией непростого труда наставника. По мере решения первой из поставленных задач - привлечения молодежи за счет грамотно претворяемой в жизнь молодежной политики на предприятии - все острее вставал вопрос об изменении политики управления передачей знаний.

Возрождение системы передачи знаний

Основной задачей на пути к возрождению системы передачи знаний к началу 2010 г. оставалось мотивирование опытного персонала с целью изменения отношения к наставничеству. Для ее решения были определены следующие приоритетные шаги:

  • подготовка и внедрение положения о наставничестве на предприятии;
  • изменение размера материальной компенсации труда наставников;
  • проведение конкурсов на звание лучшего наставника по всем важным для предприятия направлениям;
  • участие в городской субсидиарной программе по компенсации труда наставников;
  • создание целевых групп в профильных учебных заведениях с целью подготовки кадров для себя с обязательным преподаванием ряда предметов специалистами ОАО «Ангстрем»;
  • запуск проекта «Корпоративный университет "Ангстрем"».

От реализации намеченного плана ожидались следующие результаты:

  • повышение заинтересованности возрастного персонала в передаче знаний молодежи;
  • увеличение общего числа наставников на предприятии на 50% в течение полугода;
  • получение государственных субсидий на компенсацию труда наставников;
  • повышение качества передаваемых / получаемых знаний;
  • получение подготовленных профильными учебными заведениями специалистов из числа студентов целевого набора.

В рамках реализации намеченной программы в 2010 г. было принято базовое положение о наставничестве, определяющее его цели: накопление и сохранение уникального опыта и знаний в компании; возможность быстрого достижения новыми работниками оптимальных для компании рабочих показателей.

В число задач наставничества были включены:

  • передача опыта наставников новым работникам;
  • развитие у новых работников способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них трудовые функции;
  • уменьшение количества возможных ошибок, связанных с освоением профессии;
  • повышение качества подготовки и квалификации сотрудников.

Такой документ помог систематизировать существующий опыт в части передачи знаний и стал базисом для построения системы управления знаниями на предприятии. Далее была сформирована матрица ответственности в процессе наставничества, определяющая роль каждой из заинтересованных сторон в общей системе (табл. 1).

Система передачи знаний:через тернии к звездам

В качестве показателей эффективности системы наставничества рассматриваются:

  • у рабочих - успешное прохождение обучающимся работником квалификационного экзамена и подтверждение (повышение) присвоенного разряда;
  • у специалистов - решение руководителя о возможности наставляемого работника выполнять должностные обязанности самостоятельно, без помощи, либо при незначительной помощи наставника;
  • у студентов-стажеров - решение руководителя о продлении срока действия заключенного с ними трудового договора.

По итогам внедрения системы была отмечена позитивная динамика изменения числа работников, успешно прошедших испытательный срок (наставляемых).

Немаловажным фактором мотивации опытных сотрудников выступает материальная сторона дела. Размер и условия выплат по итогам наставничества также определены в Положении о наставничестве (табл. 2).

Система передачи знаний:через тернии к звездам

С Департаментом труда и занятости населения г. Москвы был заключен договор о сотрудничестве в соответствии с Распоряжением Комитета по труду и занятости населения Московской области от 6 июля 2011 г. № 27-р «О реализации Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2011 г.» с целью повышения оплаты труда наставников за счет субсидиарных средств с 3 тыс. руб. за одного наставляемого до 5,3 тыс. руб.

Эти выплаты производятся в рамках Программы стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы. Согласно указанному Распоряжению организации могут быть участниками мероприятий Программы, независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности. Не могут быть участниками мероприятий Программы организации, в которых начата процедура банкротства; объявленные в установленном порядке несостоятельными (банкротами); по которым вынесено решение о назначении внешнего управления или о санации уполномоченным на то органом; которые в рамках реализации мероприятий Программы предоставляют для трудоустройства граждан рабочие места; которые находятся в стадии трудовых споров; а также организации, имеющие задолженность по уплате налогов и сборов. Участниками мероприятий Программы не могут быть государственные (муниципальные) учреждения.

Было принято решение повысить преподавателям теоретического обучения в формирующемся Корпоративном университете из числа сотрудников предприятия плату за проводимое ими обучение с 50 руб. за час до 150 руб. С учетом небольшого срока, прошедшего с момента повышения почасовой оплаты, пока еще рано судить о том, насколько данное решение оправдало себя, но можно констатировать, что проблем с укомплектованностью штата преподавателями в университете нет. В среднем за год у преподавателей «набегает» не более 70-80 ч. Таким образом, итоговая сумма в 11-12 тыс. руб., хотя и выглядит скромной, является хорошим стимулирующим фактором.

Кроме того, на предприятии появился новый регламент проведения конкурсов профессионального мастерства - Положение об организации и проведении соответствующих конкурсов. За период с момента начала реализации поставленных задач, а именно с III квартала 2010 г., было проведено 56 конкурсов профессионального мастерства по ряду специальностей, в том числе «оператор микросварки», «испытатель деталей и приборов», «контролер деталей и приборов», «кварцедув», «оператор прецизионной фотолитографии» и др.

Для повышения престижа соответствующих специальностей и мотивации участников профильных конкурсов был установлен существенный компенсационный пакет для победителей в размере 30 тыс. руб., из них 15 тыс. руб. достается победителю, 10 тыс. руб. - занявшему второе место, и 5 тыс. руб. - занявшему третье место. Участниками конкурсов стали более 500 сотрудников предприятия, а главным результатом явилось повышение уровня знаний по профильным специальностям и престижа рабочих профессий.

В 2010-2011 гг. ОАО «Ангстрем» продолжило практику взаимодействия с основными профильными вузами (МИРЭА и МИЭТ) по вопросам набора целевых групп магистров и аспирантов. В рамках данного взаимодействия более 20 сотрудников ОАО «Ангстрем» получили возможность повысить качество своего образования, обучаясь по современным программам, направленным непосредственно на удовлетворение нужд заказчика. При этом в роли преподавателей, кураторов дипломных работ и научных руководителей выступили наиболее авторитетные работники «Ангстрема», имеющие за плечами помимо практических навыков еще и опыт преподавательской деятельности. В настоящее время достигнута договоренность с институтами МИЭТ и МИРЭА о поощрении студентов профильных для «Ангстрема» специальностей именными стипендиями в размере 2 тыс. руб. ежемесячно, начиная с сентября 2012 г.

В рамках реализации проекта по созданию собственного обучающего центра в октябре 2011 г. было зарегистрировано некоммерческоеобразовательное учреждение «Корпоративный университет "Ангстрем"», куда в качестве преподавателей помимо наставников из ОАО «Ангстрем» были привлечены несколько известных в области микро- и радиоэлектроники преподавателей из профильных технических вузов. Такая схема, при которой происходит постоянный синтез науки и опыта, позволяет получить быстрый синергетический эффект от внедренной практики обучения.

Вплоть до конца 1990-х гг. при предприятии существовали колледж для подготовки специалистов со средним техническим образованием, учебный комбинат с возможностью подготовки / переподготовки по различным профильным специальностям и аспирантура. Впоследствии почти все они были утрачены, однако сохранилась сама традиция, остались опытные преподаватели из числа работников «Ангстрема» и добрая память о возможности обучения в рамках родного предприятия.

Таким образом, идея воссоздания учебного центра, который в перспективе снова будет иметь профессиональный колледж, аспирантуру и разнообразные курсы повышения квалификации, в том числе с возможностью извлечения коммерческой прибыли, была закономерной. В настоящее время уже удалось возобновить работу аспирантуры, идет процесс получения лицензии на оказание образовательных услуг. В качестве следующего этапа планируется создание и регистрация профильного среднего специального учебного заведения.

Промежуточные итоги

В конце 2011 г. были подведены первые итоги общекорпоративного конкурса на звание лучшего наставника года, лауреатами которого стали шесть наиболее авторитетных работников «Ангстрема», получивших солидные денежные призы. В целом в конкурсе приняли участие более 50 наставников. Основными критериями отбора победителей были данные, полученные по итогам анкетирования обученных сотрудников (прил. 1) и руководителей структурных подразделений (прил. 2), а также количество работников, одновременно обучаемых одним наставником; общее число обучаемых за весь период работы наставника; количество обучаемых, прошедших испытательный срок. Конкурс, без сомнения, придал дополнительный импульс развитию института наставничества на предприятии.

Подводя промежуточные итоги первых шагов, предпринятых для систематизации процесса передачи знаний в ОАО «Ангстрем», можно назвать следующие результаты:

  • наметилась явная тенденция к заинтересованности возрастного персонала в передаче знаний молодежи, о чем свидетельствуют данные регулярного анкетирования наставляемых работников по итогам прохождения испытательного срока;
  • общее количество наставников с июля 2010 г. на предприятии увеличилось на 37% (личная инициатива сотрудников в этом вопросе практически полностью отсутствует, но удалось свести на нет число самоотводов от наставничества);
  • в 2011 г. были получены государственные субсидии на компенсацию труда наставников;
  • исходя из результатов анкетирования учащихся, проведенного в целевых группах и в корпоративном университете, выросла удовлетворенность качеством полученных знаний по сравнению с 2009-2010 учебным годом;
  • опрос наставников также показал рост их удовлетворенности от полученного результата.
  • за 2011 г. текучесть кадров составила 14,6%, что меньше данного показателя за 2010 г. (18,9%);
  • средний возраст сотрудников предприятия продолжил снижаться и в течение 2011 г. достиг уровня 47,6 года (для сравнения: в 2010 г. - 52 года).

В качестве целей, намеченных в сфере развития системы внутреннего обучения на 2012 г., необходимо выделить:

  • дальнейшее участие в государственных субсидиарных программах, направленных на поддержание системы наставничества;
  • получение всех необходимых лицензий на ведение образовательной деятельности корпоративным университетом «Ангстрем»;
  • укрепление синергетического эффекта от взаимного обмена преподавателями с профильными учебными заведениями;
  • проведение конкурсов профессионального мастерства по 20 знаковым для предприятия специальностям;
  • проведение конкурса на звание лучшего наставника года;
  • формирование целевых групп обучения в профильных вузах страны;
  • дальнейшее расширение географии подбора потенциальных работников из числа выпускников региональных технических вузов;
  • возможное приглашение иностранных преподавателей - гуру в области микро- и радиоэлектроники для чтения лекций в корпоративном университете.

Приложение 1.

Анкета сотрудника

Система передачи знаний:через тернии к звездам

Приложение 2.

Анкета руководителя

Система передачи знаний:через тернии к звездам

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль