Розничная торговля: подготовка будущих руководителей

2718
Компания Media-Saturn Russia присутствует на российском рынке пять лет. За это время в 17 городах России открыто 36 магазинов, в каждом из которых занято около 80 штатных сотрудников. Следующие пять лет обещают быть не менее насыщенными в части экспансии, поэтому компания уже сейчас занимается подготовкой «золотого» кадрового резерва будущих руководителей из числа талантливой молодежи.

В настоящее время программы высшего образования в области менеджмента розничной торговли в российских вузах отсутствуют. В рамках существующих программ для торговых специалистов ритейлу уделяется незначительное внимание. В связи с этим Media-Saturn-Holding GmbH предоставляет российским сотрудникам возможность принять участие в международной программе «Управление в области розничной торговли» (International Retail Management - IRM), разработанной совместно с Университетом прикладных наук в г. Ингольштадте. Программа аккредитована Министерством образования Германии и подразумевает получение степени бакалавра. В 2005 г. она стартовала в Германии на немецком языке. Российское подразделение присоединилось к IRM в 2009 г., когда обучение стало проходить на английском языке. Студенты, обучающиеся по программе IRM, не только приобретают профильную академическую базу в области ритейла на лекциях и семинарах, но и получают практический опыт управления в ходе стажировок после каждого семестра.

Отбор участников

Отбор студентов происходит на конкурсной основе. К участию в конкурсе допускаются сотрудники магазинов Media Markt и Saturn, а также центрального офиса в возрасте от 18 до 28 лет, проработавшие в компании не менее трех месяцев и проучившиеся не менее четырех семестров в вузе по специальности «экономика», «финансы», «бухгалтерия», «аудит», «маркетинг», «мерчандайзинг», «коммерция», «международная торговля», «бизнес-администрирование», «менеджмент» и т. п. Программа IRM в Германии является первым высшим образованием c получением степени бакалавра. В связи с квалификационными требованиями Министерства образования Германии российский школьный аттестат не может быть приравнен к немецкому аттестату зрелости, поэтому наши студенты вправе поступать в немецкие вузы, только проучившись не менее четырех семестров в одном из отечественных вузов.

Справка о компании

Media-Saturn Russia (ООО «Медиа-Маркт-Сатурн») существует с 2006 г. и является российским представительством немецкой компании Media-Saturn-Holding GmbH - лидера европейского розничного рынка бытовой техники и электроники. Торговая сеть включает 36 магазинов в 17 городах России, общая численность персонала которых составляет более 3 тыс. 700 человек.

Информация о возможности участия в программе распространяется в компании посредством корпоративного портала (интранета), рассылок по электронной почте, размещения в центральном офисе и магазинах красочных плакатов и брошюр.

Конкурс состоит из нескольких этапов.

Этап 1. Первичный анализ анкет и эссе кандидатов

Кандидат должен заполнить анкету: указать персональные и контактные данные, образование, опыт работы, имеющиеся ключевые навыки. Также необходимо подготовить эссе на тему: «Почему я хочу обучаться по программе International Retail Management» в свободной форме на английском языке. Анкету и эссе следует отправить по адресам электронной почты, указанным во всех источниках информации о программе.

По представленному эссе специалисты по подбору персонала компании проводят первичный анализ владения претендента на обучение английским языком, а также формируют общее представление о степени его мотивированности. Попутно проверяется логика изложения, оцениваются детальность и развернутость ответов, аргументация.

Анкета / резюме позволяет определить наличие достаточной квалификации для подачи заявки, например, образование, полученное за период не менее четырех семестров. Требования к формату анкет не жесткие, поскольку молодые сотрудники, возможно, еще не умеют составлять профессиональное резюме. Наиболее полную информацию HR-специалисты получают по телефону: они в обязательном порядке связываются с заявителем по указанному в анкете номеру, уточняют детали и обеспечивают ему обратную связь.

На данном этапе в службу персонала поступает около 60 заявок. Первоначальный отсев после телефонных интервью составляет примерно 60%.

Этап 2. Интервью со специалистами по подбору персонала центрального офиса в России

HR-специалист проводит с заявителем первоначальное интервью смешанного типа (наличие компетенций, поведенческие характеристики, биография). Большой блок вопросов посвящен выявлению мотивации кандидата, а также его готовности продолжить карьеру в компании после окончания обучения. Во время интервью также проверяются знание английского языка, коммуникативные навыки, аргументация и логика изложения, доброжелательность и открытость в общении.

По результатам данного интервью отсеивается порядка 30-40% кандидатов, отобранных на предыдущем этапе.

Этап 3. Онлайн-тест eAssessment на восприятие графических задач, числовой информации, решение математических задач, задания на синонимы и т. п.

Специалисты по подбору персонала организуют для кандидатов тестирование через онлайн-систему и информируют их о том, когда состоится тестирование. Пройти тесты можно на любом компьютере, подключенном к Интернету. Кандидат получает ссылку для доступа, а также username и password. В течение одной недели он должен выполнить задание. Время выполнения ограничено (1,5 часа), прерывать тестирование нельзя. Обработка результатов проводится автоматически компьютерной системой. Тест включает семь субтестов: анализ диаграмм, сравнение фактов и теории, числовые ряды, математические задачи; знание английского языка; эмоциональная устойчивость; мотивация к обучению. Система подсчитывает результат по каждому субтесту и выводит общий балл тестирования.

На этом этапе отсеивается около 70% кандидатов, то есть остается лишь треть от общего числа заявителей.

Этап 4. Телефонное интервью на английском языке с представителями Media-Saturn Russia и прохождение теста TOEFL

В назначенное время сотрудники холдинга звонят кандидату для подтверждения его соответ ствия квалификационным требованиям, уточнения мотивации к участию в программе и прояснения имеющихся спорных моментов. В случае утверждения холдингом кандидатуры заявителя его направляют на сдачу экзамена (Test of English as Foreign Language - TOEFL). Это обязательный экзамен для поступления в большинство зарубежных вузов, где обучение ведется на английском языке. Тестирование по системе TOEFL проходит в одном из специализированных центров на территории Российской Федерации. Его организует и оплачивает Media-Saturn Russia. Получение международного сертификата TOEFL - весьма дорогостоящее мероприятие, необходимое лишь для поступления в вуз, поэтому данный этап является заключительным (компания оплачивает экзамен лишь тем кандидатам, которые прошли предыдущие три этапа отбора).

Организационная часть

Сотрудникам, сдавшим TOEFL, компания оплачивает обучение в Германии (542 евро за семестр), перелет из России в Германию и обратно (четыре перелета в год), оформление визы и предоставляет ежемесячную стипендию в размере 1 тыс. евро. Студент, со своей стороны, оплачивает проживание (около 450 евро за месяц) и страховку (65 евро в месяц).

Количество студентов внешнего и внутреннего набора от каждой страны утверждается дирекцией ежегодно в каждом представительстве холдинга. Квота для России в 2012 г. составила два места.

Обучение по программе проходит с отрывом от работы. Чтобы иметь основания для прохождения практики, студент числится в холдинге как intern (стажер). Сотрудник подписывает с Media-Saturn-Holding трудовой договор, одним из условий которого является обязательная отработка в течение двух лет после окончания обучения в любом подразделении холдинга в какой-либо из стран присутствия компании. Выбывая из программы по неуважительной причине (например, из-за провала экзаменов, отказа от обучения) или увольняясь до истечения указанного в договоре срока, студент обязан возместить холдингу стоимость обучения в вузе, которая рассчитывается пропорционально отработанному времени (а до окончания программы - полностью). Возвращаются только затраты на обучение, стипендия возврату не подлежит. Если сотруднику не удается сдать экзамены, он имеет право на пересдачу (в том числе на повторное прослушивание курса лекций с другой группой). Количество пересдач ограничено, определяется правилами вуза и законодательством Германии в сфере образования.

Обратите внимание!

Поскольку студенты программы - будущие руководители, на этапе отбора очень важно оценить наличие управленческих качеств у каждого потенциального участника обучения. Как это сделать, если кандидаты не имеют практического опыта управления людьми? Задача решается путем оценки косвенных показателей лидерского потенциала: мотивации, способности к анализу и синтезу, стратегического видения, умения принимать решения в сложных ситуациях, организаторских навыков. Например, в будущем кандидатам придется быстро и четко принимать решения. Для успешного управленца Media-Saturn Russia важно уметь смотреть вперед и думать не только о сиюминутной выгоде, но и о последствиях совершенных действий в долгосрочной перспективе, а это невозможно без развитых аналитических способностей и умения мыслить стратегически. В связи с этим оценке таких качеств в тестировании отводится особое место. Не меньшее значение имеет мотивация. Если у сотрудника достаточно энергии, есть желание и готовность работать, добиваться поставленных целей, стремление к новому, то со временем он приобретет недостающие знания и умения, разовьет личностные компетенции либо делегирует свою ответственность. Оценка этой компетенции происходит по результатам анализа эссе, интервью и тестирования.

Программа обучения

В основе бизнес-концепции сетей Media Markt и Saturn лежит принцип децентрализации, уникальный для российского рынка и в принципе нетипичный для структур сетевого формата. Каждый магазин развивается как отдельное предприятие и самостоятельно вырабатывает товарную, ценовую и маркетинговую политику исходя из локальных особенностей спроса.

Директор магазина является, по сути, руководителем отдельного локального бизнеса, предпринимателем, а не просто администратором. Далее децентрализация «спускается» на следующий уровень: например, руководитель отдела решает, какой товар и в каком количестве закупить в данный период времени, как усилить продажи определенных товарных групп. Каждый сотрудник полноценно участвует в бизнес-процессе - не просто что-то продает, а четко знает, какой товар занимает топовые позиции по продажам, а какой реализуется с трудом. Работник подходит к своим обязанностям стратегически и благодаря этому достаточно быстро развивает предпринимательские навыки.

Концепция децентрализации требует от руководителей бизнеса таких знаний и компетенций, как умение управлять проектами, предпринимательское мышление, проактивность и инициативность, базовые управленческие навыки и лидерство, умение работать в команде, мотивация и нацеленность на результат, умение принимать решения, клиентоориентированность, знание и понимание рынка ритейла, ответственность за результат, готовность к риску, инновационное мышление и готовность к изменениям.

Обучение по программе International Retail Management длится три с половиной года (семь семестров):

  • зимний семестр в Германии с 1 октября по 14 февраля;
  • зимняя стажировка в России с 15 февраля по 14 марта;
  • летний семестр в Германии с 15 марта по 31 июля;
  • летняя стажировка в России с 1 августа по 30 сентября. Рассмотрим более подробно подходы к обучению и стажировкам.

Обучение в ходе семестров

Пример

Пример тем курсов лекций и практических занятий в рамках программы IRM

Первый - третий семестры: «Бизнес-администрирование», «Экономика», «Финансы», «Налоги»; «Бухгалтерский учет»; «Информационные технологии»; «Статистика».

Первый - четвертый семестры: «Стратегический менеджмент в ритейле», «Управление ассортиментом товаров»; «Цены и услуги»; «Бренд-менеджмент и управление коммуникациями», «Управление розничной торговлей», «Управление логистикой»; «Международное развитие розничной торговли»; «Электронная коммерция»; «Управление недвижимостью».

В Университете прикладных наук не существует привычного для отечественной системы образования разделения на лекционные и практические занятия. В основном используется интерактивная форма обучения: дается теоретический материал, происходит диалог между студентами и преподавателем. Слушатели разбирают кейсы, обсуждают практические примеры, работают в мини-командах и даже соревнуются между собой. На всех занятиях используются современные компьютерные методы обучения: преподаватели показывают слайды через проектор, затем все презентации выкладываются на электронный портал вместе с рекомендуемой литературой. На онлайн-портале университета студенты могут посмотреть расписание занятий, домашние задания, оценки по предметам. Этот ресурс обеспечивает им доступ к материалам, необходимым для подготовки к экзаменам. Также студенты могут пользоваться огромной современной библиотекой.

Одни занятия построены по принципу самообразования, другие - в форме практических семинаров (теоретическую основу студенты должны усвоить самостоятельно), третьи - по принципу взаимообучения (студенты готовят доклады по выбранным темам, в которых освещают теоретические и практические аспекты тематики и презентуют их остальным участникам обучения).

Многие учебные кейсы и задания предполагают работу в парах и мини-группах, что развивает способность работать в команде, распределять роли и ответственность. Часть практических занятий проводится непосредственно на базе различных предприятий.

Пример

Студенты должны были оценить бизнес-процесс производства стикеров для техники, а также сравнить различные способы его реализации. В курсовых работах они оценивали выгодность производства стикеров собственными силами, либо путем аутсорсинга процесса, предлагали пути оптимизации производства.

По результатам таких практических занятий студенты готовят отчеты-презентации, в которых излагают пройденный материал, фиксируют свой опыт, наблюдения, интересные идеи, сделанные открытия.

Занятия в университете ведут в основном преподаватели-практики. Многие из них совмещают работу с преподавательской деятельностью, либо имеют длительный опыт работы в различных коммерческих организациях. Некоторые являются владельцами собственного бизнеса. Часть преподавателей работает в Media-Saturn. Так, предмет «Бизнес-администрирование» ведет сотрудник, который отвечает в холдинге за вопросы маркетинга и электронной коммерции.

Результаты обучения чаще всего проверяются в форме письменных экзаменов и промежуточных тестов. Письменный экзамен рассчитан на полтора - два часа и проводится по окончании курса. Он состоит из 10 - 20 вопросов, за ответы на которые начисляется некоторое количество баллов. На основе суммарного балла выводится общая оценка от 1,0 («неудовлетворительно») до 5,0 («отлично»). Оценки могут быть дробными - например 2,7 балла.

Пример

Вместе с преподавателем студенты посетили один из крупнейших торговых центров Германии в Ингольштадте (Ingolstadt Village), где изучали основы ритейла, принципы организации работы крупных магазинов и маленьких бутиков, сравнивали эффективность ведения бизнеса в формате розничных и интернет-магазинов. Также в рамках изучения финансов студенты посетили пивной завод, где помимо экскурсии было организовано изучение финансовой стороны ведения бизнеса.

Изучение некоторых предметов предусматривает выполнение курсовых работ.

Таким образом, во время занятий в университете студенты расширяют свои знания, как общие, так и в области ритейла, обмениваются опытом и практическими примерами. Все это готовит их к успешному применению знаний во время стажировок и в дальнейшей работе.

Стажировки

Все стажировки, за исключением последней, длящейся более восьми месяцев, проходят на родине студента в различных подразделениях компании. Зимняя стажировка составляет один месяц, летняя - два месяца.

Первая стажировка носит ознакомительный характер. Студенты знакомятся с бизнес-процессами разных отделов магазина, изучают стандарты обслуживания покупателей, осваивают технику продаж. Несколько дней они проводят в центральном офисе, где знакомятся с деятельностью офисных подразделений. Руководители и работники холдинга проводят презентации, рассказывают о себе, своих задачах и зонах ответственности, о взаимодействии магазинов с центральным офисом.

Руководителем каждой стажировки назначается начальник подразделения, в котором она проводится. Он подробно рассказывает студенту о деятельности отдела и вовлекает его в работу: ставит перед ним различные операционные задачи, поручает персональные мини-проекты, задействует в глобальных проектах холдинга (кроссфункциональных и реализуемых в рамках одного направления).

Пример

Аналитические задания, по результатам выполнения которых студенты должны представить руководству свои рекомендации:

  • сравнить программы билбордов Media-Saturn Russia за последние несколько лет для того, чтобы выявить потенциал повышения эффективности рекламы;
  • проанализировать воздействие интернет-рекламы на покупательскую активность интернет-пользователей;
  • проанализировать товарную категорию (например, аксессуары) в части ассортимента, выкладки, сезонности и пр.;
  • проанализировать особенности поведения покупателей в конкретном магазине и выявить факторы, влияющие на покупательскую активность, такие как дизайн-концепция магазина, выкладка товара, разнообразие ассортимента и т. п.;
  • проанализировать конкурентов с учетом их расположения, размера магазинов, представленности товара, рекламных кампаний, ассортимента и цен и т. п. (для сбора необходимой информации студенты даже выступают таинственными покупателями в других магазинах);
  • провести анализ наличия и отсутствия ходового товара на полках в нескольких магазинах для более эффективного формирования ассортиментной матрицы и выкладки товара.

Если руководство одобряет представленные стажером рекомендации, он получает шанс самостоятельно воплотить свои идеи в жизнь.

Примеры заданий другого плана:

  • организовать внутренний конкурс в магазинах посредством системы e-learning (дистанционное обучение);
  • поработать непосредственно в магазине в роли продавца, кассира или заведующего складом.

Пытливо изучая разные аспекты ритейла, проводя сравнение с другими сетями и находя новые приемы в сфере торговли, предлагая руководству какие-либо идеи и реализуя их, самостоятельно добывая информацию и планируя свою работу, стажеры получают знания и навыки, необходимые для успешной деятельности руководителя Media-Saturn-Holding (инициативность, проактивность, стратегическое видение и др.). Отдельно следует остановиться на развитии лидерских компетенций.

Мотивация (motivation). Это базовая составляющая лидерства, наличие которой определяет потенциал для развития всех остальных компетенций. Именно в проектах проявляется заинтересованность студентов в росте: им необходимо определять четкие цели, брать на себя дополнительные задачи, вопросы и т. д.

Работа в команде (cooperation). При реализации проектов студенты сталкиваются с кросс-культурными особенностями взаимодействия, выступают в роли участников команды и руководителей проектных команд, учатся разрешать конфликтные ситуации и выстраивать эффективные коммуникации с коллегами.

Предпринимательское мышление (entrepreneurship). Эта компетенция необходима каждому сотруднику компании - от специалиста по продажам до директора магазина, от ассистента отдела до члена совета директоров. На каждой должности она реализуется по-своему, однако любому сотруднику необходимо уметь оптимизировать процессы в зоне компетенции, смотреть вперед, прогнозировать и планировать, вносить изменения в бизнес-процессы. Это своего рода независимость от иерархического мышления, когда человек не ждет постоянно указаний от руководителей, и его не надо дополнительно стимулировать к выполнению работы и постоянно контролировать. Работа в магазине в разных ролях развивает эти умения.

Лидерство (leadership). Это умение повести за собой, повлиять на решения других людей в силу личностных качеств и собственного примера. Это также поддержка коллег и их мотивация на достижение общих целей. Лидер пользуется авторитетом и уважением коллектива, демонстрирует уверенность и последовательность в работе. Некоторые качества, входящие в понятие лидерства, поддаются развитию с трудом. Поэтому в программе сделан упор в первую очередь на управление эффективной работой и развитием персонала: реализуя различные проекты, студенты получают базовые навыки управления проектными командами.

Последняя стажировка (преддипломная) - самая длительная. Она предусматривает практику в других странах в течение трех недель. В оставшееся время студент работает в своей стране в одном или нескольких подразделениях, участвует в подготовке открытия филиала, а также самостоятельно трудится над проектом в рамках текущей деятельности компании. Тема проекта обсуждается им с руководителем стажировки. Это может быть, например, взаимодействие с местными фабриками - производителями техники; координация работы различных подразделений, таких как отдел логистики и отдел проверки качества; анализ и подготовка ассортиментной матрицы для отдела частной марки с учетом спроса и предложения, сезонности и т. п.

По окончании стажировки студент составляет подробный отчет, в котором фиксирует освоенные темы, выполненные задания и пр. Отчет хранится у организаторов программы, но в первую очередь он нужен самому студенту, так как позволяет при необходимости вернуться к освоенному материалу, вспомнить ключевые моменты обучения. За три с половиной года студент проходит немало стажировок, и ему чрезвычайно важно сохранить в отчете наиболее полезный и интересный опыт. Кроме того, собранная в отчете «профессиональная биография» облегчает принятие решения о дальнейших назначениях.

После составления отчета студент встречается с руководителем последней стажировки2 и ее организаторами (специалистами отдела по управлению персоналом центрального офиса) и обсуждает с ними достигнутые результаты, сильные стороны и зоны развития, получает рекомендации по работе с недостаточно развитыми компетенциями, высказывает свои пожелания относительно дальнейшей работы в компании. По результатам встречи составляется план индивидуального развития сотрудника, который может включать тренинги, и семинары, индивидуальные коучинговые сессии. Далее студент возвращается в Германию, где в течение семестра пишет дипломную работу.

Планирование карьеры

После окончания обучения в Университете прикладных наук российские выпускники получат возможность продолжить карьеру в разных подразделениях холдинга Media-Saturn (как в родном, так и в любом другом городе). Примеров построения карьеры среди российских выпускников пока нет, поскольку первый выпуск состоится в 2013 г. Однако уже сейчас можно описать процесс планирования карьеры, основываясь на мировой практике компании. Он начинается за полгода до окончания обучения. Исходя из пожеланий и предпочтений студента, текущих потребностей бизнеса и наличия вакансий руководство холдинга выбирает подразделение, в котором будет работать студент, и улаживает организационные моменты найма. Возможные должности: младший специалист или специалист в одном из отделов центрального офиса, руководитель или заместитель руководителя торгового / административного отдела «на обучении». Статус «на обучении» означает, что сотрудник берет на себя функции специалиста или руководителя не полностью, а входит в должность постепенно, под руководством опытного наставника. Сразу полноценно вступить в должность выпускник не может, поскольку трех с половиной лет обучения и стажировок недостаточно для выработки всех необходимых управленческих и профессиональных компетенций. Период работы «на обучении» может длиться от полугода до года. За это время сотрудник должен приобрести определенный профессиональный и управленческий опыт, стать экспертом в своей области. И только затем он может двигаться вверх по карьерной лестнице.

Подписаться на журнал "Справочник по управлению персоналом"

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль