«Работник» вернулся с военной службы. Какие положены гарантии?

6987
В нашей фирме по ремонту и обслуживанию автомобилей в основном трудятся мужчины, причем в большинстве своем - молодежь. Иногда кто-то увольняется в связи с призывом в армию, но чаще мы принимаем на работу тех, кто уже отслужил. Недавно приходит наш бывший работник и заявляет, что мы обязаны принять его на прежнее место. Мы хорошо помним, как год назад увольняли его по п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Но его безапелляционное требование нас смутило, хотя его бывший начальник смены и просит принять его на работу. А если бы такой работник оставил о себе не совсем добрую память? То и в этом случае мы обязаны были бы снова заключить с ним трудовой договор? Не хотелось бы!

Сразу отметим, что составить полную картину льгот и гарантий работников, прошедших военную службу по призыву, невозможно. Кроме федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих нормы трудового права, льготы и гарантии таким работникам могут устанавливаться законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за счет своих бюджетов. Более того, дополнительные льготы, гарантии, права могут устанавливаться работникам, отслужившим военную службу по призыву, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя.

ПРИМЕР

Отдельные гарантии и льготы для отслуживших по призыву жителей г. Москвы установлены Законом г. Москвы от 03.11.2004 № 67 «О ежемесячном пособии на ребенка».

Поэтому мы рассмотрим только те гарантии и льготы, которые установлены федеральными органами власти и обеспечиваются из федерального бюджета.

Необходимо иметь в виду и то, что к военнослужащим, проходящим (проходившим) военную службу по призыву, приравниваются и сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходившие действительную срочную военную службу, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта (письмо Минтруда России от 23.06.1999 № 4190-ВР).

А теперь рассмотрим те дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение, которые предусматривает трудовое законодательство для граждан, уволенных с военной службы по призыву.

Для начала заметим, что, закрепив в Конституции РФ и федеральных законах воинскую обязанность и военную службу по призыву, государство взяло на себя и заботу о трудоустройстве граждан, уволенных с военной службы, предусмотрев в ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Закон о статусе военнослужащих) их права и гарантии по трудоустройству (поиску работы). Более того, п. 6 данной статьи установлено, что в целях обеспечения трудоустройства граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в системе государственной службы занятости населения создаются структуры по их трудоустройству и профессиональному обучению. При этом соответствующие органы должны исходить из того, что исполнение гражданином конституционной обязанности военной службы влечет за собой обязанность государства обеспечить первоочередное трудоустройство лиц, уволенных с военной службы по призыву.

Наша справка

В нормативных правовых актах нет понятия «государственная организация». В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.1 1.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в РФ создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие; унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие.

В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственными учреждениями признаются учреждения, созданные РФ, субъектом РФ. Типами государственных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные. Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная РФ на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Итак, с учетом положений вышеназванных законов к государственным организациям необходимо относить:

  • унитарные федеральные государственные и казенные предприятия;
  • унитарные государственные и казенные предприятия субъектов РФ;
  • государственные компании и корпорации;
  • государственные автономные, бюджетные и казенные учреждения и т. д.

А теперь о конкретных гарантиях.

Гарантия 1. Если работник до призыва работал в государственной организации, то ему гарантируется сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы права на поступление на работу в ту же организацию и на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу (п. 5 ст. 23 Закона о статусе военнослужащих).

Обратите внимание: муниципальные предприятия к категории «государственные организации» не относятся.

Кроме того, законодательством не предусмотрена обязанность работодателя после окончания военной службы по призыву принять на работу бывшего работника и в коммерческую организацию. В этих случаях все будет зависеть от желания и возможностей работодателя, а также от той «памяти», которую оставил о себе бывший работник. Если до призыва работник хорошо зарекомендовал себя, был «ценным» сотрудником и если его место все еще свободно или имеется подходящая вакантная должность, то у него есть все шансы снова работать в прежней организации и даже на прежней должности.

ВАЖНО!

Законодательством не предусмотрена обязанность работодателя (кроме государственных организаций)после окончания военной службы по призыву принять на работу бывшего работника

Гарантия 2. Независимо от того, где работал гражданин до призыва на военную службу (в государственной, коммерческой или иной организации), органами государственной службы занятости ему предоставляется работа в государственных организациях с учетом его специальности в первоочередном порядке.

Гарантия 3. Если у работодателя предусмотрены выплаты единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентная надбавка к оплате труда, предоставление социальных гарантий, связанных со стажем работы в организации, время военной службы по призыву зачитывается в непрерывный стаж работы у этого работодателя (один день военной службы за два дня работы). Но есть одно условие такого зачета: перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу не должен быть больше одного года. И только ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, срок службы по призыву зачитывается независимо от продолжительности перерыва.

Гарантия 4. Гражданам, уволенным с военной службы, в том числе и по призыву, и членам их семей устанавливается преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников. Это означает, что при равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается упомянутым гражданам наравне с категориями работников, указанных в ч. 2 ст. 179 ТК РФ.

Гарантия 5. Пункт 5 ст. 23 Закона о статусе военнослужащих предусматривает и такую гарантию, как предоставление гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством.

Постановлением Правительства РФ от 25.11.1998 № 1394 установлено, что материальная помощь на первоначальное обзаведение хозяйством гражданам, работавшим до призыва на военную службу и принятым в течение года на прежнее место работы впервые после увольнения с военной службы, предоставляется организациями, финансируемыми в бюджетном порядке, за счет и в пределах ассигнований, выделяемых на оплату труда, а другими организациями - за счет собственных средств. Такая материальная помощь предоставляется не позднее трех месяцев после принятия на работу гражданина по его личному заявлению (пример 1) в размере, устанавливаемом организацией по согласованию с соответствующими выборными профсоюзными органами, но не менее 500 рублей. На основании заявления работника работодатель издает приказ по личному составу о выплате материальной помощи (пример 2).

Гарантия 6. Гражданам, уволенным с военной службы, не позднее месячного срока с момента обращения предоставляются места для их детей в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности этих учреждений. Конечно, эта гарантия более актуальна для уволенных с военной службы по контракту, но и для уволенных после призыва может быть использована, например, при изменении места жительства после увольнения.

Гарантия 7. Отдельно в Законе о статусе военнослужащих предусмотрена гарантия гражданам, поступающим на работу в органы государственной власти, по зачету времени военной службы в стаж государственной службы государственного служащего, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении иных социальных гарантий, связанных со стажем государственной службы. Зачет времени военной службы в стаж государственной службы государственного служащего в этом случае производится независимо от срока увольнения с военной службы и дня приема на государственную службу.

Гарантия 8. В соответствии с п. 5 ст. 23 Закона о статусе военнослужащих и в целях обеспечения социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, Правительство РФ постановлением от 26.06.1999 № 692 «О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда» установило, что с 1 января 1998 г. срок военной службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к оплате труда, засчитывается гражданам, уволенным с военной службы, в том числе в связи с окончанием срока военной службы (по призыву), в трудовой стаж в календарном исчислении независимо от продолжительности перерыва для получения ими процентной надбавки к оплате труда при поступлении на работу в этих районах и местностях.

Резюме

Право поступления после увольнения с военной службы в ту же организацию и на должность не ниже занимаемой до призыва предоставляется только гражданам, работавшим до призыва на военную службу в государственных организациях. Для коммерческих организаций и муниципальных предприятий такая обязанность работодателя не предусмотрена.

В случае увольнения таких граждан с работы и последующего их поступления на работу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями срок военной службы засчитывается в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда независимо от срока перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений. Исчисление суммарного стажа работы для получения процентной надбавки к оплате труда с зачетом срока военной службы осуществляется на основании выданных воинскими частями по последнему месту военной службы справок об основаниях увольнения и сроке военной службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями.

Подписывайтесь на журнал "Всё для кадровика: просто, практично, полезно"

ПРИМЕР 1

Заявление работника о предоставлении материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством

«Работник» вернулся с военной службы. Какие положены гарантии?

ПРИМЕР 2

Приказ о предоставлении материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством

«Работник» вернулся с военной службы. Какие положены гарантии?



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Актуально


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль