"Дистанционный курс как виртуальная реальность"

1666
Как показывает практика, пока возможности дистанционного обучения используются компаниями однобоко. СДО чаще всего включает дистанционные курсы, содержание которых выстроено в линейной логике методичек, и вебинары, воспроизводящие в своей структуре вузовский семинар. Такое обучение является, по сути, калькой очного.

Единственное очевидное достоинство СДО -возможность экономить на командировках - соседствует с очевидным недостатком - низкой мотивацией и слабой вовлеченностью учащихся в процесс.

Однако виртуальная среда, в которой осуществляется электронное обучение, обладает мощным потенциалом для реализации обучения в процессе игры. Использование этого потенциала позволяет увеличить эффективность обучения за счет повышения вовлеченности учащихся.

Факторы оптимального подходак внедрению СДО

Фактор первый. Эксперты сходятся во мнении, что компании, которая только принимает решение о целесообразности внедрении СДО, необходимо оценить планируемые объемы обучения в среднесрочной перспективе. Дистанционное обучение будет уместно для крупного, территориально распределенного бизнеса, а также для компаний, где активно идут изменения (поглощение, запуск новых проектов, открытие филиалов и т. д.) и соответственно предполагается большой объем обучающих мероприятий.

Фактор второй. Второе, с чем необходимо определиться, - провайдер программного обеспечения. Сейчас рынок предлагает достаточное количество систем, и можно выбрать подходящую с точки зрения дизайна, гибкости и адаптивности к изменениям под потребности бизнеса, что особенно важно, если требуется быстрое подключение большого количества пользователей, выгрузка данных из ERP-системы или АСУП и пр.

Фактор третий. Третье, о чем придется так или иначе подумать, - ограничение «точечными» курсами или создание взаимосвязанного комплекса. «Полагаю, что точечный курс, существующий отдельно от всей системы обучения, может дать кратковременный эффект, который не будет закреплен. Обращение к нему со стороны сотрудников, скорее всего, будет разовым. Суть в том, что любой обучающий инструмент необходимо встраивать в систему развития персонала. То есть должно быть понятно, как он будет использоваться, как его результаты будут закрепляться и развиваться другими обучающими программами и курсами», - говорит Елена Погодина, руководитель системы электронного дистанционного обучения Управления по привлечению и развитию персонала Генеральной дирекции «Северсталь».

По ее мнению, лучше всего использовать электронное дистанционное обучение как одну из составляющих системы развития персонала, связанную со всеми видами очного обучения: тренингами, очными курсами повышения квалификации, коучингом, командными сессиями и пр. «В идеале же СДО должна быть интегрирована с системой управления знаниями в компании, включающей не только обучение в привычном смысле слова, но и внешние и внутренние коммуникации», - формулирует задачу максимум Елена Погодина.

Такого же мнения придерживается и Мина Аракелян, руководитель Корпоративного университета ФК «Уралсиб», где СДО была внедрена еще в 2004 году и стала неотъемлемой частью комплексной программы обучения и развития персонала корпорации. Сейчас система включает порядка тысячи курсов, а число участников ДО и электронного тестирования ежегодно доходит до 70 000. Дистанционные учебные курсы проходят все новые сотрудники в рамках ориентационной программы и начального обучения, которое включает описание общекорпоративных стандартов, базовую и специализированную теорию по профессиональной деятельности, презентации, тесты. Затем сотрудники могут дистанционно проходить курсы по повышению профессиональной квалификации, менеджерских компетенций и в обязательном порядке обучение и тестирование по тем программам, изучение которых предусмотрено федеральным законодательством. Широкое распространение получило online-обучение, которое проводится в форме вебинаров и системы видео-конференц-связи.

Вебинар как перспективный формат дистанционного обучения

Высокий потенциал вебинаров как формата дистанционного обучения отмечает Гульнара Шараборова, тьютор RDI (Resource Development International Ltd), которая является и докторантом онлайн-программы DPM (Doctor of Project Management) австралийского университета RMIT (Royal Melbourne Institute of Technology): «Мне как студенту интересны смешанные формы обучения, предоставляющие возможность живого общения с научным руководителем и обмена опытом с членами группы». Сейчас, считает она, в бизнес-среде востребованы дистанционные курсы по управлению проектами на программах MBA.

Однако в целом можно отметить, что вебина-ры, позволяющие вырабатывать так называемые мягкие навыки и осуществлять управленческое обучение, на сегодняшний день используются российским бизнесом менее активно, чем дистанционные курсы, предназначенные для начального, базового обучения, быстрой актуализации профессиональных зданий в части законодательных норм, стандартов, обновлений в продуктовой линейке и пр.

Существующие подходы к разработке дистанционных курсов

Дистанционные курсы, решающие такого рода задачи, компании большей частью разрабатывают силами экспертов заинтересованных в них бизнес-подразделений при методологической поддержке специалистов учебного центра.

При самостоятельной подготовке электронного курса Гульнара Шараборова предлагает следующий, оптимальный, на ее взгляд, алгоритм работы над проектом: постановка цели, оценка осуществимости, анализ требований заказчика (в данном случае - бизнес-подразделения), дизайн решения и детальный план, реализация плана с приемкой промежуточных результатов и получением обратной связи, передача конечного продукта клиенту, поддержка в течение тестового периода, завершение проекта, оценка полученных преимуществ по истечении некоторого времени после его окончания. В ходе реализации проекта важно обеспечить управление изменениями проекта и управление ожиданиями заинтересованных лиц.

В случае, когда требуется более сложный электронный продукт или в компании недостаточно ресурсов или экспертизы для его создания, встает вопрос целесообразности привлечения стороннего разработчика курса или закупки и адаптации готового решения с рынка. Ответ на него даст анализ преимуществ и затрат, в ходе которого эксперты советуют учитывать не только затраты на реализацию проекта, но и операционные затраты по его окончании. Важно уже на начальном этапе понимать, кто будет давать экспертную обратную связь обучающимся, заниматься поддержкой и дальнейшим развитием курса.

Ключ к повышению эффективности СДО

Однако вне зависимости от того, будет сделан выбор в пользу привлечения провайдера или в пользу самостоятельного создания курсов, вопрос эффективности останется открытым.

Одно из ключевых условий эффективности дистанционного обучения - вовлеченность учащихся в процесс обучения.

Считается, что наилучшую вовлеченность способно обеспечить очное обучение, позволяющее непосредственно контактировать с преподавателем и другими членами группы. Считается также, что в системе ДО подобный уровень вовлеченности могут обеспечить лишь вебинары, а дистанционные курсы безнадежно проигрывают им по интерактивности, динамике, способности поддерживать высокий уровень внимания пользователя.

В настоящее время эксперты отмечают влияние так называемого деятельностного подхода (обучения через действие) на эффективность ДО. Концепция такого подхода заключается в том, что за основу принимается базовый фактор эффективного обучения - возможность пробовать, осваивать на практике новые аспекты деятельности и совершать ошибки без каких-либо последствий, дополненный возможностями виртуальной среды, позволяющей реалистично моделировать реальные ситуации.

«Как и в традиционном обучении, качество электронного образования достигается, прежде всего, за счет выбора актуального содержания, структурирования его в последовательные и понятные сценарии, а интерес и мотивацию обеспечивает графическая реализация и интерактивные (часто игровые) формы взаимодействия с содержанием, - поясняет Дмитрий Зеливанский, руководитель департамента образовательных технологий компании «Action Learning: вовлекающее онлайн-обучение», член американской гильдии The Elearning Guild. - Виртуальные миры, симуляции, игры позволяют создавать переживания опыта и в связи с этим более эффективно понимать и запоминать информацию. Они моделируют реальную и актуальную деятельность, позволяя не просто воспринимать информацию от педагога, тренера, а оттачивать знания и навыки, экспериментируя в виртуальном пространстве. В этом и заключается принцип "обучения через действие", или, иначе, деятельностный подход».

Методология создания СДО при деятельностном подходе

По словам Дмитрия Зеливанского, методология создания электронного курса, подразумевающего повышение вовлеченности за счет использования деятельностного подхода, базируется на четырех принципиальных аспектах.

Первый - ориентация на бизнес-задачу, которую необходимо решить с помощью обучения.

Результаты решения бизнес-задач должны быть конкретны и измеримы. Обучение воспринимается как одно из средств достижения цели и рассматривается в контексте эффективности и стоимости применения данного средства.

Например, бизнес ставит задачу сократить срок адаптации нового сотрудника и повысить качество его взаимодействия с коллегами. В результате знакомства сотрудника с оргструктурой компании и принципами работы в ней уменьшится время его адаптации, что проявится в его поведении: он станет обращаться в правильной форме к нужным ресурсам.

В дальнейшей работе определяется содержание каждой из заявленных учебных задач в отдельности, конкретизируются пожелания в изменении поведения сотрудника в результате прохождения курса.

Второй аспект (и необходимое условие) - знание природы деятельности. «Для успешного моделирования учебных задач необходимо понять суть и структуру деятельности. В первую очередь выделить ключевые факторы, отвечающие за успешность в данной деятельности. Именно в этих точках будут происходить основные изменения поведения обучающегося сотрудника», - объясняет Дмитрий Зеливанский.

Третий аспект - исследование целевой аудитории и определение текущего уровня в «ключевых точках». При изучении целевой аудитории посредством фокус-групп происходит поиск так называемого the gap (разрыва) в знаниях и навыках, который не дает сотрудникам уже сейчас действовать успешно. Именно этот разрыв и становится содержанием курса, оно будет отрабатываться в учебном процессе. Природа разрыва диктует формат обучения.

И последний, четвертый, аспект создания вовлекающего курса - моделирование реальной деятельности в «ключевых точках» успешности. В проблемно-деятельностном подходе учебный курс моделирует ситуации реальной работы, где и проявляются ключевые факторы успешности.

В этом, по мнению Дмитрия Зеливанского, заключается один из основных принципов создания вовлекающего курса - обучающая модель должна быть максимально приближена к реальной жизни.

«Если компания считает, что сотрудник должен знать систему корпоративных ценностей, которая не проявляет себя в реальной жизни организации и являет собой лишь список деклараций, обучающийся не будет вовлекаться и воспринимать даже самый качественно оформленный курс. Если организация предлагает ему абстрактные знания, применение которых в его каждодневной деятельности не очевидно, знания также не будут восприняты. Если же компания бросает ему вызов в сфере его компетенций и создаем пространство для безопасных проб, человек с удовольствием его использует», - резюмирует Дмитрий.

С ним соглашается и Гульнара Шараборова: «Чтобы курс был эффективным, обучающиеся должны получить ответ на вопрос: "что в этом интересного лично для меня?" Кроме того, они должны стать "хозяевами" результатов, достигнутых после прохождения курса. То есть иметь возможность применять полученные знания на практике».

Как это работает

Примером практического воплощения концепции вовлекающего электронного обучения может послужить проект для компании Amway, реализованный экспертами Action Learning.

Электронный курс предназначен для обучения торговых представителей особенностям продукта и его конкурентным преимуществам, одно из которых, согласно стратегии компании, - высокие стандарты качества сырья и производства, гарантирующие качество конечной продукции.

На первом этапе аналитики провайдера провели фокус-группы с дистрибьюторами заказчика, где была выявлена их потребность в более подробной информации о производстве, при этом лишь небольшое количество сотрудников из России имели возможность посетить производство в Калифорнии, чтобы лично убедиться в качестве продукта.

Таким образом, исходя из бизнес-задач, целей обучения и результатов бизнес-аналитики, была разработана стратегия электронного обучения.

Вовлеченность и мотивированность сотрудников в процессе обучения достигалась рядом приемов.

1. Используемый формат виртуальной экскурсии, предполагающий фотореалистичную визуализацию ключевых производственных процессов в качестве способа донесения информации, позволил обучающимся лично «присутствовать» в месте изготовления продукции.

2.Индивидуальный сценарий обучения дал возможность нелинейно взаимодействовать с учебным материалом, что позволило сотрудникам с опытом работы пропускать разделы, адресованные новичкам, и выбирать лишь актуальное для себя обучение.

3. Игровая вовлекающая механика способствовала созданию дополнительной мотивации для исследования обучающего пространства.

4. Обучающее тестирование, включенное в курс, дополнительно сфокусировало внимание на важных фактах и информации.

5. Интересно также, что курс включает личное обращение руководителей компании к каждому обучающемуся. Гидом, например, выступает президент научно-исследовательского института компании, а экскурсию непосредственно по отделу производства проводит один из его опытных сотрудников. Сотрудник, завершивший весь курс и прошедший тесты, попадает в виртуальную приемную президента компании, где может задать интересующие вопросы и получить ответы.

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Продолжите чтение после бесплатной регистрации

      Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 500 полезным статьям по управлению персоналом, важным документам и ценным советам от экспертов HR отрасли.

      Читайте после регистрации:

      • Примеры составления KPI
      • Выявляем мотивы для повышения эффективности работы подразделения
      • Оценка результатов труда персонала
      • Анкета для проведения структурированного интервью
      • и другие полезные статьи

      В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль