Мусульманский подход к управлению персоналом

3360
В прошлом номере журнала мы начали говорить о связи ислама и управления персоналом. В частности, речь шла об особенностях приема на работу, оплаты труда и вознаграждения специалистов в исламских странах.

Оценка эффективности труда

Оценка эффективности труда подробно рассматривается и разъясняется в Коране, в изречениях Пророка и его четырех ближайших последователей. Они не только представили нормативный стандарт в этой области, но и перевели его в практическое руководство.

В предписаниях священной книги мусульман нормативы можно определить в три категории: заключение соглашений; ответственность за свои действия и контроль; оценка труда, даваемая самим Всевышним. В том, что касается договорных отношений, Коран рассматривает прием человека на работу как подтверждение взаимных обязательств сотрудника и компании. То есть у обеих сторон есть ожидания, которые должны быть выполнены одновременно и в полной мере. Коран учит, что любые обещания являются контрактом, который необходимо соблюдать: «Исполняйте все обязательства» (5:1).

В отношении ответственности священная книга предписывает человеку давать отчет исключительно в том, что он делает сам, и никто не обязан брать на себя ошибки другого: «Каждая душа даст ответ за то, что сделала» (74:38). В Коране указано также, что человек осознает свои действия и, следовательно, способен исправлять результаты неправильных поступков: «Человек свидетель против себя самого» (75:14). Поскольку и выполнение обязательств по договору, и ответственность за свои действия впоследствии подвергнутся проверке высшими силами, правоверные работодатели и сотрудники должны исполнять свои обязательства и получать причитающееся: «Потому что Он видит все, что ты делаешь» (11:112) и «Воистину ты сделал Бога своим поручителем, потому что Бог знает все, что ты делаешь» (16:91). Таким образом, с точки зрения морали оценка качества и продуктивности работы - это в первую очередь дело самого сотрудника. Ответственность переходит с ним в мир иной, где человек даст отчет во всем, что он сделал в течение земной жизни.

Беря за основу предписанные нормы, первые четыре восприемника Пророка обозначили, как должна проводиться оценка. Второй халиф Омар использовал три подхода к отслеживанию продуктивности работы: непосредственно рассматривал общественные жалобы и призывал своих подчиненных к ответу; отправлял наблюдателей для оценки деятельности государственных служащих; высказывал мнение по поводу успехов своих ставленников и других работников во время паломничества. В документе, известном как «Ал-Астар», подчеркивается, что в основе оценки подчиненных должны лежать именно их поступки и поведение в отношении населения.

Как нормативы, так и практическое руководство позволяют утверждать, что ислам задает такую схему оценки деятельности, которая, с одной стороны, должна быть основана на морали, а с другой - на конкретных результатах. Что еще более важно, эта схема предполагает возможность самостоятельно оценивать свою работу в свете того блага, которое люди приносят организации и обществу. Именно в данном аспекте сотрудники могут расширить свои перспективы и активнее участвовать в решении общих задач. Глядя на сегодняшнее положение дел в исламских странах, сложно сказать, учитывают ли руководители религиозные постулаты при оценке работы подчиненных. Определенно лишь то, что практически во всех государствах - членах Совета по кооперации в Персидском заливе (GCC) на средних и крупных предприятиях существует та или иная система оценки продуктивности труда. Однако ей недостает серьезности и объективности, судя по литературным источникам, посвященным этому вопросу.

Обучение и развитие

Согласно исламской мысли, такое направление управления персоналом, как обучение и развитие, не ограничивается организационными рамками, а имеет более широкий смысл для человеческого существования. По Корану, никто не может жить отдельно от группы или общества, каждому дарованы способности к принятию на себя ответственности и развитию в имеющихся обстоятельствах. Не обходя таковые вниманием, в Коране утверждается (13:11): «Бог не меняет условий, в которых находятся люди, пока те не изменят того, что у них в сердце». Пророк признает, что каждый человек отличен по своим способностям от других, говоря: на него будет возложено только то, что он может понести. Но вместе с тем утверждает, что обучение ведет к развитию. «Ученые люди, знания и работа благословенны. Когда имеющие знание не действуют согласно ему, они не благословенны, однако работа и знание благословенны всегда», - говорит Пророк.

Прочитайте полезные статьи по теме:

Несмотря на однозначное признание того, что способности людей неодинаковы, ислам не накладывает ограничений на развитие и возможность творить «добро» в работе и жизни. Тогда как в иудаистской и христианской теологиях существует понятие о том, что человеку свойственна склонность к злу, и, вероятнее всего, это ставит рамки на его способности достигать совершенства в чем-либо или делать все, что в его силах. Берковитц (1964) говорил об этом, подчеркивая значимость злых желаний и утверждая, что это «неотъемлемая составляющая самой жизни».

Рабби Харольд Кушнер соглашается (2001): «Бог спланировал для каждого из нас что-то, называемое йетцер хара», или «злой импульс». Это свойство присуще любому человеку, поскольку попытка «ампутировать часть личности, которая отвечает за эгоизм или агрессию... стала бы катастрофой».

Согласно христианской и в первую очередь протестантской традиции на поведение людей наложены ограничения, т.к. склонность к злу в них очень сильна и все аспекты человеческого существования в определенной степени порочны. Поэтому к любым подходам или техникам, призванным улучшить способности и повысить мотивацию, необходимо относиться с осторожностью.

В исламе человечество помещено между двумя крайностями: совершенство (дух Божий) и низость (прах). Следовательно, по мусульманскому учению, жизнь дает бесчисленные возможности выбора пути - в сторону праха или к Богу. Человек вынужден постоянно находиться в движении. Его собственная личность являет собой сцену, где разворачивается битва между двумя силами, результатом чего становится непрекращающаяся эволюция. Таким образом, совершенствование в исламе представляется добродетелью. Эта религия признает, что у людей отличаются желания, и они располагают разными средствами к достижению своих целей. В Коране говорится: «Воистину конечные цели, к которым вы стремитесь, различны» (92:4) и «Человек может иметь лишь то, к чему он стремится» (53:39).

Что касается практической стороны обучения и развития, то в исламе подчеркиваются два аспекта: испытательный срок и ученичество. По преданию, второй халиф - Омар сказал одному из своих вельмож: «Я назначил тебя, чтобы испытать тебя. Если ты будешь работать хорошо, я дам тебе более высокий пост, если нет, я прогоню тебя со службы». Подобным образом четвертый халиф - Имам Али писал: «Следите за поведением своих помощников и прибегайте к их услугам только после испытания». На поздней стадии существования Арабского Халифата и особенно во время эры Абба-сидов (749-1258) государственный аппарат сильно разросся. Поэтому управление в значительной мере полагалось на образованных людей, затем развился профессиональный класс, принадлежность к которому наследовалась в семьях из поколения в поколение, что отразилось в арабских фамилиях (Аль-Хади - судья, Аль-Яби - сборщик налогов, Аль-Хазин - начальник кладовых, Аль-Катиб - писарь). В то же время в области производства нормой стало ученичество. Вероятно, широко распространенная практика обучения непосредственно в процессе изготовления товаров, а также рост экономики в первые шесть веков существования ислама способствовали возникновению процветающих производственных отраслей и соответствующего профессионального класса (Аль-Сааг - ювелир, Аль-Варак - переплетчик, Аль-Наяр - плотник и т.д.). Наряду с такими практиками, как пробное назначение на должность и обучение в качестве подмастерья, в Арабском Халифате проводились семинары и давались устные инструкции, прежде чем человек приступал к работе.

Подводя итоги

Мусульманский подход к управлению персоналом подчеркивает роль труда в достижении экономического роста и процветания и предполагает выстраивание рабочих отношений на основе сотрудничества. Такая точка зрения, будучи сформированной более 1400 лет назад, остается живой и яркой для верующих и по сей день.

ФАКТ В ТЕМУ!

В сегодняшнем мире как в государственном, так и в частном секторе организации используют различные формы обучения и развития персонала и выделяют на эти цели солидные ресурсы. Страны GCC и в первую очередь Саудовская Аравия и ОАЭ привлекают консультантов со всего мира, а крупнейшие компании, специализирующиеся на обучении, открывают представительства в этих государствах. Во многих мусульманских странах предприятия организуют собственные учебные центры. Подготовка проводится как без отрыва от рабочего процесса, так и в определенном месте в выделенное специально для этого время. Управленцы высшего звена и сотрудники, нуждающиеся в повышении профессиональных знаний, направляются в институты. Обучение на рабочем месте, как правило, используется для тех, кто выполняет административные и технические функции. Проводят занятия либо специалисты самой компании, либо внешние консультанты и эксперты, привлеченные на контрактной основе. Последние приглашаются из иностранных организаций, главным образом, американских и британских.

Предписания ислама в отношении кадровых вопросов не теряют актуальности для бизнеса в сегодняшнем мире. Поскольку в этой религии акцент делается на служении людям, и любой поступок оценивается по тому, как он отражается на жизни общества, мусульманские HR-практики могут стать фактором, способствующим выживанию и росту организаций. В большинстве исламских государств наблюдается приверженность мусульманскому учению. Тем не менее управление персоналом зачастую осуществляется с большими отклонениями от религиозных норм, фактически по западным правилам, на что влияют различные факторы, включая общинное, религиозное и колониальное наследие и политические реалии.

Следовательно, этим организациям необходимо переосмыслить свои приоритеты и сформировать кадровую политику, которая будет служить их интересам в долгосрочной перспективе.

Нельзя обойти вниманием и тот факт, что между западными принципами управления персоналом и требованиями ислама к этой сфере деятельности есть коренные противоречия. Последние ставят совместные интересы выше индивидуальных и напрямую связывают цели организации с потребностями общества. Таким образом, исламское учение можно считать богатым источником знаний для создания политики управления персоналом, которая смогла бы увеличить вклад компаний в благополучие людей.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Аббас Дж. Али,
автор статьи Islamic challenges to HR in modern organizations

«Важно признать, что проведенный анализ имеет свои ограничения. Определение границ религиозных требований в отношении деловых практик не только является невыполнимой задачей, но и может привести к ограниченности суждений и мешать полноценному обсуждению и действию. Кроме того, автор признает, что упомянутые ссылки и их интерпретация отражают его текущий уровень знаний о предмете. Вероятно, что-то было упущено, а что-то требует дополнительных комментариев. Одним из путей преодоления этого недостатка могло бы стать исследование, проводимое группой специалистов в различных странах. Это позволило бы должным образом выяснить, насколько бизнес в действительности следует религиозным нормам, определить области отклонения, уместность, возможность практического приложения и преимущества тех или иных требований. Кроме того, необходимо понять, почему те или иные практики развились в ущерб другим. Такого рода исследования должны фокусироваться на создании схемы для изучения вопросов управления персоналом в контексте ислама и подчеркивать наиболее важные аспекты, соответствующие идеальным формам и оптимально служащие целям организации и общества».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Актуально


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль