Лидерство: управление неуправляемым?

8243
В современном мире «лидерство» – одно из самых популярных слов. О лидерах говорят и в политике – в первую очередь с ними связывают процветание государства, и в бизнесе – здесь их рассматривают как ключевой фактор успеха всей компании и ее отдельных подразделений. Быть лидерами стремятся и опытные руководители, и молодежь. К примеру, по данным опроса, проведенного автором статьи, свыше 95% студентов факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова хотят стать лидерами. Что же представляет собой фигура лидера – воплощенный образец стремлений для множества деловых людей? Можно ли управлять лидерством в организации? Сегодня мы об этом и поговорим.

Первостепенная значимость лидерства для эффективности руководства, его позитивное, а нередко и негативное воздействие на управление персоналом придают задаче влияния на этот феномен особую важность. Сама же задача формирования оптимального лидерского потенциала организации и его использования обычно формулируется как управление лидерством, хотя такая формулировка далеко не бесспорна. Среди специалистов до сих пор не завершена дискуссия о том, является формирование лидерства управляемым или же это стихийный в своей основе процесс. Иными словами, лидерами становятся или рождаются?

Несмотря на отсутствие однозначного ответа, имеющиеся теоретические и практические разработки позволяют говорить об управлении лидерством, открытым остается только вопрос о границах, или пределах, управляемости.

Управление лидерством - одно из важнейших направлений управления персоналом в целом. Оно представляет собой систему отношений между руководителями и подчиненными, включая высшее руководство, руководителей подразделений, службу персонала и др. Важные инструменты такого управления - кадровая политика, планирование карьеры, кадровый резерв, индивидуальные карьерные планы, методики оценки и развития лидерства.

Наша справка

Слово «лидер» в переводе с английского (leader) означает «руководитель», «глава», «командир», «вождь», «ведущий». Управление лидерством - это контроль всего процесса выявления, рекрутирования (привлечения на руководящие должности), развития и использования лидеров, формирования их имиджей, а также нейтрализация деструктивных лидеров.

Проблема управления лидерством в организации включает по меньшей мере семь аспектов, которые необходимо учитывать в практической работе по управлению персоналом. Давайте их рассмотрим.

Аспект 1. Выявление лидеров

Данный аспект управления предполагает выявление лиц с прирожденными и (или) сформировавшимися лидерскими качествами и их привлечение для занятия руководящих позиций, постов.

ВАЖНО!

Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером. И наоборот

Решая эту задачу, можно исходить как из предположения «лидерами рождаются», так и из признания возможности целенаправленно формировать лидеров. В первом случае речь идет о привлечении (или переманивании) на предприятие уже подготовленных и проявивших себя лидеров, во втором - об обнаружении лидерских способностей у сотрудников внутри организации и их применении.

Казалось бы, можно предположить, что лидерские качества должны безусловно присутствовать у менеджеров разного звена, и каждый успешный менеджер может рассматриваться как потенциальный (или действующий) лидер. Однако это не так. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Если рассмотреть основные характеристики, присущие каждому из типов, можно увидеть, что они существуют как бы в разных измерениях. Отличие менеджера от лидера можно проследить по целому ряду критериев (табл. 1).

Таблица 1Критерии отличия менеджера от лидера

Лидерство: управление неуправляемым?

Существует несколько способов выявления лидерских способностей. Это тестирование, деловые игры и другие психологические методы, особенно широко применяемые к молодым претендентам на руководящие должности, а также изучение биографии и трудового стажа, подбор уже как-то проявивших себя людей и т. д.

Ориентация на отбор «прирожденных» лидеров проявляется, в частности, в том, что в ряде стран, например в Германии, США и др., студенты и слушатели факультетов и высших школ управления подбираются главным образом из числа руководителей низшего звена или высококвалифицированных специалистов, имеющих производственный стаж и обнаруживших лидерские способности. Хотя в других странах, например во Франции, набор на факультеты и в высшие школы управления, особенно государственного управления, осуществляется, как правило, из числа выпускников гимназий, что, конечно, не исключает использования тестирования и других методов для выявления лидерских задатков.

Известный американский исследователь лидерства Стивен Кови утверждает, что лидеров можно найти на всех уровнях деловой активности, а не только на самом верхнем. Лучшие лидеры обычно придерживаются общего комплекса ценностей, в который входят «справедливость, равенство, беспристрастность, целостность, честность, доверие». Каждый человек может определить свою и чужую способность к лидерству с помощью приведенных в таблице 2 критериев.

Таблица 2Критерии определения способности к лидерству

Лидерство: управление неуправляемым?

Аспект 2. Развитие лидерства

Развитие лидерства подразумевает целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и навыков.

ЭТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Лидеры, как правило:

  • направляют беседу;
  • собирают вокруг себя несколько человек, интересующихся их личностью;
  • располагаются на некотором отдалении от собеседника или, по крайней мере, не вторгаются в его личное пространство;
  • добровольно возлагают на себя некоторые неприятные обязанности;
  • выслушивают говорящего;
  • обладают самоуверенной улыбкой;
  • при ходьбе размахивают руками;
  • крепко пожимают руку;
  • хорошо одеваются и следят за своим внешним видом;
  • не подражают кому-либо, не увлекаются модой;
  • твердо смотрят в глаза при разговоре;
  • избегают экстравагантных причесок;
  • в помещениях занимают главенствующие позиции (в первых рядах аудиторий, в начале процессии, за торцами столов и т. п.).

Этот аспект проблемы управления лидерством в организации учитывает возможности в большей или меньшей степени формировать и развивать лидерские способности путем обучения и самообучения, мотивирования, тренингов и практического опыта. Для развития лидерства используется ряд процедур, теоретическим обоснованием которых в той или иной мере являются рассмотренные ранее теории лидерства. Их использование помогает «стать лидером», обрести признание группы, коллектива. К таким процедурам относятся:

  • выработка личной мотивированности, устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, умения сконцентрироваться на задаче, готовности принимать решения и брать на себя ответственность, последовательности и упорства в реализации общих целей, веры в достижение цели, энтузиазма и т. п. Эта группа качеств характеризует различные параметры активности лидера. Процедуры индивидуальной самомотивации достаточно разработаны в соответствующей литературе и широко используются в практике менеджмента;
  • развитие профессиональных, интеллектуальных и нравственных лидерских качеств. Как уже частично отмечалось, к таким качествам относятся, прежде всего, профессиональная компетентность; порядочность (честность, соблюдение общепринятых нравственных норм, справедливость), без которой, как правило, трудно, а то и вовсе невозможно завоевать авторитет; развитый интеллект, проявляющийся в аналитичности, быстроте понимания сути проблемы, гибкости ума, предусмотрительности, умении планировать и ставить цели, и т. д.;
  • обеспечение социальной компетентности лидера и его доброжелательности в отношениях с членами группы. Это предполагает культуру общения, умение ясно и четко выражать мысли, корректно выслушивать сотрудников, делать замечания, давать советы, внимательность, уважение достоинства других людей, умение понимать их, проникаться их заботами и проблемами, оказывать им поддержку, влиять на других;
  • приобретение умения и навыков быстро и правильно оценивать ситуацию, свои силы, возможности своей группы, а также конкурентов. Без реалистической оценки ситуации и учета различных факторов, способствующих и препятствующих достижению цели, успех невозможен. Повторяющиеся неудачи обычно ведут к утрате веры в лидера;
  • работа со всеми членами группы, стремление завоевать авторитет и доверие у всех и у каждого ее члена. Эта идея достаточно ярко выражена в рекомендациях по развитию лидерства американской Национальной организации женщин: «Лидерство не является таким процессом, в ходе которого вы выбираете тех женщин и мужчин, с которыми хотите работать, и "избавляетесь" от остальных. Более того: человек, которого заставили замолчать, не обратится в вашу веру. Старайтесь вовлечь всех!».

Аспект 3. Учет интересов группы и делегирование полномочий

Лидерство: управление неуправляемым?

Данный аспект управления предполагает тесную увязку и интеграцию индивидуальных целей и интересов членов группы с организационными целями, реализацию потребностей, представительство и защиту интересов как отдельных членов группы, так и коллектива в целом.

Еще в Библии написано: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою». Служение другим, забота о людях устраняют почву для возникновения деструктивных групп и лидеров, наносящих своей деятельностью ущерб организации, а также повышают авторитет руководителя в глазах сотрудников и значимость делового лидерства по отношению к эмоциональному лидерству. Гармоничное сочетание интересов и целей всех субъектов деятельности является важнейшим условием мотивационного единства всех членов коллектива.

Аспект 4. Вовлечение других, широкое делегирование полномочий

В современном деловом мире даже гениальный человек в одиночку не способен решить сколько-нибудь значимую задачу. Как пишет Эндрю Кар-неги, «никогда не станет выдающимся лидером тот, кто пытается все делать сам, или тот, кто приписывает себе все заслуги за достигнутые успехи». Подлинным лидером будет тот, кто способен заинтересовать людей и привлечь их к общему делу, уважает и развивает их самостоятельность, готов разделить с ними ответственность. Вовлеченность подчиненных делает их работу осмысленной, повышает ответственность, самостоятельность и инициативу. В результате выигрывают все.

Аспект 5. Возможность неформального влияния

Лидерство: управление неуправляемым?

Руководителю должно быть присуще, наряду с формальным, также и неформальное лидерство. Подчиненные желают видеть в своем руководителе не только начальника, профессионально решающего задачу управления коллективом, но и человека, обладающего лучшими нравственными качествами, заботящегося не только об эффективности организации и о себе лично, но и о сотрудниках. В реальной жизни организации тесно переплетаются формальные и неформальные моменты. Должностной авторитет, живое общение с людьми, уважение в них личности, внимание к каждому человеку, учет индивидуальных особенностей и наклонностей, личный пример в отношении к людям и к делу, мотивирование сотрудников, «заражение» окружающих увлеченностью, энтузиазмом и т. п. - все это позволяет руководителю во многом совмещать роли формального и неформального лидера и повышает эффективность руководства.

Аспект 6. Интеграция лидеров, устранение деструктивного лидерства

Понимание преимуществ интеграции лидеров, обеспечение конструктивной направленности их деятельности и устранение деструктивного лидерства обеспечивают успех общей деятельности. Понятно, что в силу различных причин (индивидуальных способностей, занятости производственными задачами, большого количества подчиненных и др.) даже в первичных организациях далеко не каждый руководитель способен одновременно выполнять все функции неформального лидера. Очень часто для одного человека это просто физически невозможно. Вот почему для эффективного руководства важно управлять процессом формирования и развития лидерства или по крайней мере контролировать этот процесс в его главных моментах, не допуская появления лидеров и групп, наносящих вред организации.

ВАЖНО!

Для эффективного руководства важно управлять процессом формирования и развития лидерства

Интеграция лидеров предполагает обеспечение лояльности существующих руководителей, отбор наиболее способных работников, мотивированных на реализацию целей организации, поощрение их профессионально-должностного роста, налаживание добрых отношений и сотрудничества со стихийно сложившимися группами и их лидерами, формализация, если это возможно и целесообразно, лидерства.

Большой ущерб управлению персоналом и деятельности организации в целом способны нанести деструктивные лидеры, например лидеры противников нововведений, взяточников, собутыльников-бездельников, расхитителей собственности и т. п. Устранить такого рода лидерство возможно различными способами. Это не только административные меры: увольнение, перевод деструктивного лидера на другое место работы, усиление его загруженности работой (нередко деструктивные лидеры появляются на почве безделья) и т. п., но и индивидуальные беседы, выяснение и устранение причин недовольства, «приближение» лидера к руководству, проявление к нему особого внимания, назначение его на руководящую должность и т. п.

ВАЖНО!

Оценочное отношение членов группы к руководителю выражается в его имидже. Работайте над имиджем!

Руководитель обладает важными преимуществами, позволяющими вовремя нейтрализовать деструктивное лидерство. Прежде всего, это власть, связанные с ней административные права (распределение заданий, оценка работника, влияние на профессионально-ква ли -фикационный и должностной рост его самого и его последователей и др.) и различные ресурсы влияния: зарплата, премии, критика, различные санкции и т. д., лучшая информированность, широкие связи и общение, большие возможности получить поддержку начальства, должностной авторитет и т. д. Для эффективного руководства персоналом важны не только умелое использование этих преимуществ для обретения авторитета и устранения деструктивного лидерства, но и предотвращение возможностей злоупотреблений властью, использования ее не в организационных, а в сугубо личных целях руководителя.

Аспект 7. Формирование имиджа лидера

Формирование имиджа, обеспечивающего признание руководителя (или другого сотрудника) лидером группы, - еще один элемент управления лидерством.

Лидерство - двусторонний процесс. Признание лидером зависит не только от выдающихся качеств человека, их соответствия характеру решаемой задачи, благоприятной ситуации и т. п., но и от позиции группы, ее отношения к данному человеку. Без признания даже самый выдающийся по индивидуальным качествам и профессиональной компетентности человек не будет лидером. Поэтому позиция группы в отношении лидера - важнейший фактор, конституирующий лидерство.

Оценочное отношение членов группы к руководителю (и любому другому человеку, с которым у них имеются постоянные контакты) выражается в его имидже. Имидж руководителя представляет собой сформировавшийся у подчиненных и окружающих в целом его устойчивый образ. Он носит эмоциональный оценочный характер и формируется как стихийно - под воздействием непосредственного общения с подчиненными, так и целенаправленно - в результате специальных действий, направленных на формирование у сотрудников позитивного мнения о руководителе. Следование рассмотренным выше правилам формирования лидерства (развитие лидерских качеств, забота об интересах группы и т. д.) способствует формированию необходимого для лидера позитивного имиджа. Однако не следует забывать и о специальной работе над имиджем и его улучшением. Такая работа должна учитывать особенности восприятия руководителя различными сотрудниками. Она не только повышает его авторитет у окружающих, усиливает его влияние в коллективе, но и способствует самосовершенствованию и развитию личности. Критически анализируя существующий имидж и повседневно совершенствуясь, демонстрируя его более высокий образец, человек избавляется от слабостей и недостатков, приобретает новые, более высокие личностные качества. Управление лидерством представляет собой своего рода высший пилотаж в управлении персоналом. Хотя это достаточно сложный процесс, но овладение им - залог успеха организации, поскольку позволяет замечать, выращивать и оптимально использовать таланты, причем таланты, от которых в решающей степени зависит общее дело, - таланты руководителей.

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль