Хорошо забытое старое...

4056
Внедряя западные технологии управления персоналом, основатели компаний все чаще вздыхают, вспоминая советские времена . «Все мы родом из детства», - как-то сказал французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. А ведь и правда, у прошлого есть чему поучиться: в нем были единение, энтузиазм, патриотизм и стахановское движение. Так что мешает возродить традиции? Тем более, что такой опыт уже есть. Давайте посмотрим, как «прижились» советские традиции на одном отдельно взятом предприятии, и к чему это все привело...

История такого понятия как «корпоративная культура» уходит своими корнями в американские традиции ведения бизнеса. Считается, что данный инструмент возник благодаря американскому предпринимателю Генри Форду. Что касается нашей страны, то еще в советское время в России существовала достаточно самобытная организационная культура, пусть даже ее носители и не осознавали этого.

С приходом рыночных отношений в России стала складываться новая система внутренних отношений. Стали появляться организации нового вида и, соответственно, начала формироваться корпоративная культура с российским акцентом. Процесс формирования корпоративной культуры в российских компаниях очень похож на развитие нашей страны в целом, ее общества и политической системы. Он происходит с учетом заимствования западного опыта, и в то же время на него оказывают влияние особенности российского менталитета.

Корпоративная культура в российских компаниях еще слишком молода, а во многих только формируется. Нам приходится переносить западные достижения, сформированные десятилетиями, в российскую действительность в очень сжатые сроки. Западная корпоративная культура проста и имеет четкие границы, а в российских компаниях больше сумбурности и обтекаемости, явно чувствуется преемственность традиций и атрибутов советского прошлого.

От теории...

Для сотрудников внутренняя культура организации - это нить, которая связывает коллектив воедино, мотивируя на лояльное отношение к компании. Полная идентификация сотрудника с предприятием означает, что он не только осознает идеалы компании, четко соблюдает правила и нормы поведения в организации, но и полностью принимает корпоративные ценности. При таком единении культурные ценности компании становятся индивидуальными ценностями сотрудника, занимая прочное место в мотивационной структуре его поведения. Корпоративная культура должна способствовать развитию людей. Развиваются люди, а значит, развивается и бизнес! Заманчиво, не правда ли?

Процесс формирования организационных ценностей неразрывно связан с жизненным циклом организации (рисунок).

Хорошо забытое старое...

Этапы жизненного цикла организации

Всего в жизненном цикле организации принято выделять пять этапов.

1. Этап создания. В этот период организационные нравы, обычаи, традиции, стиль общения закладываются основателями компании.

2. Этап роста. Поддержание и развитие корпоративных ценностей. Появление атрибутов, «носителей» истории, кристаллизация традиций.

3. Этап замедления роста. Формирование у персонала опыта взаимодействия в рамках корпоративной культуры. Развитие традиций, появление героев, создание мифов и легенд.

Наша справка

Корпоративная культура - набор допущений, убеждений, ценностей и норм, которые разделяют все члены организации.

Корпоративная этика - совокупность культуры управления, офисного быта, культура взаимоотношений и внутренних ценностей людей.

4. Этап зрелости. Усиливается роль корпоративных ценностей в функционировании организации. Происходит фундаментализация и бюрократизация всех процессов, в том числе и корпоративной культуры.

5. Этап нового роста. Анализ влияния корпоративной культуры на развитие бизнеса. Новая жизнь атрибутов, традиций; формирование новых идей.

Носителями корпоративной культуры являются все сотрудники, а «локомотив» состоит из руководителей и собственников компании. Поскольку культура играет очень важную роль в жизни организации, она должна являться предметом пристального внимания со стороны высшего руководства. Когда высшее руководство разрабатывает и утверждает определенную систему правил, оно должно также придерживаться их.

ВАЖНО!

Хвалить – при всех. Ругать – наедине!

Корпоративная культура - это совокупность внешней атрибутики, внутренних ценностей, традиций, организационных церемоний. Все составляющие тесно переплетены друг с другом и прочно взаимосвязаны. Конечно, это только часть элементов корпоративной культуры, но, поверьте, очень яркая и эмоциональная. Именно применительно к формированию этой ее части я и хочу поделиться опытом использования «хорошо забытого старого».

...к практике

Внешняя атрибутика: одежда, цвета, символы, слоганы, девизы - формирует имидж компании. Не правда ли? Атрибуты также служат мощным коммуникативным инструментом для сотрудников. Их использование членами коллектива показывает причастность к ценностям предприятия. Атрибуты (например, значки) использовали еще в советскую эпоху, и перенос этой традиции в современность - достойная преемственность времен.

Мы с должным вниманием относимся к внешней символике, вкладывая в нее свой особый смысл. Создавать отличительные знаки компания «БИОГАРД» стала после того, как ей исполнилось пять лет. Первым опытным образцом стал флаг компании, разработанный нашими сотрудниками. Флаг как знак побед и рекордов компании выполнен в корпоративных цветах. Если говорить о взаимосвязи времен и поколений, то наш флаг, как боевое Красное Знамя в СССР, - всегда на почетном месте.

Постепенно к символике компании мы добавили корпоративные значки. Они напоминают октябрятские, пионерские, комсомольские значки советского времени. Помните, были малыши-новички, которых все любят, - это октябрята. Были пионеры, они уже постарше и должны помогать младшим. И конечно, были комсомольцы - самые умные и рассудительные. По аналогии мы сделали значки для сотрудников. Золотые значки вручаются тем, кто работает в «БИОГАРД» больше 10 лет. Это наш золотой фонд, яркие носители ценностей компании. «Пятилетки» с гордостью носят серебряные значки. И всем сотрудникам, которые прошли испытательный срок, мы дарим бронзовые значки. Эти значки говорят: ты в команде!

Наша справка

Жизненный цикл организации - совокупность стадий, через которые проходит организация за период своего функционирования: рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение. В менеджменте это называется «биологическим циклом организаций».

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Чтобы провести диагностику корпоративной культуры и ценностей компании, достаточно сделать пять шагов.

Хорошо забытое старое...

Есть у нас и другие визуальные знаки отличия. И тоже их идея пришла из прошлого. Как когда-то большинство из нас с вами носили пионерские галстуки, сегодня сотрудники нашей компании в теплое время года, на отдыхе с удовольствием носят шейные платки с фирменным логотипом компании. В холодное время года - их защищают теплые «корпоративные» шарфы.

Неотъемлемой частью нашей корпоративной культуры являются традиции. В «БИОГАРД» есть замечательная традиция проведения круглых столов, которые можно сравнить с комсомольским собранием. Чтобы не потерять связь с реалиями, на деле поддерживать наш принцип открытости для всего коллектива, собственники компании регулярно проводят такие собрания с коллективом. Обсуждение значимых вопросов, касающихся развития организации, ее структурного функционирования, - это то, что важно для каждого сотрудника компании. Особенно эта традиция помогла нам в условиях экономического кризиса. Мы были вместе, открыто обсуждали наши проблемы, пытались определить наиболее конструктивные пути их решения.

Не поддаваясь общей тенденции скептицизма по отношению к прошлому нашей страны, преобладающей в последнее десятилетие, мы стараемся взять самое лучшее из того периода. Для нас очень важно чествовать тех, кто ярче других проявил себя, выполняя профессиональные задачи. У нас традиция отмечать на собраниях и в информационных материалах героев по итогам месяца и по итогам года. Чем не доска Почета? Такой подход создает здоровый соревновательный эффект. Не напоминает ли вам это социалистическое соревнование? Хорошо забытое старое...

Вот только мы убеждены, что хвалить нужно при всех, а ругать - наедине. Поэтому «досок позора» в компании нет. Принципиально.

В «БИОГАРД» активно поддерживают и пропагандируют семейные ценности, т. к. убеждены, что семья чрезвычайно важна для счастливого существования человека. Все вместе 14 января мы отмечаем Старый новый год - приглашаем всех сотрудников с детьми, вторыми половинками, внуками на каток. Этой традиции уже больше пяти лет. Такой праздник вызывает положительные эмоции у всех участников, особенно у детей.

Мы с удовольствием вместе отмечаем и другие праздники: 23 февраля, 8 Марта, День смеха, День защиты детей, День Рождения Компании, День знаний. Вместе придумываем сценарий, разрабатываем концепции мероприятий.

Составляющими корпоративной культуры являются обычаи и истории. Очень важно о них говорить, передавать молодому поколению, писать об этом. Все наши смешные и поучительные истории со временем превратились в местный фольклор. О чем-то наши сотрудники вспомнят и расскажут с радостью, о чем-то с грустью, но тоже обязательно расскажут.

Из советского времени мы с удовольствием взяли традицию классического коммунистического субботника 22 апреля. Каждый год мы очищаем и облагораживаем производственную территорию, сажаем цветы, красим лавочки. Такие мероприятия очень объединяют людей. Сотрудники всегда приходят на них с удовольствием.

Все традиции, правила и регламенты, принятые в компании «БИОГАРД», направлены на формирование и развитие команды единомышленников, людей, которым нравится работать вместе. Слаженность и сплоченность коллектива способствуют общему результату деятельности компании.

Вместо итогов

Конечно, даже самая грамотная и отлаженнаякорпоративная культура не может заменить хорошо отлаженных бизнес-процессов. Корпоративная культура - очень «тонкий» инструмент управления, создание и применение которого требует большого опыта и знаний. На плечи HR-специалистов возложена огромная ответственность за поддержание и развитие внутреннего «моторчика» компании.

И все же основа организации, ее основное богатство - человек. Однако с позиций управления нельзя говорить о человеке вообще. Люди ведут себя по-разному, у них различные способности, различное отношение к своему делу, к организации, к своим обязанностям. Люди имеют различные потребности, их мотивы к деятельности могут существенно отличаться. Наконец, люди по-разному воспринимают действительность, окружающих людей и самих себя в этом окружении. Как показывает наш опыт, самым сильным объединителем являются общие ценности. В коллективе, в котором все участники разделяют одинаковые ценности, более эффективно достигаются поставленные цели, больше успешных профессионалов.

Корпоративная культура, как явление, не может быть заимствована, она складывается с течением времени. Каждый коллектив уникален, и всегда стоит учитывать особенности его функционирования, специфику бизнеса, географические условия.

В современном бизнесе корпоративная культура - это важное условие успешной работы фирмы, фундамент ее динамичного роста, своего рода гарант стремления к повышению эффективности (в соответствии с требованиями стандартов менеджмента качества). Развитая корпоративная культура помогает организации побеждать в конкурентной борьбе, завоевывать новые рынки и успешно развиваться.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Актуально


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль