E-learning - обучение со скоростью мысли?

6366
Тот факт, что информационные технологии изменили нашу жизнь, в доказательствах не нуждается. Мы стали иначе общаться, иначе читать и даже иначе думать. Сегодня в онлайн мы проводим больше времени, чем за любым другим занятием. Да чего там говорить, если даже с детьми современные родители все чаще общаются по скайпу и аське :) Столь масштабные изменения не могли не сказаться и на обучении. Как современные IT-технологии отразились на процессе поиска новой информации и оценке знаний? Давайте попробуем разобраться.

В конце прошлого века в публикациях и на конференциях стало все чаще звучать словосочетание «электронное обучение», или «e-learmng» - информационные технологии в обучении. При этом активнее e-learning развивался в корпоративном секторе, т. к. внедрение системы дистанционного обучения в образовательных учреждениях сдерживает отсутствие законодательной основы. В то же время в корпоративном секторе e-learning - не только один из способов ускорения процесса обучения и оценки, но и возможность существенного сокращения расходов на обучение в непростых экономических условиях. Следует понимать, что в данном контексте под словом «дистанционное» подразумеваются не только удаленность обучающихся, но и обязательное использование интернет-технологий.

Инструменты онлайн-обучения

Чтобы обучение было систематизировано, а процессом можно было бы управлять, созданы специальные системы дистанционного обучения (СДО). СДО объединяют все основные инструменты и возможности, которые нужны для организации e-learning в компании.

ПРИМЕР

В настоящее время «СпортМастер» является ведущей торговой компанией на отечественном рынке спортивных товаров. Торговая сеть компании стремительно расширяется и на сегодняшний день составляет более 200 магазинов в 70 городах России, из них 46 магазинов в Москве. Чтобы распространить среди персонала компании базовые знания, нужна была форма, которая как раз и позволила бы, с одной стороны, обеспечить массовый охват слушателей, а с другой - проводить постоянную корректировку и модернизацию корпоративных знаний, причем весьма динамично.

Запуск Учебного Портала (LMS) позволил:
• охватить большую аудиторию;
• транслировать структурированные формализованные корпоративные знания;
• приобрести оперативный канал взаимодействия;
• сформировать единое информационное поле.

Кроме того, внедрение СДО позволяет решить еще одну задачу, связанную с основным принципом кадровой политики компании, - задачу работы «на вырост». От 50 до 80% вакансий линейных руководителей и специалистов в компании заполняется за счет внутренних ресурсов. Каждый сотрудник может пройти тестирование в СДО и заочно определить, насколько его профессиональный уровень соответствует открывшейся вакансии. Это уникальный инструментарий и база данных для обучения, оценки, развития, аттестации.

Наша справка

E-learning (англ. electron learning - электронное изучение) - процесс обучения в электронной форме через сеть Интернет или Интранет с использованием систем управления обучением (LMS, CLMS).

Webinar (от англ. web + seminar - веби-нар) - разновидность онлайн- взаимодействия, в ходе которого ведущий и аудитория общаются в текстовых, аудио- или видеочатах. Высказывания иллюстрируются текстами, графикой, видео или сопровождаются надписями и рисованием на электронной доске.

E-learning - обучение со скоростью мысли?

Важным инструментом внутри СДО является автоматическая система тестирования. С ее помощью создаются базы тестовых вопросов, из которых можно делать выборку вопросов для каждого сотрудника. Автоматическая система тестирования позволяет формировать отчеты по результатам проверки знаний. На их основе делаются выводы об уровне знаний и о качестве учебных материалов.

При этом детальный анализ и контроль результатов осуществляется не только в процессе итогового или промежуточного тестирования, но и при изучении электронных курсов. Система ведет учет всей статистики, передаваемой курсом, в т. ч. и детальной информации по результатам самопроверки в процессе обучения.

ВАЖНО!

С сентября 2011 г. все подписчики журнала «Всё для кадровика» имеют право бесплатного доступа к вебинарам по трудовому праву и кадровому делопроизводству, организованным Кадровым университетом

Внутри СДО имеются форумы и чаты. Они предназначены для общения слушателей, а также для выполнения различных самостоятельных работ. В отличие от электронного курса, который можно пройти самостоятельно, работа в форуме требует участия тренера или преподавателей. Подобные учебные мероприятия в корпоративном обучении используются реже, чем в академическом, тем не менее форум полезен для развития критического мышления, обучения чему-то принципиально новому и сложному. Чат -это способ синхронного общения. Если при работе в форуме каждый участник может публиковать ответ в удобное для него время (в рамках заданных сроков), то при общении в чате все должны быть онлайн одновременно.

СЛОВО ЭКСПЕРТУ

E-learning - обучение со скоростью мысли?

Юлия Герасимова,
ведущий эксперт по управлению персоналом Центра развития кадровых технологий, член правления Ассоциации тренеров и консультантов Республики Башкортостан (АТРиК РБ)

К инструментам e-learning в первую очередь относятся система управления обучением (Learning Management Systems - LMC) и система управления учебным контентом (Learning Content Management System -LCMS, или, в русском варианте, СДО - система дистанционного обучения), а также редактор учебных курсов и тестов (рисунок). LMS - это полноценный Учебный Портал, который наполняется, как конструктор, в зависимости от целей предприятия.

Рассмотрим подробнее составные части Учебного Портала, которые могут выступать как самостоятельными блоками управления обучением, так и полноценным инструментом управления знаниями на предприятии.

СДО (LCMS) - система управления контентом обучения дистанционно. Она позволяет организовать планирование, проведение и анализ результатов обучения пользователей (сотрудников компании, клиентов, студентов) с помощью электронных учебных курсов и тестов, а также обеспечивает общение и обмен информацией между обучаемыми, преподавателями, экспертами и администраторами системы. Внутри системы имеется разграничение прав по ролям: администратор системы, тьютор, преподаватель, организатор мероприятия, пользователь, родитель (для школ).

Виртуальный класс - позволяет организовать общение между преподавателем и обучаемыми в режиме реального времени с помощью видео- и аудиоконференции (конференции, совещания и обучающие мероприятия). Также может включать другие средства коммуникации: интерактивную доску для рисования схем и диаграмм, активный сервисный обменданными, прочим учебным материалом в режиме правки. Эффективен при любом групповом онлайн-обучении, в т. ч. при проведении совещаний между офисами.

E-learning - обучение со скоростью мысли?

Редактор электронных курсов- это программа для создания и редактирования интерактивных учебных материалов (электронных курсов), предназначенных для использования в сети Интернет, в системах дистанционного обучения. В зависимости от производителя, программа может иметь встроенные механизмы анимации, вставки любого Rich-media содержимого, механизмы синхронизации звукового сопровождения с возможностью импорта в учебный материал презентаций и скринов, поддерживающая scorm-стандарт. Как правило, в таких программах имеется богатый арсенал готовых шаблонов разработки элементов курса и тестов.

Одним из самых популярных инструментов электронного обучения являются вебинары. По сути, это видео- или аудиоконференция, где есть ведущий и слушатели, есть презентация, можно задавать вопросы и общаться как через чат, так и в голосовом режиме. Вебинар удобен тем, что дает возможность за короткое время провести обучение большого количества людей, которые находятся в разных местах, независимо от местонахождения лектора. Записанный вебинар можно использовать при обучении отсутствовавших, а также при повторении материала.

Для разработки электронных курсов существуют специальные инструменты. Они могут входить в комплект поставки СДО или приобретаться отдельно.

Наша справка

E-pedagogy (педагогический дизайн) -системный подход к построению учебного процесса. Позволяет выстроить единую систему из целей обучения, учебного материала, стиля, последовательности изложения материала, а также способов его представления и инструментов, доступных для передачи знаний. В основу педагогического дизайна легли исследования в области познания, образовательной психологии и подходов к разрешению проблем.

Электронные курсы

Электронный курс - это основной носитель информации в СДО. Особенность электронных учебных курсов в том, что они позволяют управлять обучением: отслеживать процесс работы с курсом, динамику усвоения материала, назначать, отменять курсы и программы, формировать статистику по обучению, выстраивать профиль компетенций и плана обучения в соответствии с результатами тестирования и многое другое - т. е. автоматически формировать различные отчетные формы (руководителю, тьютору, организатору мероприятия).

Наша справка

Тьютор (от англ. tutor - наставник) - методист виртуального учебного класса, управляет самостоятельной работой обучающихся и учебным взаимодействием, оказывая методическую и информационную помощь с использованием интерфейса тьютора, в котором отражаются процесс обучения группы и отчеты по результатам.

Кстати сказать, простой курс вполне можно создать своими силами. По большому счету это простая последовательность слайдов с навигационными инструментами и минимальными интерактивными фрагментами. В них могут быть слайды с тестированием и базовой практикой. Такие курсы наиболее эффективны для простых тематик обучения, которые не требуют детального объяснения, а также для информирования сотрудников. Графический ряд тут самый простой, главное, он должен быть аккуратным и наглядным. При разработке таких курсов в основном используются шаблоны. По учебному материалу, который часто обновляется, не имеет смысла создавать сложные курсы, потому что их актуализация будет занимать много времени.

ПРИМЕР

Компания «Вимм-Билль-Данн» перевела на электронное обучение следующие программы: КНС (курс нового сотрудника), мерчендайзинг ассортимента, технология эффективных продаж, телефонные переговоры, основы маркетинга, правила делового общения, основы финансовой грамотности, основы бюджетирования в процессе и другие курсы.

Более сложные курсы создаются для технических специалистов. В них уже используются ЭБ-эффекты и другие сложные медиа-объекты. Такие разработки актуальны для курсов по техническим процессам и агрегатам, по работе со сложными устройствами, т. е. там, где важно моделирование процессов. Чаще всего их создают специализированные компании, под заказ.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ...

...следует признать, что с 1995 г. e-learning развивается в наиболее технологически и экономически развитых странах. Электронное обучение, позволяющее подготовить необходимые обществу кадры в нужном количестве за минимальное время и при минимальных затратах, признано приоритетным в ходе реформ образовательных систем в таких странах мира, как США, Великобритания, Канада, Германия, Франция и даже на уровне ООН.

Россия подхватила вызов с 1997 г., когда инициативная группа экспертов российских вузов приступила к эксперименту по использованию дистанционных технологий в обучении на базе Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ).

По итогам эксперимента в законодательство были внесены изменения, разрешающие использовать различные технологии дистанционного обучения.

Однако проект закона находится на рассмотрении и по сей день. С сожалением приходится признать, что в этом вопросе Россия существенно отстает от других стран. Одна из немаловажных причин -отсутствие соответствующей законодательной базы, а следовательно, единообразия в стандартах и терминах.

Организация ЮНЕСКО, которой принадлежит авторство термина и понятия e-learning, не рекомендует вместо него использовать перевод на национальные языки, поскольку за этим термином закрепилось вполне конкретное содержание, не всегда адекватно передаваемое переводом.

Запрет на перевод - это скорее необходимое отмежевание от электронных книг и учебников, CD-уроков и другого образовательного контента, который только передается на электронном носителе, но не является полноценной системой управления электронным обучением.

Самые сложные курсы - это тренажеры и симуляторы. При этом насколько они сложны в разработке, настолько же эффективны в обучении, т. к. не просто передают информацию, а создают опыт, который и есть самое ценное в процессе обучения.

ПРИМЕР

Интеллектуальная онлайн-игра с элементами стратегии «квиз» - это симулятор развития общей эрудиции. Администрация игры пропагандирует «квиз» как развлечение не только для образованных и эрудированных людей, но и, например, для детей, поэтому вопросы имеют метки сложности: чем сильнее игрок, тем более сложные вопросы ему попадаются, и наоборот. В процессе игры идет распределение территорий, каждая из которых имеет условную стоимость. Тот, кто отвечает правильно и быстрее остальных, приобретает новые территории. Таким образом, выигравший -владеет миром E-learning - обучение со скоростью мысли?.

Как вы понимаете, играющий развивает общую эрудицию, при этом цели такой перед собой он не ставит! В том-то и «фишка» игр-симуляций: навыки, знания приобретаются опосредованно, а не методом заучивания (зубрежки). По этому принципу разрабатываются и бизнес-симуляторы: моделирование биржи, многоэтапные процессы принятия решений в бизнесе и т. д.

E-learning - обучение со скоростью мысли?

Теперь можно учиться играючи. Правильная архитектура курса, учитывающая и психологию обучения, и педагогическую последовательность этапов обучения, и стимулирование мотивации на самообучение - основа успеха высокотехнологичного образовательного процесса.

При разработке электронного курса любой сложности следует учесть два аспекта: технические особенности и педагогический дизайн.

Технические особенности

Электронный курс создается в специальной программе. Несовместимость систем - основная проблема любого программного обеспечения, поэтому все больше внимания уделяется совместимости программных продуктов для корпоративного обучения с международными стандартами обмена учебной информацией. IMS Global Learning Consortium является ведущей отраслевой организацией, занимающейся определением стандартов дистанционного обучения и выдачей рекомендаций по их применению. В 1999 г. был опубликован первый единый стандарт, с тех пор он дважды обновлялся (scorm 1.2; scorm 2004).

На данный момент практически все СДО и электронные курсы поддерживают scorn-стандарт, что позволяет наполнять библиотеку СДО электронными курсами разных разработчиков.

Основными международными стандартами в области e-learning являются AICC, SCORM.

Педагогический дизайн

При создании любого интерактивного курса нужно помнить о его цели.

Если у курса нет цели, а материалы не сориентированы на достижение определенного результата, то никакие оформление и анимация не спасут ситуацию.

Мы часто говорим о преимуществах e-learning: гибкости, доступности, эффективности восприятия - но при разработке учебных курсов и программ уделяем много внимания графике, оформлению, анимации. А ведь для того, чтобы обучение через сеть было эффективным, необходимо не просто правильно разместить текст и картинку на экране. Нужно создать последовательность, которая проведет слушателя через все ступени изучения и тренировки новых знаний, умений, навыков. И в этой последовательности все должно быть подчинено цели, которую мы ставим перед собой при разработке курса.

Правильно спроектированный электронный курс формирует не только новые знания, но и навыки. Встроенные тренажеры, симуляции и игры помогают сотрудникам непосредственно в процессе обучения отработать навыки, потренироваться, сделать ошибки и исправить их. Но тут есть одно условие - курсы, которые позволят реализовать это преимущество, должны быть тщательно спроектированы с использованием методик педагогического дизайна.

Важно понимать, что прохождение тестов в электронном виде не делает обучение электронным. И более того, бездумный перевод традиционного, проверенного годами учебного процесса в электронный вид неизменно приводит к потере качества. Простым переводом информации на слайды в e-learning не получишь хорошего результата. Отсутствие преподавателя, направляющего и консультирующего слушателя в процессе обучения, должны заменить размещенные в нужных местах практические примеры и тестовые вопросы самоконтроля.

Педагогический дизайн рассматривает именно содержательную часть обучения: сочетание теории и практики, моменты привлечения внимания, формирование мотивации и желания продолжать обучение. В основу электронного обучения положены интерактивные игры: мотивация осуществляется за счет присутствия в процессе обучения игрового момента.

Но не следует забывать и о классических работах по педагогике и психологии, например методике Р. Гейна. Ученый предлагал делить учебный процесс на девять элементов, которые правильно привлекут внимание слушателя и помогут ему запомнить материал (таблица).

«Девять элементов учебного занятия» Роберта Гейна

E-learning - обучение со скоростью мысли?

Педагогический дизайн электронных курсов влияет на мотивацию обучающихся, скорость восприятия материала, утомляемость и ряд других важных показателей. Поэтому архитектура электронного курса не должна разрабатываться на интуитивном уровне. Разработкой должна заниматься команда профессионалов, состоящая из руководителя проекта (педагог, психолог), программиста, дизайнера (разработчика интерфейса).

E-learning - обучение со скоростью мысли?

В заключение хотелось бы перечислить основные отличия дистанционной системы обучения от традиционных тренинговых программ.

Отличие 1. Экстерриториальность. Территориальное положение обучающегося не влияет на получение информации, необязателен личный контакт с преподавателем.

Отличие 2. Масштабируемость проекта. При подключении к системе новых территориальных субъектов значительно сокращаются сроки и стоимость запуска проекта.

Отличие 3. Объективность при проверке знаний, самопроверка пройденного материала.

Отличие 4. Мониторинг и анализ качества обучения на основе информации, доступной для компьютерной обработки.

Отличие 5. Оперативное обновление и расширение обучающих программ, что позволяет поддерживать базу знаний в актуальном состоянии.

Отличие 6. Высокая интерактивность. Активные действия обучающегося с образовательным контентом.

Отличие 7. Прямое влияние на КПД (коэффициент полезного действия) сотрудников. Шестьдесят процентов всего обучения можно проводить без участия преподавателя.

ПРИМЕР

Росгосстрах активно выводит на рынки новые страховые продукты, и это вызывает необходимость массового обучения сотрудников единым стандартам. Учитывая большое количество агентов Росгосстраха, их очное обучение становится экономически неэффективным, поэтому руководство компании приняло решение внедрять систему дистанционного обучения.

Это обучение в первую очередь рассчитано на агентов, менеджеров по работе с агентами, руководителей региональной сети и других сотрудников компании. Учащиеся могут освоить курсы по предлагаемым компанией страховым продуктам. Кроме курсов по страхованию, система предполагает обучение навыкам продаж и коммуникаций, управленческим компетенциям, работе с корпоративными ИТ-системами.

Как показали итоги 2010 г., Учебные Порталы, реализованные на базе LMS, становятся неотъемлемой частью корпоративного учебного центра. Первопроходцами были топливно-энергетические предприятия, газовая и нефтяная промышленность, металлопрокат, банки и страховые компании. Вслед за ними на новые принципы обучения стали переходить розничные и оптовые компании, сферы производства и транспорта, IT-технологий и телекоммуникаций, медицинские и фармацевтические компании и учебные заведения.

Современные технологии делают процесс получения знаний комфортным и эффективным, а бизнес-образование - доступным каждому. Мир меняется, и эти перемены к лучшему E-learning - обучение со скоростью мысли?.

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Продолжите чтение после бесплатной регистрации

      Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 500 полезным статьям по управлению персоналом, важным документам и ценным советам от экспертов HR отрасли.

      Читайте после регистрации:

      • Примеры составления KPI
      • Выявляем мотивы для повышения эффективности работы подразделения
      • Оценка результатов труда персонала
      • Анкета для проведения структурированного интервью
      • и другие полезные статьи

      В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль