Будущая пенсия. Можно ли ее увеличить?

9116
Орлова Елена Васильевна
Директор департамента внутреннего аудита ООО «Комо»
«Вообще-то это неправильно, что пенсию начинают выдавать в старости... По-настоящему ее нужно давать в возрасте от 18 до 35 лет, когда и работать-то грех - в жизни столько всего интересного! Ну а потом можно и на службу - все равно от жизни никакого толку...» - примерно так рассуждал один из героев известного фильма «Старики-разбойники». Действительно, неплохо было бы не работать тогда, когда все мысли заняты только личной жизнью, а позднее, в преклонном возрасте, «отдохнуть» от нее на работе. Но мечты эти, конечно же, утопичны - на пенсию мы зарабатываем в течение всего своего трудового пути. И давайте посмотрим, можно ли реально повлиять на размер будущих пенсионных выплат, и если можно, то как это сделать.

В состав трудовой пенсии по старости, назначаемой с целью компенсировать застрахованным лицам заработную плату и иные выплаты и вознаграждения, утраченные с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, включена накопительная часть (табл. 1).

Накопительная часть трудовой пенсии, которая определяется индивидуальными пенсионными накоплениями застрахованного лица, призвана обеспечить ему в старости более высокий уровень материального достатка. Одним из источников ее финансирования являются дополнительные страховые взносы на эти цели как самого работника (средства работника), так и работодателя (средства работодателя) в пользу работника. О том, каковы должны быть действия работника и работодателя в связи с принятием решения о перечислении дополнительных страховых взносов и какие моменты важно не упустить, мы расскажем в этой статье.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ПЛАТИТ РАБОТНИК

Право работника уплачивать добровольные страховые взносы предусмотрено законом.

НА № 8‘2008Так, физические лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в порядке, установленном Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее - Закон № 56-ФЗ). Об этом говорится и в п. 4 ч. 1, ч. 4 ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ).

Таблица 1

Структура трудовой пенсии по старости в 2011 году

Будущая пенсия. Можно ли ее увеличить?

 Имейте в виду, что граждане, родившиеся в 1967 году и позже, также могут принять участие в формировании накопительной части пенсии за счет уплаты дополнительных страховых взносов, хотя для таких работающих граждан накопительная часть трудовой пенсии формируется в обязательном порядке за счет уплаты работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд России (ПФР). В 2011 г. страховые взносы уплачиваются работодателем в размере 6% с суммы всех облагаемых выплат в пользу застрахованных лиц в пределах 463 000 руб. по трудовым, гражданско-правовым, авторским и лицензионным договорам.

Рассмотрим, как на практике работник может реализовать свое право на участие в формировании накопительной части будущей трудовой пенсии по старости. Если гражданин решил участвовать в Программе государственного софинансирования трудовой пенсии по старости, ему следует принять во внимание ряд моментов.

Добровольность участия

В формировании накопительной части трудовой пенсии работник участвует добровольно. Как уплата дополнительных страховых взносов, так и прекращение либо возобновление их уплаты являются исключительным правом работника (ч. 2 ст. 3 Закона № 56-ФЗ). Специальной процедуры для прекращения уплаты таких взносов законом не установлено - работник вправе просто взять и прекратить их платить в любой момент.

Поэтому принудительное взыскание, а тем более начисление пени или привлечение к ответственности за неуплату дополнительных страховых взносов противоречит самой сущности института добровольных страховых взносов (см. постановление четвертого Арбитражного апелляционного суда РФ от 29.04.2010 по делу № А19-24796/09). При этом механизм добровольного участия застрахованных лиц в данных правоотношениях не предусматривает возможности возврата ранее уплаченных сумм страховых взносов до наступления установленных пенсионным законодательством страховых случаев (см. определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 № 1010-О-О).

Словарь кадровика

Дополнительный страховой взнос на накопительную часть трудовой пенсии - это индивидуально возмездный платеж, уплачиваемый за счет собственных средств застрахованным лицом, исчисляемый, удерживаемый и перечисляемый работодателем либо уплачиваемый застрахованным лицом самостоятельно (п. 3 ст. 2 Закона № 56-ФЗ). Этот взнос может уплачиваться

в дополнение к обязательным пенсионным страховым взносам либо к предусматриваемым для некоторых случаев другим добровольным пенсион- ным взносам.

Обязательное пенсионное страхование (ОПС) - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в

пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения (ст. 3 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).

Застрахованное лицо - лицо, добровольно вступившее в правоотношения по ОПС в соответствии с Законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (п. 1 ст. 2 Закона № 56-ФЗ).

Источник финансирования и размер дополнительных взносов

Источник финансирования дополнительного страхового взноса - собственные средства работника (п. 3 ст. 2 Закона № 56-ФЗ).

Размер дополнительных страховых взносов работник определяет самостоятельно (ч. 1 ст. 5 Закона № 56-ФЗ). Взнос может быть произведен, например, в твердой сумме или в процентах от базы для начисления обязательных страховых взносов в ПФР (ч. 2 ст. 5 Закона № 56-ФЗ). Закон не ограничивает размер таких взносов ни минимальной, ни максимальной величиной.

При этом нужно иметь в виду: оптимальный размер дополнительного страхового взноса составляет от 2000 до 12 000 руб. в год, или от 166,67 до 1000 руб. в месяц. Это связано с тем, что согласно ст. 12 Закона № 56-ФЗ гражданин, уплативший не менее 2000 руб. в год, получает право на государственную поддержку формирования пенсионных накоплений.

Обратите внимание!Самый выгодный взнос, позволяющий получить максимально возможную по закону сумму софинанси-рования пенсии от государства, - 1000 руб. в месяц

Такая поддержка осуществляется в виде взносов на софинансирова-ние, максимальная величина которых не может составлять более 12 000 руб. в год. Государственная поддержка производится в течение 10 лет, начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованным лицом дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Закона № 56-ФЗ).

Размер уплачиваемого взноса в любой момент может быть изменен на основании заявления работника (ч. 2 ст. 5 Закона № 56-ФЗ). Законом не установлено, сколько раз работник может подавать заявление об изменении размера уплачиваемого страхового взноса.

Работник может выбрать для себя один из двух способов уплаты указанных взносов: платеж производит сам работник либо по его поручению это делает работодатель. Рассмотрим каждый из них.

Способ 1. Дополнительные страховые взносы работник платит сам

Самостоятельная уплата взноса работником возможна путем перечисления денежных средств в бюджет ПФР через любую кредитную организацию, в т. ч. через Сбербанк России (ч. 1 ст. 6 Закона № 56-ФЗ, письмо ПФР от 22.12.2008 № АК-08-25/12096). Прямо скажем: это довольно громоздкий и неудобный способ.

Кстати сказать

О программе государственного софинансирования пенсии

Программа действует в соответствии с Законом № 56-ФЗ. В ней могут участвовать все граждане, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования, в т. ч. люди старшего поколения - те, кто в настоящее время не имеет права на накопительную часть пенсии в системе ОПС (граждане 1966 года рождения и старше).

Основные условия участия в Программе следующие.

Условие 1. Регистрация гражданина в системе ОПС в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ

«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и, соответственно, наличие страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования - «зеленой карточки» (ч. 6 ст. 4 Закона № 56-ФЗ).

Условие 2. Заявление по форме № ДСВ-1, которое необходимо подать до 1 октября 2013 г. (ч. 1 ст. 12 Закона № 56-ФЗ).

Условие 3. Взнос гражданина должен быть не менее 2000 руб. в год (ч. 3 ст. 12 Закона № 56-ФЗ). При этом наличие регулярных дополнительных взносов в течение 10 лет действия этой Программы необязательно (ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 12 Закона № 56-ФЗ).

В территориальное отделение ПФР по месту жительства работнику нужно подать заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты добровольных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по форме № ДСВ-1 (приложение 1 к постановлению Правления ПФР от 28.07.2008 № 225п).

Бланк заявления и инструкцию по его заполнению можно взять с сайта ПФР (http://www.pfrf.ru/application_blank_participatio/) либо получить в территориальном органе Фонда по месту жительства. Правила подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по ОПС утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 10.09.2008 № 476н.

В данном случае возможно несколько вариантов подачи заявления (ч. 1 ст. 4 Закона № 56-ФЗ).

Вариант 1. Лично путем подачи заявления на бумажном носителе, обратившись в территориальный орган ПФР по месту жительства и взяв с собой паспорт и страховое свидетельство ОПС.

Вариант 2. Лично путем подачи заявления в форме электронного документа через интернет-портал государственных услуг (www.gosuslugi.ru).

Вариант 3. Через трансфер-агента (к ним относятся организации, с которыми ПФР заключил соглашение о взаимном удостоверении подписей: банки, включая Сбербанк России, НПФ, Почта России и др.).

Обратите внимание!Список организаций -трансфер-агентов приведен на сайте ПФР (http://www.pfrf. ru/list_organization_ agents/)

Вариант 4. Прислать заявление по почте, но тогда оно должно быть заверено нотариусом или должностными лицами консульских учреждений РФ (в случаях когда гражданин находится за пределами страны).

Не позднее 10 рабочих дней со дня получения заявления территориальный орган ПФР должен направить гражданину уведомление о получении заявления, результатах его рассмотрения и дате вступления в правоотношения по ОПС в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. В случае направления заявления в форме электронного документа такое уведомление также направляется гражданину в форме электронного документа через интернет-портал государственных услуг (ч. 5 ст. 4 Закона № 56-ФЗ).

Сроки и периодичность самостоятельной уплаты работником дополнительных страховых взносов законом не оговариваются. В части 2 ст. 5 Закона № 56-ФЗ сказано, что платеж гражданина должен быть ежемесячным только в случае его перечисления через работодателя. Поэтому сам работник может перечислять их разовыми платежами (от случая к случаю).

Предположим, за год работник перечисляет дополнительные страховые взносы: в марте - 2000 руб., в декабре - 10 000 руб. Он также может платить равными ежемесячными платежами в течение года, например по 1000 руб. в месяц.

В платежных документах работнику очень важно правильно написать свою фамилию, имя, отчество, а также номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.

НА № 5‘2009При самостоятельном способе уплаты работнику нужно ежеквартально лично либо через организацию - трансфер-агента представлять в территориальное отделение ПФР по месту жительства копии платежных документов за истекший квартал с отметками банка об исполнении. Срок представления документов - не позднее 20-го числа со дня окончания квартала (ч. 2 ст. 6 Закона № 56-ФЗ, п. 43 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных [ НА № 5'2009 ) лицах, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н).

Имейте в виду, что кредитные организации вправе взимать комиссию с физических лиц за исполнение поручения по перечислению в бюджет ПФР дополнительных страховых взносов. Законом № 56-ФЗ не предусмотрено освобождение физических лиц от взимания такой комиссии кредитными организациями, а нормы ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ), касающиеся освобождения от платы за перечисление обязательных страховых взносов, на добровольные взносы не распространяются.

Средства, которые работник перечислил в ПФР, отражаются в специальной части его индивидуального лицевого счета (ч. 2 ст. 10 Закона № 56-ФЗ). На эту процедуру сотрудникам ПФР отведено три месяца со дня получения копий платежных документов за прошедший квартал. Работник же получит такую информацию из Извещения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, высылаемого территориальным отделением ПФР на его домашний адрес.

Способ 2. Добровольные страховые взносы работник платит через работодателя

Перечисление дополнительных страховых взносов по поручению работника через работодателя (ст. 7 Закона № 56-ФЗ) для работника более выгодно, поскольку упрощает для него механизм уплаты добровольных взносов. В то же время этот способ прибавляет работы и бухгалтерии, и отделу кадров.

Обратите внимание!Работодатель не обязан знакомить работников с нормами Закона № 56-ФЗ

Сразу отметим, что в обязанности работодателя не входит ознакомление работников с нормами Закона № 56-ФЗ с целью выяснить, намерены ли они реализовать свое право уплачивать дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии путем перечисления через работодателя.

На практике разъяснительную работу по применению норм Закона № 56-ФЗ проводят первичные профсоюзные организации. Формы такой работы самые разнообразные:

  • организация информирования членов профсоюза о возможности вступления в Программу государственного софинансирования пенсии;
  • привлечение работодателей как третьей стороны к участию в Программе;
  • принятие объединениями профсоюзов специальных постановлений по реализации Закона № 56-ФЗ;
  • разъяснительная работа в трудовых коллективах;
  • обучение профсоюзного актива и обеспечение профсоюзных работников необходимыми информационными материалами;
  • опубликование разъясняющих материалов в средствах массовой информации региона, в т. ч. в профсоюзных газетах;
  • внесение в планы работы трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений вопросов реализации Закона № 56-ФЗ;
  • проведение отраслевых и локальных (внутри организаций) методических и обучающих семинаров по реализации положений Закона № 56-ФЗ;
  • создание рабочих групп по реализации Закона № 56-ФЗ и включение дополнений в коллективный договор и др.

Примерами такого участия профсоюзов в реализации положений Закона № 56-ФЗ являются: решение Республиканской трехсторонней комиссии Республики Хакасия по регулированию социально-трудовых отношений от 15.04.2010; решение Городской (г. Саратов) трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 07.04.2010; соглашение от 18.03.2009 о сотрудничестве между ФНПР и ПФР по реализации Закона № 56-ФЗ; постановление исполкома Территориального общественного объединения Федерации Омских профсоюзов Федерации независимых профсоюзов от 08.09.2009 № 48-1; постановление Президиума Тюменского межрегионального объединения организации профсоюзов «Тюменский областной совет профессиональных союзов» ФНПР от 27.08.2008 № 33-1 и др.

При отсутствии представительного органа работников можно порекомендовать кадровым службам компаний проводить в трудовых коллективах разъяснительную работу по реализации положений Закона № 56-ФЗ. Это можно сделать путем включения в план работы отдела по управлению персоналом (и в его бюджет) на отчетный период соответствующих мероприятий (приложение 1).

Кстати сказать

Будущая пенсия. Можно ли ее увеличить?

Л.С. Тарасова,
канд. юрид. наук, начальник ГУ -Главного управления ПФР № 5 по г. Москве и Московской области, заслуженный экономист РФ

Достойная пенсия в будущем

Реформа 2002 г. переориентировала пенсионную систему нашей страны на страховые принципы. В настоящее время Пенсионным фондом РФ на каждое застрахованное лицо открыт индивидуальный лицевой счет, где учитываются уплачиваемые работодателем страховые взносы, которые суммируются за все периоды трудовой деятельности.

Это означает, что размер будущей пенсии зависит от суммы страховых отчислений в пенсионную систему в течение всей жизни. Современная российская пенсионная система позволяет каждому самостоятельно формировать свой будущий пенсионный капитал и грамотно распоряжаться накопительной частью трудовой пенсии.

Чтобы обеспечить достойную пенсию, нынешним работникам необходимо:

1. Стремиться заработать большой стаж, работая в компании, которая платит «белую» зарплату, т. е. работодатель отчисляет страховые платежи в систему обязательного пенсионного страхования со всего заработка работника.

Эта рекомендация связана в т. ч. и с тем, что с 1 января 2010 г. работодатели платят не обезличенный единый социальный налог (ЕСН) в бюджет, а страховые взносы за каждого работника, которые попадают на его персональный пенсионный счет в ПФР.

2. Грамотно управлять накопительной частью своей будущей пенсии через ПФР, выбрав одну из управляющих компаний, или через негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

3. Участвовать в Программе государственного софинансирования пенсии.

4. Участвовать в программах негосударственного пенсионного обеспечения. Такие добровольные программы предоставляет НПФ. Полную информацию о добровольных программах пенсионного обеспечения вы можете получить в офисах и на официальных сайтах НПФ.

5. Не торопиться выходить на пенсию.

Страховой стаж влияет на размер трудовой пенсии. А начиная

с 2015 г. устанавливаемый фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости будет увеличиваться на 6% за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, определяемого на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые.

Добровольным участием в пенсионном страховании интересуется все больше людей: и те, кому до пенсии рукой подать, и молодые, которым предстоят еще многие годы работы. Например, по состоянию на январь 2011 г. сумма дополнительных взносов на накопительную часть пенсии, поступивших в Отделение ПФР по г. Москве и Московской области от участников Программы государственного софинансирования пенсии, превысила 360 млн руб. В целом общее число участников Программы в Москве и Московской области составляет более 1,150 млн человек.

Если же будущий пенсионер не трудоустроен официально или обучается в учебном заведении, или временно пребывает за границей, то его будущую пенсию гарантирует только добровольное участие. Для этого необходимо вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет ПФР.

При втором способе уплаты взносов в обязанность работодателя входит ряд поэтапных действий.

Этап 1. Прием от работников заявлений о добровольном вступлении в правоотношения по ОПС в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по форме № ДСВ-1 (ч. 1 ст. 4 Закона № 56-ФЗ).

В бухгалтерию с заявлением о добровольном вступлении в право-отношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии обратился гражданин, работающий у нас по гражданско-правовому договору (оказание услуг). Бухгалтерия это заявление не приняла, сославшись на Закон № 56-ФЗ: гражданин вправе подать такое заявление только через своего работодателя. Наш главбух настаивает: так как этот гражданин выполняет работы по гражданско-правовому договору, а значит, работником организации не является, то он может подать такое заявление самостоятельно либо через работодателя, с которым состоит в трудовых отношениях. Прав ли наш главбух и будет ли в данном случае отказ в приеме заявления законным?

Вы правильно сомневаетесь в правоте вашего главбуха. В статье 2 (п. 2) Закона № 56-ФЗ сказано: работодатель застрахованного лица, уплачивающий дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, - это лицо, являющееся для указанного застрахованного лица страхователем по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ. Согласно данному Закону застрахованными лицами являются работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг.

Таким образом, оснований для отказа в приеме заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии от лица, с которым организация заключила договор гражданско-правового характера на оказание консультационных услуг, не имеется.

Этап 2. Направление полученных заявлений (форма № ДСВ-1) в течение трех рабочих дней в территориальный орган ПФР по месту своей регистрации в качестве страхователя. А если среднесписочная численность работников организации за прошлый календарный год (для вновь созданных организаций, в т. ч. реорганизованных, - численность работников на текущий момент) превышает 100 человек, заявление нужно переслать в электронной форме. В такой же форме вправе представлять полученные заявления и работодатели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год составляет 100 человек и менее (ч. 4 ст. 4 Закона № 56-ФЗ).

Этап 3. Получение отдельных письменных заявлений работников о перечислении дополнительных страховых взносов из заработной платы с указанием их ежемесячного размера (ч. 2 ст. 5, ч. 2 ст. 7 Закона № 56-ФЗ). Поскольку специальной формы такого заявления не установлено, работники могут составлять его в произвольной форме. Для облегчения работы бухгалтерии целесообразно разработать образец заявления (приложение 2).

Этап 4. Прием заявлений от работников об изменении размера уплачиваемого дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, на прекращение или возобновление уплаты таких взносов, за исключением случаев увольнения работников (ч. 2 ст. 7 Закона № 56-ФЗ).

В нашей организации есть работники, добровольно вступившие в отношения по обязательному пенсионному страхованию. В начале этого года некоторые из них обратились в бухгалтерию с заявлениями об изменении размера уплачиваемого страхового взноса. Сколько раз в течение периода уплаты взносов работники могут изменять их размер?

Законом № 56-ФЗ не установлено, сколько раз застрахованное лицо может подавать заявление об изменении размера уплачиваемого дополнительного страхового взноса. Так что работодатель должен рассматривать каждую поступившую от работника письменную просьбу.

При этом работодатель, получивший заявление об изменении размера уплачиваемого взноса, исчисляет и перечисляет такой платеж начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения работодателем соответствующего заявления на скорректированную сумму взноса (ч. 2 ст. 7 Закона № 56-ФЗ).

Этап 5. Ежемесячное исчисление, удержание и уплата дополнительных страховых взносов в размере, установленном самим работником в поданном им заявлении (в твердой сумме или в процентах от базы для начисления страховых взносов на ОПС), начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения работодателем соответствующего заявления (ч. 2 ст. 5, ч. 2 ст. 7 Закона № 56-ФЗ).

При наличии заявления работника данное правило касается в т. ч. скорректированных или восстановленных работником дополнительных страховых взносов, а также случаев отмены их уплаты (ч. 2 ст. 7 Закона № 56-ФЗ).

Этап 6. Прекращение исчисления, удержания и перечисления дополнительных страховых взносов без соответствующего заявления работника со дня прекращения трудовых отношений с уволившимся работником (ч. 3 ст. 5 Закона № 56-ФЗ).

Этап 7. Перечисление дополнительных страховых взносов единым платежом и отдельным платежным поручением одновременно с платежами по обязательным пенсионным взносам, т. е. не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж (ч. 1 и 3 ст. 9 Закона № 56-ФЗ, ч. 4 и 5 ст. 15 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Этап 8. Ежеквартальное представление (не позднее 20 дней со дня окончания квартала) в территориальный орган ПФР по месту регистрации страхователя реестров застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и уплачены страховые взносы работодателя (по форме № ДСВ-3, утв. постановлением Правления ПФР от 12.11.2008 № 322п) с отметкой кредитной организации (ч. 5 и 6 ст. 9 Закона № 56-ФЗ).

Если среднесписочная численность работников организации за прошлый календарный год (для вновь созданных организаций, в т. ч. реорганизованных, - численность работников на текущий момент) превышает 100 человек, такие реестры нужно переслать в электронной форме. В таком же порядке реестры могут быть представлены и работодателями со среднесписочной численностью работников за предшествующий календарный год 100 человек и менее (ч. 7 ст. 9 Закона № 56-ФЗ). Перечень обязательных сведений, указываемых в реестре застрахованных лиц, установлен в ч. 4 ст. 9 Закона № 56-ФЗ.

Этап 9. Представление работникам информации об исчисленных, удержанных и перечисленных дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии одновременно с вручением расчетного листка (ч. 8 ст. 9 Закона № 56-ФЗ, абз. 6 ч. 1 ст. 15 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ). Форма представления таких сведений может быть произвольной (приложение 3).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ПЛАТИТ РАБОТОДАТЕЛЬ

В формировании пенсионных накоплений, помимо самих работников, может принять участие и работодатель. Причем участие работодателя в Программе государственного софинансирования пенсии (так же, как и в корпоративных пенсионных программах) - это, прежде всего, элемент кадровой политики и составная часть корпоративной культуры.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона № 56-ФЗ работодатель вправе принять решение об уплате взносов из собственных средств в пользу тех работников, которые уплачивают дополнительные страховые взносы. Взносом работодателя являются его собственные средства, уплачиваемые им в пользу застрахованного лица (п. 5 ст. 2 Закона № 56-ФЗ).

Решение об уплате взносов работодателя оформляется либо отдельным приказом, либо соответствующие положения вносятся в коллективный или трудовой договор. Если такое решение оформлено приказом (приложение 4), то оно в любой момент может быть изменено или отменено в одностороннем порядке. Если же такое условие включено в трудовой договор (приложение 5), то изменить его можно будет только с согласия работника путем заключения дополнительного соглашения (ст. 72 ТК РФ).

Обратите внимание!Принятие работодателем решения об уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в пользу своего работника является его правом, а не обязанностью

Размер взносов работодателя рассчитывается (определяется) ежемесячно в отношении каждого работника (ч. 3 ст. 8 Закона № 56-ФЗ). При этом действует ряд правил.

Правило 1. Работодатель вправе дифференцировать размер своих взносов для разных категорий работников.

Правило 2. Размер взносов работодателя может меняться из месяца в месяц (если, конечно, в приказе (трудовом или коллективном договоре) не зафиксирован конкретный размер).

Правило 3. Размер взносов работодателя никак не соотносится с размером взносов застрахованного лица, т. е. может быть выше или ниже.

Правило 4. Взнос работодателя может быть определен либо в твердой сумме, либо в процентах от базы для начисления взносов на обязательное пенсионное страхование.

Взносы работодателя включаются в состав пенсионных накоплений работников, в пользу которых уплачены такие взносы (ч. 4 ст. 8 Закона № 56-ФЗ).

В случае увольнения работника работодатель прекращает все обязательства, связанные с исчислением в его пользу дополнительных страховых взносов (ч. 2 ст. 8 Закона № 56-ФЗ).

Перечисление дополнительных взносов осуществляется работодателем в свое территориальное отделение ПФР единым платежом (вместе с дополнительными взносами самих работников) одновременно с обязательными пенсионными взносами по отдельному платежному поручению (ч. 1 и 3 ст. 9 Закона № 56-ФЗ).

Кстати сказать

На практике случается, что бухгалтерия компании отказывается принимать заявления от работников на удержание и перечисление дополнительных страховых взносов, ссылаясь на занятость или на то, что «им за это не платят».

Имейте в виду и разъясните таким работникам бухгалтерии, что работодатель не вправе отказать работнику в приеме заявления о добровольном вступлении в правоотношения по ОПС в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (форма № ДСВ-1), а также в приеме заявления об исчислении, удержании и перечислении таких

взносов из его заработной платы через бухгалтерию организации. Решение о перечислении дополнительных страховых взносов через работодателя принимает только застрахованное лицо (сам работник). Работодатель в процессе выбора порядка уплаты таких взносов не участвует (п. 3 ст. 2, ч. 2 ст. 5, ст. 7 Закона № 56-ФЗ).

Подобный отказ со стороны работодателя является грубым нарушением прав граждан. Тем не менее действующим законодательством не предусмотрена ответственность работодателя за отказ работнику в перечислении денежных средств. В такой ситуации защитить свои права работник сможет только в судебном порядке.

Одновременно с перечислением таких платежей работодатель должен сформировать реестр застрахованных лиц по форме № ДСВ-3, утв. постановлением Правления ПФР от 12.11.2008 № 322п (ч. 4 ст. 9 Закона № 56-ФЗ). Этот реестр на бумажном носителе или в электронном виде работодатель представляет в территориальный орган ПФР не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в течение которого перечислялись взносы (ч. 6 ст. 9 Закона № 56-ФЗ, п. 2.1 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

При этом организации, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек (вновь созданные, в т. ч. путем реорганизации, - с численностью более 100 человек), сдают реестры в электронной форме. Формат представления реестра в территориальный орган ПФР в электронном виде (формат данных) утвержден тем же Постановлением ПФР. В таком же порядке реестры могут представлять и организации, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год составляет 100 человек и менее.

Порядок представления реестров застрахованных лиц определен в Инструкции о порядке ведения индивидуального учета сведений о застрахованных лицах, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н.

Насколько выгодно участие работодателя и работника в формировании пенсионных накоплений - решают сами граждане и компании, в которых они работают. Полагаем, что в принятии решения вам поможет информация о налоговых преференциях участников Программы государственного софинансирования пенсии (табл. 2).

Таблица 2

Налоговые преференции*

Будущая пенсия. Можно ли ее увеличить?

Приложение 1

Пример оформления плана работы отдела по управлению персоналом

Будущая пенсия. Можно ли ее увеличить?

Приложение 2

Примерная форма заявления работника о перечислении дополнительных страховых взносов

Будущая пенсия. Можно ли ее увеличить?

Приложение 3

Пример оформления уведомления о перечисленных дополнительных страховых взносах

Будущая пенсия. Можно ли ее увеличить?

Приложение 4

Пример оформления приказа о выплате дополнительных страховых взносов

Будущая пенсия. Можно ли ее увеличить?

Приложение 5

Пример оформления трудового договора (фрагмент)

Будущая пенсия. Можно ли ее увеличить?



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль