Центр обучения как отдельный бизнес

2477
Традиционно отдел персонала в большой компании относят к cost-центру, и HR-функция считается поддерживающей, обеспечивающей прибылеобразующие бизнес-процессы. О том, как увидеть блестящие возможности в патовой ситуации кризиса и использовать их для новых решений, рассказывает Марина Козырицкая, заместитель генерального директора по управлению персоналом компании «КРОК».

Стечение обстоятельств – возможность

Учебный центр «КРОК'ОК» (КРОК Образовательная Компания) создает учебные программы и проводит обучение с 2001 года. До 2009 года он входил в состав компании «КРОК», а затем стал отдельным юридическим лицом. Вопрос о выделении Центра в самостоятельную организацию и реализации через него услуг по обучению внешних клиентов поднимался HR-департаментом практически ежегодно с момента образования Центра, и многие директора департаментов поддерживали эту идею. Однако всякий раз для ее осуществления не хватало ресурсов, в первую очередь человеческих. Хотя в «КРОК» и работают специалисты с уникальным опытом, которые могли бы заниматься преподаванием, в докризисный период они были постоянно задействованы на разных проектах.

Марина Козырицкая

Окончила физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, затем аспирантуру физического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, имеет степень кандидата физико-математических наук и степень МВА Kingston University (UK).

1988-1996 гг. - научный сотрудник геологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

1995-1997 гг. - консультант по управлению и персоналу агентства недвижимости «МИЭЛЬ».

1997-2000 гг. - директор по персоналу, член правления Объединенной компании «МИЭЛЬ».

2000-2002 гг. - директор по персоналу, управляющий директор, член совета директоров компании eTopS Consulting.

С 2002 г. - заместитель генерального директора по управлению персоналом «КРОК».

Марина Козырицкая (М.К. - ред.): «До 2009 года Центр по большей части проводил обучение сотрудников компаний-клиентов в рамках проектов «КРОК», и мы рассматривали эту услугу не как отдельный вид бизнеса, а как дополнительную опцию. Предлагая заказчикам организовать обучение персонала, мы нередко исполняли роль посредника и привлекали для этого ресурсы наших партнеров. У нас был и свой пул лекторов (из числа сотрудников компании), читающих определенные курсы в Центре, но для покрытия потребностей клиентов в обучении этих ресурсов часто не хватало. На наших лекторов образовывался огромный спрос на проектах сразу же после их обучения у иностранных вендоров. Зачастую им с трудом удавалось выкраивать время для того, чтобы передать уникальные знания и опыт своим же коллегам в компании. Поскольку прибыль от проектов, в которых наши потенциальные лекторы участвовали как специалисты, была выше, чем прибыль от обучения, где они выступали в роли преподавателей, нам было выгоднее отправлять на обучение к вендорам новые группы сотрудников, нежели отвлекать уже обученных специалистов от проектной работы для проведения внутренних тренингов. Уже не говоря о том, чтобы привлекать их к обучению персонала заказчиков».

С наступлением кризиса ситуация изменилась: клиенты сосредоточились не на новых проектах, а на поддержании существующих систем. Спрос на уникальные технологии упал, снизилась востребованность сотрудников, являющихся носителями уникальных компетенций, в результате чего у таких специалистов появилось время.

Кроме того, перед кризисом в «КРОК» планировали рост численности персонала, в связи с чем компания переехала в новое, более просторное здание. Однако в сложные времена рост оказался меньше ожидаемого, не все площади оказались заняты, и в распоряжении Учебного центра появились дополнительные помещения.

Также из-за снижения у клиентов спроса на уникальные знания затраты организации на внешнее обучение сократились. В результате Центр стал проводить часть курсов своими силами.

М.К.: «В кризис работа внутреннего Учебного центра активизировалась, мы стали делать собственные курсы. В этот период HR-служба вновь выступила с инициативой преобразовать внутрикорпоративный центр обучения в дочернюю организацию. Мы оценили этот проект как новое перспективное бизнес-направление, составили небольшой бизнес-план, представили его генеральному директору и получили поддержку. Для принятия положительного решения было несколько причин. Мы понимали, что спрос на предлагаемые нами услуги сформировался еще до экономического спада, но только во время кризиса у нас одновременно оказались в наличии все необходимые ресурсы: оборудование, площади, люди, опыт организации.

К тому же у Учебного центра всегда были тесные связи с провайдерами обучения. В связи с падением спроса на внешние семинары и тренинги лекторы наших вендоров оказались менее востребованы, и мы стали приглашать их проводить курсы на нашей территории для наших клиентов. В некоторых случаях возможность реализовать услуги по обучению стала хорошим способом поддержать отношения с клиентами, не имеющими средств для покупки масштабных проектов.

Но я думаю, что для нашего генерального директора одним из самых действенных аргументов стала возможность не сокращать высококвалифицированный персонал, ставший временно невостребованным, а занять его на производстве курсов и обучающих программ. Конечно, мы осознавали, что необходимость в них в период кризиса не самая высокая, поскольку наши клиенты тоже уменьшили объемы внешнего обучения, и вместе с этим снизился спрос на такие продукты. Однако мы понимали, что кризис рано или поздно закончится, и впоследствии эти предложения будут продаваться и приносить прибыль. Отсутствие спроса на наше обучение на рынке мы предусмотрели в бизнес-плане, и на начальной стадии компания «КРОК» спонсировала свою «дочку». Но поскольку у нас были и площади, и преподаватели, никаких особенных вложений в преобразования не потребовалось».

Преобразование, произошедшее с Учебным центром в период кризиса, было не только формальным, но и функциональным.

М.К.: «Выделив Учебный центр в самостоятельное юридическое лицо, мы фактически оформили обучение как отдельное бизнес-предложение в первую очередь по разработке уникальных обучающих программ для клиентов в соответствии с их потребностями, а также содержащее общий фиксированный перечень курсов. При этом создание индивидуальных программ сейчас является основным конкурентным преимуществом «КРОК'ОК», а общие курсы скорее выступают в роли сигналов для клиентов, означающих, что мы можем обеспечивать обучение помимо конкретного проекта».

Позиционирование

Для успешного старта любого бизнеса, а в данном случае - центра обучения, нужны материальная база, человеческие и финансовые ресурсы, а также спрос на рынке. Ранее у компании было все, кроме необходимого персонала, в кризис же возникла проблема спроса. Поэтому его формирование было первой задачей после создания «КРОК'ОК».

М.К.: «Ранее наши продавцы позиционировали обучение как сопутствующую услугу в общем пакете-предложении, и мы организовывали его в случаях, когда это требовалось. Теперь же мы заняли активную позицию и вышли на рынок со своими предложениями для разных групп клиентов. Сейчас мы самостоятельно целенаправленно продвигаем программы обучения, регулярно проводим различные мероприятия - от информационных рассылок до специальных точечных вебинаров и акций. Наибольшим спросом пользуются специально разработанные программы. Причем мы не продвигаем «КРОК'ОК» массовому клиенту, а видим себя скорее как провайдера, решающего в индивидуальном порядке сложные проблемы заказчика. Поскольку клиенты у нас достаточно крупные, есть смысл делать ставку на уникальность».

С появлением «КРОК'ОК» был сформирован отдельный пакет курсов и проведен обучающий семинар для продавцов, на котором рассказывалось, что может предложить Учебный центр. Важно было заинтересовать их, представить пакет услуг «КРОК'ОК» как достойный самостоятельный продукт, равный по качеству другим решениям компании. Также требовалось обеспечить сейлов всей необходимой информацией, «вооружить» дополнительными печатными и электронными материалами, которые они смогли бы предоставить клиенту.

Учебные программы Центра, как правило, представляют собой дополнение к общему пакету услуг по проекту. Это значит, что программы составляются исходя из реальной ситуации на проекте (выбранного оборудования, решения, уровня знаний специалистов, которые будут взаимодействовать с готовой системой). В формировании программ обучения участвуют не только преподаватели Центра, но и те инженеры и менеджеры, которые непосредственно работают над проектом.

Такая схема подготовки обучения позволяет сделать его применимым для конкретной ситуации, использовать для решения актуальных кейсов, сопоставлять периоды окончания работ и запуска систем со сроками обучения. А многолетнее сотрудничество с крупнейшими вендорами дает возможность гибко формировать не только сами программы обучения, но и ценовую политику. Также имеются и уже готовые, разработанные курсы.

Вместе с тем масштабных рекламных кампаний пока не планируется: нет предложений для широких масс в достаточном для этого объеме. В настоящий момент Центр - не конкурент крупным учебным организациям, которые обучают и сертифицируют IT-специалистов. При этом у «КРОК'ОК» есть своя постоянная клиентская база.

М.К.: «Наше отличие от других учебных центров в том, что мы не позиционируем себя как отдельно существующую организацию, а всячески продвигаем свою связь с компанией «КРОК», и вся экспертиза, которая есть в ней, автоматически переносится на «КРОК'ОК». Но при этом к нам приходят новые заказчики по совету уже работавших с нами клиентов, вендоры рекомендуют нас как учебный центр, продавцы «КРОК» предлагают обучение в Образовательной компании в том числе и как отдельную услугу. Нередко к нам обращается организация, которая несколько лет назад сотрудничала с «КРОК», а теперь узнала, что есть возможность пройти обучение в нашем Учебном центре».

Дальнейшее продвижение «КРОК'ОК» будет осуществляться через сайт, а также посредством сотрудничества с вузами, прямых рассылок по клиентской базе и акций для корпоративных клиентов, уже прошедших обучение.

М.К.: «В первое время после запуска «КРОК'ОК» прибыли, конечно, не приносил, но позволил компании оптимизировать свою деятельность, активизировать внутреннее обучение и сохранить персонал. Сотрудники, чей объем функций значительно сократился в период кризиса, «отрабатывали» свою зарплату и премию, составляя курсы по своей специфике и читая лекции. Сейчас Центр себя окупает, и мы не без оснований надеемся на большее».

Не растерять преимущества на подъеме

На данный момент «КРОК» вышел из кризиса и загруженность людей увеличивается. Ситуация с человеческими ресурсами пока не критическая, но скоро обострится конкуренция за специалистов между «КРОК'ОК» и руководителями департаментов, у которых растет количество проектов. Однако на базе того, что уже достигнуто за последние два года, нехватка внутренних преподавателей не представляется опасной для существования «КРОК'ОК».

М.К.: «Еслирассматривать обучение как отдельный вид бизнеса компании, то «КРОК'ОК» - такой же проект, как и все прочие, которые ведет «КРОК». Мы уже зарекомендовали себя перед руководством именно как направление бизнеса, и они могут направлять своих специалистов на наш проект точно так же, как и на другие. В свою очередь, для сотрудника преподавание может рассматриваться в качестве одного из направлений развития карьеры1. Преподавательская деятельность для многих сотрудников имеет особую ценность, и в настоящее время специалисты, склонные к ней, нужны компании. Это хорошая мотивация для наших потенциальных и действующих лекторов. Кроме того, у нас есть связи с преподавателями вендоров, и в случае необходимости мы знаем, где найти внешних лекторов для подготовки тех или иных курсов».

Что касается дальнейших перспектив развития «КРОК'ОК» - деятельность Учебного центра уже укрепила свой статус в компании, и его создатели будут стремиться к тому, чтобы еще больше увеличивать масштабы бизнеса КРОК.

М.К.: «Мы собираемся крепко держаться за корпоративных клиентов, но при этом планируем расширить область охвата и привлечь к нашему обучению внимание IT-специалистов».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Актуально


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль