Развиваем навыки эффективного управления

19150
Герасимова Юлия
Эксперт журнала «Всё для кадровика», член правления Ассоциации тренеров и консультантов Республики Башкортостан (АТРиК РБ), сертифицированный коуч (JCI), ведущий эксперт по управлению персоналом Центра развития кадровых технологий
Плохой руководитель негодует: «Они не выполнили моего задания, как бы их построже наказать?» Руководитель-профессионал формулирует для себя проблему иначе: «Видимо, я допустил ошибки в управлении. Что мне следует изменить в своих действиях?» Свои сильные стороны знает каждый. Сложнее дело обстоит с ограничениями, которые мешают успеху не только в личной жизни, но и в профессиональном росте. Но не беда! С помощью сборника «Контрольные тесты для менеджера по персоналу» (Часть 1), который получили все подписчики журнала «Всё для кадровика» в 2010 г., вы с легкостью сможете выявить те ограничения, которые присущи именно вам как управленцу. А вот о том, как их нейтрализовать и развить навыки эффективного управления, мы поговорим в этой статье. Кстати, эти рекомендации будут полезны вам не только как человеку, стремящемуся к личному совершенству, но и как специалисту по управлению персоналом при работе с кадровым резервом - управленцами.

С расширением сферы ответственности неизбежно увеличивается число людей, с которыми приходится общаться в процессе работы: согласовывать, убеждать, сотрудничать и конкурировать. Поэтому, наряду с профессиональными знаниями и умениями, для успешного решения задач имеют большое значение коммуникационные навыки и знание основ прикладной психологии и социологии.

Не работай больше, работай умнее!

Развиваем навыки эффективного управления

Что составляет основную долю работы руководителя? Верно, управление людьми. Принято считать, что около 80% своего рабочего времени руководитель должен уделять коллективу, т. е. созданию команды, которая работает, как единый механизм, слаженно и без конфликтов взаимодействует с другими отделами.

Однако зачастую то, что на словах выглядит простым и понятным, на практике становится трудновыполнимым. Ведь руководитель - такой же человек, как и все остальные, со своими особенностями, страхами и... потенциальными ограничениями. Другое дело, что ему, что называется, по должности положено с этими ограничениями бороться, т. е. саморазвиваться. Давайте посмотрим, какие есть для этого способы.

Ограничение 1. Недостаточное понимание особенностей управленческого труда

Специфика управленческого труда такова, что руководитель должен организовать работу подчиненных так, чтобы их ничто не отвлекало. А для этого необходимо не только грамотно наладить сам трудовой процесс, но и учесть личностные и семейные проблемы сотрудников. Действительно, самый эффективный работник тот, у которого все гармонично и на работе, и дома.

Проблемы можно решить, лишь воздействуя на их причины, а не корректируя следствия. Понять причины, а не следствия проблемы неэффективной работы людей помогает прикладная психология.

Еще одним «секретным» оружием управленца является планирование. Оно позволяет согласованно решать общие задачи при взаимодействии коллектива. При правильно составленном плане все этапы работы подразделения осуществляются в определенные сроки и без конфликтов временнЫх и других ресурсов. Когда же руководитель постоянно меняет сроки выполнения заданий или, что еще хуже, цели каждому сотруднику, в работе наступает хаос. Если коллектив не уверен в определенности объема работы и нагрузки на ближайший месяц и каждый день знаменуется новым «сюрпризом» (перенос сроков, отмена задания, на которое уже потрачено много времени, и т. д.), при этом сотрудники прекрасно понимают, что в конце месяца от них потребуют предъявить результат работы (а то, что отменили в процессе, в зачет не пойдет), ошибкой будет ожидать от подчиненных высокой производительности. И дело тут не только и не столько в самом коллективе, сколько в ошибках управления им.

ПРИМЕР

Начальник транспортного отдела длительное время боролся с высокой текучестью кадров и, как следствие, большим количеством аварий и поломок техники в своем отделе. Комплексный анализ ситуации внутри отдела позволил выявить истинные причины проблем: систематические переработки и невозможность уйти в отпуск и на больничный приводили к тому, что сотрудники в лучшем случае отрабатывали год и, не получив отпуска, увольнялись.

Оценив ситуацию, руководитель принял решение ввести две новые штатные единицы: механика (до этого водители самостоятельно производили мелкий ремонт автотранспорта после смены) и еще одного водителя. В автопарке было 12 автомашин, и появление в коллективе еще одного - тринадцатого - водителя дало возможность каждому из работников вовремя использовать свой отпуск.

Ситуация нормализовалась: качество техобслуживания автопарка позволило увеличить производительность (стало меньше простоев), и психологический климат в коллективе улучшился - люди смогли восстанавливать силы за счет ежегодного отпуска.

Что касается экономической выгоды от введения двух новых штатных единиц, то она оказалась на порядок выше годового фонда заработной платы по этим позициям.

НЕЛЬЗЯ!

Допускать, чтобы важные дела становились срочными!

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Умение находить общий язык с коллегами и достигать компромисса – один из основополагающих принципов лидерства

Поэтому руководителям так важно владеть техниками тайм-менеджмента, грамотно распределять планы между подчиненными и расставлять приоритеты. Например, с помощью матрицы срочных и важных дел (табл. 1).

Таблица 1 Определение приоритетов при планировании служебных заданий (матрица Эйзенхауэра)

Развиваем навыки эффективного управления

Ограничение 2. Слабые навыки руководства

Кто такой лидер? Агент изменений в организации, а линейный руководитель -необходимое звено в общей цепи изменений. Реальность такова, что изменения стали частью повседневной работы. Однако известно, что люди неодинаково реагируют на них. Для многих внеплановые изменения являются сильнейшим стрессом, и адача руководителя - адаптировать сотрудников к изменениям и повести за собой, увлекая позитивным примером.

Развиваем навыки эффективного управления Руководитель-лидер должен объединить, направить действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия. Но лидер способен повести свою команду к достижению результатов лишь при наличии доверия к нему со стороны членов команды. Поэтому умение находить общий язык с коллегами и достигать компромисса и есть один из основополагающих принципов лидерства.

Какие черты характера должны быть присущи современному лидеру? Уверенность в собственных силах и одновременно чувство долга и ответственность. Но уверенность может трансформироваться в самоуверенность, стремление к лидерству перерождается во властолюбие и тщеславие. В то же время доминирование в структуре личности чувства долга и ответственности нередко сковывает инициативу, творчество, порождает неуверенность и страх за последствия принимаемых решений. Поэтому так важно развивать эти два качества параллельно.

Развиваем навыки эффективного управления

Следующим важным навыком руководителя является делегирование -причем не только обязанностей, но и ответственности. Делегирование полномочий развивает человека. Но если делегировать их не тому человеку, можно получить обратный эффект - демотивацию.

Передавая часть ответственности своему сотруднику (делегируя), дайте честные и полные ответы на следующие вопросы:

Что? Что надо сделать, какие задания надо выполнить? Какие факторы, условия должны быть приняты во внимание? Какие трудности могут возникнуть?

Кто? Кто будет отвечать за выполнение задания? С кем исполнителю придется взаимодействовать? Кого следует проинформировать или поставить в известн

ость?

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Практика выделения фаворитов опасна для лидера: она подрывает единство коллектива

Зачем? Достижению какой цели служит выполнение данной задачи? В чем состоит значение задачи в общем контексте работы организации (подразделения)? Что произойдет, если порученная задача не будет выполнена?

Как? Как выполнить задачу? Какие методы следует использовать? На что обратить внимание? Каким требованиям должен отвечать результат? Какие средства и ресурсы могут быть использованы? Какими могут быть затраты?

Развиваем навыки эффективного управления

Когда? Когда следует начать работу? Когда следует ее завершить? Когда назначитьпромежуточные сроки, контрольные точки? Когда и в какой форме сотрудник должен информировать руководителя о ходе работы? Когда и в какой форме исполнитель должен информировать руководителя об итогах работы?

Систематически оценивая эффективность сотрудников, основывайтесь на фактах (контролируйте данные). Будьте готовы обсудить потенциал или желания сотрудника (или обосновать, почему вы не видите потенциала для развития у этого сотрудника). Избегайте распространенных ошибок (поспешные выводы, несправедливое обвинение других, субъективные суждения, обещания, которые ни одна из сторон не в состоянии выполнить).

Ограничение 3. Неумение влиять на людей

Механизм влияния на людей строится на понимании мотивов их поведения: имея представление о том, что является мотивирующим фактором для конкретного человека, вы способны оказывать воздействие на его мотивацию. Можно выразиться и по-другому - управляя, вы стимулируете интерес человека к определенному действию.

Будучи лидером, вы должны побудить коллектив и его отдельных членов к действиям или их продолжению в нужном направлении. Эта общая способность побуждать людей к действию и воодушевлять их называется мотивированием.

Каждый из нас имеет общие для всех людей потребности, которые в той или иной степени удовлетворяются в процессе совместной работы. Общая задача дает возможность достижения успеха, обладания статусом, получения признания, а работа в коллективе открывает широкие возможности для удовлетворения социальных потребностей.

Цель управления персоналом - сделать человека эффективным инструментом достижения целей компании.

Работа в компании – это средство достижения целей сотрудника. А он сам как трудовой ресурс – средство достижения целей компании.

Влияя на людей, вступайте с ними в партнерские отношения, построенные на известной парадигме «win - win», т. е. по принципу взаимного выигрыша (см. рис.).

Рис. 1. Модели взаимоотношений между работодателем и работником в зависимости от достижения целей и соблюдения интересов каждой из сторон

Развиваем навыки эффективного управления

Техника «win - win» основана на так называемой эффективной взаимозависимости. В процессе переговоров желательно стремиться к реализации такого сценария, при котором в выигрыше окажутся все заинтересованные лица, а не только сильнейшие. Многим руководителям свойственно занимать неоправданно агрессивную позицию в соответствии с принципом «win – lose» («я выиграл – ты проиграл»). Причем иногда выбор подобной стратегии ведет к потерям для обеих сторон.

Влияя на людей, вступайте с ними иногда выбор подобной стратегии ведет в партнерские отношения, построенные к потерям для обеих сторон.

Для наиболее эффективного управления вам стоит освоить навыки применения различных переговорных техник: соперничество, сотрудничество, компромисс или приспособление, принимая во внимание их адекватность в конкретной ситуации. Также пригодятся умение распознавать манипулятивные схемы в действиях людей и знание способов их блокировки. Научитесь понимать ситуации переговорного процесса и приемы, используемые партнерами, т. к. в комплексе все это будет способствовать более продуктивному деловому сотрудничеству.

Ограничение 4. Неумение обучать

Как правило, на роль руководителя назначают опытного работника. Но почему он иногда не спешит передавать свой ценный опыт коллегам? Привычку постоянно и честно делиться информацией от реальности отделяет многое: страх потерять власть, оказаться ненужным, передав другим свой уникальный опыт. Никому не хочется обесценить свой статус, авторитет и тем более потерять власть.

В то же время задержка информации может являться причиной несогласованности в работе отделов, нарушения регламентов бизнес-процессов и порождения конфликтных ситуаций. В общем, без обучения не обойтись.

Но прежде чем запланировать обучение или развитие сотрудников отдела, подумайте, чему и как их нужно обучать. Есть определенные особенности в обучении взрослого человека, поэтому вам также стоит познакомиться с основами педагогики: структурой памяти и восприятия, этапами обучения, как перевести теорию в практику и т. д. Таблица 2 «Зрелость сотрудника» поможет определить, в каком направлении следует работать с людьми из вашего отдела.

Таблица 2 Зрелость сотрудника

Развиваем навыки эффективного управления

Развиваем навыки эффективного управления

Способности развиваются в процессе деятельности, поэтому важно владеть методиками обучения непосредственно на рабочем месте. Сегодня невозможно эффективно работать без постоянного обновления знаний, без изучения и управленческих программ, инноваций в технической и технологической сферах. Таким образом, обучение, повышение квалификации и профессиональная переподготовка являются одним из самых мощных факторов, в т. ч. и развития у вас управленческих навыков.

ПРИМЕР

Очень важный момент при создании надежного кадрового резерва - постановка перед молодыми специалистами захватывающих и амбициозных задач. Таких задач, решение которых делает человека значимым как специалиста, как профессионала.

Например, в «Росатоме» этому уделяется серьезное внимание. Руководство требует от молодых специалистов, чтобы они с первых шагов своей карьеры принимали активное участие в работах по перспективным научным темам, готовили диссертации, защищали свои изобретения патентами. Все это в конечном итоге является фундаментом для создания мощного кадрового потенциала.

Ограничение 5. Низкая способность формировать коллектив

Распоряжения получают люди, проекты выполняют люди, продукция выпускается машинами, которыми управляют люди, а предприятие строится людьми. Другими словами, люди являются главным ресурсом любой организации. Нам нужны не просто трудовые ресурсы, а команда единомышленников. Как разных людей объединить в команду? Подробно мы об этом уже говорили в журнале «Всё для кадровика» № 3, 2011. В этот раз мы вспомнили основные способы, как сплотить отдельных работников в коллектив.

В заключение кратко представим основные потенциальные ограничения руководителя и способы их развития (табл. 3).

Таблица 3 Потенциальные ограничения руководителя и способы их развития

Развиваем навыки эффективного управления

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль