Мотивация «творцов»

2153
 Кочеткова Александра
д-р филос. наук, канд. экон. наук, профессор кафедры менеджмента, стратегии и организа- ционного поведения, ИБДА РАНХ при Президенте РФ, г. Москва
Мотивация - внутренний энергетический импульс, кураж, побуждающий человека к активным действиям. Создать в организации условия для ее появления у сотрудников непросто, особенно если дело касается исполнителей нестандартных, креативных задач.

Постановка задач и контроль исполнения

Мотивация творческих людей во многом зависит от особенностей постановки цели. Для того чтобы креативные специалисты работали эффективно, важно, чтобы поручаемые им задачи обладали следующими характеристиками:

1. Имели достаточно глубокий смысл, который очевиден и понятен сотруднику. Руководству организации стоит заранее позаботиться об этом. В противном случае работник может отказаться выполнять задачу или бросить ее на полпути, что приведет к срыву проекта.

2. Были масштабными и значимыми. Чтобы вызывать или поддерживать интерес креативных работников к обычным задачам, необходимо преподносить их как важные для компании и бизнеса. Например, сбор статистических данных - это, по сути, подготовка базы для проведения масштабных изменений, которые невозможны без точной и всеобъемлющей информации.

3. Содержали в себе вызов. Творческие люди тяготеют к риску и разного рода вызовам, обогащающим их внутренний мир. Предсказуемость не дает им шанса проявить свои способности в полной мере. С учетом этого руководству организации желательно:

  • в любом, даже самом упорядоченном процессе находить зоны неопределенности, риска, и эти участки работы предоставлять творческим специалистам;
  • создавать искусственные «творческие области» - возможности для разработок и инноваций, временные творческие коллективы, различные конкурсы;
  • развивать систему ротации, позволяющую сотрудникам полностью менять профессию с помощью корпоративного обучения (особенно в тех компаниях или функциональных направлениях в рамках одной организации, где специалистам не требуется обладать уникальными, узкими компетенциями).

Кроме того, необходимо контролировать выполнение задач с помощью жестких механизмов и показателей, а также администраторов. Без этого процесс превратится, что называется, в «творчество ради творчества», а это может повлечь за собой изменение сроков создания продукта, его потребительских свойств и изначально запланированной стоимости.

Формирование коллектива

Руководитель и коллеги, с которыми взаимодействует творческий работник, влияют на его продуктивность не меньше, чем характер выполняемых задач. Высокой отдачи можно добиться при соблюдении следующих условий.

Коллеги должны соответствовать креативному специалисту по уровню личностного и профессионального развития. Это позволит создать команду с мощным синергетическим эффектом. Сама по себе работа в группе не мотивирует творческого человека, но присутствие рядом близких по духу людей дает ему стимул к дальнейшему развитию и апробации своих идей. Кроме того, креативным исполнителям тяжело работать бок о бок с сотрудниками других типов из-за несоответствия ряда внутренних параметров (скорость, системность и комплексность мышления, уровень энергичности и выносливости, способность решать нестандартные задачи, целеустремленность и др.).

Руководить креативным коллективом способен только такой же «творец». Это должен быть носитель «вирусных» идей (привлекательных, заражающих других креативных специалистов) с высокоразвитым эмоциональным интеллектом, понимающий природу и механизмы неопределенности (хаоса) и творчества. Уровень развития компетенций такого менеджера должен быть не ниже, чем у самых сильных сотрудников его команды. Отметим, что творческий коллектив может управляться не только одним лидером, но и группой руководителей.

Организация должна иметь «творческий резерв». Талантливые люди могут как развиваться, так и деградировать. Последнее часто происходит в условиях комфорта, которые создаются для них в корпорациях. Поэтому следует заранее позаботиться о своевременной замене утративших эффективность специалистов. Метод наставничества для обучения молодых талантов не подходит, поскольку ни один носитель уникальных знаний не станет показывать свои «ноу-хау», дабы они не потеряли ценность. В организации должны существовать два независимых механизма сохранения инновационных разработок:

  • система корпоративного обучения, развития и продвижения перспективных сотрудников;
  • формирование и развитие базы знаний компании на основе полного детального описания работниками корпоративных технологий, а также их стандартизации.

Компенсация за творческий труд

Авторы инновационных решений часто сетуют, что оплата за них слишком мала по сравнению с той выгодой, которую эти разработки могут принести бизнесу в будущем. Однако они забывают, что идею нужно еще внедрить и вывести на уровень промышленного производства, а это связано с немалыми рисками для компании. Поэтому в основу договоров с креативными специалистами лучше закладывать гонорарную систему, при которой размер вознаграждения рассчитывается как процент от определенной суммы или базы (издержек, прибыли, оборота и т.д.). Согласно американскому правилу, чем выше конкурентное преимущество организации, тем шире должна быть данная база. В европейской и российской практике предприниматели пока лишь делят чистую прибыль (тогда как лучше установить в качестве оплаты маленький процент от большой базы, чем от минимальной базы пообещать человеку, например, половину).

Несмотря на то, что креативные специалисты требуют оплату вперед, правильнее гонорар выплачивать после получения отдачи от вложенного капитала. Например, в некоторых российских книжных издательствах авторам начисляется до 20% от суммы оптовой цены тиража книги, но только не сразу, а после продажи 80% экземпляров.

Методика мотивации

В человеческой психике имеются два уровня потребностей - низшие и высшие. Те и другие развиваются параллельно и самостоятельно, совокупно управляя поведением человека и его деятельностью. Удовлетворить потребности одного уровня с помощью средств другого нельзя: высшие реализуются через творчество, низшие - через материальное стимулирование. Этот принцип положен в основу «Методики двойной (параллельной) мотивации» (см. таблицу), которая разработана автором статьи на основании работ Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и Б.Ф. Ломова. Данная методика может с успехом использоваться при построении системы мотивации творческих сотрудников в компании.

Мотивация «творцов»Мотивация «творцов»Мотивация «творцов»

Подписывайтесь на журнал "Справочник кадровика" в нашем интернет-магазине!

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль