Культурный выбор

2905
 Сухорукова Мария
заместитель начальника Управления работы с персоналом, ОАО АКБ "Пробизнесбанк", г. Москва
Корпоративный университет (КУ) в современной компании - не просто внутренняя обучающая структура. Это целостная система развития персонала, представляющая собой важное конкурентное преимущество. Программы КУ направлены не только на передачу знаний, но и на поддержание общей философии организации, формирование приверженности и преданности сотрудников. Зачастую это также и своего рода «интеллектуальный центр», где зарождаются идеи и разрабатываются основы бизнес-технологий.

Площадка для формирования корпоративной культуры

За последние десять лет отношение к корпоративному обучению в нашей стране сильно изменилось. Непростая экономическая ситуация и острая конкуренция во многих сферах бизнеса обусловливают повышенные требования к персоналу компаний. Чтобы оставаться лидером рынка, уже недостаточно просто соблюдать технологии и обеспечивать необходимый уровень клиентского сервиса, а значит, мало дать сотрудникам только знания и навыки. Настоящая дифференциация организаций на рынке происходит в зависимости от их внутренней корпоративной культуры. Именно она влияет на взаимодействие с клиентами и на отношение персонала к своей работе в целом.

Ценности, принимаемые сотрудниками, - ключевой элемент культуры, они создают «лицо» компании. В небольших организациях каждый человек без особого труда становится носителем этих ценностей. Но на крупных предприятиях их трансляция персоналу - важная задача руководства. Невнимание к данному процессу приводит к негативным последствиям. Так, вливание значительного числа новичков в сложившийся коллектив способно разрушить сформированную в нем культуру. А территориальная удаленность филиалов создает еще дополнительные трудности. Вот почему корпоративный университет как целостное образование способен стать площадкой для быстрого распространения корпоративной культуры.

Ориентация на бизнес-процесс

Один из универсальных принципов деятельности корпоративных университетов - четкая практическая направленность обучения. В качестве преподавателей, если речь идет о передаче внутрикорпоративных знаний, чаще всего выступают эксперты компании. Их цель заключается в донесении до слушателей специфики бизнес-процессов на примере конкретных рабочих ситуаций. Такое обучение может быть весьма эффективно поддержано на местах системой наставничества. В целом, оно обычно носит модульный характер и напрямую связано с профессиональным развитием и карьерным ростом сотрудников. Но для совершенствования определенных менеджерских навыков или при внедрении принципиально новых управленческих схем имеет смысл привлекать внешних экспертов. Их «взгляд с стороны» позволит расширить и укрепить знания.

Другой важный принцип -раскрытие личностного потенциала сотрудников. В процессе обучения используются разные форматы изложения материала и методы оценки знаний. Это позволяет составить личный план развития для каждого работника, а по итогам его выполнения сформировать кадровый резерв. Но отсутствие у людей понимания ценности саморазвития и самообучения может существенно затруднить достижение результата.

В качестве еще одного основополагающего принципа работы корпоративного университета можно назвать его взаимосвязь с бизнесом компании. Ни одна даже самая эффективная HR-служба не может организовывать и поддерживать корпоративное обучение самостоятельно - без участия профессионалов других подразделений. КУ никогда не станет «центром компетенций», обеспечивающим обмен опытом и распространение лучших практик, если сами участники бизнес-процессов не будут лично заинтересованы в освоении предлагаемых знаний.

Плюсы и минусы

Корпоративный университет дает компании несколько важных преимуществ:

1. Быстрое массовое освоение стандартов, принимаемых в организации в ходе бурного роста бизнеса.

2. Понимание и принятие сотрудниками корпоративных ценностей.

3. Постоянное совершенствование используемых технологий -без этого немыслима эффективная деятельность ни одного крупного конкурентоспособного предприятия в современных рыночных условиях.

4. Возможность для сотрудников безболезненно адаптироваться к внутренней культуре и получать необходимые знания и навыки для выполнения своего функционала на рабочем месте. Кроме того, корпоративное обучение для многих представляется реальным инструментом профессионального развития и карьерного роста, способом реализовать себя как эксперта в определенной области.

Разумеется, есть у корпоративного университета и недостатки:

1. Высокие издержки. Такое дорогое удовольствие, как полноценный КУ, может позволить себе далеко не каждая организация.

2. Развитие КУ подразумевает долговременные инвестиции, а мгновенный эффект получить от них зачастую невозможно.

3. Если к обучению персонала привлекаются исключительно внутренние эксперты, возникает риск стагнации. При таком подходе компания «варится в собственном соку», и это ограничивает развитие бизнеса. Приглашение внешних консультантов и обмен опытом с другими организациями может решить данную проблему. В ряде случаев это осознанная необходимость для компании, серьезно занимающейся развитием функциональных направлений. Не стоит забывать и о том, что лучших экспертов бизнеса невозможно «посадить на оклад» в рамках одной организации.

4. Высокие нагрузки вне работы, связанные с обучением, могут привести к сильной усталости, что влечет снижение мотивации и эффекта от занятий. Разрешение этой проблемы зависит от руководства. Так, во многих успешных компаниях стараются не проводить обучение в выходные или после окончания рабочего дня, а частично освобождают слушателей от их обязанностей на время проведения тренингов и курсов.

Перспективы развития

Подготовка собственных тренеров в текущей рыночной ситуации для крупных предприятий гораздо выгоднее, чем постоянное привлечение консультантов со стороны. И дело не только в существенной финансовой экономии. Свои преподаватели, «выращенные» из признанных экспертов разных бизнес-подразделений, всегда близки к реалиям, с которыми ежедневно сталкивается компания. Они могут не просто объяснить технологию, но и разобрать проблему с точки зрения корпоративной культуры и стратегии организации, что вносит дополнительную ценность в обучение. Это чрезвычайно важно при адаптации новичков. Также внутренние преподаватели могут выступать в роли наставников и для опытных сотрудников. Наконец, качество работы таких тренеров заранее известно, в то время как выбор внешних провайдеров сопряжен с риском или издержками. Это сложный процесс, в ходе которого заказчику нужно оценить приглашенных экспертов по многим критериям, тщательно изучить предлагаемые программы, и т.д.

Вместе с тем, не стоит забывать, что если речь идет о полноценном КУ, «заточенном» не только под адаптацию новичков, то работа по развитию персонала должна начинаться с «топов» и линейных руководителей и плавно распространяться на рядовых сотрудников. Для обучения «топов» уместно привлекать внешних авторитетных экспертов и провайдеров.

В период кризиса корпоративные университеты, как ни странно, получили новый толчок к развитию. Дистанционное обучение стало яркой приметой нашего времени. Помимо различных курсов, нацеленных на профессиональное развитие, активно распространяются внутренние форумы и вебинары. Таким образом, частично обучение в компаниях стало проводиться удаленно, что позволило существенно сократить расходы. Кроме того, теперь популярны корпоративные конференции - особый формат обучения персонала и поддержания организационной культуры.

Они позволяют топ-менеджерам сфокусированно и в короткий срок доносить до сотрудников стратегически важную информацию, а также обмениваться профессиональным опытом внутри компании.

Сейчас многие предприятия «выходят» на региональные рынки, поэтому задача масштабируемости культуры и технологий приобретает огромное значение. Корпоративный университет - вполне достойное решение, испытанное и проверенное успешными компаниями на протяжении многих лет.

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль