Чувствительность к невербалике

3725
Чувствительность к невербалике
Чтобы видеть невербальные сигналы людей (а они могут проявляться слабо), нужно практиковать свою чувствительность в общении с собеседником. В практике НЛП способность к «замечанию», отслеживанию минимальных невербальных сигналов называют калибровкой. Необходимо учесть, что такие неосознаваемые данные хранятся в «запакованном» состоянии, т.е. в бессознательном, и их необходимо уметь «распаковать» и интерпретировать.

Чтобы видеть невербальные сигналы людей (а они могут проявляться слабо), нужно практиковать свою чувствительность в общении с собеседником. В практике НЛП способность к «замечанию», отслеживанию минимальных невербальных сигналов называют калибровкой. Необходимо учесть, что такие неосознаваемые данные хранятся в «запакованном» состоянии, т.е. в бессознательном, и их необходимо уметь «распаковать» и интерпретировать.

Для этого нужно помнить следующее:

1. Важно не то, каким кандидат пришел на собеседование – суетливым, розовощеким, активным и т.д., а то, каким он стал в результате обращенных к нему вопросов и действий рекрутера.

Правило №1: внимательно наблюдайте за реакциями людей на ваши вопросы и действия; смотрите, что кандидат говорит и при этом демонстрирует телом.

2. В калибровке важно подмечать конгруэнтность, т.е. совпадает ли информация на уровне речи и «языка» тела. О человеке, который говорит одно, а демонстрирует другие невербальные сигналы, психологи говорят «неконгруэнтный». Это может проявляться в случаях, когда кандидат, например, рассказывает о чем-то утвердительно, т.к. от него этого ждут:

  •  о событии, которого не было;
  •  о том, чего он не знает;
  •  о том, во что сам не верит.

Чем чаще человек повторяет про себя некоторые мысли, даже не имеющие фактического жизненного подтверждения, тем сильнее он в это верит, тем болееконгруэнтным становится. Но если рекрутер на собеседовании дотошно расспрашивает не об одном факте, подтверждающем компетенцию, а о нескольких, просит рассказать детальнее, то неконгруэнтность не вполне искреннего соискателя проявится.

Правило №2: при неконгруэнтном поведении не верьте тому, что говорит собеседник, – смотрите на то, как он говорит.

Если на интервью проявляется неконгруэнтность, т.е. несоответствие невербальных проявлений тому, что человек говорит, – целесообразно проверить информацию.

3. При калибровке мало смотреть на один признак – важно отслеживать их в комплексе. Неправильно улавливать только взгляд, не замечая дыхания, или отмечать изменение позы, не обращая внимания на суетливые подергивания кистей. Чтобы видеть все тонкости и нюансы, нужно развивать у себя периферическое зрение, как у хищников: глядя вперед, видеть, что происходит вокруг.

До общения с человеком обязательно следует обратить внимание на такие простые, но показательные моменты:

  •  невоспитанность (опоздание, включенный мобильный телефон);
  •  несоблюдение дресс-кода, неряшливость;
  •  неумение задавать дополнительные вопросы (создается впечатление, что соискателю неинтересно интервью);
  •  стеснительность, зажатость, неспособность выразить свои мысли словами;
  •  безграмотная речь, избыток сленга и слов-«паразитов»;
  •  «зарплатные» амбиции;
  •  попытки выглядеть взрослее, умнее, опытнее, чрезмерная самореклама, не подкрепленная фактами.

Эти сигналы не имеют прямого отношения к невербалике, но в совокупности создадут впечатление о намерениях и умениях соискателя.

Если кандидат приходит на собеседование в «непрезентабельном» виде, можно быть уверенным, что он будет выглядеть не лучше, когда явится на работу. И наоборот, только то обстоятельство, что он пришел на собеседование в деловом костюме, еще не должно наводить на мысль, что именно так он будет выглядеть всегда.

Правило №3: не верьте одному признаку – смотрите на систему признаков.

4. Соискатель на собеседовании может держать под контролем некоторые свои проявления, например, положение тела, позу, жесты. Он способен не делать «мусорные» суетливые движения, сидеть не двигаясь. Однако есть ряд признаков, на которые повлиять сознательно практически невозможно. Они напрямую зависят от внутренних эмоциональных переживаний и являются отражением мыслей. К ним относятся дыхание, напряжение и расслабление мышц, взгляд.

Правило № 4: больше наблюдайте за неосознаваемыми проявлениями.

Итак, при разговоре с соискателем важно подмечать хорошие сигналы:

  •  в какие моменты реагировал естественно, раскованно, открыто и честно;
  •  при обсуждении каких вопросов вел себя тактично, сдержано и уверенно;
  •  было ли легко общаться.

Обратить внимание:

  •  в какие моменты слова расходились с калибровкой невербальных признаков, проявлялась ли неконгруэнтность;
  •  при каких вопросах или действиях сотрудника службы персонала соискатель напрягался, суетился, сомневался, делал заминки;
  •  отвечал на вопросы охотно или с ленцой;
  •  сохранял ли активность до конца собеседования или уставал и терял интерес к вопросам;
  •  задавал ли уточняющие вопросы по ходу общения, проявлял ли инициативу;
  •  был ли наблюдателен, замечал ли какие-либо нюансы в беседе;
  •  действовал ли медленно, но скрупулезно, или же реагировал быстро, но при этом небрежно;
  •  какова была динамика самоконтроля;
  •  какова динамика выносливости/ утомляемости;
  •  где проявлялись «зоны сопротивления».

В моменты заминок или сомнений следует задавать больше уточняющих вопросов для извлечения или проверки информации:

  •  «Что-то не так?»;
  •  «Расскажите об этом поподробнее…»;
  •  «И что вы об этом думаете?».

Что делать, если замечена неконгруэнтность в речи, когда соискатель говорит, к примеру: «Да, в принципе все было хорошо» (при этом видно – есть что-то, о чем он хотел бы умолчать)? Можно продолжить его речь словами: «Но?», «Что вас не устроило/ в чем вы сомневались?», «Вас что-то беспокоило?».

Если человек открывается и говорит о своих опасениях, беспокойствах – хорошо. Если на уточняющие вопросы отвечает быстро, со спешкой, напряжением, не желая рассказывать о подробностях, – это знак того, что он закрыт, возможно, по следующим причинам:

  •  кандидату есть, что скрывать;
  •  не готов сейчас открыться;
  •  нет настроения об этом говорить, волнуется, теряется;
  •  не считает эту информацию важной в данный момент.

Поведение рекрутера на собеседовании должно быть располагающим и контактным. Улыбайтесь! Будьте дружелюбны: если кандидат испуган, он не сможет продемонстрировать свои лучшие качества. Кроме того, как правило, видя перед собой улыбчивого человека, собеседник расслабляется, не чувствует опасности, больше доверяет ему, забывая, что его проверяют, рассматривают как под микроскопом. Тогда претендент проявляет больше бессознательных невербальных сигналов.

По материалам журнала «Справочник по управлению персоналом»

27 января пройдет бесплатный web-семинар на тему "От развития сотрудника — к развитию компании", который проведет Закаблуцкая Елена, независимый консультант по управлению персоналом

Статьи по теме: 



Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль