Актуализируем соцпакет

4160
 Горюнова  Александра
старший менеджер по работе с персоналом, ЗАО «ДцМ», г. Москва
«Стандартный» соцпакет обычно включает добровольное медицинское страхование сотрудников, бесплатное обучение, оплачиваемые обеды. При этом, как правило, компания уверена, что предлагает своим сотрудникам именно то, что им требуется. Но так ли это на самом деле? И как действовать в том случае, если назрела необходимость проверить соответствие предложенного набора льгот реальным потребностям сотрудников? Посмотрим на примере опыта крупной компании, как оценить актуальность соцпакета и сделать его более востребованным.

В спецлитературе обычно выделяют три подхода к формированию социального пакета.

Подход 1. Портфельный, который предполагает, что в соцпакет включаются услуги, которые сотрудник может самостоятельно выбрать из предложенного компанией перечня.

Подход 2. Компенсационный, при котором предприятие возмещает сотруднику заранее оговоренные расходы, предусмотренные соцпакетом. Например, можно не оплачивать работнику пакет услуг по договору добровольного медицинского страхования с медучреждением, а компенсировать в личном порядке расходы на пройденные им медицинские процедуры либо выделять фиксированную сумму на данные цели. Как правило, максимальный размер суммы компенсации определяется заранее и указывается в локальном нормативном акте организации. Эта сумма может быть одинаковой для всех сотрудников либо разной в зависимости от должности. Выплачиваться она может, например, в конце года на основании представленных работником платежных документов или в начале года авансом, если речь идет о конкретной фиксированной цифре.

Подход 3. Стандартизированный, который применяется в абсолютном большинстве компаний. В этом случае любому сотруднику полагается стандартный соцпакет, принятый в организации, который может немного отличаться в зависимости от занимаемой должности.

Рассмотрим, как менеджеры по персоналу ЗАО «ДЦМ» определили наиболее приемлемый для работников и руководства подход к формированию соцпакета.

ЖЕЛАЕМОЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ

В первую очередь были направлены запросы в медицинское учреждение и предприятие общественного питания, с которыми заключены договоры, с просьбой предоставить информацию о регулярности обращения сотрудников за их услугами. Проанализировав полученные ответы, а также мнения работников, высказывавшихся на общих собраниях, HR-специалисты пришли к следующим выводам:
• Медицинской страховкой пользовались далеко не все и не постоянно, хотя она была одинаковой для всего персонала и включала фиксированный набор услуг.
• Несмотря на то, что предприятие общественного питания предоставляло разнообразное меню и жалоб на качество еды не поступало, в столовой питалась примерно половина всего персонала. Часть сотрудников обедала в других местах, остальные приносили еду из дома.

Для конкретизации текущих потребностей и ожиданий персонала менеджеры предложили им заполнить анкету (приложение). Она включала ряд вопросов, требующих как односложных («да», «нет»), так и развернутых ответов, и позволяла работнику выбрать наиболее привлекательные для него составляющие соцпакета, а также четко сформулировать, чего именно он ждет от организации, в чем нуждается, что ему интересно.

При заполнении анкет сотрудникам предложили по желанию указать пол, возраст, должность. Можно было отвечать анонимно.

Было принято решение проводить анкетирование рабочих и специалистов непосредственно на рабочих местах (в отделах и подразделениях), линейных менеджеров - на общих собраниях, вышестоящего руководства - в личном порядке. Всего в опросе приняли участие 150 человек, анкеты были сортированы по категориям: рабочие, специалисты, линейные менеджеры, руководство.

Таблица 1

Предпочтения работников относительно составляющих соцпакета

Актуализируем соцпакет

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

По итогам анкетирования выяснилось, что 73% работников организации считают наличие соцпаке-та «плюсом», 25% не придают ему значения, и всего 2% не знают о соцпакете или не определились, нужен ли он. Наибольшую активность при анкетировании проявили женщины, квалифицированные специалисты с высшим образованием и люди в возрасте 23-35 лет. Среди тех, кому соцпакет не интересен, преобладали работники старше 47 лет и руководители высшего звена.

Наибольший интерес вызвали следующие опции (табл. 1):
• добровольное медицинское страхование (70% опрошенных);
• оплата мобильной связи (32%);
• оплата питания (38%);
• оплата проезда (52%).

По результатам анкетирования выяснились некоторые факты. Например, сотрудники и рады были бы пользоваться медицинской страховкой, но не делали этого из-за того, что не удовлетворялись их предпочтения: медучреждение «располагается далеко от дома», в нем «нет нужных специалистов» и т. д.

Обедать в столовую ходили не все и не регулярно: одним было просто некогда - они предпочитали провести перерыв на оборудованной кухне в офисе, не тратя время на поход до столовой и обратно; других не устраивало меню; третьи питались исключительно тем, что приносили из дома («домашнее все равно вкуснее»); четвертые были на диете и т. д. Часть работников (около 20%) предлагали компенсировать обеды деньгами, утверждая, что знают, на что их потратить.

При этом социальный пакет (его основу) требовалось дополнить: сотрудники делали достаточно резонные и обоснованные предложения по его расширению.

Было выявлено, что потребности людей несколько различаются в зависимости от занимаемого положения в компании. Специалистов больше интересовала компенсация расходов на мобильную связь, проезд и обед; линейных руководителей -медицинское страхование, а также возможность хотя бы частичной оплаты путевок для отдыха во время отпуска. Вышестоящему руководству больше всего оказались нужны медицинское страхование родственников и компенсация использования личного автомобиля.

ИЗМЕНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ СОЦПАКЕТА

На основании результатов анкетирования был частично пересмотрен состав соцпакета на предприятии в целом, а также дифференцированы его элементы по должностям работников.

1. Для всего персонала была введена оплата проезда с возможностью получения денежной компенсации ежемесячнов размере стоимости единого проездного билета либо по истечении месяца - на основании платежных документов, подтверждающих сумму, затраченную сотрудником на проезд в общественном транспорте.

2. Расходы на коллективные мероприятия стали оплачиваться из средств компании.

3. Наряду с базовым пакетом услуг медицинского страхования, который остался одинаковым для всех и включал наиболее важные и часто потребляемые услуги медиков, для высшего руководства организации была введена расширенная программа медицинского страхования. Топ-менеджеры получили возможность страхования родственников по корпоративной программе и тарифам.

Спустя полгода с целью определения результативности поправок было проведено повторное анкетирование, показавшее, что такими изменениями довольны не все (табл. 2). Например, работающие пенсионеры были недовольны тем, что другим сотрудникам компенсируются расходы на проезд, в то время как для них он и так бесплатный, а значит, компенсация им не положена.

На основании данных повторного анкетирования отдел персонала реализовал дополнительные меры.

1. Пакет услуг медицинского страхования снова стал одинаковым для всех сотрудников, включающим наиболее важные и часто потребляемые медицинские услуги. Но теперь работники получили возможность замены их на денежную компенсацию (ежегодно, на основании предоставления платежных документов, в пределах суммы, зафиксированной в локальных нормативных актах).

Таблица 2

Отношение сотрудников к дифференциации социального пакета и его расширению

Актуализируем соцпакет

2. Сотрудников, деятельность которых предполагает общение по телефону, подключили к корпоративному тарифу с оплатой разговоров, ведущихся в рабочее время.

3. С местной столовой, находящейся на территории предприятия, но не являющейся его частью, был заключен договор об оплате питания сотрудников по окончании расчетного месяца. Те, кто не посещал столовую все это время, могли в начале следующего месяца получить компенсацию в фиксированном размере.

4. Возможность обучения за счет организации было решено предоставлять тем, кто отработал в ней не менее двух лет.

В конце года снова было проведено анкетирование персонала с целью выявить отношение к изменениям в структуре соцпакета. Оказалось, например, что возможность получения денежной компенсации за медицинские услуги пришлась по душе сотрудникам - многие из них стали прибегать к такой системе. Оплату питания руководство перестало рассматривать как «бесполезную трату денег», поскольку расчеты со столовой начали производиться на основании ее реальных затрат на обеды. Те же, кто не пользовался столовой, были рады денежной компенсации своих «домашних» обедов. Возможность обучения за счет компании сотрудники стали воспринимать исключительно как поощрение, «благодарность» за свою лояльность, демонстрацию заинтересованности работодателя в их развитии.

Результаты проведенной работы подтвердили, что недостаточно продуманная услуга может не только не привлекать сотрудника, но и вызывать у него негатив, отторжение, не укрепляя тем самым его лояльность к компании. Отдел персонала раз в полгода проводит опрос работников об их отношении к структуре соцпакета и пожеланиях относительно ее изменения. Регулярно в конце года рассматривается возможность его пересмотра на следующий год.

Приложение

Примерная форма анкеты участника опроса о значимости содержания социального пакета

Актуализируем соцпакет

Приложение

Окончание

Актуализируем соцпакет



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль