Компенсации за использование автотранспорта работников

33301
Использование работниками личного автотранспорта для служебных поездок – явление довольно частое. Причем если работник сам хочет «облегчить себе жизнь» и без согласования с начальством использует свое транспортное средство для решения рабочих вопросов, – это его личное дело. Но когда с подобной инициативой выступает работодатель, вопрос о компенсации понесенных сотрудником расходов представляется вполне справедливым. Вот только как все грамотно оформить, чтобы впоследствии избежать претензий налоговых органов? Да и что, собственно, нужно компенсировать? Расставим, наконец, все точки над i.

Многие работодатели используют для служебных поездок автотранспорт своих работников. Между тем до настоящего времени остаются нерешенными вопросы оформления таких взаимоотношений, выплаты работникам компенсации за амортизацию автомобиля, приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ) и запасных частей, исчисления налогов.

Неоднократные разъяснения этих вопросов со стороны финансового ведомства, а также противоречивая судебная практика, к сожалению, не содержат однозначных решений по уплате налогов и применению соответствующих положений Налогового и Трудового кодексов РФ. И хотя руководители предприятий часто приходят в замешательство от противоречивых толкований, тем не менее к мнению налоговых органов необходимо прислушиваться, иначе все разногласия придется разрешать в судебном порядке.

Авторы публикаций по данной теме также расходятся в суждениях. Кто-то предлагает заключать договор аренды личного автотранспорта со своим работником. Кто-то настоятельно рекомендует выплачивать работникам компенсации, установленные действующим законодательством. Давайте разберемся, какие рекомендации законны, а какие нет.

ДОГОВОР АРЕНДЫ АВТОМАШИНЫ ИЛИ ВЫПЛАТА КОМПЕНСАЦИИ?

Одним из способов установить взаимоотношения с физическими лицами по использованию принадлежащего им автотранспорта является заключение договора аренды автотранспортных средств. Ряд специалистов полагает, что заключение договора аренды транспорта между работодателем и работником является законным. Но так ли это на самом деле?

Обратите внимание!Работодателю нельзя заключать гражданско-правовой договор на аренду автотранспорта со своим работником

Работодатель состоит с работниками в трудовых отношениях. Стороны заключают трудовой договор, где в соответствии с ТК РФ предусматриваются основные права и обязанности сторон, оговариваются все условия выполнения трудовой функции. С одной стороны, работник выполняет обусловленную трудовым договором функцию, с другой - работодатель предоставляет ему работу и выплачивает заработную плату, обеспечивает надлежащие условия труда и т. д. В данном случае взаимоотношения сторон регулируются Трудовым, но никак не Гражданским кодексом РФ.

Итак, взаимоотношения сторон при выполнении работником трудовой функции регламентируются законодательством о труде. И заключение договора гражданско-правового характера со своим работником на аренду принадлежащего ему автотранспорта было бы ошибочным.

Обратите внимание!О договоре аренды автотранспорта см. на www.pro-personal.ru

ТК РФ устанавливает компенсации работникам за использование их имущества с соблюдением определенных условий и в пределах соответствующих норм. Каких-либо гражданско-правовых взаимоотношений в данном случае между работником и работодателем не возникает, поскольку они связаны отношениями в сфере труда.

Может ли компания арендовать машину у гражданина, не связанного с ней трудовыми взаимоотношениями?

Разумеется, организация может заключить договор аренды автотранспорта с физическим лицом, которое, например, является индивидуальным предпринимателем.

Обратите внимание!Работодатель обязан выплачивать своим работникам компенсации за использование ими личного автотранспорта в служебных целях

Как видно, разные отрасли права регулируют совершенно отличные друг от друга отношения, имеют различные предметы и методы правового регулирования.

Таким образом, работодатель обязан выплачивать своим работникам компенсации за использование ими личного автотранспорта в служебных целях, но не может заключать с ними гражданско-правовые договоры аренды автотранспортных средств.

Для руководителя и главного бухгалтера организации актуальными являются вопросы о порядке выплаты работникам компенсаций за использование их личного автотранспорта в служебных целях, а также вопросы налогообложения: как уплачивать налог на доходы с физических лиц (НДФЛ), исчислять базу по уплате налога на прибыль.

Статья 188 ТК РФ предусматривает: при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за эксплуатацию, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. При этом размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

В целях налогообложения произведенных физическому лицу выплат Налоговый кодекс РФ устанавливает иное. Так, в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ освобождены от обложения налогом на доходы физических лиц все виды компенсационных выплат - в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ, - связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

При формировании налоговой базы по налогу на прибыль организации к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на компенсации использования для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Между тем суммы выплат в возмещение расходов при использовании работниками личного автотранспорта, установленные соглашением сторон трудового договора, не являются нормами, установленными в соответствии с нормативными актами, на которые указывает НК РФ.

В связи с этим представляет интерес письмо МНС России от 02.06.2004 № 04-2-06.419@ «О возмещении расходов при использовании работниками личного транспорта».

В данном письме налоговое ведомство разъяснило, что при определении не облагаемых НДФЛ компенсационных выплат за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов следует руководствоваться:
• для работников учреждений и организаций, финансируемых из средств бюджетов всех уровней, - нормами компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок, установленными приказом Минфина России от 04.02.2000 № 16н «Об изменении предельных норм компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок», изданным в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.05.1993 № 487 «О предельных нормах компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок» (таблица 1);
• для работников всех других организаций, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы - постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 «Об установлении норм расходов организации на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» (далее - Постановление от 08.02.2002 № 92; таблица 2).

С чем связано установление норм расходов, вызванных использованием работником личного автотранспорта в служебных целях?

Использование личного автомобиля работника в служебных целях, несомненно, приводит к увеличению общего количества совершаемых на нем поездок, а значит, ускоряет его износ. Однако установить степень такого износа, обусловленного непосредственно служебными поездками, а тем более подтвердить это соответствующими документами невозможно. Именно по этим причинам размер компенсации за использование личного автотранспорта является фиксированным и нормируется в целях налогообложения.

При выплате компенсаций необходимо учитывать следующие правила.

Правило 1. Выплата компенсаций производится работнику в случаях, когда его личный автомобиль используется в процессе производственной (служебной) деятельности, связанной с постоянными служебными разъездами в соответствии с должностными обязанностями.

Правило 2. В нормах компенсации, установленных нормативными актами, уже учтено возмещение полного объема возникающих в процессе эксплуатации затрат (износ, покупка ГСМ, техническое обслуживание, ремонт). Дополнительно данные затраты на автомобиль не могут быть учтены в составе расходов.

Таблица 1

Нормы компенсации за использование личного автотранспорта для служебных поездок для организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней

Компенсации за использование автотранспорта работников

Таблица 2

Нормы расходов коммерческих и некоммерческих организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личного автотранспорта

Компенсации за использование автотранспорта работников

Правило 3. Компенсация выплачивается один раз в месяц и не зависит от количества календарных дней в месяце.

Правило 4. За время отсутствия работника на рабочем месте (отпуск, командировка, больничный и т. п.), когда личный автомобиль не эксплуатируется в служебных целях, компенсация не выплачивается.

Правило 5. В случае если работнику при соблюдении указанных условий выплачивается компенсация за использование личного легкового автомобиля для служебных поездок, одновременно не могут быть учтены в расходах для целей налогообложения прибыли расходы, связанные с текущей эксплуатацией (в частности, на ГСМ) этого автомобиля.

Работник, использующий по договоренности с работодателем личный автомобиль в служебных целях, был привлечен к работе в выходной день и совершил служебную поездку на своем автомобиле. Будет ли эта поездка компенсироваться дополнительно?

Нормы компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях определяются в целом за календарный месяц. Размер такой компенсации может быть уменьшен, если работник эксплуатирует автомобиль не полный месяц в связи с нахождением в отпуске, командировке или по другим причинам. Однако увеличить размер такой компенсации за счет использования личного автомобиля нельзя.

СУДЕБНЫЕ СПОРЫ о ВЫПЛАТЕ КОМПЕНСАЦИИ

Несоблюдение вышеназванных правил выплаты компенсации может послужить поводом для возникновения споров между налоговыми органами и работодателями.

Характерным примером является налоговый спор ЗАО с ИМНС России по Индустриальному району г. Перми (постановление апелляционной инстанции от 12.05.2005 по делу № А50-1105/2005-А9).

Предметом спора явилась неправомерность выплаты работникам компенсации за использование личного автотранспорта за тот период, когда работники отсутствовали на рабочем месте и личный автомобиль не эксплуатировался.

Установив эти обстоятельства, налоговый орган увеличил налоговую базу по НДФЛ на суммы выплат, произведенных заместителю генерального директора Ш. и менеджеру П. Основанием для доначисления налогов явились выводы акта проверки и решения о том, что компенсации были выплачены в период временной нетрудоспособности первого и нахождения в очередном отпуске второго. В то время как НДФЛ не облагаются только такие предусмотренные нормативными актами компенсации, которые выплачиваются за выполнение служебных обязанностей.

В период очередного отпуска и временной нетрудоспособности работники ЗАО свои трудовые обязанности не исполняли, что подтверждается первичными учетными документами, в т. ч. данными табеля учета рабочего времени, а значит, выплаченные им денежные суммы подлежат включению в налоговую базу по НДФЛ.

Мнение, противоположное разъяснениям Минфина России о выплате компенсаций только в установленных нормах, высказал в своем постановлении от 23.01.2006 по делу № А26-6101/2005-210 Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа. Изучив это постановление, можно прийти к выводу, что работодатели могут выплачивать своим работникам компенсации в больших размерах, чем это предусмотрено в Постановлении от 08.02.2002 № 92.

ОАО «Лесопромышленная холдинговая компания "Кареллеспром"» обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением. Общество просило признать недействительным решение ИФНС по г. Петрозаводску по эпизоду, связанному с выплатой компенсации за использование личного автотранспорта в служебных целях.

Внимание, проблема!

Минфин России в п. 3 письма от 21.07.1992 № 57 указывает, что в размерах компенсации работнику учтено в т. ч. и возмещение затрат на эксплуатацию используемого для служебных поездок личного легкового автомобиля (сумма износа, затраты на ГСМ, техническое обслуживание и текущий ремонт).

В то же время ст. 188 ТК РФ указывает на два вида выплат работнику:
• компенсация за использование, износ (амортизацию) личного транспорта;
• возмещение расходов, связанных с его использованием.

Очевидно, что затраты на горюче-смазочные материалы - это расходы, связанные с использованием

личного автотранспорта в служебных целях. И в соответствии с положениями ст. 188 ТК РФ, помимо компенсации за использование (износ) автомобиля, работодатель должен возмещать работнику и фактически произведенные расходы, связанные с эксплуатацией личного автомобиля в служебных целях, в т. ч. и на приобретение бензина.

Можно утверждать, что разъяснения Минфина России, данные до вступления в силу ТК РФ, должны применяться в части, не противоречащей трудовому законодательству. Однако практика показывает, что налоговые инспекции не соглашаются с возмещением расходов на ГСМ сверх выплаты работникам компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях.

Решением суда заявленные требования были удовлетворены. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. Законность обжалуемого налоговой инспекцией судебного акта была проверена в кассационной инстанции.

В ходе выездной налоговой проверки инспекция установила, что общество не включило в налоговую базу для исчисления НДФЛ суммы компенсационных выплат, произведенных физическим лицам за использование личного автомобиля в служебных целях. Сумма выплат превысила нормы, установленные Постановлением от 08.02.2002 № 92, - 1500 руб. для автомобилей с рабочим объемом двигателя выше 2000 см3.

Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из следующего. При использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их задействованием. При этом трудовым законодательством не установлено ограничений в размерах компенсаций, выплачиваемых работникам в случае использования ими личного имущества, в т. ч. и личного транспорта (ст. 164 и 188 ТК РФ).

Арбитражный суд сделал такой вывод: нормы компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях, учитываемые в целях обложения НДФЛ, законодательством РФ не установлены, а в силу ст. 188 ТК РФ размер возмещения указанных расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

С выводом суда можно согласиться, поскольку действующим законодательством также не определены нормы компенсации за использование имущества работника, например оборудования, инструментов, личных компьютеров и т. д.

Далее суд указал, что налоговым органом не оспаривались основания произведенных обществом компенсационных выплат за использование личного транспорта для служебных поездок. При этом инспекция считала, что не подлежат налогообложению лишь те компенсационные выплаты, размер которых не превышает пределов, установленных постановлением Правительства РФ.

Такой вывод, по мнению инспекции, подтверждается письмом Департамента налоговой политики Минфина России от 19.02.2003 № 04-04-06/26. В нем разъяснено, что для организаций, не состоящих на бюджетном финансировании, для целей исчисления НДФЛ нормы расходов при выплате компенсаций за использование для служебных поездок личного транспорта, принадлежащего работнику, установлены Постановлением от 08.02.2002 № 92.

Кассационная инстанция посчитала такой вывод ошибочным по следующим основаниям.

Как верно указал в своем решении суд первой инстанции, Постановление от 08.02.2002 № 92 устанавливает нормирование расходов исключительно для целей исчисления налога на прибыль. Кроме того, в тех случаях, когда законодатель предусматривает применение нормативов, установленных для целей исчисления одного налога к другому налогу, он использует такой прием юридической техники, как прямая отсылка к положениям, установленным для соответствующего налога. В статьях 217 и 238 НК РФ такая отсылка к нормам гл. 25 Кодекса отсутствует.

В данной ситуации невозможно и применение налогового законодательства по аналогии, поскольку это противоречило бы положениям ст. 3 НК РФ: акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Любые неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика.

Таким образом, указание в письме Департамента налоговой политики Минфина России от 19.02.2003 № 04-04-06/26 и письме МНС России от 02.06.2004 № 04-2-06/419@ на то, что НДФЛ облагаются суммы компенсаций, выплаченных сверх норм, установленных Постановлением от 08.02.2002 № 92, противоречит НК РФ.

После рассмотрения кассационной жалобы решение Арбитражного суда Республики Карелия было оставлено без изменения, а кассационная жалоба Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Карелия - без удовлетворения.

Как видим, в судебной практике встречаются решения, совершенно противоположные разъяснениям Минфина России (письма от 14.03.2003 № 04-04-06/42, от 29.12.2006 № 03-05-02-04/192, от 26.03.2007 № 03-04-06-01/84, от 16.05.2005 № 03-03-01-02/140, от 13.04.2007 № 14-05-07/6), которыми руководствуются налогоплательщики и налоговые органы.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВЫПЛАТЫ КОМПЕНСАЦИИ. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ РАСХОДОВ

Основанием для выплаты компенсации работникам, использующим личные легковые автомобили для служебных поездок, является приказ руководителя организации, в котором устанавливаются размеры этой компенсации. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме (ст. 188 ТК РФ).

Обратите внимание!Приказ руководителя о выплате работнику компенсации за использование личного имущества в служебных целях издается на основании письменного соглашения

Как уже отмечалось, в размерах компенсации работнику уже учтено возмещение затрат по эксплуатации используемого для служебных поездок личного легкового автомобиля (износ, затраты на ГСМ, техническое обслуживание и текущий ремонт).

Для получения компенсации работник представляет в бухгалтерию организации копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке, и ведет учет служебных поездок в путевых листах. При этом работнику, использующему личный легковой автомобиль для служебных поездок на основании доверенности собственника автомобиля, компенсация выплачивается в таком же порядке.

Минфин России в письме от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129 по вопросу о документальном подтверждении расходов, связанных с содержанием автомобилей, используемых сотрудниками для выполнения служебных обязанностей, разъяснил следующее. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухучете) первичные учетные документы принимаются к учету, если составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, поименованные в указанной статье.

Форма № 3 «Путевой лист легкового автомобиля», утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 в составе комплекта унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте, распространяется на юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в т. ч. служебных, специализированных автомобилей и такси), и носит обязательный характер для автотранспортных организаций.

Что касается иных организаций, они могут разработать свою форму путевого листа либо иного документа, подтверждающего расходы горючесмазочных материалов. В нем должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона о бухучете, а именно:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование организации, от имени которой составлен документ;

4) содержание хозяйственной операции;

5) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

6) наименования должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

7) личные подписи указанных лиц.

Обратите внимание! Первичные документы должны составляться таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании можно было судить об обоснованности произведенных расходов

Вместе с тем мнение Минфина России о возможности не отражать в самостоятельно разработанной форме путевого листа информацию о пути следования автомобиля можно поставить под сомнение, так как целью составления данного документа является в т. ч. и подтверждение обоснованности расхода ГСМ. Отсутствие же в путевом листе информации о конкретном пути следования не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях.

Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции.

Если путевой лист заполнен неправильно

В практике рассмотрения дел, связанных с выплатой компенсаций сотрудникам за использование автотранспорта для служебных поездок, нередко возникают споры с налоговыми органами об оформлении путевых листов.

Для налоговых органов и налогоплательщиков представляет интерес постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 02.06.2009 № КА-А40/4601-09, в котором суд указал, что оправдательными документами могут служить даже неправильно заполненные путевые листы.

В ходе выездной проверки ООО «Альмара ТС» налоговые органы пришли к выводу: в нарушение ст. 210 и 226 НК РФ общество неправомерно не включило в доход сотрудников организации П., М. и Ш. сумму выплачиваемой им компенсации за использование личного автотранспорта. Такое заключение налоговый орган сделал на том основании, что представленные обществом путевые листы были оформлены с нарушением нормативно установленных правил: в них не учитывался ежедневный расход горючего, общий маршрут служебных поездок; путевые листы были выписаны на несколько дней. Кроме того, к проверке не были представлены задания, данные водителям.

Суд при рассмотрении дела установил: расчеты (калькуляции) компенсаций за использование личного автотранспорта в служебных целях свидетельствовали, что их размер определялся применительно к каждому сотруднику общества исходя из марки машины, цены топлива за литр, расхода горючего на 100 км, количества рабочих дней в месяце, пробега автомобиля.

Следовательно, в целях применения п. 3 ст. 217 НК РФ подлежат освобождению от налогообложения доходы физических лиц в виде выплачиваемых им обществом компенсаций за использование личного транспорта и расходов в связи с его задействованием в интересах работодателя в размере, определенном соглашением сторон трудового договора.

Суд, исследовав путевые листы, дополнительные соглашения к трудовым договорам, приказы о компенсации, копии свидетельств о регистрации транспортных средств установленного образца (ПТС), применив ст. 236 и 237 НК РФ, п. 2 ст. 9 Закона о бухучете, пришел к следующему выводу. Представленные обществом путевые листы являлись оправдательными документами, спорные расходы документально были подтверждены, поэтому денежные средства, выплаченные сотрудникам, их доходами не являлись и не подлежали включению в налоговую базу по НДФЛ.

Довод налогового органа о необходимости включения в доходы работников сумм компенсации за использование личного автотранспорта в связи с несоответствием путевого листа правилам Порядка заполнения путевых листов, утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, противоречит вышеизложенной правовой позиции.

Если путевого листа нет...

Судебная практика не всегда признает обязательным наличие путевых листов.

ЗАО «П» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 3 по Свердловской области о признании недействительным решения инспекции от 21.08.2007.

Доводы жалобы сводились к тому, что в силу раздела 2 Указаний по применению и заполнению форм, утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, путевой лист является первичным документом по учету работы легкового транспорта и основанием для начисления заработной платы водителю. Выписывать же путевой лист работнику, который использует личный автомобиль в служебных целях, общество не обязано, так как генеральный директор, коммерческий директор, главный бухгалтер и руководитель торгового отдела, которым выплачивалась компенсация, не являлись водителями общества.

Оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и проанализировав нормы материального права, суд указал следующее.

При решении вопроса о возможности учета тех или иных расходов в целях налогообложения необходимо исходить из того, подтверждают документы, имеющиеся у налогоплательщика, произведенные им расходы или нет. Таким образом, условием для включения затрат в налоговые расходы является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы фактически произведены.

Из материалов дела следовало: в 2004 г. общество выплатило своим работникам (генеральному директору С., коммерческому директору Х., главному бухгалтеру К., начальнику торгового отдела К.) компенсацию за использование личных автомобилей для служебных поездок.

В подтверждение факта расходов на компенсацию за использование для служебных поездок личных автомобилей работников налоговому органу были представлены приказы руководителя о выплате компенсации в 2004 г. и 2005 г., документы, подтверждающие наличие у работников личного автомобиля, а также кассовые расходные ордеры, кассовые книги.

В ходе рассмотрения дела также установлено, что спорные расходы общество произвело в пределах нормативов, установленных Постановлением от 08.02.2002 № 92.

Суд также указал, что наличие либо отсутствие путевых листов может служить основанием для выводов об обоснованности расходов (их производственной направленности), но не для выводов о документальном подтверждении расходов.

Налоговым органом не была доказана правомерность доначисления налога в связи с отсутствием в обществе путевых листов. Их отсутствие само по себе не свидетельствует, что использование работниками общества для служебных поездок личного автотранспорта является необоснованным и соответственно спорные расходы также являются необоснованными.

Работникам было разрешено использовать для служебных поездок личный автотранспорт. Это мотивировалось производственной необходимостью, обусловленной отдаленным расположением оптовой базы и производственных цехов от предприятий и организаций, непосредственно связанных с деятельностью общества (обслуживающих банков, налоговых органов, филиалов фондов ПФР и ФСС России, поставщиков, покупателей и т. д.).

Таким образом, представленные заявителем документы подтверждали, что затраты обществом были фактически произведены и являлись обоснованными. Соответственно общество правомерно отнесло затраты, связанные с использованием личных автомобилей работников в служебных целях, в расходы при начислении налога на прибыль.

Отсутствие путевых листов при использовании личных транспортных средств работников в данном случае само по себе не свидетельствовало о наличии либо об отсутствии связи между эксплуатацией транспорта и производственным характером поездок (постановление от 31.01.2008 № 17АП-218/2008-АК).

Как видим, позиции Минфина России по вопросам налогообложения компенсаций, выплачиваемых работникам, нередко расходятся с мнением налогоплательщиков. И как показывает судебная практика, налоговые споры по выплате компенсаций за использование личного автотранспорта работникам организаций не всегда решаются в пользу налогоплательщиков.

Компенсации за использование автотранспорта работников

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль