Материалы проверки огласке не подлежат?!

5334
Если проверка ГИТ проводится по жалобе работника, то по его просьбе инспектор обязан проверить все так, чтобы работодатель не догадался о личности заявителя. Это правило всем хорошо известно и вполне объяснимо*. Но с другой стороны, какой объем информации по выполненной проверке может получить сам заявитель? Оказывается, этот вопрос тоже может стать предметом судебного разбирательства.

Районный суд города N в открытом судебном заседании 15 апреля 2010 г. рассмотрел гражданское дело по иску гражданина Ш. к ГМТ о признании бездействия инспекции неправомерным и взыскании морального вреда.

Слово истцу

Истец Ш. обратился в государственную инспекцию труда 5 ноября 2009 г. с просьбой ознакомить его с материалами проверки по жалобе от 08.12.2006. инспектор ГиТ направил в адрес истца 27 ноября 2009 г. письмо с приложением документов. истец настаивал, что госинспектор труда произвольно определил перечень документов, не предоставив материалы проверки в полном объеме, чем нарушил положения ст. 24 Конституции РФ и ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон о порядке обращения граждан»). В связи с этим он просил признать отказ ГИТ в ознакомлении с материалами проверки, проведенной по его заявлению от 8 декабря 2006 г., неправомерным и взыскать компенсацию морального вреда.

Слово ответчику

Представитель ответчика с предъявленными требованиями не согласился, обосновав свою позицию следующим. Истец не указал, какая именно обязанность, возложенная на инспекцию труда нормативными правовыми и иными актами, определяющими ее полномочия, не была исполнена, какие именно права и свободы истца нарушены и в чем заключается препятствие для осуществления его прав и свобод.

Ответчик пояснил, что проверка проводилась по заявлению работника о нарушении законодательства об оплате труда. В частности, Ш. указывал, что в организации, где он работает, работники одной профессии, выполняющие одинаковую работу в одинаковых условиях, получают различную заработную плату. Материалы проверки включили такие документы, как трудовые договоры нескольких человек, их лицевые счета, личные карточки, табели учета рабочего времени, бухгалтерские ведомости, подтверждающие начисление и выплату заработной платы работникам, и другие.

Ш. неоднократно обращался в инспекцию труда. При этом ему всегда разъяснялось его право ознакомиться с материалами, указывались дни приема в государственной инспекции. истцу по его заявлению были предоставлены для ознакомления только те документы, которые касаются его трудовых прав и не затрагивают права и интересы других лиц.

ИССЛЕДОВАНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В СУДЕ

В ходе разбирательства суд установил, что гражданин Ш. 5 ноября 2009 г. обратился в ГиТ с просьбой ознакомить его с материалами проверки, проведенной в отношении его бывшего работодателя в 2006 г. Согласно ч. 1 ст. 12 Закона о порядке обращения граждан письменное заявление, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Указанное заявление Ш. было рассмотрено ответчиком 27 ноября 2009 г., т. е. в рамках установленного законом срока.

Представленные по запросу суда материалы проверки ГиТ по заявлению Ш. от 08.12.2006 свидетельствуют, что проверка касалась вопросов оплаты труда. В рамках полномочий, предоставленных государственному инспектору труда ст. 356 и 357 ТК РФ, у работодателя были запрошены документы, касающиеся оплаты труда Ш. и других работников.

Цитируем документ

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если

в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Статья 5 Закона о порядке обращения граждан

Доводы истца, что должностным лицом инспекции ему отказано в ознакомлении с материалами проверки, не нашли своего подтверждения в суде. Напротив, в материалах имеются ответы ГИТ в адрес Ш., содержащие разъяснения о возможности ознакомления с документами.

ОБОСНОВАНИЕ ПОЗИЦИИ СУДА

Исследовав обстоятельства дела, суд признал действия ГиТ правомерными, а жалобу Ш. - необоснованной.

Суд принял во внимание то обстоятельство, что ответчик не отказал истцу в ознакомлении с материалами проверки. Доказательств обратного (в порядке ст. 56 ГПК РФ) Ш. не представлено, а судом не добыто. Во исполнение требования п. 2 ст. 5 Закона о порядке обращения граждан должностное лицо инспекции труда правомерно определило для ознакомления те документы, которые не затрагивают прав и законных интересов иных лиц.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

Цитируем документ

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
• нарушены права и свободы гражданина;
• созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
• на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Статья 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

1. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

2. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Статья 56 ГПК РФ

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Поскольку оснований для удовлетворения исковых требований в части признания неправомерным бездействия ГиТ суд не усмотрел, требование о компенсации морального вреда также не подлежит удовлетворению.

РЕШЕНИЕ СУДА

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил отказать Ш. в иске к ГиТ в полном объеме.

Кассация

Кассационным определением от 19.05.2010 решение районного суда г. N оставлено без изменения, а кассационная жалоба Ш. - без удовлетворения.

Мнение эксперта

Материалы проверки огласке не подлежат?!

И.А. Иванова,
канд. юрид. наук, заместитель руководителя Государственной инспекции труда - заместитель главного государственного инспектора труда в Мурманской области (по правовым вопросам), профессор кафедры коммерческого менеджмента и права Мурманского филиала ФГОУ ВПО ГМА им. адмирала С.О. Макарова

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон о персональных данных) целью данного закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при

обработке его персональных данных, в т. ч. защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Персональные данные - это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в т. ч. его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация (п. 1 ст. 3 Закона о персональных данных).

В данном случае ГИТ как государственный орган в соответствии с Законом о персональных данных выступает в качестве оператора по обработке персональных данных и использует эти персональные данные для принятия решения, порождающего юридические последствия в отношении субъектов персональных данных и других лиц

(в нашем случае - истца). Обрабатывая персональные данные работников организации, ГИТ имела право не спрашивать разрешения на их обработку у субъектов персональных данных на основании п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона о персональных данных и п. 2 ч. 1 ст. Закона о порядке обращения граждан. Тем не менее она должна обеспечивать конфиденциальность таких данных при их обработке (ст. 7 Закона о персональных данных).

Таким образом, принимая во внимание, что в материалах проверки содержались личные карточки, расчетные листки и лицевые счета, трудовые договоры, содержащие сведения о других лицах и отнесенные законом к персональным данным, государственный орган не должен был предоставлять заявителю для ознакомления эти документы, поскольку они затрагивают права, свободы и законные интересы других лиц (в данном случае - работников организации).

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль