Служебная тайна и особенности ее охраны в организации

51319
 Станскова У. М.
старший преподаватель кафедры трудового и социального права Южно-Уральского государственного университета
При выполнении своих трудовых обязанностей сотрудники часто получают доступ к конфиденциальным данным. Эти сведения особым образом защищаются законодательством от разглашения. В настоящей статье рассмотрим понятие профессиональной и служебной тайны и проанализируем отличительные признаки этих понятий. Даны рекомендации по кадровому оформлению допуска работников к охраняемой законодательством тайне в организации. Также уделено внимание ответственности за нарушение режима конфиденциальности.

Отличие служебной тайны от профессиональной

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее - Закон об информации) относит служебную и профессиональную тайну к данным с ограниченным доступом.

Понятие профессиональной тайны сформулировано в двух нормативных правовых актах: Законе об информации и Перечне сведений конфиденциального характера, утв. Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188. Основной признак профессиональной тайны - связь с профессиональной деятельностью.

Что касается служебной тайны, ее определение можно найти только в подзаконных нормативных актах. Их анализ позволяет сделать вывод:

Служебная тайна по содержанию составляет конфиденциальный материал о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. А также конфиденциальные данные других лиц, полученная на законных основаниях в силу исполнения должностных обязанностей указанными органами, в отношении которой принимаются меры по охране конфиденциальности.

Читайте также:

Характеристики профессиональной  и служебной тайны

Критерий отличия

Служебная тайна

Профессиональная тайна

Субъект

Государственные и муниципальные служащие

Работники, осуществляющие различные виды профессиональной деятельности, не связанные с государственной и муниципальной службой

Правовая регламентация деятельности субъектов

Специальные нормативные акты о государственной и муниципальной службе в части, не урегулированной трудовым законодательством

Трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права

Состав тайны

1. Данные о внутренней деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, органичения на распространение которых диктуются производственной необходимостью.

2. Материалы о деятельности третьих лиц, полученные государственными органами и органами местного самоуправления при исполнении ими должностных обязанностей.

3. Сведения о физических лицах, составляющие личную, семейную тайны, персональные данные, а также тайна следствия и судопроизводства; налоговая тайна, данные, полученные служащими антимонопольного органа, федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенного органа и др.

1. Данные о физических лицах (их личная и семейная тайны, персональные данные).

2. Материал, касающиеся юридических лиц и их деятельности (коммерческая, банковская тайна и т. д.), а также аудиторская, нотариальная, банковская, журналистская, адвокатская, страховая, медицинская (врачебная) и религиозная тайны, тайна связи, усыновления и др.

Кто полномочен определять состав тайны

Законодательство и руководитель государственного органа

Законодательство

Разграничивая служебную и профессиональную тайну, не следует забывать о возможности отнесения одних и тех же сведений к обоим видам конфиденциальных данных.

Например, согласно п. 1 ст. 9  ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон об аудиторской деятельности) аудиторскую тайну составляют любые документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками. А также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании аудиторских услуг, за исключением:

  • данных, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, либо с его согласия;
  • • данных о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита;
  • • данных о величине оплаты аудиторских услуг.

В данном определении речь идет именно о профессиональной тайне. В то же время п. 5 ст. 9 Закона об аудиторской деятельности предусмотрена обязанность работников федеральных органов исполнительной власти сохранять аудиторскую тайну. Соответствующие федеральные органы и их работники должны сохранять такие данные в режиме конфиденциальности.

Читайте также:

Аналогичная ситуация складывается и с усыновлением.

Семейный кодекс (СК) РФ (ст. 139) предусматривает обязанность сохранять тайну усыновления ребенка для судей, вынесших решение об усыновлении ребенка, должностных лиц, осуществивших государственную регистрацию усыновления, а также лиц, иным образом осведомленных об усыновлении.

Для судей и должностных лиц различных государственных органов сведения об усыновлении составляют служебную тайну, для иных лиц - профессиональную. К примеру, данные об усыновлении может стать доступной работникам отдела кадров и бухгалтерии в связи с реализацией права на отпуск, предусмотренного ст. 257 ТК РФ (отпуск работнику, усыновившему ребенка).

Лица, обязанные хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, несут одинаковую уголовную ответственность в соответствии со ст. 155 УК РФ

Понятие профессиональной и служебной тайны

Профессиональная тайна - это сведения, полученные гражданами (физическими лицами) при исполнении профессиональных обязанностей или организациями - при осуществлении определенных видов деятельности (п. 5 ст. 9 Закона об информации).

Профессиональная тайна - данные, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (Перечень сведений конфиденциального характера).

Служебная тайна - это сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом (ГК) РФ и федеральными законами (Перечень сведений конфиденциального характера).

Служебной информацией ограниченного распространения является несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются производственной необходимостью (Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утв. постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233).

Материалы, составляющие врачебную тайну, также могут стать служебной тайной. Это закреплено п. 13 Инструкции об организации работы по предупреждению распространения в органах наркоконтроля заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), утв. приказом ФСКН России от 09.09.2005 № 279.

Сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники органов наркоконтроля, которым стали известны данные о результатах медицинского освидетельствования на выявление ВИЧ-инфекции, обязаны сохранять их в тайне.

Рассматривая эти понятия не следует упускать из виду тот факт, что в их содержание, помимо охраняемых законодательством тайн, входят персональные данные. По смыслу Закона об информации персональные данные относятся к данным с ограниченным доступом. Кроме того, часть персональных данных может относиться и к режиму государственной тайны.

Читайте также:

Так, статья 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» определяет: не подлежат оглашению сведения о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность.

В то время как персональные данные человека (гражданина) идентифицируют его личность, персональные данные работника призваны характеризовать его именно как работника. Поэтому в состав таких данных должна входить только информация, имеющая отношение к способности выполнять трудовую функцию.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает множество норм, регламентирующих запрет разглашать данные, составляющие профессиональную или служебную тайну. Вместе с тем установление запрета еще не гарантирует соблюдение материалов  в недоступности от других лиц - необходимо принятие ряда мер, направленных на ее обеспечение.

Условия отнесения информации к служебной тайне

Согласно ст. 9 Закона об информации условия отнесения данных к служебной и профессиональной тайне, обязанность соблюдения и ответственность должны быть определены федеральными нормативными актами. На сегодняшний день единый нормативный акт, регламентирующий условия и порядок защиты служебной и профессиональной тайны, отсутствует.

Существует множество нормативных правовых актов, где фиксируется обязанность субъекта не разглашать данные, иногда определяется их состав и предусматривается ответственность. Между тем условия отнесения сведений к тайне не определены.

Читайте также:

Исключение составляет Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утв. постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 (далее - Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного пользования). Вместе с тем данное Положение:

  1. не является федеральным законом;
  2. имеет ограниченную сферу действия: подлежит применению только в федеральных органах исполнительной власти и подведомственных им предприятиях, учреждениях, организациях.

Обратите внимание!

На сегодняшний день нет единого нормативного акта, регламентирующего условия и порядок защиты служебной и профессиональной тайны

Анализ законодательства позволяет выделить следующие условия отнесения сведений к служебной или профессиональной тайне.

  • Условие 1. они не являются общедоступными.
  • Условие 2. они не составляют государственную тайну.
  • Условие 3. они могут быть сохранены в режиме служебной и профессиональной тайны (не запрещено).

Следует отметить: если сведения, составляющие профессиональную тайну, определяются федеральными нормативными актами, то в состав служебной тайны входят также данные о деятельности государственных и муниципальных органов. В связи с этим п необходимо учитывать установленные ограничения и запреты на отнесение определенных сведений к тайне.

Меры по защите служебной тайны

Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер.

Для установления режима служебной и профессиональной тайны обладатель сведений должен принять ряд мер, направленных на ограничение свободного доступа. При этом содержание конкретных мер защиты в законе не раскрывается, а определены лишь их направления.

Читайте также:

Итак, меры должны быть направлены:

  1. на обеспечение защиты от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий;
  2. на соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;
  3. на реализацию права на доступ.

Какие сведения не могут быть служебной тайной

Закон об информации предусматривает, что доступ не может быть ограничен к следующим сведениям:

  1. Нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  2. Данных о состоянии окружающей среды;
  3. Сведений о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную тайну);
  4. Информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций;
  5. Иных сведений, недопустимость ограничения доступа к которым установлена федеральными законами.

Согласно Положению о порядке обращения со служебной информацией ограниченного пользования к служебной информации ограниченного распространения не могут быть отнесены:

  1. Акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных организаций, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
  2. Сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая. А также  других сведений, необходимых для обеспечения безопасности существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;
  3. Описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;
  4. Порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;
  5. Сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения и т. д.

ФЗ от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее - Закон о коммерческой тайне) определяет перечень мер по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну.

На обладателя сведений возлагается разработка и принятие мер по её защите.

Читайте также:

Меры по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну

Меры защиты информации

Содержание

Правовые меры

  1. Составление и заключение соглашений о неразглашении тайны.
  2. Включение в трудовой договор (контракт) требований о неразглашении охраняемых законодательством сведений.
  3. Разработка локальных нормативных актов по вопросам защиты данных.

Это может быть как единое Положение о профессиональной (служебной) тайне, так и несколько актов о порядке доступа к сведениям, о персональных данных, об организации конфиденциального  делопроизводства и т. д.

Организационные меры

1. Организация деятельности структурных подразделений, осуществляющих работу и охрану конфиденциальных сведений.

2. Организация работы персонала с данными, в т. ч. обучения и проверки знаний персонала.

3. Организация учёта лиц, получивших доступ к конфиденциальным сведениям.

4. Организация конфиденциального делопроизводства и работы с материальными носителями информации

Меры технической защиты

Физические, аппаратные, программные средства защиты, в т. ч. криптографической

Разрабатываем локальный нормативный акт о служебной тайне

Важным этапом в защите сведений является разработка ряда локальных нормативных актов.

В соответствии с Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного пользования руководитель федерального органа исполнительной власти определяет:

  • категории должностных лиц, уполномоченных относить информацию к разряду ограниченного распространения;
  • порядок передачи служебной тайны другим органам;
  • порядок снятия пометки «Для служебного пользования»;
  • организацию защиты сведений ограниченного распространения.

Законодательства содержит требование в отношении ряда нормативных актов принимать их с учетом мнения представительного органа работников. Относится ли это к локальным актам о защите профессиональной тайны?

Законодательство не содержит специальных требований к принятию локальных актов о защите профессиональной тайны. Поэтому такие локальные нормативные акты могут приниматься работодателем без участия представителей работников.

Читайте также:

Статья 8 ТК РФ предусматривает несколько способов принятия локальных нормативных актов.

  • Способ 1. Работодатель принимает локальный нормативный акт единолично.
  • Способ 2. Работодатель принимает локальный нормативный акт с учетом мнения представительного органа работников (в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями).
  • Способ 3. Работодатель принимает локальный нормативный акт по согласованию с представительным органом работников (в случае, если это предусмотрено коллективным договором или соглашением).

Закрепляем условие неразглашения служебной тайны в трудовом договоре

К мерам правовой защиты информации относится включение в трудовые договоры ( контракты) соответствующих работников условия об обеспечении сохранения конфиденциальности.

Можно ли привлечь сотрудника к ответственности за разглашение, если обязательство о ее неразглашении сведений по каким-либо причинам не было зафиксировано в трудовом договоре?

Согласно ст. 57 ТК РФ такое условие является дополнительным условием трудового договора. Вместе с тем обязанность сохранять конфиденциальность сведений возложена на работника в силу прямого предписания нормативного акта, независимо от усмотрения работодателя.

Из смысла ч. 5 ст. 57 ТК РФ следует, что невключение в трудовой договор уже установленных в других правовых актах прав и обязанностей не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения обязанностей. Это означает, что независимо от наличия в трудовом договоре такого условия работник обязан сохранять данные сведения в режиме конфиденциальности.

Следовательно, он может быть привлечен к ответственности за неисполнение данной обязанности, даже если она прямо не закреплена в его трудовом договоре.

Читайте также:

В то же время представляется необходимым указывать в трудовом договоре работника условие о сохранении конфиденциальности сведений, несмотря на закрепление подобной обязанности в нормативных правовых актах. Такая позиция обусловлена рядом обстоятельств:

  1. условие о неразглашении будет являться доказательством того, что сотрудник принял на себя обязанности;
  2. данное условие носит информационный характер (напомнит работнику о необходимости соблюдения тайны);
  3. позволит определить круг лиц, трудовыми обязанностями которых предусмотрен доступ к тем или иным охраняемым законом сведениям;
  4. согласно п. 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление от 17.03.2004 № 2) в случае оспаривания работником увольнения по подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодатель должен представить доказательства, свидетельствующие, что работник обязывался не разглашать такие сведения. Доказательством принятия работником на себя соответствующих обязательств будет являться трудовой договор (или дополнительное соглашение к нему).

Всех лиц, которые могут получить доступ к профессиональной тайне, можно поделить на группы.

  • Группа 1. Лица, профессия которых непосредственно связана с получением и обработкой информации, в т. ч. персональных данных (врачи, аудиторы, нотариусы, адвокаты и др.).
  • Группа 2. Лица, оказывающие содействие в осуществлении профессиональной деятельности первой группы лиц, т. е. вспомогательный персонал - помощники, секретари, младший медицинский персонал и др.
  • Группа 3. Лица, которые еще не получили соответствующего профессионального статуса, но проходят стажировку и обучение в этих целях.

Вместе с тем не все нормативные акты, закрепляют обязанность второй и третьей группы работников хранить тайну. Отсутствие закрепленной обязанности обуславливает невозможность привлечения лица к ответственности за ее разглашение.

Что касается служебной тайны, то обязанность обеспечить конфиденциальность возлагается на все категории государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон о государственной гражданской службе) в контракте может быть предусмотрено условие о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений. Аналогичное условие установлено и для муниципальных служащих.

Читайте также:

Привлекаем к ответственности за разглашение служебной и профессиональной тайны

Рассмотрев меры защиты, остановимся на ответственности за неисполнение обязанностей по сохранению режима конфиденциальности.

Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться за судебной защитой. Это можно сделать путем предъявления иска о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации.

При решении вопроса о наступлении ответственности за нарушение законодательства в данной области необходимо обратить внимание на несколько обстоятельств:

  1. необходимо принятие обладателем информации мер по соблюдению конфиденциальности и требований по ее защите. Согласно ст. 17 Закона об информации требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные требования.
  2. имеет значение способ нарушения законодательства о. Нарушение законодательства может быть совершено различными способами: собирание, распространение, разглашение, использование, передача, похищение, выдача, утрата информации (материальных носителей), а также нарушение порядка обращения с материальными носителями информации, конфиденциального делопроизводства и доступа к информации.
  3. как уже было отмечено, различия в правовом регулировании труда работников, порождают отличия в ответственности за нарушение данной обязанности. В частности, различаются виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения.

Нарушение требований Закона об информации влечет наступление дисциплинарной, гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности.

Читайте также:

Дисциплинарная ответственность за разглашение служебной тайны

В первую очередь дисциплинарная ответственность наступает за разглашение сведений, которое может являться основанием для расторжения трудового договора с по подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Условия правомерности расторжения трудового договора по данному основанию следующие.

  • Условие 1. Сведения, которые сотрудник разгласил, относятся к охраняемой тайне либо составляют персональные данные другого работника.
  • Условие 2. Эти сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
  • Условие 3. Работник обязывался не разглашать такие сведения (п. 43 Постановления от 17.03.2004 № 2).
  • Условие 4. Соблюден порядок применения дисциплинарных взысканий. Так как увольнение по п. 6 ст. 81 ТК РФ является дисциплинарным взысканием (ч. 2 ст. 192 ТК РФ), при его наложении необходимо получить письменное объяснение от работника. Также нужно учесть тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также соблюсти сроки применения взыскания.

Особенности привлечения к ответственности госслужащего за разглашение служебной тайны

Разглашение сведений, составляющих охраняемую федеральным законом тайну является основанием для расторжения контракта и увольнения государственного гражданского служащего по подп. «в» п. 3 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе.

При освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе

Согласно ст. 57 Закона о государственной гражданской службе увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным подп. «в» п. 3 ч. 1 ст. 37 этого Закона, является дисциплинарным проступком.

Поэтому при увольнении государственного гражданского служащего также необходимо соблюдение порядка применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного ст. 58 Закона о государственной гражданской службе. По аналогии с ТК РФ порядок применения дисциплинарного взыскания в отношении государственных гражданских служащих включает требование о предоставлении письменного объяснения.

Читайте также:

До применения взыскания следует провести проверку. В ее ходе должны быть установлены:

  • факт совершения дисциплинарного проступка;
  • вина гражданского служащего;
  • причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;
  • характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
  • обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении проверки.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится проверка, может быть временно отстранен от должности  на время проверки. При этом за ним сохраняется денежное содержание по замещаемой должности.

По результатам проверки составляется письменное заключение, где указываются:

  • факты и обстоятельства, установленные по результатам проверки;
  • предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении взыскания.

Сроки применения дисциплинарного взыскания к государственному гражданскому служащему совпадают с установленными ст. 193 ТК РФ.

Кроме того, согласно ст. 43  ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», помимо оснований, предусмотренных законодательством РФ о труде, прокурорский работник может быть уволен в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры в случае разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну (подп. «д» п. 1 ст. 43).

Так как прекращение трудовых отношений возможно только за разглашение служебной и профессиональной тайны за совершение иных неправомерных действий следует применять иные виды дисциплинарных взысканий.

Основаниями расторжения трудового договора с муниципальным служащим являются основания, предусмотренные ТК РФ, а также несоблюдение запретов, предусмотренных ст. 14 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Следует обратить внимание на тот факт, что ст. 14 данного Закона запрещает использование информации. А значит, существует возможность увольнения муниципального служащего не только за разглашение, но и за незаконное использование информации с ограниченным доступом.

Читайте также:

Материальная ответственность за разглашение служебной тайны

Разглашение конфиденциальных сведений может послужить основанием для применения полной материальной ответственности в случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 7 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

Возможно двоякое толкование данной нормы. С одной стороны, к случаям, предусмотренным федеральными законами, можно отнести все законы, где закреплена обязанность лица «не разглашать» охраняемые законом данные. И при наличии такой обязанности работник несет полную материальную ответственность.

С другой стороны, данную норму можно понимать иначе: если в федеральном законе предусмотрено наступление полной материальной ответственности за разглашение охраняемой законом тайны. Однако подобные нормативные правовые акты отсутствуют.

Вряд ли можно считать случаем, необходимым для применения п. 7 ч. 1 ст. 243 ТК РФ, норму ст. 26 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Она предусматривает, что за разглашение банковской тайны должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

Несмотря на то что ряд норм указывает на возмещение убытков в порядке, предусмотренном законодательством РФ (к примеру, ст. 9 Закона об аудиторской деятельности), порядок возмещения убытков должен осуществляться, по всей видимости, по нормам ГК РФ, а не ТК РФ.

В любом случае существует проблема определения размера причиненного ущерба (убытков). Если к таким случаям материальной ответственности отнести указание в законодательстве на «иную» ответственность, то такие законы существуют.

Читайте также:

Например, Закон о персональных данных указывает, что за нарушение правил, установленных данным Федеральным законом, возможно наступление гражданской, уголовной, административной, дисциплинарной и иной предусмотренной законодательством РФ ответственности (ст. 24).

Согласно ст. 90 ТК РФ за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника, возможно привлечение к материальной ответственности. Однако следует обратить внимание на тот факт, что в п. 7 ч. 1 ст. 243 ТК РФ нет указания на возможность привлечения к полной материальной ответственности за разглашение персональных данных.

Ввиду неоднозначности п. 7 ч. 1 ст. 243 ТК РФ разглашение конфиденциальных данных, а также персональных данных может послужить основанием для привлечения работника к полной материальной ответственности по пп. 5 и 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ. Ответственность наступает за причинение ущерба в результате преступных действий, установленных приговором суда или в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом.

В остальных случаях работник несет только ограниченную материальную ответственность, т. е. возмещает ущерб в пределах среднего заработка.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что Закон о государственной гражданской службе не предусматривает материальной ответственности служащего за причиненный ущерб. Поэтому, руководствуясь ст. 73 этого Закона, нормы трудового права применяются к государственным гражданским служащим в части, не урегулированной данным Законом.

Читайте также:

Гражданско-правовая ответственность за разглашение служебной тайны

Гражданское законодательство предусматривает возмещение убытков, причиненных нарушением обязательств по сохранению конфиденциальности данных.

Правонарушение

Ответственность

Основание

Разглашение банком данных, составляющих банковскую тайну

Возмещение клиенту причинённых убытков

Статья 857 ГК РФ

Нарушение страховщиком тайны страхования

В зависимости от рода нарушенных прав и характера нарушения ответственность в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 150 ГК РФ (нематериальные блага)

Статья 946 ГК РФ

Разглашения аудиторской тайны аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, саморегулируемой организацией аудиторов, а также иными лицами, получившими на основании настоящего Закона и других федеральных законов

Возмещение причинённых убытков

Статья 9 Закона об аудиторской деятельности

Разглашение антимонопольным органом либо его должностными лицами информации, составляющей коммерческую, и иную охраняемую законом тайну

Возмещение вреда (за счёт казны РФ)

Статья 26 Закона о защите конкуренции

Административная ответственность за разглашение служебной тайны

Лицо, разгласившее конфиденциальные, может быть привлечено к административной ответственности.

Правонарушение

Ответственность

Статья КоАП РФ

Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, когда разглашение влечёт уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ (недобросовестная конкуренция)

Административный штраф на гражданина в размере от 500 до 1 000 руб.; на должностных лиц - от 4 000 до 5 000 руб.

13.14

Разглашение данных о мерах безопасности, применённых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа либо в отношении его близких

Административный штраф на гражданина в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц - от 500 до 1 000 руб.

17.13

Уголовная ответственность за разглашение служебной тайны

Нарушение обязательств по защите конфиденциальных данных может послужить основанием для применения уголовной ответственности. При этом тяжесть наказания в данном случае зависит от конкретного преступления.

Следует обратить внимание на ужесточение уголовной и административной ответственности должностных лиц и лиц, которым конфиденциальные данные доверены в связи с исполнением профессиональных обязанностей.

Читайте также:

Таким образом, законодательство РФ предусматривает обязанность по сохранению конфиденциальности служебной и профессиональной тайны. Вместе с тем защита конфиденциальной информации обеспечивается комплексом мер, принимаемых ее обладателем. Установление таких мер препятствует нарушению норм о защите информации с ограниченным доступом и позволяет привлечь виновных лиц к ответственности

Пример оформления обязательства о неразглашении профессиональной тайны

Служебная тайна: определяем, сохраняем, защищаем

Увеличить изображение

Читайте также:

Читайте в этом месяце

    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      Актуально


      Рассылка




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года

      
      • Мы в соцсетях
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение статьи

      Вы находитесь на первом профессиональном сайте для специалистов по кадрам. Для Вас актуальные новости и статьи по кадровому делопроизводству и трудовому законодательству.

      Ваш подарок при регистрации: набор плакатов по кадровому делу, которые можно распечатать и повесить в офисе!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль