От профессиональных стандартов к образовательным программам

3877
В основе разработки образовательных стандартов и программ учебных заведений профессионального образования авиастроительной отрасли заложен компетентностный подход – ориентация на знания, умения и навыки, которыми, исходя из профессиональных стандартов, должен обладать выпускник.

Наличие профессиональных стандартов в авиастроительной отрасли позволяет минимизировать расхождения между требованиями работодателей и уровнем подготовки выпускников профессиональных учебных заведений, создать основания для пересмотра федеральных государственных образовательных стандартов с учетом условий, диктуемых рынком труда, повысить конкурентоспособность кадров в контексте предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию. Подготовка учащихся в рамках таких стандартов позволит будущим выпускникам при минимальной адаптации в коллективе занимать должности, соответствующие уровню полученного образования.

Профессиональный стандарт - основа требований к компетенциям

Очевидный критерий качества подготовки специалистов в системе профессионального образования – соответствие ха- рактеристик выпускника (компетентности) требованиям рынка труда. Основным результатом деятельности образовательного учреждения должен стать сформированный набор заявленных государством и профессиональым сообществом ключевых компетенций специалиста. Такого рода требования формулируются в виде отраслевых стандартов для каждой профессии, которые приходят на замену устаревающим квалификационным справочникам.

Профессиональный стандарт это многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках области профессиональной деятельности (ОПД) требования к содержанию и условиям труда, а также компетенциям специалистов разных квалификационных уровней. Он разрабатывается на основании перечня функций, которые должны выполняться в конкретной ОПД (а не описания того, кто их выполняет). Профессиональный стандарт создается формируемыми для этого экспертными группами отраслевых ассоциаций и объединений работодателей.

От профессиональных стандартов к образовательным программамОт профессиональных стандартов к образовательным программам

Подготовка такого документа преследует следующие цели:

  • установление и соблюдение единых требований к качеству труда в ОПД;
  • описание видов трудовой деятельности (ВТД) в отрасли, а также выявление новых ВТД или изменений в содержании и организации труда;
  • установление квалификационных требований для системы профессионального образования.

Профессиональный стандарт предназначен для решения следующих задач:

  • создание отраслевой системы квалификаций;
  • согласование и унификация ВТД и должностей;
  • разработка должностных инструкций для соответствующей области профессиональной деятельности;
  • тарификация должностей,
  • проведение сертификации/ аттестации сотрудников;
  • разработка стандартов профессионального обучения и образовательных программ, основанных на модульно-компетентностном подходе, а также подготовка учебно-методических материалов;
  • создание механизма оценки выпускников профессиональных учебных заведений.

Основные структурные единицы данного стандарта - профессиональные функции, включающие трудовые действия, которые, в свою очередь, определяют профессиональныекомпетенции (ПК). Последние подразумевают знания, умения, навыки (ЗУНы), формулируемые в виде дидактических единиц (ДЕ) (принципиальную схему структуры ПК см. на рис. 1).

Разработка профессиональных стандартов должна начинаться с всестороннего описания ОПД и входящих в нее ВТД, т.е. с создания функциональной карты области профессиональной деятельности. В авиастроительной отрасли в ее основу положен жизненный цикл изделий авиационной техники (см. рис. 2).

С учетом основных этапов жизненного цикла изделий было разработано пять профессиональных стандартов:

1. Проектирование и конструирование авиационной техники.

2. Проектирование и конструирование механических конструкций, систем и агрегатов летательных аппаратов.

3. Прочностные расчеты авиационных конструкций.

4. Разработка комплексов бортового оборудования авиационных летательных аппаратов.

5. Послепродажное обслуживание авиационной техники.

От профессиональных стандартов к образовательным программамОт профессиональных стандартов к образовательным программам

В целом разработка профессиональных стандартов позволяет решить ряд актуальных задач, стоящих перед отечественной системой подготовки кадров, среди которых выделяются следующие:

  • обеспечение соответствия программ обучения требованиям рынка труда;
  • формирование перечня профессиональных компетенций, которыми должен обладать специалист, исходя из текущих потребностей работодателей;
  • создание научно-методической базы для оценки качества выпускников, проведения сертификации кадров;
  • обеспечение согласованности профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов;
  • вовлечение работодателей и учебных заведений профессионального образования во взаимодействие на разных уровнях.

Компетентностный подход к подготовке образовательных программ

На базе профессиональных стандартов разрабатываются образовательные стандарты и программы учебных заведений профессионального образования. Рассмотрим методику их создания на примере профессионального стандарта «Прочностные расчеты авиационных конструкций». На рис. 3 представлены ключевые этапы методики. Исходные данные - требования к специалисту, сформулированные в виде профессиональных компетенций. В целом, этапы формирования учебно-методических комплексов на основе компетент-ностного подхода представлены на рис. 4.

Перечислим профессиональные компетенции рассматриваемого стандарта «Прочностные расчеты авиационных конструкций»:

1. Способность читать техническую и конструкторскую документацию.

2. Готовность оформлять техническую и конструкторскую документацию.

3. Владение основными принципами подготовки и модификации технических и конструкторских данных с использованием компьютерных или ручных технологий.

4. Готовность использовать отраслевые, национальные и международные стандарты.

5. Владение методами расчета на прочность, жесткость и устойчивость элементов авиационных конструкций с применением стандартных и специализированных пакетов прикладных программ, основанных на современных CAD/CAE-технологиях.

6. Готовность использовать стандартные средства АПКР.

7. Готовность использовать стандартные детали и сборочные единицы при разработке авиационных конструкций.

8. Способность выявлять конструкторские ошибки и просчеты.

9. Готовность осуществлять техническую поддержку экспериментальных исследований и испытаний.

10. Владение основами технологии разработки программного обеспечения.

11. Готовность использовать системы геометрического моделирования.

12. Понимание способов передачи и восприятия нагрузок.

13. Владение базовыми навыками проектирования и конструирования авиационных конструкций, систем бортового оборудования.

14. Готовность использовать метод конечного элемента.

15. Способность к инженерному анализу конструкции.

16. Владение методиками определения различных типов нагрузок на агрегаты летательного аппарата.

17. Владение методами структурного, кинематического, динамического и силового анализа и синтеза конструкций и механизмов с заданными характеристиками.

18. Знание различных свойств авиационных материалов.

19. Владение методиками прочностных расчетов авиационных конструкций с учетом аэромеханики летательного аппарата.

20. Владение методиками расчета на прочность изделий из композиционных материалов.

21. Знание испытательной базы летательного аппарата.

22. Готовность обеспечивать соответствие разрабатываемых конструкций требованиям технологии опытного и серийного производства.

23. Владение методами теории надежности.

24. Владение методиками проведения прочностных расчетов различных типов авиационных конструкций отдельных элементов, узлов и агрегатов.

25. Владение методиками проведения расчетов массово-инерционных характеристик летательного аппарата его систем и агрегатов.

От профессиональных стандартов к образовательным программам

26. Готовность разрабатывать и применять комплекс мер по обеспечению безопасности летательного аппарата на всех стадиях его жизненного цикла.

Для разработки нормативных и учебно-методических материалов, необходимых для обеспечения подготовки кадров, следует еще более детально структурировать компетенции. Это целесообразно сделать при создании профессионального стандарта с помощью экспертных рабочих групп, состоящих из представителей отрасли и специалистов системы профессионального образования. При формировании данных групп и определении их качественно-количественного состава можно использовать методики оценки уровня привлекаемых экспертов, получения экспертной информации и др., предлагаемые в настоящее время теорией принятия решений.

Методика структурирования компетенций включает несколько этапов:

1. Определение полного перечня дидактических единиц (ЗУНов), которые составляют содержательную основу компетенции.

Рассмотрим в качестве примера профессиональную компетенцию № 5: «Владение методами расчета на прочность, жесткость и устойчивость элементов авиационных конструкций с применением стандартных и специализированных пакетов прикладных программ, основанных на современных CAD/CAE-технологиях» (см. табл. 1).

2. Разбиение дидактических единиц на модули в соответствии с уровнями целей обучения (см. табл. 2, 3). Это позволит оценить применяемые образовательные технологии, сформировать систему контрольных испытаний и определить глубину проработки материала студентом.

3. Установление последовательности изучения дидактических единиц.

Подобные таблицы составляются (разными группами экспертов) по каждой компетенции. Анализ таблиц позволяет выделить так называемое отраслевое «ядро» профессиональной компетенции.

От профессиональных стандартов к образовательным программамОт профессиональных стандартов к образовательным программам

От профессиональных стандартов к образовательным программам

От профессиональных стандартов к образовательным программамОт профессиональных стандартов к образовательным программамОт профессиональных стандартов к образовательным программамОт профессиональных стандартов к образовательным программам

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль