Работа со взглядами и установками

3004
Продолжаем публикацию кейсов по управлению персоналом, подготовленных старшим партнером, тренером- консультантом KPG Training Center Ivanova&Lebedeva Светланой Ивановой. Все кейсы этой серии содержат варианты решения, разумеется, не являющиеся единственно верными. Поэтому предлагаем читателям присылать свои решения в редакцию на адрес olobanova@mcfr.ru. Лучшие из них будут опубликованы на сайте журнала, а их авторы получат полезный приз – книгу по HR-тематике.

Во многих случаях поведение людей определяется не столько их выгодами и мотивами, сколько установками и принципами, которых они придерживаются в жизни. В некоторых ситуациях эти взгляды ошибочны, и требуется определенная работа по их изменению. Предлагаем несколько кейсов, в которых именно такая задача стоит перед руководителем. Чтобы успешно их решить, рассмотрим следующие инструменты: рефрейминг, психодраму, метафорическое влияние (классическая метафора и метафорическая история), гиперболу.

Психодрама - сложный комплексный метод. Рассмотрим один из его подходов - смену роли человека (сотрудника, которого нужно развивать) на противоположную нынешней. Например, руководитель неправильно ведет себя с подчиненными или менеджер по продажам - с клиентами. При применении приема психодрамы нужно поставить сотрудника в ситуацию, где его роль будет противоположной той, которая есть сейчас, и задать алгоритм нового поведения. Следует избегать формулировки: «поставь себя на его место», - это существенно снижает вовлеченность человека в ситуацию. Гораздо лучше вариант: «представь себе, что ты...».

Рефрейминг - это прием, позволяющий показать человеку ситуацию с другой, непривычной для него стороны. Например, работнику - точку зрения начальника. Рефрейминг может осуществляться разными способами: по контексту («мне некогда сейчас заниматься планированием дня, так как много дел - ты сможешь выполнить это гораздо быстрее и в итоге сэкономишь время»), путем представления противоположности («трудный клиент - бесплатный тренинг»), с помощью приема «зато» («потратишь время на тренинг, зато потом с помощью новых навыков сможешь увеличить объем продаж»).

Метафора - яркое образное сравнение, позволяющее воздействовать на человека, особенно если у него хорошо развито образное мышление. Пример метафоры: «Время -это река, по которой вы плывете на лодке. Можете ли вы управлять рекой? Разумеется, нет. Но вы можете управлять лодкой, а также выбирать -плыть ли по быстрым или более спокойным участкам реки».

Метафорическая история как разновидность метафорического влияния основана на эффекте проекции: слушая рассказы о людях, схожих с собой, человек примеряет их ситуации на себя. Таким образом, осуществляется воздействие на сознание и эмоции. адрес, особенно со стороны коллег, равных ей по статусу. Собственно, это и не совсем критика, а, скорее, высказываемые на общих совещаниях корректировки ее идей и предложений. Выслушав и восприняв эти замечания, она могла бы «отшлифовать» свои идеи, улучшить их. Однако вместо этого обижается, старается меньше говорить, не желая слышать подобную критику.

Гипербола – преувеличение, позволяющее донести до человека абсурдность его поведения. Например, обидчивому сотруднику со вспыльчивым характером слегка иронично советуют сразу дать недругу «в морду» (конечно, если есть уверенность, что человек адекватен и имеет чувство юмора).

Задача – в каждом кейсе предложить минимум по одному инструменту работы по изменению установок человека.

Кейс 1

Недавно назначенный руководитель привычно рассуждает: «Легче сделать самому, чем объяснять и делегировать другим». В результате он перегружен, а у сотрудников работы недостаточно, при этом некоторые из них недовольны тем, что им не поручают задач, и воспринимают это как недоверие к себе.

Кейс 2

Молодая женщина, стремясь к карьерному росту, в то же время сильно переживает по поводу того, что недостаточно хорошо выполняет материнский долг, так как не все свое время может уделять маленькому ребенку.

Кейс 3

Руководитель среднего звена боится критиковать коллег и подчиненных, так как сильно ориентирован на хорошие отношения и не хочет никого задеть или обидеть. Вместе с тем, во многих случаях его критические замечания могли бы позитивно повлиять на ход событий.

Кейс 4

Молодая сотрудница чрезвычайно болезненно реагирует на критику в свой замечания, она могла бы «отшлифовать» свои идеи, улучшить их. Однако вместо этого обижается, старается меньше говорить, не желая слышать подобную критику.

Варианты решений

Кейс 1

Рефрейминг: «Действительно, ты потратишь час, чтобы научить подчиненного, а сам сможешь сделать то же самое за полчаса. Зато потом, когда задание будет выполнять обученный тобой сотрудник, ты свои полчаса сэкономишь».

Психодрама: «Вспомни, ты тоже когда-то был неопытным. Если бы тебе руководитель ничего не объяснял и не доверял, а все делал сам, смог бы ты стать тем, кто ты есть сейчас?»

Метафора: «Представь себе военного командира, который сам передает по рации сообщения, сам роет окопы, сам бежит в атаку, а его солдаты в это время спокойно курят. Как ты думаешь, сможет ли он выиграть войну?»

Гипербола: «Когда ребенка учат одеваться, это, как правило, занимает много времени, гораздо быстрее его одеть кому-то из родителей.»

Кейс 2

Рефрейминг: «Посмотри на ситуацию с другой стороны: кто будет для дочери в 15-16 лет примером - домохозяйка или успешная процветающая женщина, с которой всегда есть о чем поговорить? В этом возрасте у ребенка будут свои интересы, в основном, не касающиеся семьи. Чем ты тогда будешь заниматься?»

Психодрама: «Вспомни своих родителей, ведь они работали, а ты выросла хорошим и успешным человеком. Думаешь, ты стала бы лучше, если бы мама сидела дома, а не была для тебя интересным человеком, с которого ты брала пример?»

Метафора: «В дворянских семьях не было традиции проводить все время с детьми, однако многие из них выросли прекрасными людьми, любящими своих родителей. Один писатель в мемуарах выразил такую мысль: «Меня воспитала вечерняя полоска света под дверью кабинета моего отца».

Гипербола: «Можно и в парикмахерскую не ходить, косметолога не посещать, так как это время ты могла бы провести с ребенком».

Работа со взглядами и установками

Кейс 3

Рефрейминг: «Человек может расстроиться из-за критики, зато ты даешь ему шанс стать лучше. Не говоря людям об их недостатках, ты не даешь им развиваться, потому что многие не видят себя со стороны».

Психодрама: «Представь себе, что ты идешь по улице на важную встречу, и у тебя какой-то беспорядок в одежде. Рядом идет коллега и видит это, но стесняется сказать. В результате ты на важной встрече произвел плохое впечатление и не смог добиться того, чего хотел. Как ты считаешь, твой коллега был прав?»

Метафора: «Когда я только начинала работать, у меня была такая ситуация: я вместе с руководителем поехала к клиенту, и после встречи начальник четко сказал мне о моих недостатках в имидже и ошибках, допущенных на переговорах. В дальнейшем мне удалось их исправить, и я до сих пор благодарна руководителю, потому что до этого случая и не подозревала, как выгляжу со стороны».

Гипербола: «Можно хвалить как за опоздание, так и за ошибки, - ведь главное для тебя, чтобы люди были довольны и тебя любили».

Кейс 4

Рефрейминг: «Посмотрим на ситуацию с другой стороны: будут ли люди, которые к тебе плохо относятся, тратить на тебя свое время? Скорее всего, нет. Значит, коллеги показывают тебе, что ты для них значимый человек, и они хотят помочь тебе улучшить твои идеи».

Психодрама: «Ты делаешь замечания своему ребенку? Вероятно, да? Значит ли это, что ты его не любишь? Ведь ты считаешь, что коллеги, делая критические замечания о твоих идеях, стремятся тебя задеть, обидеть. Получается, ты стремишься сделать то же самое, критикуя своего ребенка?»

Метафора: «Бывает, что нам не нравится собственное отражение в зеркале. Например, «поплыл» макияж или выбился локон. Можно, конечно, в зеркало не смотреть, чтобы избежать неприятных эмоций, но только в этом случае у нас не будет шансов исправить недостатки во внешности, и в важный момент мы можем оказаться в неловкой ситуации».

Гипербола: «Можно ведь считать и так: если мне не улыбнулся знакомый, то это уже повод для обиды на него».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль