PRO-персонал

Рабочее время водителя

  • 18 июня 2019
  • 2541

В этой статье расскажем, что входит в рабочее время водителя, в каких случаях устанавливается суммированный учет, как избежать ошибок при расчете и оформлении документов. Скачайте готовые образцы.

Рабочее время и время отдыха водителей

Все водители работают по предварительно составленным графикам. Как правило, их составляют помесячно, но иногда специфика работы требует охватить более длительный период. Поскольку для управления автотранспортом очень важно психическое и физическое состояние, в трудовом графике людей этой специальности обязательно учитываются не только часы работы, но и отдыха.

Режим рабочего времени водителей разных специализаций может сильно различаться в деталях, но имеет общую структуру. Вот основные элементы:

  • Начало и окончание рабочего дня или смены.
  • Обязательные промежутки отдыха.
  • Время для приема пищи.
  • Даты еженедельного отдыха.

В зависимости от особенностей трудового процесса, учитывают рабочее время этой категории работников по одной из двух схем:

1. Ежедневная. Это стандартный вариант, такой же, как у большинства трудоустроенных граждан.

2. Суммированная. При этом режиме рабочие дни могут иметь разную продолжительность. В отдельные дни или недели часовая нагрузка превышает норму, но сумма часов за представленный в графике период все равно укладывается в установленный законом норматив.

Как по-новому оформлять путевой лист: изменения, которые касаются кадровика

Путевые листы с 2019 года заполняются по новым правилам. За ошибку при их оформлении могут оштрафовать аж пять ведомств. Эксперты журнала "Справочник кадровика" проанализировали нововведения и выбрали те, которые вам обязательно нужно учитывать.

С ежедневным учетом все более или менее просто, а вот суммированный требует более детального изучения. Это мы и сделаем далее.

Помимо периодов непосредственного управления авто, в водительское рабочее время (РВ) включено еще множество составляющих:

  • Спецперерывы в дороге и пунктах назначения. Подготовка транспортного средства перед сменой и обслуживание после. Другая сопутствующая выезду/приезду работа.
  • Медосмотры до и после поездки.
  • Посадка и высадка пассажиров либо погрузка/разгрузка машины.
  • Простои, если они произошли не по вине шофера.
  • Ремонт и техобслуживание авто.
  • Охрана груза. С этим сталкиваются, в основном, дальнобойщики, работающие на междугородных или международных рейсах, которые длятся несколько дней. Если есть необходимость в охране груза, эта обязанность должна быть обязательно прописана в трудовом договоре.
  • Пребывание в машине без управления ею. Речь идет о рейсах, куда отправляются два или более шофера.

Если водитель охраняет груз, РВ засчитывают не полностью, но не меньше 30%. То же самое с несколькими работниками в экипаже — тем, кто не рулит, но находится в машине, засчитывают половину рабочего времени.

В силу специфики водительской работы строго регламентированы не только периоды труда, но и отдыха. Он делится на три основные категории:

1. Обеденный перерыв – продолжительностью до двух часов, но не меньше получаса. Если смена длинная (больше 8 часов), этот перерыв можно дробить на два, сохраняя суммарную продолжительность.

2. Отдых между сменами. В него засчитывается также и обеденный перерыв. На водительском сленге это «отстои», то есть период, когда работнику надо буквально стоять, не ехать.

Для ежедневного учета работает правило: водитель должен ежедневно отдыхать вдвое дольше, чем работать. То есть отработал 8 часов — должен отдохнуть не меньше 16. Если смена длится 7 часов, то на законный отдых отводится 14 часов, значит, следующий день разрешено начать раньше. При суммированном учете рабочего времени водителя автомобиля ежедневный минимум отдыха — 12 часов. Есть исключения, когда его сокращают:

  • На городских и пригородных регулярных рейсах допустимо прерываться всего на 9 часов. При этом после каждой второй смены надо дать шоферу отдых на 48 часов минимум. Это полноценные выходные, но не надо путать их с еженедельными.
  • На междугородных рейсах допустимо отдыхать по 11 часов между сменами. Но в пределах рабочей недели водитель должен добрать неиспользованные часы отдыха. Можно дробить ежедневный отдых, но так, чтобы хоть одна часть длилась 8 часов непрерывно.

3. Еженедельный выходной. Минимум — 42 часа, причем междусменный отдых сюда не включается. Например, если после смены водителю полагается 12 часов отдыха, плюс 4 часа он «недоотдыхал» за неделю, а после этого периода начинаются недельные выходные, то получается больше двух суток отдыха:

42 + 12 + 4 = 56 ч.

Специальные перерывы

Через первые 4 часа вождения шофер должен сделать специальный перерыв — не меньше, чем на 15 минут. Далее в процессе работы такие перерывы надо делать не реже, чем через 2 часа вождения.

Это требование связано с тем, что для водительской работы характерно накопление усталости – как физической (от вибрации и шумов), так и эмоциональной (от необходимости постоянно контролировать дорожную ситуацию).

Должностные инструкции: когда кадровики создают себе проблемы на ровном месте

Учет рабочего времени водителей

Как уже говорилось, схема учета простая. Если режим труда водителя такой же, как у большинства трудящихся других специальностей, на него распространяется стандартное требование ТК: нормальная продолжительность рабочего времени составляет 40 часов в неделю. При 5-дневке предельная длительность смены составляет 8 часов, а у работающих по 6-дневке допускается смена до 7 часов.

Помня о «сложном составе» рабочего времени водителя, надо учитывать, что при 8-ми или 7-часовом дне в график должны также входить периоды отдыха, отстои, медосмотры и другие служебные процедуры.

Нельзя замещать обязательные перерывы для отдыха обеденными — это разные периоды, каждый из которых должен быть отмечен в графике.

Вот, например, как может выглядеть водительская 8-часовая смена:

Операция

Время по факту,

часов

Учтенное рабочее время, часов

Подготовка к выезду, медосмотр

0,5

0,5

Управление транспортом

3

3

Пребывание в машине, пока ведет второй водитель

3

1,5

Управление транспортом

3

3

Итого

9,5

8

Учет рабочего времени водителей грузовых автомобилей

Требования к организации труда и отдыха водителей грузовиков уже описаны выше. Стоит отдельно остановиться на дополнительном устройстве, необходимом для учета их рабочего времени — тахографе. Это своего рода «бортовой самописец», которым оборудуются грузовики. Он фиксирует периоды управления и отстоев, позволяя быстро проверить соблюдение нормативов.

Сотрудники дорожной полиции вправе проверять показания тахографов. Если будет выявлено нарушение режима, компанию ждет штраф 1–3 тысячи рублей. Отсутствие или неисправность прибора стоят еще дороже — до 10 тысяч рублей.

Графики работы водителей составляйте по новым правилам

Суммированный учет рабочего времени для водителей

Рейсы, которые длятся несколько дней, — не редкость в водительской сфере. Иногда это связано с дальностью поездок, иногда — с графиком работы объекта обслуживания. Так или иначе, соблюсти стандартный график с 8-часовым рабочим днем при этом не представляется возможным. В таких случаях устанавливается суммированный учет РВ.

Эта схема сложнее. Прежде всего, потому, что рассматриваемый период — не один день, а целый месяц. Иногда несколько месяцев, до полугода, например, при сезонном обслуживании. Так сказано в пункте 8 Положения об особенностях трудового режима. Самый простой пример сезонности — чартерные автобусы. Их запускают на 3–4 месяца, пока длится отпускной сезон. При этом допускается составление графика на весь сезон. Если в компании есть профсоюз или другой представительный орган трудящихся, при составлении графика надо учесть его мнение.

Суммарная длительность рабочего времени за весь учитываемый период не должна быть больше, чем установленная законом норма часов. Например, водителю предстоит отработать по сложному графику июль 2019-го. В этом месяце 23 рабочих дня. То есть предельная норма часов, разрешенная законом:

23 х 8 = 184 ч.

При этом в некоторые даты его рабочий день будет длиться дольше 8 часов. А некоторые станут днями планового отдыха (отстоя), дополнительно к еженедельным выходным. Ограничение в 40-часовую неделю тоже может быть нарушено. Такие отклонения при суммированном учете допустимы. Далее мы рассмотрим подробнее, как может выглядеть трудовой график такого водителя.

Делать смену дольше 10 часов нельзя. Также надо соблюсти ряд требований, касающихся продолжительности управления авто и отдыха.

В очень редких случаях можно продлить рабочий день до 12 часов:

  • на междугороднем рейсе, когда до места отдыха надо доехать;
  • на городском или пригородном маршруте;
  • при обслуживании медучреждения, коммунальной службы, почты-телефона-телеграфа, предприятия связи, аварийной службыу, инкассаторской бригады, органов госвласти и некоторых других структур.
Когда водитель ответит за ущерб в полном размере

Нормальная продолжительность рабочего времени водителя

Как уже говорилось, время управления автомобилем — это не то же самое, что рабочее, особенно при суммированном учете. Длительность периодов, которые можно отвести под управление транспортом, строго регламентируется. Вот какие ограничения установлены:

  • В день можно рулить не больше 9 часов. Не подряд!
  • В рабочей неделе не должно быть больше 56 часов чистого вождения.
  • В двух идущих подряд неделях — максимум 90 часов управления ТС.

Например, в первую неделю учетного периода шофер был за рулем 56 часов. Это значит, что на следующей он может управлять авто не больше 34 часов.

Из этих правил есть несколько исключений:

1. Два раза в неделю можно рулить по 10 часов за смену.

2. Управление сокращается до 8 часов в день, если это:

  • горный маршрут.
  • транспортировка длинномеров или тяжелых крупногабаритных грузов.
  • пассажирская перевозка в автобусе длиннее 9,5 метров.

Когда сотруднику нужно предоставить дополнительные или другие выходные дни: шпаргалка

Разделение времени для водителей автобуса

Часто загрузка при вождении автобусов неравномерная: высокая по утрам и вечерам и нулевая днем. Например, школьный автобус развозит учеников утром на занятия, а вечером — по домам. Днем у водителя свободное время. При таком «рваном» распорядке лучше использовать разделение, а не суммированный учет рабочего времени для водителей.

Вот основные принципы разделения:

  • делить день можно на 2 части;
  • рабочий промежуток до перерыва может длиться не больше 5 часов;
  • длительность перерыва — 3 часа максимум;
  • в перерыв не включается обед и отдых.

Вот как это может выглядеть на практике:

Операция

Время по факту,

часов

Учтенное рабочее время, часов

Подготовка к выезду, медосмотр (6:00 – 6:30)

0,5

0,5

Управление транспортом (6:30 – 10:00)

3,5

3,5

Перерыв (10:00 – 13:00)

3

0

Обеденное время (13:00 – 15:00)

2

0

Управление транспортом (15:00 – 19:00)

4

4

Итого

13

8

Этот подход применим к шоферам, которые работают на регулярных рейсах: по городу, в пригороде или между населенными пунктами.

Ненормированное рабочее время водителей автомобилей

Распространенная ситуация: большинство работников трудится с понедельника по пятницу, приходя на работу к девяти утра и уходя в шесть вечера. Обычный 8-часовой рабочий день плюс час на обед. А водители в таких компаниях часто начинают трудиться раньше, а заканчивают иногда позже. Законодательство допускает установить им ненормированный день.

В этом случае у них будут обычные для компании даты еженедельного отдыха, а вот длительность смен — отличная от других. Главное при этом не «вылезти» за рамки законной 40-часовой рабочей недели.

Такой подход применим к тем, кто управляет легковушками (кроме таксистов), а также к шоферам экспедиций, геологоразведочных бригад и других подразделений, которые трудятся в полевых условиях.

Как оформить ненормированный день, чтобы не платить за переработки

Оформление документов

Статья 91 Трудового Кодекса обязывает работодателей учитывать фактически отработанное сотрудниками время. Чтобы обеспечить учет труда водителей, требуется ведение нескольких документов. Для ежедневного учета достаточно унифицированной формы Т-12 или Т-13. Для СУ нужно дополнить эти документы графиками сменности, которые составляются и утверждаются сразу на весь учетный период.

Справочник, калькулятор и памятка, которые уберегут от ошибок в табеле

График рабочего времени водителей при суммированном учете рабочего времени

После разработки графика сменности, его надо утвердить приказом руководителя. Затем — не позже, чем за 1 месяц до старта учетного периода — ознакомить с ним работников. Это значит, что подготовку периода с суммированным учетом надо всегда начинать заранее.

За основу графика можно принять ту же унифицированную форму Т-12, но добавить графу для подписи работников: каждый, кто ознакомился с графиком, ставит дату и расписывается.

Положение о суммированном учете

Решение о введении суммированного учета принимает руководитель, но обязательно принимая во внимание позицию профсоюза. На основании этого решения формулируется и оформляется Положение о суммированном учете (СУ), которое служит обязательным дополнением к коллективному договору.

Также необходимо дополнить правила внутреннего распорядка пунктом о введении СУ, указать основание для такого решения и прописать длительность учетного периода.

Когда человек устраивается на работу, его надо ознакомить с этими правилами под роспись. Если СУ введено не на всем предприятии, а только для некоторых работников, этот момент обязательно надо отразить в трудовом договоре.

Дополнительно к перечисленным документам могут понадобиться путевые листы. На их основании начисляют зарплату тем, у кого рабочие поездки укладываются в одну смену.

Правовое регулирование труда водителей автомобилей

Вот основные акты, которые необходимо изучить, чтобы все правильно оформить и составить корректный рабочий график:

  • Глава 51 Трудового кодекса — посвящена регулированию труда водителей различных категорий. Это статьи 328 (правила оформления на работу), 329 (регламентирование и учет РВ) и 330 (о водительской дисциплине).
  • Приказ Минтранса №15 от 20.08.2004 года, который утвердил Положение об особенностях режима труда водителей.

Последняя редакция Положения относится к 03.05.2018, она утверждена приказом №170. В числе изменений — замечание, что установленные документом правила не относятся к нескольким категориям работников:

  • работающим на международных направлениях;
  • управляющим аварийно-спасательными или пожарными авто;
  • трудящимся вахтовым методом.

Ответственность за нарушение учета

Если контроль обнаружит, что в компании, где работают водители, нет графика сменности, или есть, но он нарушается, последует ответственность по статье 5.27 КоАП:

  • Компанию могут оштрафовать на 30–50 тысяч рублей, да еще и приостановить работу на 90 суток.
  • Должностному лицу грозит штраф 1–5 тысяч рублей.
  • Предприниматель также может быть забанен на 90 суток и оштрафован на 1–5 тысяч рублей.

Оформить подписку
logo
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или зарегистрируйтесь через социальные сети
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или зарегистрируйтесь через социальные сети
Зарегистрироваться
Пройдите простую регистрацию за одну минуту и получите бесплатный доступ к прочтению статьи прямо сейчас!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или зарегистрируйтесь через социальные сети.
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.