Режим работы водителей автомобилей. Что изменилось?

902
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей было утверждено еще в 2004 г. И только сейчас, спустя 10 лет, в этот документ впервые внесены изменения, причем довольно серьезные. Мы расскажем, как отныне работодателям нужно планировать работу своих водителей, а тем – соблюдать режим труда и отдыха.

Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 были установлены особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации.

10 июня 2014 г. в Минюсте России был зарегистрирован приказ Минтранса России от 24.12.2013 № 484 «О внесении изменений в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 г. № 15».

Какие изменения внесены в планирование работы водителей автомобилей?

Изменения коснулись пункта 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее – Положение), в котором излагаются правила составления графиков работы (сменности).

Изменения пункта 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей

Сравнив две редакции этого пункта, хотим обратить ваше внимание на следующие новеллы:

  1. Термин «на линии», которому свойственна некоторая неопределенность, заменен указанием на тот факт, что водители выполняют регулярные перевозки в городском и пригородном сообщении.
  2. Термин «ежемесячно» заменен указанием на то, что график работы (сменности) должен составляться каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени, при этом теперь работодатель не связан установленным в прежней редакции Положения сроком доведения графиков до сведения водителей (не позднее чем за месяц до введения их в действие): в новой редакции такой срок отсутствует.
  3. Графики по-прежнему должны утверждаться работодателем с учетом мнения представительного органа работников, процедура которого детализируется в ст. 372 Трудового кодекса РФ, но в качестве дополнения в п. 4 выделена необходимость доведения их до сведения водителей. При этом сроки доведения нормативно не установлены, и работодатели вправе исходить из конкретных условий производственного процесса, определяя эти сроки самостоятельно, как и способ доведения графиков до сведения работников.
Прочитайте полезные статьи по теме:

Обратите внимание!

Вопросы режима труда и отдыха, не регламентированные Положением, регулируются трудовым законодательством, в частности, можно выделить ст. 329 ТК РФ, где устанавливаются рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств.

Увеличен возможный количественный состав водителей на междугородных перевозках, при которых шоферу необходимо дать возможность доехать до места отдыха и продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. Как следствие, если прогнозируемое пребывание водителя в автомобиле должно было продлиться более 12 часов, в рейс направлялись два водителя, при этом автомобиль оборудовался спальным местом для отдыха водителя. В новой редакции слова «два водителя» в абз. 2 п. 10 заменены на «два и более водителей». О расширении состава водителей говорится также в новых редакциях пп. 21 и 22 применительно к времени охраны груза и автомобиля.

Кроме того, дополнен состав субъектов, при обслуживании которых водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в процессе ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов. В прежней редакции п. 12 в качестве обслуживаемых субъектов были указаны только органы государственной власти, местного самоуправления и руководители организаций. Новая редакция устанавливает дополнительно «перевозки на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях».

Претерпел ли изменения режим работы водителей автомобилей?

Согласно п. 15 Положения в новой редакции, уточнившей подп. «г» и «и», периоды рабочего времени водителя включают:

  • время управления автомобилем;
  • время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
  • подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
  • время медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
  • время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
  • время простоев не по вине водителя;
  • время проведения работ по устранению возникших на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
  • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
  • время присутствия на рабочем месте, когда водитель не управляет автомобилем при направлении в рейс двух и более водителей;
  • время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Нормы п. 18 Положения в новой редакции снимают ранее установленные временные ограничения при определении суммарной продолжительности времени управления автомобилем при суммированном учете рабочего времени.
Прочитайте полезные статьи по теме:

П. 18 Положение и режиме рабочего времени водителей

Кроме того, увеличен срок работы на междугородных перевозках, после которого должен предоставляться специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, а в дальнейшем такие перерывы предусматриваются не более чем через каждые два часа.

Так, если ранее подобный перерыв предоставлялся после первых трех часов работы, то новая редакция увеличила непрерывное время в пути до четырех часов.

Прочитайте полезные статьи по теме:

Что изменилось в режиме работы и отдыха водителей, осуществляющих международные перевозки?

В отдельных положениях новой редакции указаны «водители, осуществляющие международную перевозку» – в прежней такой дефиниции не было вовсе.

В частности, согласно п. 22 Положения в прежней редакции время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух человек, засчитывалось ему как рабочее в размере не менее 50%, при этом его конкретная продолжительность засчитывалась в рабочее время по правилам, принятым данным работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Новая редакция п. 22 Положения ограничивает состав водителей осуществляющими международную перевозку, увеличивая при этом их количество – два и более человек.

Прочитайте полезные статьи по теме:

Как теперь гарантируется право водителей автомобилей на отдых?

Во-первых, отныне они вправе самостоятельно устанавливать перерывы между двумя частями смены, что следует из обновленной редакции абз. 4 п. 13 Положения.

П. 13 Положения о режиме рабочего времени водителей

Во-вторых, п. 24 Положения, посвященный времени отдыха водителей, вводит минимальную продолжительность перерыва для отдыха и питания – не менее 30 минут (и не более двух часов), как правило, в середине рабочей смены.

В-третьих, Положение значительно дополнено в п. 25, устанавливающем длительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания, которая должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену):

Прочитайте полезные статьи по теме:

1. Сокращается продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителей при суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении с 12 часов, но не более чем на три часа.

2. Работодатель обязан учитывать удаленность места отдыха работника.

3. По письменному заявлению водителя работодатель обязан предоставлять ему ежедневный (междусменный) отдых не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом.

Прочитайте полезные статьи по теме:

4. Данное изменение возможно по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии – с иным представительным органом работников в противовес установленному ст. 372 ТК РФ требованию «учитывать мнение», что также должны принимать во внимание работодатели.

5. Дополнения конкретизируют процедуры суммированного учета рабочего времени на междугородных перевозках относительно продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок. В частности, обозначены следующие временные интервалы: не менее 11 часов с возможным сокращением до 9 часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей водителю будет предоставлен дополнительный отдых, суммарно равный времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха.

6. Время отдыха водителей на международных перевозках при суммированном учете может не сокращаться, в связи с чем его продолжительность (в течение 24 часов) может быть разбита на два или три отдельных периода, один из которых должен составлять не менее 8 часов подряд с увеличением продолжительности отдыха не менее чем до 12 часов.

7. Количественный состав водителей на международных перевозках при суммированном учете рабочего времени (по крайней мере, два водителя) предусматривает, что управление автомобилем в течение каждых 30 часов влечет за собой право каждого водителя на отдых продолжительностью не менее 8 часов подряд.

Прочитайте полезные статьи по теме:

8. В новой редакции Положения учитывается тот факт, что на междугородных перевозках могут отсутствовать места стоянки, оборудованные соответствующими дорожными знаками, в связи с чем водитель вправе – с учетом предельных значений нормативов по времени работы и ежедневного (междусменного) отдыха – следовать до ближайшего места стоянки, обозначенного дорожными знаками.

Таким образом, Положение в новой редакции существенно конкретизирует процедуры разработки графиков работы (сменности) и установления перерывов, детализирует работу водителей на междугородных перевозках. 

Статья опубликована в журнале "Справочник кадровика" №12, 2014г.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Актуально


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение статьи

Вы находитесь на первом профессиональном сайте для специалистов по кадрам. Здесь Вы найдете актуальные новости и статьи по кадровому делопроизводству и трудовому законодательству.

Ваш подарок при регистрации: номер журнала "Справочник кадровика" со всеми образцами и шаблонами документов!
Тема номера: Как подготовиться к проверке ГИТ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль