Переход на российское законодательство работодателей, находящихся в Крыму и Севастополе

87
В течение переходного периода крымские и севастопольские работодатели должны переоформить трудовые отношения со своими работниками в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Помимо Кодекса трудовые отношения в этих компаниях регулируются в указанный период нормативными правовыми актами, принятыми Автономной Республикой Крым и г. Севастополем до присоединения этих территорий к России или до принятия соответствующего нормативного правового акта РФ, а также нормативными правовыми актами Республики Крым и города федерального значения Севастополя, если эти документы не противоречат Конституции РФ (ч. 2, 3 ст. 23 Закона № 6-ФКЗ).

Трудовые отношения в переходный период

Порядок регулирования трудовых отношений в Крыму в период с 18.03.2014 по 31.12.2014 установлен в п. 2 постановления Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 № 2025-6/14 «О регулировании трудовых отношений в Республике Крым в переходный период» (далее – Постановление от 11.04.2014).

В этом документе, в частности, предусмотрены следующие правила:

Правило 1. Оформление трудовых отношений с работниками в течение переходного периода до его окончания или до принятия соответствующего нормативного правового акта Республики Крым осуществляется на основании законодательства о труде Российской Федерации. Исключение из правила предусмотрено только для лиц, занимающих должности государственных служащих в органах власти Республики Крым, а также в территориальных органах центральных органов исполнительной власти Украины, расположенных в Республике Крым, и их структурных подразделениях по состоянию на 18.03.2014: прием на государственную службу таких лиц осуществляется без проведения конкурса.

Правило 2. Увольнение всех без исключения работников в течение переходного периода должно производиться в соответствии с законодательством Украины, действовавшим на 18.03.2014.

Правило 3. Оплата труда работников, госслужащих, должностных лиц местного самоуправления, денежное довольствие военнослужащих в Крыму осуществляются в порядке, действовавшем на 18.03.2014, в пределах ранее утвержденных фондов оплаты труда.

Прочитайте полезные статьи по теме:

Аналогичного нормативного правового акта для города федерального значения Севастополя нет.

Таблица 1. Основные отличия МРОТ от минимальной заработной платы

Основные отличия МРОТ от минимальной заработной платы

Минимальная заработная плата

В переходный период крымские работодатели должны соблюдать минимальные гарантии по оплате труда, установленные законодательством РФ. Это касается и минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Зарплата сотрудника, полностью отработавшего месячную норму времени или выполнившего нормы труда, с учетом всех доплат, надбавок, стимулирующих и компенсационных выплат не может быть ниже федерального или регионального МРОТ, если он установлен в субъекте РФ (ч. 3 ст. 133, ч. 1, 4 ст. 1331 ТК РФ). При этом МРОТ в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом (ч. 4 ст. 133  ТК РФ). В то же время должностной оклад может быть меньше установленного МРОТ, так как оклад является составной частью заработной платы (ст. 129 ТК РФ).

С 01.01.2014 федеральный МРОТ составляет 5554 руб. в месяц.

Согласно постановлению Государственного Совета Республики Крым от 09.07.2014 № 2358-6/14, вступившему в силу 01.06.2014, работодателям рекомендован для установления оплаты труда МРОТ в размерах:

  • 4628 руб. – с 01.06.2014;
  • 4750 руб. – с 01.07.2014;
  • 4944 руб. – с 01.10.2014.

Кстати сказать, до настоящего времени ни в Трудовом кодексе РФ, ни в Федеральном законе от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (далее – Закон № 82-ФЗ) не раскрывается понятие МРОТ в отличие от законодательства Украины.

Прочитайте полезные статьи по теме:

Согласно ст. 95 Кодекса законов о труде Украины, ч. 1, 2 ст. 3 Закона Украины от 24.03.1995 № 108/95-ВР «Об оплате труда» минимальная заработная плата – это законодательно установленный размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может производиться оплата за выполненную работником месячную, а также почасовую норму труда (объем работ); в минимальную заработную плату не включаются доплаты, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты. Таким образом, по украинскому законодательству МРОТ – это минимальный размер тарифной ставки или оклада.

По совокупности норм ТК РФ под МРОТ обычно понимается заработная плата, которая выплачивается за выполнение трудовой функции в соответствии с трудовым договором и включает в себя помимо оклада (тарифной ставки) доплаты и надбавки компенсационного характера, стимулирующие выплаты (премии, поощрительные выплаты) (ст. 129, ч. 3 ст. 133, ст. 135 ТК РФ). В сумме все эти выплаты не могут быть ниже МРОТ. В связи с этим трудовое законодательство РФ допускает установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы в размере меньше МРОТ (письмо Минздравсоцразвития России от 09.07.2010 № 22-1-2194).

Законопроектом № 434587-6 «О внесении изменений в статью 129 ТК РФ», внесенным в Госдуму ФС РФ 22.01.2014, вводится определение минимального размера оплаты труда. Под МРОТ предлагается понимать вознаграждение за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, без учета компенсационных и стимулирующих выплат. Предлагаемое определение МРОТ совпадает с тем, которое дано в ст. 95 КЗоТ Украины. В случае принятия законопроекта не меньше МРОТ должен быть лишь оклад за работу, не требующую квалификации или образования, а разные выплаты (премии, доплаты, надбавки за вредность, компенсации за сверхурочную работу и др.) МРОТ включать не будет.

Таблица 2. Различия в сроках выплаты заработной платы и ответственности за ее задержку

Различия в сроках выплаты заработной платы и ответственности за ее задержку

Прочитайте полезные статьи по теме:

При этом работодателям рекомендовано производить перерасчет задолженности по зарплате, образовавшейся до 01.06.2014, с украинской гривны на российский рубль по коэффициенту курса, установленного Центробанком России на 01.06.2014.

В дальнейшем организации Крыма и Севастополя всех форм собственности независимо от организационно-правовых форм должны будут соблюдать федеральный МРОТ в размере 5554 руб.

В статье 133 ТК РФ раскрывается еще одно понятие – минимальная заработная плата, которую могут устанавливать субъекты РФ в рамках региональных соглашений о минимальной заработной плате: она должна быть не ниже федерального МРОТ. Установленный таким образом размер минимальной зарплаты применяется работодателями в соответствующих субъектах РФ, в том числе организациями государственного сектора, кроме федеральных государственных учреждений. Данное понятие не идентично определению «минимальная заработная плата», которым оперирует украинское законодательство.

Эти принципиальные различия, приведенные в таблице 1, работодатели должны учитывать при подготовке документов, связанных с установлением оплаты труда. В отличие от законодательства Украины (ст. 95 КЗоТ Украины, п. 5 ст. 38 Бюджетного кодекса Украины, ст. 8 Закона Украины от 16.01.2014 № 719-VII «О Государственном бюджете Украины на 2014 год») в российском законодательстве не установлен размер минимальной почасовой оплаты, то есть у нас нет гарантий для неполной занятости.

Таблица 3. Сходства и различия в составе компенсационных выплат 

Сходства и различия в составе компенсационных выплат

Прочитайте полезные статьи по теме:

Выплата заработной платы и компесационные выплаты

Правовое регулирование порядка и сроков выплаты заработной платы, ответственности за ее задержку, а также состав и размеры компенсационных выплат в России и Украине имеют определенные различия, представленные в таблицах 2 и 3.

Прочитайте полезные статьи по теме:

Обратите внимание: компенсация потери части заработной платы в связи с нарушением сроков ее выплаты по украинскому законодательству осуществляется в соответствии с индексом роста цен на потребительские товары и тарифов на услуги в порядке, установленном действующим законодательством. Отдельная ответственность предусмотрена за задержку расчета при увольнении: в случае невыплаты причитающихся работнику сумм в день увольнения (при отсутствии спора об их размере) организация должна выплатить работнику его средний заработок за все время задержки по день фактического расчета (ст. 116, 117 КЗоТ Украины).

Статья опубликована в журнале "Справочник кадровика" №11, 2014г.

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      Актуально





      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года

      
      • Мы в соцсетях
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение статьи

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль