Переход на российское законодательство работодателей, находящихся в Крыму и Севастополе

67
В течение переходного периода крымские и севастопольские работодатели должны переоформить трудовые отношения со своими работниками в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Помимо Кодекса трудовые отношения в этих компаниях регулируются в указанный период нормативными правовыми актами, принятыми Автономной Республикой Крым и г. Севастополем до присоединения этих территорий к России или до принятия соответствующего нормативного правового акта РФ, а также нормативными правовыми актами Республики Крым и города федерального значения Севастополя, если эти документы не противоречат Конституции РФ (ч. 2, 3 ст. 23 Закона № 6-ФКЗ).

Трудовые отношения в переходный период

Порядок регулирования трудовых отношений в Крыму в период с 18.03.2014 по 31.12.2014 установлен в п. 2 постановления Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 № 2025-6/14 «О регулировании трудовых отношений в Республике Крым в переходный период» (далее – Постановление от 11.04.2014).

В этом документе, в частности, предусмотрены следующие правила:

Правило 1. Оформление трудовых отношений с работниками в течение переходного периода до его окончания или до принятия соответствующего нормативного правового акта Республики Крым осуществляется на основании законодательства о труде Российской Федерации. Исключение из правила предусмотрено только для лиц, занимающих должности государственных служащих в органах власти Республики Крым, а также в территориальных органах центральных органов исполнительной власти Украины, расположенных в Республике Крым, и их структурных подразделениях по состоянию на 18.03.2014: прием на государственную службу таких лиц осуществляется без проведения конкурса.

Правило 2. Увольнение всех без исключения работников в течение переходного периода должно производиться в соответствии с законодательством Украины, действовавшим на 18.03.2014.

Правило 3. Оплата труда работников, госслужащих, должностных лиц местного самоуправления, денежное довольствие военнослужащих в Крыму осуществляются в порядке, действовавшем на 18.03.2014, в пределах ранее утвержденных фондов оплаты труда.

Прочитайте полезные статьи по теме:

Аналогичного нормативного правового акта для города федерального значения Севастополя нет.

Таблица 1. Основные отличия МРОТ от минимальной заработной платы

Основные отличия МРОТ от минимальной заработной платы

Минимальная заработная плата

В переходный период крымские работодатели должны соблюдать минимальные гарантии по оплате труда, установленные законодательством РФ. Это касается и минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Зарплата сотрудника, полностью отработавшего месячную норму времени или выполнившего нормы труда, с учетом всех доплат, надбавок, стимулирующих и компенсационных выплат не может быть ниже федерального или регионального МРОТ, если он установлен в субъекте РФ (ч. 3 ст. 133, ч. 1, 4 ст. 1331 ТК РФ). При этом МРОТ в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом (ч. 4 ст. 133  ТК РФ). В то же время должностной оклад может быть меньше установленного МРОТ, так как оклад является составной частью заработной платы (ст. 129 ТК РФ).

С 01.01.2014 федеральный МРОТ составляет 5554 руб. в месяц.

Согласно постановлению Государственного Совета Республики Крым от 09.07.2014 № 2358-6/14, вступившему в силу 01.06.2014, работодателям рекомендован для установления оплаты труда МРОТ в размерах:

  • 4628 руб. – с 01.06.2014;
  • 4750 руб. – с 01.07.2014;
  • 4944 руб. – с 01.10.2014.

Кстати сказать, до настоящего времени ни в Трудовом кодексе РФ, ни в Федеральном законе от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (далее – Закон № 82-ФЗ) не раскрывается понятие МРОТ в отличие от законодательства Украины.

Прочитайте полезные статьи по теме:

Согласно ст. 95 Кодекса законов о труде Украины, ч. 1, 2 ст. 3 Закона Украины от 24.03.1995 № 108/95-ВР «Об оплате труда» минимальная заработная плата – это законодательно установленный размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может производиться оплата за выполненную работником месячную, а также почасовую норму труда (объем работ); в минимальную заработную плату не включаются доплаты, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты. Таким образом, по украинскому законодательству МРОТ – это минимальный размер тарифной ставки или оклада.

По совокупности норм ТК РФ под МРОТ обычно понимается заработная плата, которая выплачивается за выполнение трудовой функции в соответствии с трудовым договором и включает в себя помимо оклада (тарифной ставки) доплаты и надбавки компенсационного характера, стимулирующие выплаты (премии, поощрительные выплаты) (ст. 129, ч. 3 ст. 133, ст. 135 ТК РФ). В сумме все эти выплаты не могут быть ниже МРОТ. В связи с этим трудовое законодательство РФ допускает установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы в размере меньше МРОТ (письмо Минздравсоцразвития России от 09.07.2010 № 22-1-2194).

Законопроектом № 434587-6 «О внесении изменений в статью 129 ТК РФ», внесенным в Госдуму ФС РФ 22.01.2014, вводится определение минимального размера оплаты труда. Под МРОТ предлагается понимать вознаграждение за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, без учета компенсационных и стимулирующих выплат. Предлагаемое определение МРОТ совпадает с тем, которое дано в ст. 95 КЗоТ Украины. В случае принятия законопроекта не меньше МРОТ должен быть лишь оклад за работу, не требующую квалификации или образования, а разные выплаты (премии, доплаты, надбавки за вредность, компенсации за сверхурочную работу и др.) МРОТ включать не будет.

Таблица 2. Различия в сроках выплаты заработной платы и ответственности за ее задержку

Различия в сроках выплаты заработной платы и ответственности за ее задержку

Прочитайте полезные статьи по теме:

При этом работодателям рекомендовано производить перерасчет задолженности по зарплате, образовавшейся до 01.06.2014, с украинской гривны на российский рубль по коэффициенту курса, установленного Центробанком России на 01.06.2014.

В дальнейшем организации Крыма и Севастополя всех форм собственности независимо от организационно-правовых форм должны будут соблюдать федеральный МРОТ в размере 5554 руб.

В статье 133 ТК РФ раскрывается еще одно понятие – минимальная заработная плата, которую могут устанавливать субъекты РФ в рамках региональных соглашений о минимальной заработной плате: она должна быть не ниже федерального МРОТ. Установленный таким образом размер минимальной зарплаты применяется работодателями в соответствующих субъектах РФ, в том числе организациями государственного сектора, кроме федеральных государственных учреждений. Данное понятие не идентично определению «минимальная заработная плата», которым оперирует украинское законодательство.

Эти принципиальные различия, приведенные в таблице 1, работодатели должны учитывать при подготовке документов, связанных с установлением оплаты труда. В отличие от законодательства Украины (ст. 95 КЗоТ Украины, п. 5 ст. 38 Бюджетного кодекса Украины, ст. 8 Закона Украины от 16.01.2014 № 719-VII «О Государственном бюджете Украины на 2014 год») в российском законодательстве не установлен размер минимальной почасовой оплаты, то есть у нас нет гарантий для неполной занятости.

Таблица 3. Сходства и различия в составе компенсационных выплат 

Сходства и различия в составе компенсационных выплат

Прочитайте полезные статьи по теме:

Выплата заработной платы и компесационные выплаты

Правовое регулирование порядка и сроков выплаты заработной платы, ответственности за ее задержку, а также состав и размеры компенсационных выплат в России и Украине имеют определенные различия, представленные в таблицах 2 и 3.

Прочитайте полезные статьи по теме:

Обратите внимание: компенсация потери части заработной платы в связи с нарушением сроков ее выплаты по украинскому законодательству осуществляется в соответствии с индексом роста цен на потребительские товары и тарифов на услуги в порядке, установленном действующим законодательством. Отдельная ответственность предусмотрена за задержку расчета при увольнении: в случае невыплаты причитающихся работнику сумм в день увольнения (при отсутствии спора об их размере) организация должна выплатить работнику его средний заработок за все время задержки по день фактического расчета (ст. 116, 117 КЗоТ Украины).

Статья опубликована в журнале "Справочник кадровика" №11, 2014г.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Актуально


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение статьи

Вы находитесь на первом профессиональном сайте для специалистов по кадрам. Здесь Вы найдете актуальные новости и статьи по кадровому делопроизводству и трудовому законодательству.

Ваш подарок при регистрации: номер журнала "Справочник кадровика" со всеми образцами и шаблонами документов!
Тема номера: Как подготовиться к проверке ГИТ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль