PRO-персонал

Особенности альтернативной гражданской службы

  • 8 декабря 2016
  • 404

Главное отличие альтернативной гражданской службы от обычных видов трудовой деятельности связано с не вполне добровольным характером ее осуществления.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (далее – Закон об альтернативной гражданской службе) это особый вид трудовой занятости в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. И поскольку последняя является обязательной для определенной категории граждан России, альтернативная гражданская служба, в случае если ее проходят вместо военной, также носит обязательный характер, что влечет за собой такие, в частности, последствия, как невозможность отказа от заключения трудового договора, запрет на увольнение по собственному желанию и т. п. Таким образом, альтернативная гражданская служба (далее также АГС) по целому ряду признаков подпадает под определение принудительного труда, однако не является таковым в силу прямого указания ч. 4 ст. 4 ТК РФ. В то же время, в отличие от военной службы по призыву, альтернативную гражданскую службу нельзя считать полностью недобровольной, так как у граждан призывного возраста в соответствии со ст. 2 Закона об альтернативной гражданской службе возникает право, а не обязанность проходить АГС.

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется ТК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Законом об альтернативной гражданской службе.

Как без ошибки провести конкурс на госслужбе>>>

Обратите внимание!

Альтернативная гражданская служба является трудовой деятельностью, а не разновидностью военной службы.

Практический вопрос на тему альтернативной гражданской службы

Есть ли какие-то ограничения по работам и профессиям, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу?

Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие АГС, а также организаций, где предусмотрено ее прохождение, определяются в порядке, установленном Правительством РФ. В своем постановлении от 11.12.2003 № 750 «Об организации альтернативной гражданской службы» Правительство РФ указало, что федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, заинтересованные в направлении граждан для прохождения такой службы в подведомственные им организации, представляют в установленном порядке в Минтруд России как специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по организации альтернативной гражданской службы предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие АГС, и организаций, где предлагается предусмотреть ее прохождение, а также предложения по количеству граждан, которые могут быть приняты для прохождения такой службы в указанные организации.

В настоящее время действуют перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается ее прохождение, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 03.02.2012 № 77н и приказами Минтруда России от 06.02.2013 № 45н и от 27.02.2014 № 110н.

Обратите внимание!

В соответствии с Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 специальным уполномоченным органом по организации альтернативной гражданской службы является Минтруд России.

Прочитайте полезные статьи по теме:

При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на АГС, и места ее прохождения учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.

Кстати сказать, согласно ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина России. Он несет военную службу в соответствии с федеральным законом. При этом часть 3 этой же статьи говорит, что гражданин РФ в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право заменить ее альтернативной гражданской службой. Аналогичная норма, дающая гражданам право на замену военной службы альтернативной гражданской, предусмотрена ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о военной службе).

Право на альтернативную гражданскую службу имеет подлежащий призыву на военную службу гражданин, если:

  • несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
  • он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

  • в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
  • в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ;
  • в организациях Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.

Прочитайте полезные статьи по теме:

Этапы возникновения трудовых отношений с гражданином, направляемым на альтернативную службу

Какие обязательные этапы предшествуют возникновению трудовых отношений между работодателем и гражданином, направляемым для прохождения альтернативной гражданской службы?

Этап 1. Необходимой правовой предпосылкой заключения трудового договора с гражданином о прохождении им АГС является заключение призывной комиссии о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, вынесенное в соответствии с действующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Для этого гражданин подает в военный комиссариат заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской, указывая причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом.

По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Прочитайте полезные статьи по теме:

Этап 2. Прохождение гражданином, получившим заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской, медицинского освидетельствования. В соответствии с ч. 6 ст. 12 Закона об альтернативной гражданской службе такому гражданину вручается повестка с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на АГС.

Медицинское освидетельствование лиц, направляемых на альтернативную гражданскую службу, осуществляется в порядке, определенном Законом о военной службе для граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Решение о направлении на АГС принимается призывной комиссией в соответствии с заключением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской при отсутствии оснований для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу.

Обратите внимание!

Образцы удостоверения и учетной карты гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 19.10.2004 № 167

Этап 3. К месту прохождения альтернативной гражданской службы гражданина направляет военный комиссар в соответствии с решением призывной комиссии и согласно плану специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Направляемый на АГС является в военный комиссариат в срок, указанный в повестке, и получает под расписку предписание для убытия к месту альтернативной гражданской службы, а также удостоверение и учетную карту гражданина, проходящего такую службу. Прибыть к месту прохождения АГС следует в указанные в предписании сроки.

Для обеспечения проезда граждан, направленных на альтернативную гражданскую службу, к месту ее прохождения военные комиссариаты выдают им воинские перевозочные документы на проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом общего пользования в порядке, установленном для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

В день выдачи предписания военный комиссариат уведомляет организацию, в которую направляет гражданина, о сроке его прибытия.

Практический вопрос на тему альтернативной гражданской службы

В соответствии с уведомлением структурного подразделения военкомата гражданин должен был прибыть 2 сентября 2014 г. для прохождения альтернативной гражданской службы, но в указанный день не объявился. Обязан ли работодатель предпринимать какие-то действия по поиску гражданина и если да, то в какие сроки?

Если гражданин не прибыл вовремя в организацию, руководитель не должен искать его. Единственное, что в данной ситуации следует сделать работодателю, так это немедленно уведомить обо всем военный комиссариат и федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация.

Документы для альтернативной гражданской службы

Какие документы должен предъявить гражданин, прибывший в организацию для прохождения альтернативной гражданской службы?

Прочитайте полезные статьи по теме:

В этой ситуации гражданин предъявляет работодателю следующие документы:

  • предписание;
  • паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий;
  • удостоверение и учетную карту;
  • документы на проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы;
  • трудовую книжку, за исключением случая, когда трудовой договор заключается впервые;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (при наличии);
  • ж) документы об образовании, квалификации или владении специальными знаниями (при наличии);
  • документы воинского учета.

Необходимо иметь в виду, что проездные документы, полученные в обмен на воинские перевозочные, гражданин в трехдневный срок сдает в отдел кадров для последующей их отправки с сопроводительным письмом (приложение 1) в выдавший их военный комиссариат (п. 4 Правил компенсации за счет средств федерального бюджета расходов, связанных с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, утв. постановлением Правительства РФ от 05.10.2004 № 518).

Приложение 1. Пример оформления сопроводительного письма к проездным документам гражданина, прибывшего для прохождения альтернативной гражданской службы

Пример оформления сопроводительного письма к проездным документам гражданина, прибывшего для прохождения альтернативной гражданской службы 

Заключение срочного договора 

По прибытии гражданина, направленного на АГС, к месту ее прохождения с ним заключается срочный трудовой договор. Процедура является обязательной как для гражданина, так и для работодателя. На последнего также возлагается обязанность в трехдневный срок уведомить о заключении срочного трудового договора военный комиссариат, направивший гражданина на альтернативную гражданскую службу (приложение 2), а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация.

Обратите внимание!

Испытание при приеме на работу гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, не устанавливается.

Прочитайте полезные статьи по теме:

Приложение 2. Пример оформления уведомления военного комиссариата о заключении срочного трудового договора с гражданином, прибывшим для прохождения альтернативной гражданской службы

 Пример оформления уведомления военного комиссариата о заключении срочного трудового договора с гражданином, прибывшим для прохождения альтернативной гражданской службы

Практический вопрос на тему альтернативной гражданской службы

С 12 декабря 2011 г. работники, проходящие альтернативную гражданскую службу, обязаны состоять на воинском учете по месту прохождения службы. Однако порядок такого учета не установлен. Чем должны руководствоваться работодатель и работник для выполнения своих обязанностей по воинскому учету?

Гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, обязан состоять на воинском учете по месту пребывания. Учет осуществляют военкоматы и органы местного самоуправления в порядке, определяемом Министерством обороны РФ (п. 39 Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719; далее – Положение о воинском учете). Однако до настоящего времени такой порядок не установлен, в связи с чем необходимо руководствоваться общими положениями (нормами) воинского учета, принимая во внимание некоторые особенности прохождения альтернативной гражданской службы.

Так, в соответствии с подп. «а» п. 32 Положения о воинском учете работодателю следует направить в военкомат в двухнедельный срок сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятых на работу в организацию. В то же время п. 40 Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утв. постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 № 256 (далее – Положение), предписывает работодателю уведомлять военный комиссариат по месту прохождения этой службы о заключении срочного трудового договора с работником, прибывшим для прохождения альтернативной гражданской службы, в трехдневный срок. Представляется, что при определении срока отправки уведомления нужно руководствоваться документом, устанавливающим особенности прохождения АГС.

При этом в форму направления сведений о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятых на работу, установленную Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, утв. Генеральным штабом ВС РФ, вносится дополнительная информация о том, что принятый работник прибыл для прохождения альтернативной гражданской службы (с датой прибытия), а также о дате и номере заключенного срочного трудового договора.

Заметим, что Закон об альтернативной гражданской службе не предусматривает механизма аннулирования трудового договора. Однако в судебной практике имеются примеры применения и общих норм трудового законодательства.

Так, Х. обратился в суд с иском к ГУЗ КО «Областной противотуберкулезный диспансер», указав, что он проходит в названном учреждении альтернативную гражданскую службу. Заключением независимой военно-врачебной экспертизы, проведенной ФБУЗ «Центр медицинской и социальной реабилитации», он был признан ограниченно годным к военной службе. В связи с этим Х. обратился к ответчику с заявлением, в котором просил уволить его с альтернативной гражданской службы, и получил ответ, что его трудовой договор с ГУЗ «Областной противотуберкулезный диспансер» аннулирован. В судебном заседании истец просил признать приказ об аннулировании трудового договора незаконным, обязать ответчика в трехдневный срок с момента вступления решения по данному делу в законную силу подготовить и направить должностному лицу представление об увольнении Х. с альтернативной гражданской службы в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе.

Представитель ответчика иск не признал. Пояснил, что в соответствии с требованиями действующего законодательства к правоотношениям, связанным с альтернативной гражданской службой, применяются положения трудового законодательства в части, не урегулированной специальным законом. Поскольку истец не приступил к исполнению трудовых обязанностей в ноябре 2009 г., работодатель аннулировал трудовой договор с истцом, уведомив об этом военкомат Калининградской области, а также министерство социальной политики и труда, которое занимается организацией альтернативной гражданской службы в области. Таким образом, трудовые отношения у сторон не возникали, в связи с чем не имеется и оснований для увольнения истца в том порядке, который предусмотрен Положением. Истец прибыл в диспансер, заключил трудовой договор, но не приступил к работе – договор с ним был аннулирован, так что п. 38 Положения, предусматривающий порядок действий работодателя в случае, если гражданин не прибыл в организацию для прохождения службы, к правоотношениям применен быть не может.

Суд, рассматривая данное дело, указал, что согласно ч. 3 ст. 1 Закона об альтернативной гражданской службе статус граждан, проходящих такую службу, устанавливается законом в соответствии с Конституцией РФ. Трудовая деятельность лиц, проходящих АГС, регулируется ТК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Законом об альтернативной гражданской службе.

Истец фактически не приступил к исполнению возложенных на него трудовых обязанностей. И работодатель воспользовался правом, предусмотренным частями 2, 3, 4 ст. 61 ТК РФ. Согласно положениям ст. 1 Закона об альтернативной гражданской службе, если работник не приступил к выполнению трудовой функции в первый день работы, его трудовой договор может быть аннулирован. В этом случае он считается незаключенным.

Порядок прохождения АГС регулируется Законом об альтернативной гражданской службе, другими федеральными законами, Положением и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. 

Статья опубликована в журнале "Справочник кадровика" №9, 2014г.

Оформить подписку
logo
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или зарегистрируйтесь через социальные сети
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или зарегистрируйтесь через социальные сети
Зарегистрироваться
Пройдите простую регистрацию за одну минуту и получите бесплатный доступ к прочтению статьи прямо сейчас!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или зарегистрируйтесь через социальные сети.
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.