PRO-персонал

Депортация и административное выдворение иностранного работника: обязанности работодателя

  • 22 ноября 2016
  • 395

Пребывание иностранного гражданина на территории нашего государства всегда ограничено определенным сроком. Когда по своей вине или по не зависящим от него обстоятельствам иностранец лишается права находиться в России, уполномоченные органы принимают решение о его депортации.

Если же он совершит административное правонарушение, то подлежит административному выдворению – по сути, принудительной высылке из РФ.

Сами по себе депортация и административное выдворение иностранных граждан – задачи государства. Но и работодателю необходимо разбираться в этих процедурах, поскольку на него могут быть возложены определенные обязательства в связи с их проведением. Не говоря уже о том, что нужно понимать, по какому основанию будут прекращены в этом случае трудовые отношения.

Новая ответственность за нарушения в персданных. За что и на сколько теперь будут штрафовать>>>

Административное выдворение иностранного работника

Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных лиц через государственную границу РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ (ст. 3.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Административное выдворение устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства как мера административного наказания. Оно назначается судьей, а в случае совершения административного правонарушения при въезде в РФ, – соответствующими должностными лицами.

Главное отличие административного выдворения от депортации в том, что последняя применяется в случае нарушения иностранцем срока выезда из РФ по окончании законных оснований пребывания на российской территории. Административное же выдворение – это наказание за совершение правонарушения, установленного определенными статьями КоАП РФ (табл. 1), и может быть применено в случае, если сроки законного пребывания не истекли.

Таблица 1. Правонарушения, за совершение которых предусмотрено административное выдворение

Правонарушения, за совершение которых предусмотрено административное выдворение

Общий порядок административного выдворения иностранных граждан во многом аналогичен порядку депортации. Он закреплен в ст. 34 Закона № 115-ФЗ, пп. 35–60 приказа от 12.10.2009 и ст. 109.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Обязанности работодателя при административном выдворении и депортации

Как в случае депортации, так и при административном выдворении работодатель должен быть уведомлен о принятом решении. Какие же последствия это влечет для компании, что надо знать и к чему необходимо быть готовым?

Ситуация 1. Работодатель является пригласившей стороной (то есть иностранный гражданин прибыл в РФ в порядке, требующем получения визы): он оформил разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, разрешение на работу для иностранного сотрудника и приглашение на въезд в целях осуществления трудовой деятельности.

В этом случае депортация (административное выдворение) осуществляется за счет средств иностранного гражданина – при наличии решения о его высылке. При отсутствии у экс-работника таких средств расходы по его депортации (выдворению) из РФ должен возместить работодатель. Данная обязанность вменяется ему согласно п. 5 и 6 ст. 31, п. 1 и 2 ст. 34 Закона № 115-ФЗ.

Ситуация 2. Работодатель не является пригласившей стороной (то есть он принял на работу иностранного гражданина, прибывшего в РФ в безвизовом порядке).

Если в отношении безвизового иностранного работника принято решение о депортации или выдворении, соответствующие средства с работодателя не взыскиваются, поскольку он не является стороной, пригласившей иностранного гражданина, по смыслу ст. 18 Закона № 115-ФЗ.

Ситуация 3. Нарушения, послужившие основанием для депортации (выдворения) иностранца, были допущены не только им самим, но и работодателем (например, он использовал труд иностранного гражданина не по той специальности, которая была указана в разрешении на работу).

В этом случае работодатель может быть привлечен к административной ответственности по соответствующей статье КоАП РФ.

Но какими бы ни были основания для депортации или административного выдворения, работодатель должен понимать, что такое решение всегда является основанием для расторжения трудового договора с иностранным гражданином.

По какому основанию прекращается трудовой договор с иностранным работником, в отношении которого вынесено решение об административном выдворении?

Если суд вынес решение об административном выдворении иностранного гражданина, его увольнение производится со ссылкой на п. 8 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ (дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору). В приказе об увольнении в качестве основания следует указать соответствующее решение суда (приложение 1).

Приложение 1. Пример оформления приказа об увольнении по п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ

Пример оформления приказа об увольнении по п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ

По какому основанию расторгается трудовой договор с иностранным работником, в отношении которого принято решение о депортации?

Решение о депортации, как правило, связано с истечением срока действия или аннулированием разрешительных документов, на основании которых иностранный гражданин имел право жить и работать в России. Поэтому в большинстве случаев трудовые отношения прекращаются по п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ: в связи с истечением срока действия или лишением работника специального права в соответствии с законодательством РФ, если это влечет за собой невозможность исполнения обязанностей по трудовому договору.

Но связано ли прекращение трудовых отношений в рассматриваемой ситуации с лишением специального права или истечением срока его действия? В пункте 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ указано, какие специальные права имеет в виду законодатель. В первую очередь это право на управление транспортным средством, на ношение оружия, другие права, предоставленные на основе различных лицензий, и т. п. Полагаем, что право на осуществление трудовой деятельности вряд ли можно поставить в один ряд с перечисленными специальными правами.

Есть мнение, что увольнение иностранца в данном случае обусловлено возникновением установленных Законом № 115-ФЗ ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, когда это исключает возможность исполнения обязанностей по трудовому договору, и должно производиться по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Однако в указанном пункте речь идет об ограничении права заниматься каким-то определенным видом трудовой деятельности, а не трудовой деятельностью как таковой.

В статье 77 ТК РФ указаны общие основания прекращения трудового договора, а также сказано, что он может быть расторгнут и по другим основаниям, предусмотренным ТК РФ и иными федеральными законами. Так, в п. 9.3 ст. 18 Закона № 115-ФЗ говорится следующее: в случае аннулирования разрешения на работу или истечения срока его действия, если отсутствуют основания для продления указанного срока либо если иностранный гражданин не предпринял действия, требуемые для такого продления, его трудовой договор подлежит прекращению. Полагаем, что в случае аннулирования разрешения на работу или истечения срока его действия трудовой договор с иностранным сотрудником должен быть расторгнут на основании п. 9.3 ст. 18 Закона о правовом положении иностранных граждан. Это основание увольнения должно указываться и в приказе о прекращении трудового договора (приложение 2), и в трудовой книжке иностранца. В качестве основания в приказе следует указать решение органа ФМС России или иного уполномоченного органа, его дату и номер.

Приложение 2. Пример оформления приказа об увольнении по п. 9.3 ст. 18 Закона № 115-ФЗ

Пример оформления приказа об увольнении по п. 9.3 ст. 18 Закона № 115-ФЗ  

Напомним, что после расторжения трудового договора с «безвизовым» иностранцем работодатель обязан в течение трех рабочих дней уведомить об этом органы ФМС России и службы занятости населения (п. 9 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ).

Статья опубликована в журнале "Справочник кадровика" №8, 2014г.

Оформить подписку
logo
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или зарегистрируйтесь через социальные сети
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или зарегистрируйтесь через социальные сети
Зарегистрироваться
Пройдите простую регистрацию за одну минуту и получите бесплатный доступ к прочтению статьи прямо сейчас!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или зарегистрируйтесь через социальные сети.
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.