PRO-персонал

Конфликт интересов педагогического работника

  • 8 ноября 2016
  • 852

Законом об образовании в правовое регулирование образовательной сферы введено понятие «конфликт интересов педагогического работника». Сущность конфликта интересов заключается в противоречии между личным интересом и профессиональной обязанностью.

Определение конфликта интересов педагогического работника раскрывает п. 33 ст. 2 Закона об образовании: «Это ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся».

Применительно к педагогическому работнику речь идет о ситуациях, когда при осуществлении трудовой деятельности он сталкивается с возможностью получения какой-либо материальной или нематериальной выгоды в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения профессиональных обязанностей.

Как кадровику образовательной организации подготовиться к новому учебному году>>>

Как видим, ситуация конфликта интересов в педагогической деятельности является слабо формализованной, и на практике, безусловно, как у работников, так и у руководителей образовательных организаций и контролирующих органов неизбежно возникает вопрос, есть ли в той или иной конкретной ситуации конфликт интересов.

Конфликт интересов: история вопроса

Сам термин «конфликт интересов» появился в отечественном законодательстве достаточно давно. Причем если в некоторых актах это понятие присутствует, но не разъясняется, как, например, в ст. 5 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», то в других, скажем в ст. 36.24 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», дается его определение. В целом для конфликта интересов в сфере предпринимательской деятельности характерно наличие (или возможность наличия) трех объективных компонентов: противоречия интересов, крупного убытка или неправомерного деяния (его сокрытия) и причинной связи между ними.

Термин «конфликт интересов» в контексте деятельности государственных и муниципальных служащих стал применяться несколько позже, в основном в связи с проблемой коррупционного поведения – в целях предотвращения влияния на публичного служащего каких-либо частных интересов, которые могут сказаться на выполнении им должностных обязанностей. Впервые в сфере служебной деятельности данный термин появился в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Позднее практически аналогичное определение конфликта интересов было введено в Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Наконец, Закон № 273-ФЗ определил конфликт интересов на государственной или муниципальной службе как ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Когда возникает конфликт интересов

Не секрет, что преподаватели многих образовательных организаций оказывают платные услуги по подготовке к поступлению. Не возникает ли в этой ситуации конфликт интересов?

Сам Закон об образовании косвенно называет лишь один случай конфликта интересов – оказание педагогом платных услуг учащимся по месту работы. В соответствии с ч. 2 ст. 48 указанного Закона педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги учащимся данной организации, если это приводит к конфликту интересов. Таким образом, Закон об образовании не запрещает так называемое репетиторство, в том числе и в организации, где преподаватель работает на постоянной основе, а лишь указывает, что такая деятельность может привести к конфликту интересов и уже в этом случае подлежит запрету. Что касается рассматриваемой ситуации, проблем с привлечением репетитора быть не должно, так как поступающие еще не являются учащимися образовательной организации.

Репетиторство является наиболее очевидным случаем, когда в деятельности педагогического работника может возникнуть конфликт интересов. Но, разумеется, возможны и иные ситуации.

Членство в жюри конкурсных мероприятий, олимпиад с участием своих учеников (прежде всего в учреждениях среднего образования); распределение льгот, поездок, стажировок и иных бонусов для обучающихся; вступление в отношения гражданско-правового характера (получение услуг, приобретение товаров у учащихся или их родителей) и др.

Исчерпывающего перечня конфликтов интересов нет и быть не может, в силу чего педагогам всегда следует иметь в виду возможность их возникновения. Рассмотрением спорных вопросов должна заниматься комиссия по урегулированию споров данной организации.

Урегулирование конфликта интересов в педагогической деятельности

Закон об образовании содержит нормы, касающиеся урегулирования конфликта интересов в педагогической деятельности, правда, информации дает мало.

Так, статья 45 Закона об образовании предусматривает необходимость создания в образовательных учреждениях комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. В компетенцию комиссии входит и рассмотрение вопроса о возникновении конфликта интересов педагогического работника.

Читайте также:

Как формируется комиссия по урегулированию споров?

Такая комиссия создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. Таким образом, при соблюдении указанного соотношения две трети членов комиссии будут представлять учеников и только треть – работников организации. Правда, следует иметь в виду, что не во всякой организации, осуществляющей образовательную деятельность, есть как несовершеннолетние, и совершеннолетние учащиеся. В таких случаях, очевидно, в состав комиссии будут входить представители работников и обучающихся на паритетной основе.

Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов учащихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии) (ч. 6 ст. 45 Закона об образовании). Таким образом, регулирование собственно процедурных вопросов функционирования таких комиссий отнесено к компетенции самих образовательных учреждений.

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, целесообразно разработать и утвердить такой локальный нормативный акт, как Положение о конфликте интересов педагогического работника. В нем могли бы найти отражение следующие вопросы:

  • примерный перечень конфликтов интересов;
  • права и обязанности участников образовательных отношений в связи с конфликтом интересов;
  • процедуры урегулирования конфликта интересов и недопущения негативных последствий в случае его возникновения и др.

Впрочем, все эти вопросы можно прояснить и в Положении о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Обратите внимание!

Образовательная организация должна утвердить Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в котором следует решить все вопросы, связанные с ее деятельностью

Какую юридическую силу имеют решения комиссии по урегулированию споров?

Решение комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением. Однако оно может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 45 Закона об образовании).

Нарушение педагогом требований о недопущении конфликта интересов может повлечь применение к нему мер юридической ответственности. Исходя из п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, трудовой договор с ним может быть расторгнут, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя. Таким образом, данные нормы трудового законодательства имеют диспозитивный характер, то есть увольнение педагога, не принявшего меры по недопущению или разрешению конфликта интересов, является возможным, но не обязательным.

Впрочем, применение указанных положений в отношении преподавателей на практике затруднено, и вот почему.

Во-первых, законодательство об образовательной деятельности, в отличие от законодательства о государственной и муниципальной службе, прямо не устанавливает обязанность педагогических работников не допускать конфликта интересов и информировать о его возникновении. Соответственно, и уволить работника за несоблюдение обязанности, которая в отношении него не установлена, вряд ли возможно. Единственным исключением, пожалуй, является ч. 2 ст. 48 Закона об образовании, которая запрещает педагогическим работникам заниматься репетиторской деятельностью в организации, где он работает, если это приводит к конфликту интересов, поскольку в данном случае допустимо говорить о несоблюдении педагогом обязанности воздерживаться от совершения определенных действий.

Во-вторых, как отмечалось выше, п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ допускает возможность увольнения работника, не выполнившего обязанности, установленные в связи с конфликтом интересов, только если указанные действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя. Вполне очевидно, что в случае возникновения спора по поводу законности увольнения на работодателя ляжет бремя доказывания не только факта возникновения конфликта интересов и соблюдения всех связанных с его установлением и урегулированием процедур, но и фактов непринятия работником мер по его предотвращению или урегулированию, а также того, что данные обстоятельства дают основания для утраты доверия к работнику. Представляется, что сделать это будет весьма непросто, по крайней мере в случае единичного нарушения. 

Статья опубликована в журнале "Справочник кадровика" №7, 2014г.

Оформить подписку
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или зарегистрируйтесь через социальные сети
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или зарегистрируйтесь через социальные сети
Зарегистрироваться
Пройдите простую регистрацию за одну минуту и получите бесплатный доступ к прочтению статьи прямо сейчас!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или зарегистрируйтесь через социальные сети.
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.